Под одним небом
методическая разработка

Марина Александровна Торопова

Сценарий и презентация библиотечного мероприятия "Под одним небом". 

Цель:  популяризация идеи толерантности среди школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОД ОДНИМ НЕБОМ

Цель:  популяризация идеи толерантности среди школьников.

Ход мероприятия.

Стихотворение «Так чудесно будет жить».

1. На огромной на планете 
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.

2. Кто-то ростом невелик, 
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.

3. Ни над кем нельзя смеяться, 
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете

Вместе: Так чудесно будет жить!

Здравствуйте, ребята! 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления не уважения людьми друг друга, конфликты между людьми разных национальностей. Поэтому и мы с вами будем сегодня говорить о толерантности.

Педагог-библиотекарь. Кто из вас слышал это слово и знает, что оно означает? (выслушать мнение учащихся).

Педагог-библиотекарь. Что же означает это слово на разных языках мира? 
tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.   

Педагог-библиотекарь. Мы живём в многонациональной стране. Мы учимся в многонациональной школе. Поэтому нам очень важно быть толерантными – уважать других ребят, невзирая на какие-либо различия между вами, быть терпимее к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям других ребят, быть внимательными к своим сверстникам, дружить с ними. Ведь все – мы разные, но все мы – равные!

Педагог-библиотекарь.  Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди
разных наций и народностей, которые живут в России, а таких народов более 100 проживающих на территории нашей Родины. Это русские и украинцы, белорусы и казахи, татары и молдаване, узбеки и армяне, азербайджанцы и грузины, буряты и эвенки и еще много, много других и очень разных народов. Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами - это любовь к нашей России.

Педагог-библиотекарь.  Сейчас, я хочу прочитать одну китайскую «Притчу о семье».

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом…

… Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров…

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЛЮБОВЬ;

ТЕРПЕНИЕ;

ПРОЩЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил: - И мира тоже».

- Ребята, чему учит нас эта притча?

Эта притча говорит нам о том, что человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими, заботиться не только о себе, но и о младших и старших, о больных, о животных, о природе, в какой бы стране он не жил, на каком бы языке не говорил. Независимо от того, красив человек или не очень, образован или нет. Ведь все мы очень разные…

Педагог-библиотекарь.  В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта, милосердие, уважение, понимание. Миролюбивый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу, животных и сохраняет их. Толерантный человек проявляет ко всем милосердие, уважение и понимание. Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь.

У международного дня толерантности есть символ – цветок толерантности, давайте посмотрим на этот цветок и на его лепестки.

Уважение прав других, сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким, какой он есть.

Педагог-библиотекарь.  Что же такое толерантность и толерантное отношение?! Это желание обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими?! 

Педагог-библиотекарь.  Вашему вниманию я предлагаю посмотреть небольшой мультфильм.

Педагог-библиотекарь.  Ребята, всегда ли люди поступают так, как эта девочка?

Оля Т. расскажет вам  о прочитанной книге Тамары Черемновой «Трава, пробившая асфальт».

Альберт Лиханов. Солнечное затмение

Рассказ о двух подростках, которые находят друг друга. Лена инвалид. Она не может ходить и никогда не встанет на ноги. Большую часть времени она проводит в специальном интернате. Федя её ровесник. У него - своя беда, сложные взаимоотношения с родителями.  

До встречи они  справлялись со своими проблемами по одиночке. А потом встретились и научиличь поддерживать друг друга. Федя не раз приходит к Лене на выручку и говорит, что все сложности нужно просто постараться пережить, как солнечное затмение, за которым опять последует яркий и теплый день.

- К сожалению, этих книг нет у нас в библиотеке, но они есть в свободном доступе в интернете.

Педагог-библиотекарь.  А может ли кто-нибудь привести, скажем, не очень приятные моменты или наоборот, хорошие ситуации в пример, с которыми он сталкивался или слышал от кого-то, может быть читал какую либо книгу и высказать своё мнение о поведении, свое понимание толерантности.

Педагог-библиотекарь.  Человек мирный, доброжелательный, культурный, понимающий, желающий другим блага и себя ведет соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы. Почему не у каждого, получается, быть добрым, милосердным, понимающим?

Путь к доброте и пониманию нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Работа с выставкой

Педагог-библиотекарь.  Тема толерантности в художественной литературе освещена более подробно, примерами могут служить следующие произведения:

 «Морозко» 
Падчерица-дочь здесь терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.

Аналогичным примером служит сказка "Золушка", где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.
В "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: "Князь Гвидон зовет их в гости, Их и кормит и поит... "

Аксаков С.  Т.  Аленький  цветочек 

Любовь,  уважение,  терпимость  характерна  для  героев этой сказки.

Киплинг Р. Маугли

Образцами  толерантного  поведения  служат  животные. Они  воспитывают из  «человеческого детѐныша» достойную и благородную личность.

Железников В.К.Чучело

Повесть «Чучело» о девочке-шестикласснице, которая попала в трудное положение - одноклассники объявили ей бойкот. Застенчивая, нерешительная девочка, столкнувшаяся с подлостью и предательством, оказалась стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе она и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.

Короленко В.Г.. Слепой музыкант. … Слепой музыкант» – трогательная история о слепом от рождения мальчике, который не замкнулся в своем горе, но вырос замечательным человеком – добрым, чутким, милосердным.

Педагог: Спасибо большое всем вам за участие и присутствие на нашем мероприятии!

Желаем всем вам счастья, здоровья, взаимопонимания, добра и мира!



Подписи к слайдам:

Слайд 3

Толерантность - терпение к чужому мнению, поведению, уважение к национальным и культурным различиям, стремление к взаимопониманию между народами мира . Толерантность - это признание и уважение к другим людям, умение жить вместе с другими людьми.

Слайд 4

Значение слова «толерантность» в разных языках мира. - В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения ; - Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; -В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

Слайд 5

Значение слова «толерантность» в разных языках мира. - В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; - В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; - В русском – способность терпеть что-то или кого-то.

Слайд 7

Притча о семье

Слайд 9

Тамара Черемнова «Трава, пробившая асфальт» Тема толерантности в художественной литературе

Слайд 10

Альберт Лиханов «Солнечное затмение» Тема толерантности в художественной литературе

Слайд 11

Тема толерантности в художественной литературе «МОРОЗКО»

Слайд 12

Шарль Перро «ЗОЛУШКА» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане " Тема толерантности в художественной литературе

Слайд 13

Тема толерантности в художественной литературе

Слайд 14

« Мы разные - в этом наше богатство . Мы вместе - в этом наша сила »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Классный час: Погибшие в небе за Родину - становятся небом над ней...

Цель мероприятия: Рассказать учащимся о женщинах-авиаторах «ночных ведьмах»  Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.Задачи мероприятия:•Осветить  подвиг женщины во время войны;•Сфор...

Все люди под одним небом живут

Все люди под одним небом живут...

статья о проведенной акции "Небо без птиц - не небо"

Ряд мероприятий в рамках проведения акции "Небо без птиц - не небо". Принимали участие учащиеся из разных параллелей....

Под одним небом!

Создание и укрепление  в классном коллективе  толерантной среды на основе ценностей многонационального российского  общества,   общероссийской  гражданской  идентичн...

Программа "Под одним небом!"

Cоздание и укрепление  в классном коллективе  толерантной среды на основе ценностей многонационального российского  общества,   общероссийской  гражданской  идентичн...