Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников
материал
Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_opyta.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы и методы активизации профессионального самоопределения школьников».
Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает в первую очередь задачи формирования личности определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда.
Размытость социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Для формирования таких качеств необходимо ввести процесс профессионального самоопределения в более широкий контекст личностной идентификации человека, включающей в себя помимо профессиональной и другие области самореализации человека (семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи перспективным оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональное самоопределение человека в контекст всей его жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека.
В отличие от узко профессиональных понятий "работа" и "профессия" понятие "карьера" рассматривается в контексте человеческой жизни как "общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)" .Такой подход позволяет расширить рамки выбора жизненной траектории с учетом приоритетных позиций личностного самоопределения, к которым относятся следующие: кем быть; где и как жить; где и с кем работать; какой стиль жизни избрать; как реализовывать разнообразные потребности личности.
Принципиально важным в процессе планирования карьеры является формирование у учащихся не только адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней, но и развитие потребности и умений включать свой труд в контекст индивидуальных целей и ценностей, определяющих специфику встраивания личности в систему межличностных отношений.
В дидактическом аспекте мы рассматриваем планирование карьеры как "процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных, способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений, ценностей".
Формирование профессиональной самоконцепции у ученика целесообразно организовать как процесс последовательного включение учащегося в познавательную (репродуктивную по характеру), исследовательскую и проектно- практическую деятельность по построению личного плана карьеры. Данную задачу и решает курс "Планирования карьеры".
Методические рекомендации к учебному курсу "Планирование карьеры" затрагивают вопросы выбора оптимальных форм и методов организации познавательной деятельности учащихся в рамках активного освоения предложенного содержания образования. Структура методических рекомендаций по темам учебной программы:
1. Актуальность проблемы профсамоопределения школьников.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа - это также вклад в решении острых социальных проблем.
Профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация. понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна ответить школьнику на вопрос - зачем он вообще учится?”.
Неуклюжее вхождение в рынок в 90-е годы вылилось в отказ государства от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства. Молодой человек в сфере профсамоопределения оказался предоставлен сам себе. Во многих случаях родительский пример перестал быть убедительным, общественные запросы остаются расплывчатыми и неясными. Усугубило ситуацию катастрофическое падение престижа многих общественно-значимых профессий. Для большинства молодых людей на первый план выступили. не всегда адекватные реальности, прагматические соображения, а также спонтанно-эмоциональный выбор по мотивам престижности. Печальные результаты этой ситуации - перепроизводство в таких доходных и престижных отраслях как экономика и юриспруденция. Проблема профсамоопределения в наши дни как никогда актуальна и именно в этой сфере ждут помощи современные школьники.
Каждый может научиться многому, однако, не всему сразу. И приходиться делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание жизненного пути.
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив: в нашей стране специалисты насчитывают более 7000 профессий, каждый год происходит обновление 500 видов труда, за последние годы появилось множество профессий. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов труда. Особенностью современного мира профессий является «полипрофессионализм», т.е. человеку надо стремиться овладеть не одной профессией, а несколькими смежными. Профессиональное самоопределение становится практически непрерывным процессом.
Эта объективно противоречивая ситуация нередко становится причиной падения у учащихся интереса к выбору профессии, появления чувства тревоги, возникновения неуверенности в возможности выбрать дело, которому человек мог бы посветить себя более полно. Отношение к этой ситуации условно выражается подростками словами типа «зачем стараться, если все равно придется переучиваться; сколько ни учись, не успеть»...
Кроме того, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха, как личной победы, заработанной собственной активностью.
Все это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределенности, либо сделали свой сомнительный и примитивный профессиональный выбор. Адекватность же выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Профессиональное самоопределение — это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Процесс профессионального самоопределения включает:
- развитие самосознания;
- формирование системы ценностей;
- моделирование своего будущего;
- построение «идеального образа» профессионала.
Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность, рисковать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим школьникам на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической помощи по проблеме профессионального самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...
8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».
Ссылка http://проф-обр.рф/publ/31-1-0-618 на моё участие в 8- Всероссийской интернет – конференции «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании....
Эффективные формы и методы активизации коммуникативных умений школьников в обучении английскому языку.
Приоритетное использование коммуникативно ориентированных методов преподавания иностранного языка представляется наиболее логичным, так как ведущая роль коммуникативной функции языка неоспорима...
Использование проектных задач во внеурочной деятельности как эффективный инструмент профессионального самоопределения школьников
Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Поэтому профориентация должна стать одним из приоритетов дея...
Особенности методов активизации профессионального и личностного самоопределения подростков
Материал опубликован в сборнике Международной научно-практической конференции Новые педагогические технологии (20.01.2015)...