Что и как мы оцениваем?
статья
Статья об оценивании в целом. Какие критерии оценки использует педагог, а также несколько правил оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_i_kak_my_otsenivaem.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад выполнила учитель математики Рейнгард Анна Александровна
Что и как мы оцениваем?
Система оценивания знаний показывает, пожалуй, наибольший спор между учениками образовательного процесса связанно это со многими причинами. Во- первых школьный учитель пользуется четырех бальной системой оценивания: два, три, четыре, пять. С ее помощью очень сложно дифференцировать знания учеников, поэтому он вводит дополнительные градации «плюс» и «минус». Но ребятам не понятно чем отличается четверка с плюсом от пятерки с минусом. И ученик просит поставьте мне лучше пять с минусом, чем четыре с плюсом. Учитель знает, каким образом он оценивает результат обучения учеников и думает, что ученик это тоже знает. В- третьих учитель не редко забывает, что отметка предназначена не только для того, чтобы констатировать результат освоения определенного объема школьной программы, но и еще для того чтобы мотивировать ученика на дальнейшие успехи и достижения. Отметка чаще выступает, как карательный инструмент, а не стимулирующий и развивающий; а еще хуже как ярлык, который навешивается ученику на все время обучения в школе, ведь дети часто воспринимают отметку ни как результат труда, как показатель ума. Поэтому родители оправдывая невысокие школьные балы и дабы поднять статус своего ребенка в глазах окружающих, говорят: «Он умный, но ленивый», тем самым снимая «ярлык» глупого и бездарного.
Сформулируем несколько самых важных правил, касающихся выставления школьных отметок.
Правило 1. Ученик должен знать критерии выставления отметок.
Он должен знать на какие работы, какого уровня сложности и какого объема он получит ту или иную отметку. Причем критерии оценки, знания следует периодически напоминать учащимся (неплохо и на стенд вывесить)- учащиеся должны понимать, что это не сиюминутное требование, зависящая от настроение учителя, а продуманная система которую они должны принять и усвоить.
Правило 2. Ученик должен возможность исправить неудовлетворительные отметки.
Если ученик имеет подрят несколько двоек, каждую из которых ему нужно «закрыть», он вряд ли мобилизирует свои силы чтобы их исправить- это очень сложно. Но скажите, какой взрослый не опустит от безнадежности руки в такой ситуации? А ребенок? Поэтому не стоит «заваливать» нерадивых учеников двойками. В арсенале должны быть не только карательные методы воздействия на учащихся. Например, некоторые учителя никогда не ставят двойка в журнал, а сообщает, когда можно сдать эту тему, тем самым вынуждая ученика понять, выучить, освоить и т.д.
Правило 3. Отметка должна стимулировать ученика на дальнейшие успехи и вложение своих сил.
Так как отметка показывает, не только уровень освоенности знания и сформированности навыков, но и труд, а его нельзя обесценивать это касается в тот период, когда ребенок болел и много пропустил, нужно поддержать его стремление заниматься в период болезни, так как он занимался самостоятельно, он мог что-то не разобрать судить строго нельзя, а иначе в следующий раз он не сядет за учебник, а будет болеть в свое удовольствие. Учитель не должен выступать в роли статиста который проводя контрольные срезы, отмечает кто усвоил материал, а кто нет. Надо помнить, что учитель решает не только задачи обучения, но и задачи воспитания.
Правило 4. Школьная отметка- это не показатель ума или личностных качеств ученика.
Комментируя оценки за выполненную работу показать не только те моменты с которыми ученик не справился, над которыми он должен еще поработать, но и то, что ему удалось. Но и о том, что пока не получилось, необходимо говорить в конструктивном ключе, например, «Чтобы справится с этой задачей, надо разобрать конкретные задачи»и указать.
Правило 5. Избегайте стереотипов!
За одни и те же ошибки разным ученикам выставляются разные оценки. Это вызывает у ребят обиду и чувство несправедливости. Мы боимся хвалить, чтобы не зазнался, не разленился, чтобы не сглазить и тому подобное. Но поддержка и похвала действуют гораздо сильнее, особенно на тех ребят которых в силу их успеваемости хвалят редко.
Правило 6. Не сравниваете учебные достижения ученика с успехами других учащихся.
Нередко учителя, да и родители сравнивают успехи одного ребенка с успехами его одноклассников, друзей, братьев или сестер. Но если мы хотим , чтобы у ребят было желание учиться, мы должны сравнивать его достижения только с его собственными, например: «Эту работу ты выполнил, гораздо лучше, чем прошлую» или «Мне кажется, что прошлый раз ты лучше подготовился к контрольной работе».