урок, посвященный 75-летию Победы в Вов
план-конспект занятия (6 класс)

конспект мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_posvyashchennyy_75letiyu_pobedy_v_vov.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.

Вступительное слово учителя:

- Течет река времени. Минуло уже более 79-ти лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. И 75 год с того самого светлого дня для всего мира – это День Победы!

  Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Еще больше память запоминает другую дату, которая считается самой светлой, самой дорогой для все людей и народов – 9 мая 1945 года, День Победы. Приближали этот день не только взрослые, а такие же ребята, как вы….

Вот о них сегодня наш рассказ.

   Не совместимы дети и война!

Как много сказано в одной лишь этой строчке,

Им не нужны были медали, ордена.

Нужна была свободная страна и мама рядом,

Это точно.

Пройдут уже и годы, и века

Но память позабыть не даст их никогда.

- Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену. Грозный сорок первый…как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

   Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну. Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки.

   Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!
 Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

О многих из них мы даже ничего не знаем. Но, которые известны, вы их должны знать по именам.

Выступления учащихся.

Зина Портнова.

   Сегодня я расскажу о героической судьбе школьницы Зины Портновой. В начале июня 1941 года 15-летняя Зина вместе с младшей сестрой Галей приехали из Ленинграда к своей бабушке на каникулы в деревню Зуи, что в Витебской области Белоруссии. Гитлеровцы по белорусской земле продвигались быстро, потому девчонки и оказались вскоре на оккупированной территории. Пионерка Зина не могла остаться в стороне от борьбы с врагом и уже в 1942 году стала бойцом подпольной организации «Юные мстители», действовавшей на ближайшей к деревне Зуи станции Оболь. Работа юных подпольщиков велась под руководством местной комсомолки Ефросиньи Зеньковой. Боевая работа ребят началась с расклейки листовок, подростки проводили диверсии, портили имущество врага. Прикрытием для всех своих действий «Юные мстители» выбрали, говоря на современном сленге, обычные «тусовки»: собравшись гурьбой, при виде немцев они веселились, пели песни, имитируя непринужденные посиделки. Со временем масштаб действий организации расширялся. У юных подпольщиков появилась связь с местным партизанским отрядом имени Ворошилова, откуда к ним поступали фронтовые сводки и взрывчатка. Сразу возрос масштаб диверсий. В Оболи они взорвали местную электростанцию, вывели из строя кирпичный и торфяной заводы, сожгли льнозавод с большими запасами льна и подорвали единственную водокачку. На поиски дерзких диверсантов фашисты бросили все силы.

   Несмотря на грозящую опасность, Зина Портнова не ушла в лес к партизанам, а устроилась посудомойкой в столовую, где кормились немецкие офицеры, проходившие курсы переподготовки. Девушка чистила овощи, мыла полы, а за работу получала остатки еды, которую всегда приносила своей маленькой сестренке Галке. В августе 1943 года она узнала, что местных жителей собираются увезти на работу в Германию. Ночью Зина увела свою маленькую сестру в партизанский отряд, а сама вернулась на работу. Подполье давно запланировало провести диверсию в этой столовой, но случая подобраться к еде не было. Подпольщице все же удалось всыпать яд в сваренный к обеду суп. В итоге около ста офицеров погибло. Все это вызвало у немцев большую панику, они искали отравителя. Подозрения пали и на Зину Портнову. Наверное, только чудо спасло девушку, немцы заставили ее съесть злосчастный суп, и только увидев, что она спокойно ест его, поверили и отпустили. Домой она добралась чуть живой, но разными отварами бабушка ее выходила. Опасаясь преследований немцев, девушка перебралась в партизанский отряд.

 В августе 1943 года организация «Юные мстители» была разгромлена врагами, по доносу предателя были арестованы члены организации, не ушедшие к партизанам. Дорога в бессмертие… После этих событий Зина осталась бойцом в партизанском отряде. В декабре 1943 года ей дали задание выйти на связь с оставшимися в живых подпольщиками и выявить предателя. Выполняя это задание, Портнова сама стала жертвой провокаторши, которая принародно завопила: «Смотрите, вон партизанка идет!». Схваченной Зине предложили сделку: она выдает партизан, ее отпускают на свободу. Допрашивавший девушку офицер положил на стол пистолет, пытаясь напугать ее, но она схватила оружие и застрелила следователя и еще двоих гитлеровцев. Но попытка убежать не удалась, девушка была ранена и вновь схвачена нацистами. Зина Портнова пережила страшные пытки. Когда ее выводили на расстрел 10 января 1944 года, она была полностью седой от перенесенных мучений. Героической подпольщице оставался один месяц до 18-летия…)

1 июля 1958г посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик.

   Будущий герой родился в селе Хмелёвке Каменец-Подольской (сейчас Хмельницкой) области Украины. Позже семья переехала в городок Шепетовка, где Валя учился в школе, вступил в пионеры и завёл новых друзей. Валя Котик. Источник: https://ria.ru/ К началу войны Вале едва исполнилось 11 лет. Попытка эвакуироваться из города не увенчалась успехом. Немцы перерезали дорогу, пришлось возвращаться в город. Началась оккупация. На новые немецкие порядки пионер ответил своим сопротивлением: он собирал листовки, которые сбрасывали советские самолёты, расклеивал их по городу, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Скоро его вычислили. К счастью, это были подпольщики, и уже вскоре Валя вместе со своим братом и друзьями начал помогать партизанам.

     Начинали пионеры с того, что в полях, где проходили бои, искали оставшееся оружие, собирали данные о дислокации вражеских войск, их численности, местонахождении складов. Однажды Валя через весь город на стареньком велосипеде перед носом у немцев перевёз ручной пулемёт. Он принимал участие и в минировании дорог. Памятник Вале Котику. Источник: https://www.livejournal.com/ К 1943 году Валя Котик стал настоящим партизаном. Наравне со всеми юный пионер участвовал в налётах на склады и на гарнизоны фашистов, брал «языков», участвовал в железнодорожных диверсиях. Именно он нашёл телефонный кабель, по которому осуществлялась связь со ставкой Гитлера в Варшаве. За время боёв он был дважды ранен. Осенью 1943 г. Валя был в боевом охранении, он вовремя заметил врага и застрелил немецкого офицера, подняв тревогу, спас своих товарищей. Последний бой В день своего рождения 11 февраля 1944 года мальчик узнал, что Красная Армия освободила его родной город Шепетовку. На радостях он упросил взять его освобождать соседний Изяслав. Освобождение города стало его последним боем. Он был смертельно ранен в живот. 17 февраля (почти через неделю после своего 14-летия) отважный герой скончался.

    При жизни Валя Котик был награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза. Похоронен юный герой в Шепетовке. К сожалению, сегодня в родном городе Вали Котика – Шепетовке места для таких героев не осталось. У украинской власти «новые герои» – бандеровцы, петлюровцы, предатели, вроде Мазепы .

Витя Коробков родился 4 марта 1929 года в крымском городе Феодосии. Отец его работал наборщиком в типографии, и мальчик рано выучил азбуку и начал читать. Паренёк был очень наблюдательным, артистичным и любил рисовать. Семья Коробковых оказалась в оккупации. В городе были установлены немецкие порядки, и местная типография тоже оказалась в руках врага. Отец продолжил работать, и Витя сильно переживал по этому поводу. Он привык, что отец, часто рассказывавший ему о героях Гражданской войны, теперь сам работает на немцев. Но поговорить с отцом откровенно на эту тему долго не представлялось возможным. Однажды мальчик нашёл листовку с текстом «Смерть немецким оккупантам». Из её текста он понял, что в городе и в самом Крыму активно действуют партизаны. Внизу листовки было приписано: «Прочти и передай товарищу».  Как действовать с этой листовкой, Витя не знал, а человек, с которым он посоветовался, оказался провокатором. Дома у Коробковых немцы вскоре провели обыск, но Витя успел приклеить листовку, которую искали немцы, в городе. В тот раз беда прошла стороной. Эти события подтолкнули мальчика на откровенный разговор с отцом. Оказалось, что Михаил Коробков – активный участник феодосийской подпольной организации, но наборщик воздерживался привлекать сына к этой работе, считая его ещё несмышленым мальчишкой. С этого времени Коробковы начали действовать вместе. Боевая работа Немцы распорядились, чтобы дети и женщины очищали Феодосийский порт от последствий бомбёжек. К этим работам был привлечён и Витя. В развалинах он отыскивал патроны и оружие и складывал их в укромное место. 12-летний мальчик стал связным между городом и партизанами. Одним из Витиных заданий было наблюдение за немецким штабом, за передвижением машин, боевой техники. Под особым контролем был порт: данные о том, какие грузы и какое количество войск проходили через порт, сразу отправлялись в партизанский отряд. Однажды мальчик смог достать образец немецкого пропуска в город, а отец напечатал его в типографии. Деятельность подпольщиков вызвала беспокойство гестаповцев, в городе стало больше облав, обысков, арестов. Попали под подозрение и Коробковы. Было принято решение эвакуировать их из города в партизанский отряд. Уходя из города, Витя вывесил свой пионерский галстук на высоком дереве. Так и развевалось это импровизированное Красное знамя над Феодосией. Юный партизан В партизанском отряде Коробков-младший стал разведчиком штаба третьей бригады Восточного соединения партизан Крыма. В круг обязанностей юного партизана входило изучение местности, важных дорог, тропинок. В деревне Бараколь заданием юного разведчика стало изучение вооружения гитлеровцев. Он по памяти зафиксировал всю боевую технику и места её дислокации, а через несколько дней партизаны уничтожили артиллерийские орудия, танки и гарнизон в Бараколи. В деревне Эйсерес только хладнокровие Вити спасло их с отцом от неминуемой гибели. Мальчик смог отвлечь фашистов, заподозривших что-то, игрой на губной гармошке, и разведчики смогли уйти из деревни. Полученные в тот день разведданные также позволили партизанам провести успешную операцию. 16 февраля 1944 года Коробковы были арестованы во время операции в Феодосии. Две недели фашисты подвергали юного патриота пыткам. Его избивали ремнями, конским кнутом, но подросток держался стойко, так и не выдал своих боевых товарищей. 4 марта 1944 года Вите исполнилось 15 лет, а уже 9 марта его расстреляли. Своему товарищу по камере, Вале Ковтуну, городскому подпольщику, он сказал напоследок: «Когда выйдешь, найди маму, передай, что я умер за Родину». Страна не забыла подвиг отважного пионера. Витя Корбков посмертно был награждён медалью «За отвагу». Сегодня его именем названа школа в Феодосии, в которой он учился, и прилегающая к ней улица. В 1959 году в городском сквере по улице Горького установлен памятник Вите Коробкову

Лариса Михеенко

Будущая партизанка родилась 4 ноября 1929 года в Лахте – пригороде Ленинграда в рабочей семье. Училась в Ленинградской школе №106. Когда началась советско-финская война, ее отец Дорофей Ильич, работавший слесарем на заводе «Красная заря», был мобилизован и не вернулся с фронта. В воскресенье 22 июня, когда уже развернулись сражения Великой Отечественной, она с бабушкой уехала на летние каникулы в гости к своему дяде в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (сегодня это Псковская область). Через два месяца войска вермахта вошли в село, а ее дядя стал старостой села. Поскольку в осажденный Ленинград вернуться не было никакой возможности, Лариса с бабушкой остались жить в Печенево.

Весной 1943 года одной из Лариной подружек Раисе исполнилось шестнадцать лет, и ей пришла повестка явиться на сборный пункт для отправки на работы в Германию. Чтобы избежать этой участи, Раиса, Лариса Михеенко и еще одна девушка Фрося ушли в лес к партизанам. Так начался боевой путь Ларисы в 6-й Калининской бригаде под командованием майора Рындина. Поначалу их приняли неохотно, ведь руководство хотело бы видеть у себя в отряде подготовленных мужчин, а не девочек-подростков, но вскоре начало доверять им боевые задания. Поскольку Лариса, как и ее боевые подруги, в силу своего возраста, могли, не вызывая подозрений у немцев, подбираться близко к военным объектам, она служила в отряде в качестве разведчика. Благодаря добытым ею данным в деревне Орехово, партизаны, зная расположение огневых точек и время ротации часовых, смогли угнать у немцев скот, реквизированный у населения для нужд вермахта. В деревне Чернецово, нанявшись няней по уходу за маленьким ребенком, Лариса собрала подробные сведения о расквартированном там немецком гарнизоне, а через несколько дней партизаны совершили налет на село. Также при больших скоплениях народа во время церковных праздников, она распространяла советские агитационные листовки.

В конце лета Михеенко была переведена в другой партизанский отряд и приняла участие в «рельсовой войне», выполняя все те же функции разведчика. Во время одной из операций, по взрыву железнодорожного моста через реку Дрисса на линии Полоцк — Невель, рискуя жизнью, Лариса незаметно для часовых, лично подожгла огнепроводный шнур. За эту вылазку командиром партизанской 21-й бригады Ахременковым, где она числилась, Лариса была представлена к правительственной награде, но получить ее не успела. В начале ноября 1943-го она вместе с двумя бойцами, вошла в деревню Игнатово в качестве связного для встречи с партизанами из другого отряда. Встреча должна была состояться у надежного человека, который неоднократно помогал партизанам. Но один из местных пронемецки настроенных жителей сдал их партизанскую явку. Дом, в котором они находились, был окружен отрядом власовцев, в неравном бою оба бойца погибли, а Лариса захвачена в плен.

4 ноября 1943 года после допроса она была расстреляна как пособница партизан. Уже после окончания войны, Лариса Михеенко была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

-Сразу повзрослели и те дети, которые были в тылу, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. - А какие дела могли делать дети? Но они продолжали учиться, в это тяжелое время школы не прекращали своей работы, после школы работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали металлолом для постройки танков и самолетов, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей; выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день

Почтим память павших Минутой молчания.

Звучит метроном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

70 лет Победе (мероприятие, посвященное 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне)

Виды детской деятельности:игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «День Победы»

Разработка представляет собой сценарий, посвященной Победы в Великой Отечественной войне.      Предлагаемый сценарий является одним из средств создания условий для формир...

Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).

Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...

Сценарий праздника "Мы победили", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Для малокомплектного детского сада).

Праздник состоит из четырех частей:1-я часть - рассказ о Великой Отечественной войне, о том, сколько горя она принесла нашему народу, сколько людей погибло, защищая мир от фашизма. Но русский народ - ...

Интегрированный урок посвященный 75 летию победы в битве под Москвой.

В процессе данного урока учащиеся 9 класса закрепляли знания полученные на уроках истории и математики. Эта форма проведения урока особенно эффективна при обучении детей с ОВЗ. Основной дидактической ...

Фотоотчет урока мужества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оружие Победы»

Учитель физики Колобухов А.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Урок мужества «Оружие Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, проводился для учащихся 6 класса общ...

Всероссийский Урок Победы, Посвященный 79-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…»

Данное мероприятие направлено на формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов у...