Введение в мир изобретательского творчества
методическая разработка (5 класс)
Методическая разработка
по теме: «Введение в мир изобретательского творчества»
педагога дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Босяцкой Д.Г.
Цель: создать условия для развития индивидуальных способностей личности ребенка на основе интереса к научно-техническому творчеству
Задачи:
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность рассуждать;
- Познакомить ребят с новой для них наукой: теорией решения изобретательских задач;
- Обучать самостоятельности, стремлению к поиску оптимальных решений, возникающих перед ним проблем;
- Воспитывать культуру межличностных отношений в совместной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_triz_1_goda_obucheniya_po_modulyu.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме: «Введение в мир изобретательского творчества»
педагога дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Павловский»
Босяцкой Д.Г.
Цель: создать условия для развития индивидуальных способностей личности ребенка на основе интереса к научно-техническому творчеству
Задачи:
- Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, способность рассуждать;
- Познакомить ребят с новой для них наукой: теорией решения изобретательских задач;
- Обучать самостоятельности, стремлению к поиску оптимальных решений, возникающих перед ним проблем;
- Воспитывать культуру межличностных отношений в совместной деятельности обучающихся.
План:
- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в мир науки, техники и изобретательства.
У меня есть необыкновенный помощник, который желает с вами познакомиться и станет для вас другом, помощником и талисманом. Как вы думаете, что символизирует наш помощник? Правильно, сова символизирует ум и мудрость.
Сегодня наша работа будет строиться в форме диалога. По окончании занятия мы заполним «Анкету обучающегося».
Ребята, поднимите руки, кто любит:
- заниматься спортом;
- петь;
- танцевать;
- рисовать;
- делать поделки;
- читать книги;
- решать трудные головоломки;
- заниматься техникой.
Как много у нас интересов. И вот мы все такие разные объединились в единую систему, чтобы эффективнее достигнуть главной цели нашей встречи: познакомиться с теорией решения изобретательских задач и узнать может ли быть полезна эта технология для каждого из вас.
Для начала, давайте, попробуем узнать, что это такое. Может кто-то знает?
Замечательно! Значит, каждый из вас стоит сейчас на пороге открытий для себя чего-то нового, неизвестного. А я постараюсь вашу встречу с новым неизвестным сделать интересным. Значит, среди вас есть у меня надежные помощники.
Слово задача и решение вы прекрасно знаете из математики. А вот изобретательские – какие это задачи?
Это задачи, которые на первый взгляд решить невозможно. Но, узнав приемы ТРИЗ, мы сможем решать такие задачи.
А пока попытаемся решить задачу, не зная правил решения:
Слушаем задачу и пытаемся решить проблему.
Изобретательская задача. Время – деньги!
Практически каждый администратор, проводящий совещания, сталкивается с тем, что их участники говорят подолгу, красуясь своим многословием, а, не проясняя суть обсуждаемых вопросов. Один предприниматель решил в своей фирме эту проблему. Время совещаний сократилось с 3 часов до 30 минут. Как он это сделал? (Ребята смело предлагают свои предложения).
Используем:
- принцип вынесения (отделить от объекта «мешающую» часть);
- принцип «обрати вред в пользу» (убираем стулья, чтобы получить положительный эффект);
- принцип предварительного действия (заранее убрать стулья)
Можно ли научиться приемам изобретательства?
О приемах изобретательства есть книга писателя-фантаста Альтова «И тут появился изобретатель». Ее для вас ребята написал талантливый человек, инженер и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, который является автором ТРИЗ.
ТРИЗ изучают не только инженеры, но и врачи, учителя, социологи, биологи, журналисты, предприниматели — все, кому приходится в своей работе решать творческие задачи. Множество людей благодарны Г.С. Альтшуллеру за то, что он привлек их к работе над наукой, может быть, самой важной из созданных в наше время — наукой о развитии творческой личности.
Он уверял еще ваших дедушек и бабушек на страницах известной детской газеты «Пионерская правда», что каждый, кто хочет, может этому научиться, с помощью инструментов ТРИЗ.
Одним из таких эффективных инструментов является знание законов развития технических систем.
А как вы думаете, что такое техническая система?
Это все, что сделал человек.
Чтобы восстановить историю развития технических систем, поиграем в игру
«Хорошо – плохо», т.е. познакомимся с противоречиями.
По названию игры вы уже поняли, что такое противоречие. Это самое необходимое слово-условие в ТРИЗ.
Возьмем, к примеру, техническую систему «утюг».
«Хорошо» «Плохо»
можно гладить можно сжечь вещи
горячий - хорошо гладить горячий - можно обжечься
работает от сети - удобно работает от сети – могут отключить свет
А теперь самостоятельно рассмотрим систему «телевизор»
«Хорошо» «Плохо»
можно посмотреть фильм может испортиться
большой экран тяжелый, пылится
громкий звук ругаются родители
много кнопок для переключения каналов не знаешь, какую кнопку, и когда нажимать
можно подключить другие технические нельзя одновременно смотреть телевизор и системы играть на компьютере
Молодцы! У вас есть задатки изобретателей.
Физкультперемена. Подвижная игра с мячом на когнитивное развитие «Назови признаки предметов наоборот».
- Какой бы сложности вы задачу не решали, очень важно правильно оценивать исходную информацию.
Вот вам логическая задача на смекалку:
За книгу отдали 100 рублей и еще половину стоимости книги. Вопрос: сколько стоит книга?
(дети дают разные ответы).
Если бы вы рассуждали внимательно, последовательно, нарисовали таблицу-схему, то ваши ответы были бы правильными.
Ребята, я уверена, что каждый из вас хоть что-нибудь да изобретал. К изобретениям относятся не только сложные технические системы, но и такие, которые облегчают нашу жизнь дома, в школе, во время отдыха.
Сейчас я вам раздам каждому 4 скрепки, и вы должны создать из них какой-нибудь объект: не соединяя скрепки между собой. Буквы и цифры не составлять! Задание несложное.
Умницы! Все справились с этим заданием. Каждый придумал свой оригинальный объект.
Итог занятия
Вот и подходит к концу наше первое знакомство с ТРИЗ.
Интересно ли было на занятии? Что нового вы узнали сегодня? (Дети сообщают, что они познакомились с новым для них предметом, и об этом обязательно расскажут родителям).
У нас много интересного еще впереди. Вы талантливы, изобретательны. Верю, что вы станете активными творческими личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Статья по ТРИЗ...
Теории решения изобретательских задач
Применение педагогических технологий на уроках истории...
ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач
Какие задачи учит решать современная школа? Она должна развивать творческие качества детей. Без творческих качеств не разовьешься. Какую задачу ставит перед молодым человеком жизнь? ...
Презентация к выступлению на ШМО "Технология Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) в развитии творческой личности".
Презентация явилась иллюстрацией к докладу, где в краткой форме дается информация о создателе теории Г.С.Альтшуллере, а такжк тезися иллюстрирующие цели и задачи теории и области ее применения....
Введение в научное творчество через материал исследования возможности решения Квадратуры круга
Я, Дениченко Сергей Николаевич, независимый исследователь, через исследование возможности решения задачи Квадратуры круга, хочу показать учащимся "кухню" научного творчества. ...
Методическое пособие «Формирование у младших школьников навыка решения изобретательских задач на материале художественного творчества»
Мною разработан, и опробован «Упрощенный АРИЗ», (алгоритм решения изобретательских задач) который позволяет представить сложный теоретический материал в увлекательной, адаптированной для д...
«ОРГАНИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В МБОУ ДО «ТАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА»
Главной целью инновационной деятельности является развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск ...