Выступление на конференции
материал

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конференции:

 «Формирование и развитие основ читательских умений и речевой деятельности учащихся».

Тема выступления:

«Работа с текстами учебно-научного стиля на уроках русского языка».

На сегодняшний день успех учащихся в учебном процессе зависит от уровня  его читательской грамотности и овладения видами речевой деятельности. Поэтому возникает необходимость способствовать тому,  чтобы ученики осознали себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.  Предметы «Русский язык» и «Литература» являются базовыми гуманитарными  предметами для формирования и развития читательской грамотности и овладения всеми видами речевой деятельности,  на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов.

В своем выступлении хочу остановиться на предмете «Русский язык». Курс русского языка должен быть нацелен на всестороннее развитие личности учащихся. Для этого необходим учебник-помощник. Такой учебник появился и стал востребованным как учителями, так и учащимися. Это учебник С.И.Львовой и В.В.Львова. Главными особенностями этого учебника являются, прежде всего, его ценностная ориентация на интеллектуально-речевое развитие учащихся, связь языка с другими школьными предметами, нацеленность на развитие всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи: умения слушать, читать, говорить и писать.

Основной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке, который становится уроком развития речи – устной и письменной. Методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности, связанных с восприятием речи (чтение, слушание) и с созданием собственного высказывания в устной и письменной форме (говорение и письмо).

Особое внимание уделено навыкам чтения учебно-научного текста, что является важнейшим умением метапредметного характера. Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами). Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста.

 В учебнике  представлена система заданий, ориентирующих на формирование навыков чтения, которые обеспечивают  понимание текста лингвистического содержания (задания, предваряющие чтение текста; задания, которые выполняют дети в процессе чтения текста; задания, которые выполняются после прочтения теоретического материала), а также формирование способности пользоваться разными видами чтения с первых уроков в 5-м классе:

-просмотрового (бегло просмотрите текст и определите, в каких абзацах содержится новая для вас информация; Просмотрите текст и объясните, почему текст состоит из четырех частей  и т.п.);

-ознакомительного (Прочитайте текст и определите, какая информация является наиболее важной и т.п.);

-изучающего  (вдумчиво прочитайте текст, разделяя его на абзацы; Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы и т.п.)

Задания учебника уже с 5 класса требуют составления вопросов по теоретическому материалу, различных видов плана текста.

Работая по УМК С.И.Львовой, учителю необходимо владеть и использовать в своей педагогической  практике эффективные приемы работы с учебно-научным текстом, чтобы осмысление учащимися изучаемого материала стало понятным, легко усваиваемым, от качества и умения работать с текстом зависит качество знаний учащихся. Практически на каждом уроке  учащиеся сталкиваются с такими видами текста, как «Теоретические сведения», «Обратите внимание», «Знайте и применяйте», «Устное высказывание». Тексты рубрик «Теоретические сведения» и «Знайте и применяйте» содержат основной теоретический материал, а в текстах рубрик «Обратите внимание!» предлагается дополнительный материал. Поэтому учителю необходимо  помочь учащимся осмыслить довольно - таки сложный учебный материал, сделать его доступным для каждого ученика посредством использования эффективных приемов, т.к. выпускникам  9 класса предстоит написание сочинения на лингвистическую тему.

С первых уроков ученики 5 класса встречаются с теоретическими текстами, которые кажутся  им объемными. У них возникают первые трудности в том плане, что многие ученики читают по слогам  и им не по силе знакомство и усвоение теоретического  текста.  Поэтому учителю необходимо применить такие приемы работы с теоретическим текстом, которые помогут всем ученикам ознакомиться,  осмыслить и применить теоретические знания на практике.

Основные приемы работы с учебно-научными текстами:

1. «Работа с файлом». Подчеркни ключевые слова и понятия в тексте.

 2.  «Расскажите друг другу».

Тема «Правописание суффиксов о и а на конце наречий». После знакомства с новым правилом, исправления допущенных ошибок на основе правила,  можно предложить учащимся задание: «Расскажите друг другу новое правило» или же «изобразите правило  в виде  схемы друг с другом».

3. «Задай вопрос соседу по параграфу учебника».

4. «Вопрос – ответ». Дети любят принимать участие в игровых формах работы. Так, после знакомства с теоретическим текстом первый, кто ответит на вопрос учителя, выходит к доске, задает свой вопрос, ответивший выходит на место первого ученика,  и так до тех пор, пока весь теоретический материал не будет раскрыт. В этом случае каждый  ученик стремится ответить на вопрос, тщательно ищет ответ в учебнике.

5. «Ключевые слова или понятия».

После прочтения текстов теоретического характера  можно детям дать такое задание: «Выписать только ключевые слова или понятия из текста».

6. «Почему такая схема?» Например, по теме «Лексические нормы употребления имен существительных» ученикам необходимо усвоить виды лексических ошибок, которые встречаются чаще всего.  Для них это  сложный материал, поэтому для облегчения изучаемого материала использовала такой прием:

 - Петя познакомился с текстом рубрики «Обратите внимание». Чтобы легче было усвоить содержание, он решил составить схему:

-Как вы думаете, что он включил в эти ячейки? (с.118)                                                            

7. «Микрофон». После знакомства с теоретическим текстом учитель подходит к любому ученику и задает вопрос по тексту. («Действительно ли в этом тексте говорится о …», «Каким образом  раскрывается  вопрос о …», «Сможете ли вы, опираясь на теоретические сведения, привести примеры …») и т.д.

8. «Устное высказывание».

9. Составьте кластер по теме «Местоимение».

10. «Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему» («Расскажите, какое значение имеют второстепенные члены предложения. Приведите примеры», «Напишите небольшое рассуждение на тему: «Почему важно правильно произносить слова?»,  «Напишите, в чем различие между гласными и согласными звуками в русском языке»,» Напишите, от чего зависит написание букв З-С на конце приставок. Приведите примеры», «Расскажите, для чего нужен алфавит»,  «Напишите, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных»). «Как я усвоил правильное употребление имен прилагательных».

11. Напишите письмо Митрофану о том, как вы изучили теоретический материал  (по любой изученной теме).

12. «Кубик Блума».

13. Работа с тетрадью «Проверь себя».

Стоит отметить, что прочные знания, полученные на уроках по русскому языку  в ходе работы  текстами рубрик «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте!», «Обратите внимание», помогают выпускникам на выпускном экзамене при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании», «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами…»,  «Русский язык … богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей», «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают»,  «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»,  «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение», «У каждой части речи свои достоинства», «В устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак», «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Применяя выше перечисленные приемы в своих классах, в которых я преподаю, позволяют всем учащимся включиться в самостоятельную работу по осмыслению нового изучаемого материала. Тем самым они с увлечением открывают новые знания, правила, которые для них становятся легко заучиваемыми, а потому легко применяемыми на практике.  Тем самым происходит развитие читательских умений и речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения взрослых - выступление на конференции

Сообщение  по теме «Особенности обучения взрослых» на Всероссийской научно-методической конференции преподавателей «Образование как основа устойчивого развития экономики» (2010 г.) при Сыкт...

Выступление на конференции

Воздействие искусства на личность ученика в современном образовательном пространстве. Воспитание средствами искусства.Проектная деятельность на уроках музыки. Вокально -хоровая деятельность и ее воспи...

Выступление на конференции "Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования!

2012 годНаучно-практическая конференция «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей»Учитель истории, обществознания, краеведения, МХК МБОУ Ульян...

Статьи, написанные для выступлений на Конференциях, съезде учителей биологии в МГУ

Статьи для Конференций учителей биологии в МПГУ 2010, 2011 г.г., Статья на съезд учителей биологии в МГУ 2011 г....

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах

Выступления на конференциях, семинарах, методических объединениях, педсоветах....

Выступление на конференции социальных педагогов

Выявление ресурсов воспитания учащихся средствами социально-педагогиеского партнёрства школы, семьи, общества....

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...