2 "Б" класс сентябрь-октябрь 2020 (1)
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.
- Послушай (прочитай) предложения:
Ваза стОит на столе.
Книга стоИт сто рублей.
На двери висит железный зАмок.
Принцесса пришла в свой красивый замОк.
В комнате висят полкИ с книгами.
ПОлки идут на войну.
- Какие допущены ошибки в этих предложениях?
- Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? (Ударение
помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).
2. Отгадайте загадки, разделите отгадки на слоги, выделите голосом ударный слог.
- Найдите слова, в которых ударным является первый слог:
ручка, школа, чашка, репа, топор, лимон, арбуз, молоко, кошка, табурет.
- Произнесите эти слова правильно:
бАнты, шАрфы, тОрты, крАны, свЁкла.
- Запишите их в тетради, поставьте ударение.
- Составьте с любым из слов предложение предложений.
- Раздели правильно слова на слоги, объясни значения слов:
ФЕЙЕРВЕК, РЕВОЛЬВЕР, МИЛИЦИОНЕР, ОРАНГУТАНГ, МАРШРУТЫ, СКОВОРОДА, МОТОЦИКЛ.
(ФЕЙ - ЕР - ВЕК, РЕ - ВОЛЬ - ВЕР, МИ -ЛИ - ЦИ - О - НЕР, О - РАН - ГУ - ТАНГ, МАР - ШРУ -ТЫ, СКО - ВО - РО - ДА, МО - ТО – ЦИКЛ).
Физминутка
Динамическое упражнение «Как живешь?»
Упражнение для рук с массажным мячом.
Упражнение для глаз.
г) Работа со схемами трехсложных слов с ударением на первом, втором, третьем слогах.
Наблюдение над структурой трехсложных слов.
д) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам (с ударением на первом, втором, третьем слоге)
Запись слов в три столбика: барабан, виноград, огурцы, корова, ракета, радуга, цыплёнок, яблоко, курица.
е) Наблюдение над произношением и ритмом трехсложных слов.
- Лексическая работа.
Вспомните слова, которые мы записали, и назовите:
Овощи, фрукты, животных, птиц, посуду, продукты питания, инструменты, мебель.
- Наблюдение над орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.
Упр. «Помоги Незнайке». Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.
Работа над словами бАнты, шАрфы, тОрты, крАны, свЁкла.
Произношение, запись слов в тетрадь, постановка ударения, составление предложений.
- Закрепление изученного материала.
Письмо предложения по памяти с предварительным заучиванием на слух, зрительно и с составлением схемы предложения:
В лесу у ёлки сидит пушистый зайчик.
Самопроверка.
Выделение гласных звуков, слогов, постановка ударения.
Назвать ударный слог в каждом слове.
- Подведение итогов занятия.
Какую тему мы сегодня повторяли? Для чего важно уметь правильно ставить ударение? Какие слова мы помогли запомнить Незнайке?
Оценка деятельности учащихся.
Отгадайте загадки и запишите отгадки (запись на Доске). Поделите слова на слоги.
Не похож на человечка, | На ноге стоит одной, |
| |
Но имеет он сердечко, | Крутит - вертит головой. |
| |
И работе круглый год | Нам показывает страны, |
| |
Он сердечко отдает. | Реки, горы, океаны. |
| |
(Карандаш) | (Глобус) |
| |
Черные, кривые, | В этой маленькой коробке | ||
До рождения немые, | Ты найдешь карандаши, | ||
Встанут в ряд - | Ручки, стерки, скрепки, кнопки - | ||
Вмиг заговорят. | Все, что нужно для души. | ||
(Буквы) | (Пенал) | ||
Белый камешек растаял | Свою косичку без опаски | ||
На доске следы оставил. | Она обмакивает в краску. | ||
(Мел) | Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка) | ||
З. Преобразование односложных слов в Двухсложные.
Логопед: Долетели мы до широкой реки. Дальше нужно переправляться на плоту. Но кто это там впереди? Это Баба-Яга грозится нам помешать и хочет съесть слова. Превратите скорее односложные слова в двусложные - тогда Баба-Яга не сможет с ними справиться (запись на карточках). Образец: шарф - шарфик.
кнут - . кол - ... двор - .лес - ...
стол - ... куст - нос - ... пол - ...
4. Дифференциация односложных и Двусложных слов {заДание 5. с. 39).
Логопед: Итак, мы перебрались на противоположный берег. Нужно спешить. Дорога проходит через густой темный лес. Запишите слова в два столбика: односложные - в столбик под цифрой 1, двусложные - под цифрой 2.
лист | КРОТ | СТУЛЬЯ | гномы |
КЛЁСТ | стол | КЕДР | ЗЕБРЫ |
мост | ДУПЛО | СТУЛ | ЛИФТ |
кино | УХА | АИСТ | эхо |
хвост | ГНЕЗДО | СНЕГ | ДРОЗД |
Логопед: Какие слова можно объединить в одну группу? Почему?
5. Тренировка в слоговом анализе и синтезе.
Логопед: Вот мы и добрались до избушка Бабы-Яги. Нужно торопиться. Пока нет дома старухи, скорее освободим детей. Какой тяжелый замок висит на двери избушки! Как же его открыть? Может, посыплем его волшебным порошком из слогов? (Запись на карточках.)
Карточки: ФЕЙ - ЕР - ВЕЖ, РЕ - ВОЛЬ - ВЕР, МИ -ЛИ - ЦИ - О - НЕР, О - РАН - ГУ - ТАНГ, МАР - ШРУ -ТЫ, СКО - ВО - РО - ДА, МО - ТО - ЦИКЛ.
Логопед: Составьте слова сложной слоговой структуры. Запишите их и обозначьте гласные.
6. Закрепление знания о правописании собственных имен существительных. Дифференциация женских и мужских имен (заДание 6. с. 39).Логопед: Отлично! Все двери открыты. Вы освободили детей. Давайте познакомимся с ними. Составьте по схеме имена детей, и вы узнаете, кого освободили. Запишите имена и назовите среди них женские и мужские.
III. Итог занятия
Логопед: Припомните и назовите из занятия слова, состоящие из одного, двух слогов.
24
Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Цели и задачи: закрепить знания детей о слоге; уточнять и обогащать словарь детей словами по темам «Цветы» и «Транспорт»; развивать навыки слогового анализа и синтеза двусложных и трехсложных слов, звукобуквенного анализа и синтеза слов; развивать внимание, память и восприятие.
Оборудование: цепочки слогов (запись на карточках); пособие «Город» с раздаточными деталями - карточками; контурные изображения ягод, овощей и фруктов на карточках; альбомы.
Ход занятия
/. Оргмомент
1. Развитие представлений об именах людей. Закрепление знания правила правописания собственных имен существительных.
Логопед: Назовите свои имена и поделите слова на слоги. Запишите названные имена, поделив их на слоги (запись на Доске). Укажите количество гласных.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на Доске.
П. Основная часть
1. Закрепление преДставлений о транспорте. Развитие зрительного восприятия (задание 7. с. 4QL
Логопед: Сегодня мы отправляемся в гости к слогам. Добраться до них можно, используя различные виды транспорта. Подпишите картинки, поделив слова на слоги. Подумайте, что общего между ними?
Картинки: лодка, автомобиль, автобус, метро, самолет, самосвал.
2. Работа с иепочками слогов. Развитие слогового анализа и синтеза.
Логопед: Нас встречают слоги и слова. Они предлагают поиграть в интересную игру и проверить знания о звуках и слогах. Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога Предыдущего. Образец: ка -ига, ша - ры, ры - ба .
З. Дифференииаиия Двисложных и трехсложных слов. Закрепление умения слогораздела (задание 8. с. 40$.
Логопед: Мы сделали остановку в красивом лесу. Пассажиры вышли на полянку и стали собирать цветы, составлять из них букеты.
«Соберите букеты» из цветов: запишите слова названия цветов в два столбика: двусложные - в столбик под цифрой 2, трехсложные - под цифрой З. Какие цветы не попали ни в один букет? Почему?
Картинки: незабудка, ромашка, ландыш, пион, мак, роза, фиалка,василек.
4. Закрепление знаний о фруктах, овощах и ягодах. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Мы собрали букеты и двинулись дальше. На пути прекрасные сады и огороды. Посмотрите, сколько вокруг фруктов, ягод и овощей. Почему они белого цвета? Назовите верно количество слогов в названии каждого предмета и раскрасьте плоды.
Карточки с контурными изображениями: яблоко, лимон, груша, банан, виноград, смородина, персик, огурец, черешня, баклажан.
5. Закрепление имений звукового анализа и синтеза.
Логопед: Захотели мы собрать немного ягод, овощей и фруктов с собой в дорогу. Но почему-то они не помещаются в наши маленькие корзинки. Я дам вам подсказку: рассмотрите каждое слово внимательно - может, заметите в них другие короткие слова.
Вот они точно поместятся, и в таком виде мы увезем плоды с огорода и из сада.
Найдите в каждом слове новые слова и запишите их, если возможно, поделите на слоги.
ГРУША- шар,...
ВИНОГРАД- град, вино,...
ЯБЛОКО - око, кол СЛИВА - вал, слив, сила
ПОМИДОР - мор, мир
7. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Логопед: Вот подошло к концу наше путешествие со слогами. Настало время возвращаться домой. Чтобы сохранить воспоминания о городе, предлагаю вам нарисовать картину, но рисовать ее будем необычным способом. Составите картину города при помощи готовых цветных изображений.
Детали картины: крыши домов, заборы, стены и окна домов, дороги, жители города, солнце, облака, деревья...
Логопед: Запишите названия предметов, которые состоят из двух и трех слогов, и укажите цифрой их количество (запись на Доске).
III. Итог занятия
Логопед: Прочитайте из последнего задания слова из двух слогов. Какие еще слова вы записали? Сколько слогов в этих словах? Как вы догадались?
ЗАНЯТИЕ 25
Тема: Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.
Цели и задачи: закреплять знания детей о слоге, о слогообразующей роли гласной; уточнять и обогащать словарь детей; закреплять навыки словообразования; учить детей дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов, соотносить слова со слоговой схемой, оперировать обобщающими категориями; развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление.
Оборудование: разрезные картинки; символы для обозначения открытых и закрытых слогов (на каждого ребенка); демонстрационная картинка с изображением рыбака; слоговые схемы слов; альбомы.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Закрепление знания о закрытых и открытых слогах.
Логопед: Рассмотрите карточки и скажите, что это такое? Поднимите нужный символ на услышанный слог.
Слоги: уп, ва, ки, пы, ол, гор, не...
2. Развитие зрительного восприятия и мышления.
Логопед: Сложите разрезную картинку и постарайтесь определить, куда мы собираемся?
Детали картинок: человек с рюкзаком, палатка, ведро с рыбой, удочка, озеро, лес.
Логопед: Мы отправляемся в лес к озеру, где будем ловить рыбу - на рыбалку. Запишите названия предметов (запись на Доске), которые помогли вам сделать такой вывод, и поделите их на слоги.
З. Сформулировать тему занятия и записать ее на Доске.
П. Основная часть
1. Развитие словаря.
Логопед: Представьте, что вы собираетесь в поход. Подумайте и назовите предметы, которые вам пригодятся. Запишите их названия (запись на доске) и обозначьте цифрой количество слогов.
Приблизительный перечень слов: одеяло, посуда, фонарик, спички, котелок, наживка...
Развитие словаря по теме «Рыбы» (задание 9. с. 41 |
2.
Логопед: «Поймайте» рыбок и положите в ведра: если в названии рыбы один слог - в синее, а если в названии рыбы два слога - в красное.
Картинки: лещ, ерш, карп, карась, окунь, сом, сельдь, осетр.
Работа по словообразованию (задание 10. с. 41 |
2.
Логопед: Мы наловили много рыбы. Теперь нужно почистить ее, помыть и приготовить из нее что-нибудь на обед. Подумайте и скажите, что можно приготовить из рыбы? (Дети называют рыбные блюда.) Из всего предложенного на рыбалке обычно варят уху. Вот ее мы и приготовим, а пока варится рыба - поиграем немного в интересную игру.
Назовите слова ласково. Образец: рот - ротик... Запишите получившиеся слова.
ЛЕС... КУСТ-... ГЛАЗ-... нос... САД-... УХО...
4. Уточнение словаря. Работа над обобщением (задание 11. с. 42).
Логопед: На запах ухи к нам подкрались птицы и звери, которые очень любят рыбу. Назовите изображенных зверей. Запишите названия и укажите роль гласных в этих словах. В скобках запишите количество слогов в каждом слове.
Картинки: медведь, пеликан, цапля, кошка, волк, лиса.
5. Физминутка.
Логопед: Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога - хлопните в ладоши,
если слово состоит из двух слогов - стукните по столу, если слово из трех слогов - топните ногой.
Слова: мост, карандаш, нога, кукла, дым, яхта, сорока, прибой, орел, дымоход, яблоко, порох.
6. Развитие ЛОГИЧсКОГО МЫШиНИЯ (задание 12. с. 42).
Логопед: Угостили всех ухой и сами вкусно пообедали. Пора возвращаться домой. Звери и птицы просят нас рассказать о слогах и научить делить слова на слоги. Научите новых друзей делить слова на слоги и подбирать слова к схемам.
III. Итог занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
Информация о работе учителя 2014-2015, 2015-2016, 2016-1017, 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы
Отчет проделанной работы за учебный год...
Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год
Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
N1. Формулы приведения (ПК1 - 26.03.2020, МЖКХ1 - 26.03.2020 и 27.03.2020)
Задание. 1. Сделать конспект краткого справочного материала.2.Записать в тетраде упражнения с решениями.3. Решить задания для самостоятельной работы: №1,№2,№3.Ниже помещен материал для рабо...
МСТ1 (27.10.2020, 28.10.2020, 29.10.2020) Учебная игра (задания расчитаны на 3 урока)
1. Изучить представленный материал (файлы прикреплены)- Важность проведение разминки в волейболе- Основные правила игры в волейбол- Роли (амплуа) волейболистов2. Выучить жесты судей в волейболе, запис...
Т3 (29.10.2020, 30.10.2020, 06.11.2020) Блокирование (занятие расчитано на 3 урока)
1. Изучить представленный материал по теме: Блокирование (файл прикреплен)2. Просмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=PS0Al61OrtU&feature=emb_titlehttps://www.youtube.com/watch?v=Z89YQLEl...