Отражение Великой Отечественной войны в творчестве кубанских поэтов
статья (9 класс)

Кураева Светлана Викторовна

Анализ произведений кубанских писателей о войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Отражение Великой Отечественной войны в творчестве  кубанских   писателей и поэтов.                                                                                         Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое – правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, – об этом пусть судят сами писатели.

Эрнест Хемингуэй

Клокоча яростной силой ушёл беспримерный двадцатый век, залив кровью половину земного шара. В нём остались величайшие трагедии народов, неслыханные страдания и громовые победы, перекроившие мир.                  Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории нашей страны, которые навсегда останутся в памяти народа, поскольку военные тяжести наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели страшные последствия.                                                                                   Ещё долго мы не сможем разобраться с её наследием. И кому, как не писателям, лучше всего понимать это. Ведь война – событие, которое надо было не только когда – то пережить, но и сегодня осмыслить.                 Говорят, что первой жертвой на войне становится правда. Писатель-фронтовик Виктор Астафьев, вспоминая слова Константина Симонова «Всю правду знает только народ», говорил, что теперь этой правды о войне никто не знает, знают образ войны, созданный художественным кинематографом и миллионами лживых книг.                                                                                   Когда к одному из недавних юбилеев победы над фашисткой Германией надумали выпустить книжкой сводки   Советского информбюро, то, перечитав их, от этой идеи отказались - очень уж многое требовало серьезных уточнений, исправлений, опровержений. Власти предержащие правды боялись, неприглядную правду старались припудрить, даже скрыть (о сдаче врагу некоторых крупных городов Советское информбюро не сообщало), но правды жаждал воюющий народ, она была ему необходима, чтобы самоотверженно сражаться, надо осознать масштаб нависшей над страной опасности. Так страшно началась для нас война, на таком краю, в двух шагах от пропасти, мы оказались, что выбраться можно было только прямо глядя жестокой правде в глаза, до конца осознав ту всю меру своей ответственности за исход войны.        Страна пришла к победе на последнем дыхании, разоренной, обезлюдевшей - почти полностью были скошены целые поколения. Тысячи сел были сожжены дотла, сотни городов превращены в руины. Великая - действительно великая, определившая судьбу страны и мира, - победа была нестерпимо горькой.                                 Вот какой виделась Родина и Победа тогда очень разным поэтам, но совпадение – поразительное.                                                                     

        Отец  ушёл из жизни рано –                                         Сгубили фронтовые раны.                                                В колхозе мать судьбину – ношу                                         Везла, как фронтовая лошадь.                                                 Усталость маму с ног сбивала,                                                 Она не плакала – стонала.                                                 Придёт к могиле с хлебным квасом                                          И фразу выдохнет одну:                                                                 «Вставай, солдатик Афанасий,                                         А я прилягу, отдохну…»   В. А. Архипов.

Война была серьезнейшим испытанием для литературы.                          Тема Великой Отечественной войны в кубанской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.                                                             В те времена, когда, благодаря официальным установкам, писать об успешных операциях было выгоднее, чем о неудачах, к чести нашей кубанской литературы о войне, порой  сжатые до предела фрагменты в некоторых произведениях отразили трагическую судьбу многих героических, но, к сожалению, потерпевших неудачу операциях.                                                  Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны.                                                                             Герой В. Быкова (повесть «Карьер») говорит сыну: «Знаний о войне у вас хватает. Но вот атмосфера времени – это та тонкость, которую невозможно постичь логически. Это постигается шкурой. Кровью. Жизнью. Вам этого не дано».                                                                  Кубанский писатель Иван Варавва постиг войну шкурой. Кровью. Жизнью. Отсюда та истовость, страстность, с какой он пишет о событиях 1941 -1943 гг.                                                                                        Воевал на Кубани, освобождал Украину, Белоруссию, Польшу.   Стихи Ивана Вараввы регулярно появлялись в армейской печати. Содержание их было очень разнообразно. Но все они были проникнуты единым настроением – волей к победе. Молодой поэт отражал в своём творчестве всё, что происходило вокруг него, давал оценку событиям.  Да, в этих стихах было все. Кроме лжи и противоречий с совестью самого поэта, атамана кубанских поэтов.           

Жизнь любил                                        Фальшивить не умел.                                        В страну поэзии                                                Свой трудный парус ладил,                                Любил,                                                        Мечтал,                                                        Степную песню пел,                                        В бою                                                         На ветер пороха не тратил.        

Книги  «Орлиные стаи», «Пожары Отечества» - стихотворения разных лет, посвящённые Великой Отечественной войне.  Вот, отражая танковую атаку, «на дно солдаты оседали, зажав гранаты в рукаве… кто с жёлтым пятнышком медали, кто с медной пулей в голове». А вот короткое сказание о парнишке, который наверняка стал бы замечательным художником. Но не пришлось. Схватился паренёк с вражьим танком… «все пять гранат в него врубил, а сам упал на подорожник. Он честно Родину любил…Он был талантливый художник.»                                                                                 Стихи военных лет кубанских писателей - фронтовиков превратились в часть духовной жизни нашей малой родины, они вошли в золотой фонд кубанской литературы. Особо хочется отметить поэтическую исповедь бывшего военного лётчика Кронида Александровича Обойщикова  в сборнике «Линия судьбы»,   сборник «Зов Родины»  Николая Краснова, поэму Сетумера Эминова  «Кровью пропахшие годы»,   стихи о войне  Сергея Хохлова и др.                                                                             Их объединяет одна  тема - мужество и героизм - имена людей, чей "маршрут проложен до Победы". Изображая героев тех суровых дней, авторы не ищут красивых слов, ярких сравнений.  Их стих прост. Этим поэты желают   подчеркнуть - подвиг солдата Отчизны велик  и не нуждается в других красках, кроме тех,  которые были на  войне                                                  Настоящая правда о войне писалась  в 60— 80-е гг., когда в кубанскую литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Круг видения проблем войны в произведениях кубанских писателей-фронтовиков ограничивался в основном пределами роты, взвода, батальона. Описывалась окопная жизнь солдат, судьбы батальонов, роты и при этом показывалась предельная приближенность к человеку на войне. События в произведениях сосредотачивались на отдельном боевом эпизоде. Таким образом, угол зрения писателей-фронтовиков смыкается с «солдатским» взглядом на войну. Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила. У  них в арсенале имелось неоспоримое преимущество, а именно, непосредственный опыт участия в войне, ее переднего края, окопная  жизнь. Эти знания послужили им мощным инструментом, для передачи чрезвычайно ярких и реалистичных картин войны, позволили высветить мельчайшие подробности военного быта, сильно и точно показать ужасные и напряженные минуты боя. Это все то, что они, писатели-фронтовики пережили сами и видели своими глазами. Это и есть обнаженная правда войны, изображенная на основе глубокого личного потрясения. Произведения писателей-фронтовиков поражают своей откровенностью. Это творческие  попытки  посмотреть на войну и поведение человека на войне сквозь призму жестокого реализма.                         Память о сотнях героев в матросских бушлатах и солдатских  шинелях, память об их бессмертном мужестве и воинской  доблести запечатлел орденоносец  Георгий Соколов в сборнике документальных рассказов «Малая земля»,  продолжение темы художественного воссоздания  событий войны мы встречаем в романах Аркадия  Первенцева  «Испытание», «Огненная земля», отважный кавалерист, военный журналист Павел Иншаков рассказывает о мрачных днях фашисткой оккупации Краснодара в романе  «Боевая молодость».                                                                            Все эти произведения бессмертны, потому что они дают читателю возможность ознакомиться с правдивой картиной потрясших Россию событий и унесших собою жизни миллионов людей.  Этих писателей крепко били. Били за то, что они «сузили» масштаб изображения войны до размеров «пяди земли»,  батареи,  окопа,  леска...                                                          Иногда их не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писатели-лейтенанты писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах. За образец писателями этого поколения был взят толстовский принцип изображения войны — «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой... с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти».  Писатели, прошедшие войну, как никто другой, умеют ценить мир и бороться за него.                                                          Важное место в творчестве  кубанского писателя И. Иншакова занимает  тема войны.  Героям Великой Отечественной войны посвящена книга «О боях – пожарищах». По своему содержанию и форме это произведение автобиографическое, художественный документ о героической эпохе военных лет. Автор описывает те события, боевые операции, в которых он лично принимал участие. Со страниц книги встаёт образ автора – верного солдата Родины. Его солдатская  судьба – это в какой – то мере и судьба всего поколения, всего нашего героического народа, одержавшего победу над врагом. Вот почему героем книги выступает не только автор, но и весь сражающийся народ. В книге использована хроника военных событий, собственные наблюдения, заметки боевых товарищах, о памятных встречах, здесь же приведены авторские рассуждения о событиях незабываемых дней, впечатления от них, интересны и краткие обобщения. Здесь и картины гибели людей, и те ужасы, которые несёт с собой война. Книга покоряет своей правдивостью. Не случайно кубанский писатель Аркадий Первенцев дает произведениям автора такую оценку: «Вы являетесь историческим бытописателем Кубани и вряд ли кто написал столько о делах кубанских в исторические дни войны».                                                                               Военные повести Юрия Абдашева  «Тройной заслон» и «Далеко от войны» были напечатаны в журнале «Юность». В повести «Далеко от войны» встречаешь живые, человеческие характеры. Произведение посвящено молодым солдатам, курсантам военного училища. На наших глазах мальчишки превращаются в офицеров. Каждый учится оценивать себя, свои поступки меркой войны. Никто из этих ребят не знает, что предопределено им завтра фронтовой судьбой, хотя та уже распорядилась: жизнь – одним, смерть – другим.                                                                                Повесть «Тройной заслон»  тоже о Великой Отечественной войне. События происходят в горах Кавказа. Три необстрелянных солдата в трудном 1942 году оставлены в качестве заслона на высокогорном перевале. Цель заслона – не пропустить по узкой пастушьей тропе вражеских разведчиков и диверсантов. Рядовой эпизод войны, но для трёх солдат это было великим испытанием силы духа. Перевал становится для бойцов не только точкой на карте, это та высота, которая бывает у человека, может быть только раз в жизни. Они погибли один за другим, честно выполнив свой солдатский долг.        В годы войны Георгий Соколов не мечтал о писательской деятельности. Кое-какие записи он, правда, вел. Но во время сентябрьского штурма Новороссийского порта, катер, на котором он находился, был подбит и затонул. Соколов выплыл, а его вещевой мешок с записными книжками пошел на дно. Однако после войны ему захотелось рассказать о пережитом, и он взялся за перо. Память сохранила многое, горести и радости фронтовой жизни. В 1949 году вышло первое издание его книги «Малая земля». Написанная по свежим следам событий, она подкупала своей правдивостью, любовью к друзьям и товарищам.  Сам автор так говорил о своём произведении: «Эта моя книга рассказов и очерков – тоже скромный памятник бывшего воина моим товарищам, отдающим свою жизнь ради победы над врагом в ожесточённых боях на Малой   земле».                          Всю свою творческую жизнь, работая над «Малой землей», Георгий Соколов, одновременно создавал главную свою книгу — роман «Нас ждет Севастополь». В романе правдиво и впечатляюще описаны последние дни обороны Севастополя, трагедия тех, кто оставался в окопах и на берегу Херсонеса уже после того, как флот окончательно покинул свою базу. Кажется, все потеряно. Однако это не так. Эпилог севастопольской трагедии стал прологом к сражениям в районе Новороссийска в 1942—1943 годах, к боям на Малой земле, на Тамани, к изгнанию гитлеровцев с Кубани, со всего Северного Кавказа. Участвуя в этих боях, герои романа понимают, что иной дороги нет, что нужно пройти весь этот страдный путь с неизбежными потерями и утратами, чтобы вернуться в Севастополь.                                Георгий Соколов сам прошел этим ратным путем, сначала от Севастополя до Новороссийска, потом от Новороссийска до Севастополя и дальше —  до австрийских Альп.                                                                Родная земля, народ не забывают своих сынов и дочерей, погибших за Отечество. Читая и перечитывая роман «Нас ждет Севастополь», мы, прежде всего, отмечаем то, что в нем запечатлен исторический подвиг народа, слава о котором не померкнет в веках.                                                                  В  последние десятилетия тема Великой Отечественной войны в  кубанской литературе вновь подверглась новому осмыслению.  Поэтому произведения не столько о нравах, сколько о знании, не столько об эмоциях, сколько о фактах, что замалчивались годами, десятилетиями, об именах, не подлежащих разглашению, о событиях, обреченных на архивное прозябание. О том, что ушло, либо должно уйти в песок. Беда, быть может, неотделимая от вины, в том, что с этим согласились, приняли как должное. Почувствовали преимущество неведения. Белые пятна на карте войны обрели привычность.
Льстивое вранье и глухое замалчивание, войдя в обыкновение, обезлюдили историю Великой Отечественной войны. Стоит ли удивляться, что зачастую она не вызывает особого интереса?                                                        Кубанская литература неоспоримо выступает как хранилище памяти поколений. И это проявляется с особой силой в произведениях, запечатлевших ужасы Великой Отечественной войны.                                          Президент России Владимир Путин сказал о том, что
«перелицовка истории преступна перед памятью миллионов, отдавших за победу свои жизни, и преступна перед будущими поколениями, которые должны знать истинных героев Второй мировой, отличать правду от наглой и циничной лжи». Надо нам об этом задуматься.                                          Остросюжетная  документальную повесть П.И. Прокопова «Баллада об ушедших в десант» раскрывает одну из горьких тайн Великой Отечественной войны, когда наш воздушно-десантный корпус числом в 10 тысяч человек был выброшен за Днепр в сентябре 1943 года на боевые порядки немцев и разгромлен. Эта операция замалчивалась официальными историками, поскольку раньше было гораздо выгоднее писать о наших победах, чем о поражениях.                                                                                                 Стихотворение Николая Зиновьева  «На шляпке гильзу вынес рыжик...» созвучно   с повестью П. Прокопова.                                                                      Оно напоминает нам о необыкновенном мужестве наших  детей, которые отдали свои молодые жизни за светлое наше будущее.                 

На шляпке гильзу вынес рыжик
Из-под земли… Здесь окружён
Был взвод стрелко́вый из мальчишек,
Не знавших ни невест, ни жён.
Недолго длилось тут сраженье,
И за неполных полчаса
Взвод вырвался из окруженья
С клубами дыма, в небеса.                

Одной из центральных тем поэзии кубанского писателя  В.Б. Бакалдина является военная         лирика. В своих стихах о войне поэт пронзительно и проникновенно рассказывал о бессмертном подвиге советских солдат. Одним из лучших стихотворений   является «Краснодарская быль»,  посвященная памяти старшеклассников, погибших при защите Краснодара в августе 1942, в котором говориться о том, как вчерашние выпускники школ бились насмерть, защищая наш родной город.

Черным было небо над Кубанью,                                        нефть клубила адскую пургу,                                        мальчики без воинского званья                                

Кубанские писатели  в своих произведениях показывают, что война калечит  людей физически, нравственно, провоцирует в них удобное ей самой, опустошает, «исстрачивает» человека.                                         Лучшие герои   остаются на войне спасителями человеческих начал жизни и ее ценностей.                                                                                 Эта война должна быть последней! Но та война не стала последней.         И сегодня, когда в мире льется кровь,     кубанская литература,   прошедшая  через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей притчи призывает людей жить в мире.  И любить…

Война – то Третья мировая                                        Давно шагает по планете.                                         И, на победу уповая,                                                 Кричат взахлёб то те, то эти.                                  Кто спящий разум их разбудит?                                         Какую чепуху несут                                                          О мировом господстве! Люди!                                         Ведь победителей не будет,                                 Итогом станет Страшный суд.                                 А чуть пораньше конец света                         Покажет всем, что есть темно.                                 Хоть кто – то б внял словам поэт                                 И вывод верный сделал, но,                                          Вновь на победу уповая,                                                 Кричат взахлёб то те, то эти.                         Шагает Третья мировая                                         По умирающей планете,                                         Где ужаса не сознавая,                                                 Ещё растут цветы и дети.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Память пожаров» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве Николая Благова)

Знакомство с творчеством поэта-земляка Николая Благова....

Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов

Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в л...

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...

Особенности отражения Великой Отечественной войны в поэзии Леонида Лапцуя

Исследовательский проект обучающейся 9 класса  для межрегиональной олимпиады по краеведению  и родным языкам...

Статья Отражение Великой Отечественной войны в литературе

Литература 40-х годов 20-го столетия, опаленная огнем жесточайшей войны, явление в мировом искусстве уникальное. Поражает удивительная органичность и целеустремленность литературы того времени....