Исследовательская работа "Педагогическая династия"
материал
Прослеживание пути педагогической династии Алексеевых-Ланиных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_pedagogicheskaya_dinastiya.docx | 61.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая династия»
Исследовательская работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
Основная часть……………………………………………………………... | 5 |
1.Истоки педагогической династии……………………………………...... | 5 |
2.Педагогическое древо семьи Алексеевых………………………………. | 8 |
2.1 Первая ветвь педагогического древа ………………………………... | 8 |
2.1 Вторая ветвь педагогического древа………………………………… | 10 |
2.3 Третья ветвь педагогического древа………………………………… | 11 |
Заключение…………………………………………………………………. | 13 |
Приложение………………………………………………………………… | 14-24 |
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть своя малая родина. У кого-то город, посёлок, маленькая деревенька, а моя малая родина - село Локшино Ужурского района. Через год я заканчиваю школу, и мне предстоит выбирать профессию. «Куда пойти учиться?» - этим вопросом заняты мои одноклассники и я в том числе.
У каждого свой путь в профессию. Все годы обучения меня ведут мои учителя. Сегодня профессия учителя не является престижной. Большинство тех, кто заканчивают педагогические вузы, не всегда идут работать в школу. Видимо, педагогическое образование еще не делает человека учителем. Им надо стать « по жизни» так же, как стали некоторые педагоги в нашей Локшинской школе. Интереснейшие люди работают у нас. Их трудолюбию и творчеству позавидуешь. Понимаю, что учитель – это не просто профессия, это прежде всего человек, который должен быть тонким знатоком детской души. Ведь сколько нас сидит в классе - столько и характеров. Настоящего учителя отличает любовь к детям и преданность избранной профессии. Разными путями приходят в школу. Кому – то определиться в жизни помогла первая учительница, кто – то пришел в школу благодаря родителям. А кто – то с детства любит детей и хочет делиться с ними знаниями. Но есть среди них люди, у которых эта любовь в крови.
Считается, что уж школу-то мы знаем все. Все сидели или сидим за партами. Однако в ту ли школу ходим мы, какую закончили наши родители и прародители? Из каких учителей состоит педагогическая династия нашей большой семьи? Чей опыт передаётся из поколения в поколение? Узнать историю учительской династий моей семьи – стремление, которое мне хотелось реализовать давно. Почему моих родственников в нескольких поколениях стали учителями? Что им помогало в их трудной работе? И может быть моя работа над этой темой поможет мне в выборе моей будущей профессии.
Моя семья – пример замечательной династии – династии учителей.
Цель работы: прослеживание пути педагогической династии Алексеевых-Ланиных.
Задачи:
1.Изучить материалы из личного архива династии Алексеевых-Ланиных.
2.Составить генеалогическое древо педагогической династии.
3.Собрать необходимую информацию для написания исследовательской работы.
4.Собрать фотографии данной учительской династии.
5. Воспитывать уважение к профессии учителя
Объект исследования - учительская династия Алексеевых - Ланиных.
Методы:
- изучение материалов семейного архива,
- беседа с представителями династии, учителями - ветеранами, бывшими учениками моих родственников,
- анализ и обработка полученной информации.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель, как и представитель любой профессии, делится опытом своего труда, часто прививая любовь к своей профессии своим близким, детям. Так возникают династии. В энциклопедическом словаре читаю: «Династия – ряд монархов из одного того же рода, сменяющих друг друга по праву наследования. В переносном значении – череда людей происходящих из одного рода, которые продолжают дела, мастерство своих родителей, идут по их стопам.
Прочитав о педагогических династиях, я решила написать о своих родных.
При планировании работы над намеченными этапами исследования, я обратилась к школьной документации, побеседовала с учителями - ветеранами, знавшими или работавшими с моими родственниками, а также провела опрос среди выпускников и сегодняшних школьников.
- Истоки педагогической династии
В ходе сбора информации я узнала, что точкой отсчета для педагогической династии Алексеевых-Ланиных стал 1936 год. У истоков династии стояли мои прадедушка и прабабушка, Петр Васильевич и Анна Михайловна Алексеевы (Приложение 1). С тех пор вот уже четыре поколения семьи служат благородному делу воспитания подрастающего поколения.
Петр Васильевич Алексеев в1936 году в 19-ти летнем возрасте окончил Ачинское педучилище и начал педагогическую деятельность в Локшинской семилетней школе, сначала пионервожатым, а потом учителем начальных классов. Все, кто знал его, рассказывают, что он очень любил детей. Был добрым, мягким, чутким. Особенно жалел прадед детей, которым тяжело давалась учёба. Говорил, что отличникам и так хорошо, а вот неуспевающим трудно учиться, им надо помогать. 1941 год. Пётр Васильевич отправляется на фронт. Служит в 524 армейском полку ПВО. Старший лейтенант Алексеев воевал на Ленинградском фронте политруком. Я уверена, что его душевные качества, а больше всего личный пример помогали мальчишкам преодолевать страх. За личное мужество и награждён Пётр Алексеевич медалью «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией».
Война закончилась, и 4 ноября 1945 года Пётр Алексеевич был уволен в запас. Приехал он на свою малую родину в село Локшино и был назначен завучем Локшинской семилетней школы. Преподавал математику. В педагогическом коллективе в то время работали замечательные учителя, с хорошим образованием, высокой культуры и такта. Именно таким был Пётр Васильевич. Одна из его учениц Крашенинникова Тамара Алексеевна вспоминает: «Пётр Васильевич на уроках был всегда спокойным, голос приятный. Любимчиков у него не было. Все дети были одинаковы. Любимые его поощрения - это похвала. Хвалил за всё: за чистую тетрадь, за правильный подход к решению задачи, за чисто вымытую доску. Пётра Васильевича я помню высоким, статным, всегда подтянутым, уравновешенным. Уроки вёл спокойно, доходчиво, терпеливо отвечал на вопросы своих учеников. Провинившимся парням (некоторые из них были ненамного младше своего учителя), пристально смотрел в глаза и не говоря ни слова, уходил. Это действовало лучше всякой нотации. В педагогическом коллективе царила атмосфера организованности, порядка, уважения друг к другу».
Вместе с Петром Васильевичем в школе работала его жена Анна Михайловна, моя прабабушка, в 1937 году окончила Канскую культпросветшколу. В этом же году молодая учительница Анна Михайловна приехала в с. Локшино и начала работать учительницей начальных классов. Здесь были у неё и первые уроки, первые радости и неудачи. И здесь она услышала страшную весть о том, что началась война. Проводив мужа на фронт, с головой окунулась в работу.
Ныне покойная старейшая учительница Анфиса Иосифовна Скоробогатова на одной из встреч с учащимися вспоминала: «Мы много лет работали вместе с Анной Михайловной. Работать приходилось в тяжёлых условиях. Здание школы было старое, деревянное, дровами топили печи, чтобы детям было тепло. Когда дров не хватало, занимались в одежде. Тетрадей не было, постоянно голодные, ученики писали на газетах и каких-нибудь листочках, но всё равно хотели учиться и все мечтали об окончании войны». Анна Михайловна работала в две смены. Они учили детей без скидки на войну, были требовательны и строги. Внучка Анны Михайловны Ирина Алексеевна Леонова (Ланина) вспоминает: «Анна Михайловна была очень энергичной, неунывающей, активной. Всегда была окружена людьми» (Приложение 1).
За активную жизненную позицию, желание и умение реализовать свои творческие способности и возможности в 1961 году жители села избрали Анну Михайловну председателем сельского Совета. В это же время она возглавляла парторганизацию колхоза (Приложение 1). Находясь на заслуженном отдыхе, с радостью согласилась работать в школьной библиотеке. Вспоминает Скоробогатова Тамара Васильевна: «Анна Михайловна не просто выдавала книги, она воспитывала в нас читателей. Сначала рекомендовала произведение, а потом обязательно беседовала по содержанию прочитанного, журила, если кто-то вернул книгу непрочитанной». Высокий профессионал своего дела, она осталась в памяти своих учеников добрейшей и мудрейшей женщиной».
- Педагогическое древо династии Алексеевых
- Первая ветвь педагогического древа
Анна Михайловна – мать трёх дочерей: Ангелины, Людмилы и Галины (Приложение 2). И все они стали учителями, хотя судьба не сразу привела их в школу. Имея перед глазами пример матери и отца, они мечтали только о профессии учителя.
Старшая - Ангелина Петровна - моя бабушка, светлая ей память - родилась в 1940 году в селе. Локшино. Здесь в 1958 году окончила семилетку, после школы работала библиотекарем, воспитателем в детском саду (Приложение 3). И когда ей предложили место учителя начальных классов Локшинской школы, она с огромной радостью согласилась. И уже через три года её уроки являлись образцом общения с детьми на умном, добром и увлекательном языке. Скоробогатова Т. В., будучи студенткой Абаканского педучилища в 1964 году, проходила в своей школе педагогическую практику в 4 классе. Руководителем практики была назначена молодая учительница Ангелина Петровна, и не без оснований (Приложение 3). «Неподдельная, искренняя любовь Ангелины Петровны к каждому ребёнку чувствовалась во всём, в сердечной встрече с учениками, в отношении к родителям, в заботе о воспитании положительных качеств личности учеников, а главное – в стремлении заинтересовать, научить, – всему этому училась и я у молодого, но уже такого мудрого наставника», - вспоминает Тамара Васильевна.
Абаканское педучилище, Абаканский педагогический институт закончены (Приложение 3). Педагогическая деятельность продолжается. Ангелина Петровна работает в школе воспитателем, учителем истории. В это время под руководством Ангелины Петровны активизировал свою работу Школьный музей. Велась большая собирательская работа, созданы новые экспозиции. Налажена экскурсионная работа. «Мы проводили праздники, организовывали встречи с ветеранами - всё это укрепляло нашу дружбу», - рассказывает Мальковская Наталья Александровна, бывшая ученица Ангелины Петровны.
Профессиональную карьеру Ангелина Петровна завершила в качестве учителя истории. С 1997 года ушла на пенсию. Педагогический стаж - 34 года. За это время через ее руки прошли сотни учеников. Моя бабушка не просто учила детей. Она отдавала им гораздо больше, чем знания – свое свободное время, свое внимание, свою любовь. Она говорила всегда о своих учениках с теплотой. Обо всех: и о девочках-отличницах, и о мальчишках-хулиганах. Для нее не было понятия «плохой ученик» - все были равны, все одинаково любимы. Дома хранится толстый альбом, где множество фотографий, на всех - её ученики (Приложение 3). Неудивительно, что они относились к ней так же: много лет мы, внуки, наблюдали, как в бабушкин день рождения и в день учителя ее приходили поздравлять повзрослевшие ученики. Разве это не доказательство того, что учитель – это не только тот, кто ведет уроки и проверяет домашнее задание? Учитель – это призвание, в случае нашей семьи – передающееся по наследству.
Бабушка с одинаковой нежностью вспоминала о своих первых учениках, и о последнем своём выпуске, с которым она была вместе все 10 школьных лет. А вот ёе собственным детям (моему папе и тёте) больше всего запомнилось время, когда она была воспитателем и заведующей интернатом для приезжающих детей. Работе она отдавала большую часть своего свободного времени. Она делала всё для того, чтобы интернат стал для детей вторым домом: тёплым, уютным. Её рабочий день начинался с 7 часов утра и продолжался до позднего вечера, т.к дети целую неделю не видели своих родителей, и Ангелина Петровна была им как мать. Кого-то погладит, кого поругает, а кому из дома пирожков принесёт и угостит. Весь день проходил в хлопотах, а вечером она собирала вокруг себя детей за чашкой чая: вязали, вышивали, говорили «по душам» (Приложение 3).
Частыми в доме были разговоры о школе, об учениках. Но и без слов было понятно, что значит для неё общение с детьми – это было главное в её жизни. Воспитание для неё было делом естественным. Дети взрослели, а она была рядом и помогала преодолевать трудности.
Многому научила она и нас, своих внуков. С ней всегда было интересно. Она часто вспоминала о том, как училась в школе, свои студенческие годы. Говорила, что это было самое интересное для неё время. В бабушкином фотоальбоме – множество фотографий того времени, открыток от её многочисленных подруг.
Стать учителем мечтала и вторая дочь Алексеевых – Людмила. В школе была отличницей, спортсменко. Сразу после школы закончила фармацевтическое училище, работала аптекарем, но мечта стать учителем начала осуществляться. В 1972 году поступила в Абаканский педагогический институт на факультет биологии. По окончании вуза начала педагогическую деятельность. В школе работала учителем биологии, психологом, завучем.
За многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения Людмила Петровна награждена грамотами различного уровня, получила звание «Отличник народного образования». Но своей главной наградой Людмила Петровна считает присуждение ей премии Фонда Сороса, потому что это её ученики голосовали за своего любимого учителя (Приложение 4). Её ученики на протяжении многих лет являлись призёрами и победителями областных и республиканских олимпиад по биологии. Людмила Петровна увлекла многих своих учеников спортом, туризмом, многие из них стали педагогами. До сих пор она поддерживает с ними тёплые, дружеские отношения. Сейчас Людмила Петровна Белоусова на пенсии. Но по-прежнему удивляет своей неуёмной энергией, оптимизмом и интересом ко всему новому.
Младшая из сестер, Галина Петровна, после школы работала лаборантом. Здесь, работая в коллективе уважаемых ею учителей (теперь уже коллег) Галина Петровна приняла окончательное решение посвятить себя педагогической деятельности, поэтому не задумываясь, поступила и успешно закончила дошкольное отделение Красноярского педучилища. Всегда была примером для подражания для племянниц, а потом и для внучек – любимицей всех детей. Галина Петровна и сегодня работает воспитателем в детском саду.
- Вторая ветвь педагогического древа
Желание стать учителем передалось дочери Ангелины Петровны, Ирине Алексеевне. Окончив школу, она поступила в Красноярский Государственный педагогический институт, на факультет математики, а в 1988 году приехала учительствовать в родное село, где и работает по сей день. В настоящее время Ирина Алексеевна Леонова - завуч и учитель математики МКОУ «Локшинская СОШ».
Ирина Алексеевна – достойная дочь своей матери – Ангелины Петровны. От неё она научилась многому: как найти подход к ученикам, как заинтересовать детей, как навести дисциплину на уроке, как стать душой детского коллектива (Приложение 5).
Ирина Алексеевна своей жизнью, своей работой доказывает мысль, высказанную Платоном: «человек, способный к математике, изощрен во всех науках». Красноречивее всего доказывает эту мысль статья директора Локшинской средней школы Н. Г. Дмитриевой, опубликованная в газете «Сибирский хлебороб» за 2009год «Во главе учителей Локшинской средней школы стоит человек, который сплотил вокруг себя коллектив единомышленников - Ирина Алексеевна Леонова. Природа щедро её наделила умом и красотой. Ирина Алексеевна первая в истории Локшинской школы стала «золотой» медалисткой. Когда подошло время выбирать профессию, не было никаких сомнений - учитель. Ведь её мама Ангелина Петровна Ланина всю свою жизнь посвятила обучению детей. Ирина выбрала самую точную науку - математику. И она, как говорят, учитель по призванию. Из газеты «Сибирский хлебороб: «И. А. Леонова требовательна к себе и окружающим, объективна в суждениях и оценках. Никогда не торопится делать выводы и всегда готова обсудить мнение коллег по тому или иному вопросу. Её фотография на районной доске почёта «Ими гордится район».
Дочь Людмилы Петровны Елена Игоревна после окончания Абаканского педагогического института работала учителем начальных классов и заместителем директора по воспитательной работе (Приложение 6). Также как и Людмила Петровна увлекается спортом, туризмом.
- Третья ветвь педагогического древа
Дочь Ирины Алексеевны Анна — студентка Института филологии и языковой коммуникации Сибирского Федерального Университета (Приложение 7). Специальность (направление) – филология. В детстве много времени провела в школьной библиотеке, с бабушкой, очень нравилась атмосфера в школе. Любила рассказы матери о школе. Идеал учителя – мама. Скоро её мечта, стать учителем, станет реальностью.
Вторая внучка Ангелины Петровны, Татьяна Ланина – студентка 1 курса Красноярского педагогического техникума.
Не знаю, мечтал ли мой папа стать учителем, но когда его пригласили в школу на должность учителя технического труда, был очень рад. Имея прирождённый дар строить, мастерить, он учит мальчишек пилить, строгать, собирать, работать на станке. С утра до вечера кипит в мастерской жизнь. Мальчишки почти не выходят из мастерской, когда шла запись в кружок, «Декоративные поделки» отбоя от желающих не было.
Педагогическое древо семьи Алексеевых представлено в Приложении 8.
Династия продолжается…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Узнавать новое всегда увлекательно, поэтому проследить путь и написать про нашу семейную, педагогическую династию мне было очень интересно.
Изучены семейные архивы Алексеевых, Ланиных, найдены нужные документы и актуальные материалы, проведена работа с архивом школьного музея, взято интервью у Леоновой И.А., прошла встреча с учениками П. В. Алексеева, А.П. Ланиной. Взглянуть по – новому на профессию учителя помогла беседа с учителями – ветеранами.
В нашей педагогической династии 9 учителей практически по всем предметам. Это целая история человеческих судеб, которая насчитывает общего педагогического стажа – 98 лет. Наше генеалогическое древо состоит из четырех педагогических ветвей. Все они работали и работают в разное время и в разных местах, но у всех у них была и есть общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей.
Таким образом, каждое поколение педагогов нашей семьи берет всё лучшее у своих старших наставников. Педагогическое мастерство передается продолжателям учительского дела. Я надеюсь, что династия педагогов Алексеевых – Ланиных не прекратит своё существование.
Кто знает, как обернётся жизнь, может быть и я, и мой младший брат станем учителями.
ЛИТЕРАТУРА
- Баранова, Е. А. Связь времен, традиций, поколений / Е.А. Баранова. - Красноярск, 2007.- 230 с.
- Дмитриева, Н.Г. Завуч – фигура ключевая / Н.Г. Дмитриева // Сибирский хлебороб. – 2009г.
- Караковский, В.А. Классным руководителям посвящается / В.А. Караковский // Воспитательная работа в школе. - 2006. - №1. – С. 5-10.
- Лащевская, О.Л. Моя родословная / ОАО «Лениздат» О.Л. Лащевская. – М., 2008. – 198 с.
- Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1986. – 250 с.
- Неродная, Л.А Наши победы / Л.А. Неродная // Победа Социализма. - 1965г. - №90.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Изд-во Оникс, 2006. – 976 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис.1 – Педагогическое древо семьи Алексеевых
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сто лет учительской династии
Летопись учительской династии моей семьи....
Презентация "Начало правления династии Романовых"
Начало правления династии Романовых. Красочная презентация рассказывающая о событияхпосле Смуты. 26 слайдов....
Исследовательская работа "Учительская династия"
На свете существует много профессий. Но, наверное, не найдётся человека, который бы не был знаком с учительской профессией. Сложная, ответственная, но, пожалуй, самая необходимая...Учитель – кладезь з...
Тезисы исследовательской работы "Династия Бельгиных: от подвига ратного к подвигу трудовому"
Тезисы к исследовательской работе, посвященной династии Бельгиных...
Исследовательская работа Династия музыкальной семьи Бурнаковых
В Аскизском районе Республики Хакасия музыкально одаренными людьми издавна славится тейская земля. На этой благословенной земле выросли такие известные музыканты, поэты и исполнители, как Евдокия Тыгд...
Тезисы исследовательской работы "Династия Бельгиных: от Подвига ратного к Подвигу трудовому"
Тезисы к исследовательской работе, представленной на городской конференции "Отечество"...
Исследовательская работа "Наша династия"
Я являюсь продолжателем учительской династии. Данная работа посвящена женщинам-учителям моей семьи....