ДОП "Анимашки"
методическая разработка

Данная разноуровневая программа технической направленности рассчитана на возрастную категорию детей 7-12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_animashki_2020.docx354.77 КБ

Предварительный просмотр:

D:\документация\персонификация\программы\Титул.ДОП 1.jpg

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Анимашки»

(технической    направленности, разноуровневая форма реализации)

возраст учащихся 7-12 лет

срок реализации 1 год

                                                       

  Автор – составитель:  Черняева Оксана Владимировна,  педагог   дополнительного образования.

           

Александров-Гай  

2020

Структура ДОП

1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы

1.1. Пояснительная записка……………………………………………..3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………..8

1.3. Планируемые результаты………………………………………….11

1.4. Содержание программы…………………………………………...16

1.5. Формы аттестации и их периодичность………………………….20

2 Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Методическое обеспечение………………………………………..24

2.2. Условия реализации………………………………………………..26

2.3. Календарный учебный график…………………………………….28

2.4. Оценочные материалы……………………………………………..34

2.5. Список литературы………………………………………………...35

3 Приложения ………………………………………………………….38

Пояснительная записка

С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее не доступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы  мультипликации  и  почувствовать себя в роли начинающего режиссёра стало  доступным и для детей. Многие психологи подтверждают, что  home-анимация  - это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества.   В современном образовании акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.

Анимационное творчество предоставляет большие возможности для комплексного развивающего обучения детей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная общеразвиваюшая  программа «Анимашки»  отнесена  к программам  технической направленности.  Разработана для детей 6-12 -летнего возраста и на основании:

•        Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

•        СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

•        Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Устава МУ ДО «Центр детского творчества» с. Александров-Гай Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области.

Новизна  дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей  программы выражается в интеграции разных видов изобразительного искусства    (рисунок, живопись, дизайн, декоративно-прикладное творчество) и технической деятельности    (работа с, компьютерной техникой), объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного фильма.

Программа не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.

     Актуальность предлагаемой программы определяется, прежде всего, запросом со стороны детей и их родителей на данную программу  как наиболее интересному виду творческой деятельности, способствующей развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, ведь в настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию определенных способностей для адаптации в окружающем мире, развитию социально-коммуникативных навыков.

Актуальность программы также обусловлена ее технической  значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется фото-видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.            

Отличительные особенности программы:

- разноуровневость программы, которая заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальной подготовленности могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения;

- дифференцированный подход к организации обучения, при котором детям предлагаются разные по уровню сложности задания в процессе обучения, что определяет возможность учета их подготовленности, возможность перехода с уровня на уровень в процессе освоения программы;

-учет интересов учащихся их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий уровневой дифференциации;

-свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенокнепосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств;

- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей учащемуся выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.

Новизна программы это:  

  • разработанная авторами структура занятия, которая позволяет за минимальное количество времени получить большее количество знаний, умений, навыков без переутомления детей;
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении и развитии;
  • использование различных форм и методов обучения:
  • вся программа составлена таким образом, чтобы знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, пригодились им при дальнейшем обучении в школе,  в повседневной жизни;
  • ведение обучения детей в разном темпе и в тесном содружестве с родителями;
  • активное применение современных образовательных  технологий, в том числе информационных.

Адресат программы: Возраст учащихся 7 – 12 лет – дети младшего и среднего школьного возраста. При построении учебного процесса учитываются индивидуальные особенности познавательной деятельности учащихся каждой из этих возрастных категорий.

Возрастные особенности учащихся 7 – 9 лет.

Для детей младшего школьного возраста  характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.

Возрастные особенности учащихся 10 – 12 лет.

В этот период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности –едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

При  построении  учебного  процесса  рекомендуется  учитывать  индивидуальные  особенности  познавательной  деятельности  обучающихся,  но большое внимание  уделять  игре,  созданию  ситуации  успеха. Дело  в  том,  что учащиеся  этой  возрастной  группы стремятся  добиться  поставленной  цели  в течение  одного  занятия  и  желают  видеть  наглядный  результат  своего  труда. Основные  задачи  развития  на  этом  возрастном  этапе –развитие  логического мышления,  умения  оперировать  полученной  информацией,  развитие самостоятельности детей в учебной деятельности. Для этого необходимо создание учебной   ситуации,   способствующей   удовлетворению   познавательных потребностей детей.

Сроки реализации программы, режим занятий, объем программы:

Реализация данной Программы рассчитана на 1 год. Программа реализуется в очной форме в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3гл.2, ст.17, п.2. С учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 (от 04.07.2014 № 41) занятия проводятся 3 раза в неделю 1 занятие по 45 минут.

Объем программы: 108 часов.

Численный состав групп установлен Уставом ЦДТ, санитарно- гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования: 12 – 15 человек. Состав группы – постоянный в течение года.

Форма работы: групповая. В одной группе занимаются дети разных уровней подготовленности. Основным критерием отбора является желание детей.

Форма обучения: очная.

1.2. Цель и задачи.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для развития личностного потенциала детей через воспитание интереса к техническому творчеству посредством анимационной деятельности.

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Цель: создание условий для развития творческой активности детей.

Задачи:  

Обучающие:

  • обучить учащихся навыкам создания персонажей, фона, декораций для создания анимация;
  • обучить работе с фотоаппаратом.

Развивающие: содействовать развитию

  • представлений о видах анимации (рисованная, перекладная, кукольная, пластилиновая и пр.);
  • инициативного творческого начала, способности ребёнка к нестандартному решению любых вопросов;
  • чувства композиции, цвета, масштаба в процессе создания анимации.

Воспитательные:

  • прививать интерес учащимся к художественному творчеству, к киноискусству;
  • содействовать успешной социальной адаптации учащихся;
  • способствовать воспитанию трудолюбия и целеустремленности;
  • содействовать созданию комфортного психологического климата внутри коллектива.

БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ

Цель: формирование представления о работе с техническими средствами обеспечения творческого процесса создания мультфильма.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить учащихся основным принципам сценарного мастерства;
  • обучить учащихся навыкам создания персонажей, фона, декораций для анимации;
  • обучить учащихся фотосъемке, раскадровке и  озвучиванию мультфильма;

Развивающие: содействовать развитию

  • творческого мышления,
  • исследовательских навыков,
  • эстетической культуры

Воспитательные:

  • содействовать формированию ценностного представления о культуре, искусстве, красоте;
  • содействовать формированию ценностного представления о технологиях мультипликации
  • способствовать воспитанию коммуникативности, ответственности, дисциплины.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ

Цель: создание условий для формирования у учащихся навыков создания видеопродукта.

Задачи:

    Обучающие:

  • обучить приемам фотосъемки при создании разножанровых анимаций;
  • обучить созданию самостоятельных анимационных проектов для участия в различных конкурсах и фестивалях экранного творчества.

Развивающие: содействовать развитию

  • критического и творческого мышления;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе.
  • умения управлять своей деятельностью.

Воспитательные:

  • содействовать успешной социализации учащихся;
  • содействовать формированию социально-профессионального самоопределения учащихся;
  • способствовать созданию гуманистического стиля отношений детей и взрослых в процессе познания, творчества.

Стартовый уровень предполагает обучение – «от простого к сложному». Учащиеся учатся различать жанры мультипликации, участвуют в создании персонажей, фонов и декораций, пробуют самостоятельно передвигать фигуры в процессе видеосъемки. Формируются представления о принципах разработки сценария, раскадровки.

Базовый уровень основывается на принципе преемственности в обучении, предполагает усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы по созданию персонажей, фонов и декораций.  Отличается он и более глубоким изучением основ сценарного мастерства, работы по монтажу и озвучиванию мультфильма. Обучающиеся знакомятся с возможностями компьютерных программ по созданию видео, под руководством педагога включаются в увлекательный поиск новых идей при создании видеопродукта.

Продвинутый уровень предусматривает формирование у учащихся определенных компетенций и  практических  умений при выборе темы и разработке сценария мультфильма, при создании самого видеопродкута, а также определенных художественно-эстетических навыков при изготовлении персонажей, фонов и декораций в определенной технике.  Основное место на данном уровне образования занимает самостоятельная работа. Дети разные по уровню развития, по характеру, поэтому от педагога требуется индивидуальный подход к каждому ребенку.

На данном уровне обучающиеся знакомятся  и совершенствуют навыки работы в компьютерных программах  создания видеопродукта.

На сообщение теоретических сведений отводится 1/3 учебного времени.

Регулярные занятия способствуют формированию у учащихся таких ценных качеств личности, как терпение, настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. А главное, творческую активность, что непременно пригодится им в последующей трудовой деятельности, какую бы профессию они не избрали.

1.3. Планируемые результаты

В процессе реализации программы будут сформированы

предметные результаты

Учащиеся должны ЗНАТЬ

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

-технику безопасности,

 - о мультипликации, как о виде искусства,

- виды анимации  - основные этапы создания анимации, для создания работ под руководством педагога.

-технику безопасности,

 -о мультипликации, как о виде искусства,

- виды анимации  

-основные этапы создания анимации,

-правила создания сценария,

- методы и приемы фотосъемки,

монтажа, озвучивания для самостоятельного участия в различных этапах создания видеопродукта под руководством педагога.

-технику безопасности,

 -о мультипликации, как о виде искусства,

- виды анимации

-основные этапы создания анимации,

-правила создания сценария,

- методы и приемы фотосъемки,

монтажа, озвучивания для создания авторских творческих работ.

Учащиеся должны УМЕТЬ

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

-подбирать и готовить нужные инструменты и материалы для изготовления героев, фонов и декораций;

-составлять план-сценарий; план раскадровки; изготавливать необходимые атрибуты для съемочного процесса под руководством педагога.

-подбирать и готовить нужные инструменты и материалы для изготовления героев, фонов и декораций;

-совместно с одногруппниками составлять сценарий и создавать раскадровку видеопродукта;

-изготавливать необходимые атрибуты для съемочного процесса самостоятельно;

-участвовать в процессе съемки, монтажа и озвучивания под руководством педагога.

 -подбирать и готовить нужные инструменты и материалы для изготовления героев, фонов и декораций;

-совместно с одногруппниками составлять сценарий и создавать раскадровку видеопродукта;

-изготавливать необходимые атрибуты для съемочного процесса самостоятельно;

- самостоятельно участвовать в процессе съемки, монтажа и озвучивания; комбинировать различные техники;

-самостоятельно создавать авторские творческие видеопродукты.

В процессе реализации Программы у учащихся будут сформированы

личностные результаты

Стартовый уровень:

- сформированность интереса к анимации, как виду искусства

- сформированность мотивационной основы творческой деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Базовый уровень:

- сформированность интереса к анимации, как виду искусства

- сформированность мотивационной основы творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- сформированность эмоционально положительной внутренней позиции учащегося.

Продвинутый уровень:

- сформированность устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-сформированность умения адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха

- сформированность положительного отношения к анимационому творчеству.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты:

Стартовый уровень:

-умение понимать и принимать задачу, сформированную педагогом;

-умение формулировать цель и задачи своей деятельности на занятии.

- умение проводить самооценку.

Базовый уровень:

-умение планировать свою деятельность в соответствии с целью;

- умение выбирать способы и средства реализации своей деятельности;

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- умение учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале.

Продвинутый уровень:

-умение самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения поставленных задач; работая по плану;

-умение сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- умение результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его;

-умение адекватно воспринимать оценку педагога и мнение других

учащихся;

Познавательные результаты

учащийся научится:

Стартовый уровень:

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- использовать приобретенные знания и умения для участия в создании несложных творческих работ;

-научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Базовый уровень:

- находить необходимую для выполнения работы информацию в различных

источниках;

- анализировать предлагаемую информацию;

- использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного участия в создании творческих работ;

Продвинутый уровень:

-сознательно усваивать информацию и использовать её для решения

разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

- осуществлять алгоритм проектной деятельности;

-обрабатывать  полученную  информацию  (анализировать,  обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в том числе и для создания видеопродукта.

Коммуникативные результаты:

учащийся научится:

Стартовый уровень:

-включаться в диалог, в коллективное обсуждение, в том числе в ситуации столкновения интересов;  проявлять инициативу и

активность;

- организовывать совместную работу в паре;

Базовый уровень:

- умение общаться с педагогом и сверстниками;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с педагогом;

- организовывать совместную работу в группе.

Продвинутый уровень:

- формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано

их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при

организации собственной деятельности и совместной работы;

-проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и

результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в

доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания;

-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

1.4. Содержание программы

Учебный план дополнительной общеобразовательной

программы «Анимашки»

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

2

От простого- к сложному

18

4

14

3

Скрайбинг

48

8

40

4

Фантазируем, создаём.

40

8

32

5

Мультфильм в деталях.

52

10

42

6

«Видеомастерская».

54

10

44

7

Итоговое занятие.

2

1

1

Всего:

216

43

173

Содержание учебного плана программы

  1. Вводное занятие.

Теоретические сведения: Сообщение целей и задач работы объединения. Режим работы. План занятий.  Демонстрация работ предыдущих обучающихся. Инструменты, технические средства и материалы, необходимые для работы.  Входная диагностика. Правила техники безопасности, минутка безопасности.

  1. От простого- к сложному

Теоретические сведения. Исторический экскурс «Волшебный мир анимации».  Основные виды мультипликации, техники создания. Профессии в мультипликации: сценарист, режиссер, оператор, художник мультипликатор, звукорежиссер.

Практическая работа.

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Просмотр и анализ мультипликационных фильмов (созданных в различных техниках) определение техники, сюжетной линии с помощью педагога

Просмотр и анализ мультипликационных фильмов (созданных в различных техниках) самостоятельное определение техники, сюжетной линии; планов фотосъемки с помощью педагога

Просмотр и анализ мультипликационных фильмов (созданных в различных техниках) самостоятельное определение техники, сюжетной линии; планов фотосъемки

  1. Скрайбинг

Теоретические сведения: знакомство с видами и техниками Скрайбинга; с работой в программе PowToon.

Практика: просмотр видеоинструкции; создание слайдов в программе PowToon (выбор фонов, загрузка фото и видео материалов);

Практическая работа.

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Просмотр и анализ видеопрезентаций в технике Скрайбинг (созданных в различных техниках) определение техники, с помощью педагога.; разработка плана-сценария видеопродукта; изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса под руководством педагога.   ; разработка плана-сценария видеопродукта; изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса под руководством педагога.  

Просмотр и анализ видеопрезентаций в технике Скрайбинг (созданных в различных техниках) самостоятельное определение техники, сюжетной линии; планов фотосъемки с помощью педагога; разработка плана-сценария видеопродукта; изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса самостоятельно. С помощью педагога осуществлять съемочный процесс, монтаж видеопродукта.

Просмотр и анализ видеопрезентаций в технике Скрайбинг самостоятельное определение техники, сюжетной линии; планов фотосъемки; разработка авторского сценария видеопродукта; самостоятельное изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса. Съемочный процесс видеопродукта осуществляется самостоятельно, монтаж под руководством педагога.

  1. Фантазируем, создаём

Теоретические сведения. Разработка и создание анимационных этюдов: правила разработки сценария, раскадровки, фотосъемки и монтажа.

Практическая работа.

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

 Прослушивание музыкального произведения; разработка плана-сценария анимационного этюда; изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса под руководством педагога.  

Прослушивание музыкального произведения; разработка плана-сценария анимационного этюда; изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса самостоятельно. С помощью педагога осуществлять съемочный процесс, монтаж видеопродукта.

Прослушивание музыкального произведения; разработка авторского сценария анимационного этюда; самостоятельное изготовление персонажей и необходимых атрибутов для съемочного процесса. Съемочный процесс видеопродукта осуществляется самостоятельно, монтаж под руководством педагога.

  1. Мультфильм в деталях.

Теоретические сведения. Изучение устного народного творчества: чтение русских народных сказок; изучение смысловой нагрузки произведений, типажей и характеристики героев. Что такое экранизация. 

 

Практическая работа.

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Выбор сюжета, разработка плана-сценария. Изготовление персонажей, декораций, фонов; участие в съемочном процессе и озвучивании под руководством педагога.

Выбор сюжета, разработка сценария; раскадровка. Самостоятельное изготовление персонажей, декораций, фонов. Участие в съемочном процессе и озвучивании. Монтаж видеопродукта под руководством педагога.

Выбор сюжета, разработка сценария; раскадровка. Самостоятельное изготовление персонажей, декораций, фонов. Участие в съемочном процессе и озвучивании. Монтаж видеопродукта.

  1. «Видеомастерская».

Теоретические сведения. Что такое кадр; монтаж. Раскадровка.

Музыкальное оформление фильма. Понятие «жанр»: сказка, приключенческий фильм, фантастика, детектив, триллер и т.д.

Практическая работа.

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Просмотр раскадровок любимых мультфильмов; прослушивание известных мультипликационных саундтреков. Сборка кадров раскадровки в правильной последовательности.

Изготовление персонажей, фонов и декораций.

Участие в съемочном процессе и озвучивании под руководством педагога.

Просмотр раскадровок любимых мультфильмов; прослушивание известных мультипликационных саундтреков. Выбор сюжета, определение жанра, раскадровка.

Изготовление персонажей, фонов и декораций для самостоятельной работы над созданием видеопродукта (фотосъемка, озвучивание).

Просмотр раскадровок любимых мультфильмов; прослушивание известных мультипликационных саундтреков. Выбор сюжета, определение жанра. Разработка сценария, раскадровка.

Изготовление персонажей, фонов и декораций для самостоятельной работы над созданием видеопродукта (фотосъемка, монтаж, озвучивание).

  1. Итоговое занятие.

Подведение итогов за прошедший учебный год. Мониторинг качества знаний учащихся.

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Тестовый итоговый контроль по пройденным темам программы. Демонстрация творческих работ. Самооценка, оценка качества представленных работ учащимися, педагогом.

Тестовый итоговый контроль по пройденным темам программы. Демонстрация творческих работ. Самооценка, оценка качества представленных работ учащимися, педагогом.

Тестовый итоговый контроль по пройденным темам программы Защита творческой работы по одной из тем программы. Демонстрация творческих работ. Самооценка, оценка качества представленных работ учащимися, педагогом.

1.5. Формы аттестации и их периодичность

В объединении «Анимашки» педагогом осуществляется мониторинг эффективности образовательного процесса: входной, текущий и итоговый контроль.

  Постоянный контроль за ходом усвоения знаний, умений, навыков, наблюдения за развитием способностей детей позволяют педагогу оценивать их успехи:

-на обобщающем занятии по определённой теме, проводимом в виде конкурса,  олимпиады, викторины;

-по итогам выполнения индивидуальных заданий, предполагающих формирование у детей творческого поиска способов решения  заданий, навыков самостоятельной работы;

- по итоговым коллективным работам детей, которые помещаются на выставках,  на собственном канале на видеохостинге  Youtube, на официальном сайте ОУ;

- на отчётных  мультфорумах  для родителей, которые проводятся четыре раза в год;

- по итогам защиты проектов;

- по тестированию, проводимому  в начале и в конце года по основным темам программы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.1. Методическое обеспечение.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.  Основную долю программы составляет практическая работа, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала (информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы). Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают постепенное расширение и углубление знаний, развитие коммуникативных навыков и интеллектуальных умений. Информационный материал дается как перед заданием, так и во время работы.

    В работе используются разные формы учебных занятий, как традиционные, так и нетрадиционные: игры – упражнения, ролевая игра, репетиция, экскурсия, кино-викторина, практический семинар, беседа, лекция, мастер-класс, наблюдение, праздник, эксперимент, занятие-путешествие, конкурс, тестирование, тематические и практические занятия, самостоятельная работа, просмотры и обсуждения мультипликационных фильмов, соревнование.

   Развитию детского творчества также способствует коллективная работа, во время которой используется инициатива и энергия всех участников для того, чтобы добиться максимального результата. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом.

   Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ или оценка, что приучает детей справедливо и объективно подходить к оценке работ, радоваться не только своей, но и общей удаче.

2.1.2.Описание педагогических технологий, способствующих эффективной реализации программы.

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. 

Современные педагогические технологии, способствующие успешной реализации программы «Анимашки»

Пример использования технологии

Результат

Технология разноуровневого обучения

Разновозрастное сотрудничество - это совместная учебная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных (в зависимости от возраста) образовательных задач.  Применяемая педагогическая технология  предполагает разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах.

Технология разноуровневого обучения дает возможность каждому учащемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося и предполагает создание педагогических условий для включения каждого учащегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

Технология коллективного творческого дела

Коллективные творческие дела (КТД) – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.  Совместное создание видеопродукта и его презентация сверстникам.

Технология КТД позволяет выявить, учесть и развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности. И самое главное технология КТД учит решать проблему всем вместе и всеми доступными способами.

Игровые технологии (деловая игра, тренинг и т.д.)

В игре учащиеся совместно с педагогом моделируют различные ситуации, решая тем самым для себя сложные проблемы. Занятия с применением игровых технологий дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, речь, ответственность Деловая игра «Медиастудия». Обучающиеся примеряют на себя роли – сценариста, режиссера, оператора мультипликатора и т.д.

Формируются различные умения и навыки, стимулируется познавательная деятельность, формируется ассоциативное мышления и усиливается мотивация к изучению предмета.

Технология развивающего обучения

Предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки

Информационно-коммуникативные технологии.

Создание презентаций, чертежей, рисунков, проектов, трехмерных изображений, дистанционное обучение, создание индивидуальных заданий для каждого обучающегося.

Информационные технологии способствуют развитию творческих способностей и компетенций, необходимых для успешной социализации ребенка в обществе.

Проектные технологии

Самостоятельное создание творческого видеопродукта, описание технологических этапов, глубокое исследование проблемы, защита проекта.

Проектные технологии способствуют формированию творческих способностей, мультипликаторских компетенций, исследовательских навыков учащихся.

2.1.3. Методическое обеспечение программы

Раздел или

тема

программы

Формы

занятий

Приёмы и

методы

организации  занятия

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы и методы

подведения

итогов

Вводное занятие.

Игра-путешествие

Игровой, Объяснительно-иллюстративный

Презентации: «Давайте знакомится»,

«ЦДТ - Страна Творчества!», анкета для входящей диагностики

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

Викторина, анкетирование

От простого- к сложному

Лекция, Тематические задания, Виртуальная экскурсия, круглый стол, Беседа в  видеосалоне,

Творческая мастерская

Словестный, проблемного обучения, проектно-конструкторский

Презентации: «Волшебный мир анимации».  «Виды мультипликации», «Техники создания мультфильмов», «Мир профессий в мультипликации».

Видеопродукция по теме блока.

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

Викторина, презентация творческих работ, рефлексия

Скрайбинг

Лекция, тематические задания, КТД

Словестный, проблемного обучения, проектно-конструкторский

Презентации: «Виды и техники скрайбинга»; блок презентаций «Создаем скрайбинг!» видеопродукция по теме блока.

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

Викторина, презентация творческих работ, рефлексия

Фантазируем, создаём.

Лекция, Тематические задания, беседа в  видеосалоне,

Творческая мастерская

Словестный, проблемного обучения, проектно-конструкторский, игровой

Блок презентаций «Создаем мультики!»

Видеопродукция по теме блока.

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

Викторина, презентация творческих работ, рефлексия

Мультфильм в деталях. 

Тематические задания, беседа в  видеосалоне,  КТД

Игровой, проектно-конструкторский,  словестный, проблемного обучения

Презентации: «Сценарий, как основа мультипликации», «Раскадровка», блок презентаций «Сказки бывают разные».  Видеопродукция по теме блока.

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

презентация творческих работ, рефлексия

«Видеомастерская».

Тематические задания, беседа в  видеосалоне,  КТД

Игровой, проектно-конструкторский,  словестный, проблемного обучения

Презентации: « Что такое кадр?» «Сложности в  монтаже», «Сюжетные жанры». Тест  «Виды жанров литературного творчества в мультипликации». Видеопродукция по теме блока.

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

презентация творческих работ, рефлексия

Итоговое занятие

Интерактивная игра

Игровой

Презентация «Своя игра», Анкета для итоговой диагностики

Светлое помещение с естественным и искусственным освещением, Мультимедийный комплекс

Метод  «Ресторан», рефлексия

2.2. Условия реализации

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое обеспечение

Организационные приёмы и методы работы

Для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся используются следующие методы обучения:

словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, синтетический, частично-поисковый, аналитический, репродуктивный, работа под руководством педагога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

Особое внимание педагог уделяет таким методам стимулирования учебной деятельности, как:

- дидактические игры;

- занимательные задания;

- создание ситуаций эмоционально – нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины);

-  творческая мастерская;

- поощрение и порицание.

 Материально-техническое обеспечение программы

1. Необходимо большое светлое помещение с местом для организации съемок мультфильмов;

3. Подобранная по росту детей мебель, наличие доски и места для демонстрационного материала и выставки детских работ;

4. Магнитная доска и магниты;

5. Технические средства обучения: музыкальный центр, ноутбуки, фотоаппарат, проектор, штатив, акустическая система (колонки), микрофон, проекционный экран, телевизор;

6. Станок мультипликационный;

7. Шкафы  для хранения методической литературы и пособий, детских работ;

8. Электронные носители для хранения информационных ресурсов.

 Информационное и дидактическое обеспечение программы

Сборники отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов различных жанров, созданных в различных анимационных техниках. Альбомы саундтреков из отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов (в формате мр3). Альбомы с образцами раскадровки лучших мультипликационных фильмов отечественного и зарубежного производства (на бумажном и электронном носителях).

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования. Образование: средне-специальное, высшее. Педагог обладает опытом проведения занятий в объединении «Детская мультстудия».

                                          2.3. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Вводное занятие

2

Путешествие в Мультландию

ЦДТ

Тестирование, самостоятельная работа

2.От простого- к сложному.  - 18 часов

2

Виртуальная экскурсия

2

Виртуальная экскурсия в Волшебный мир анимации– исторический экскурс

ЦДТ

Фронтальный опрос

3

4

Практикум

4

Обратная сторона экрана

ЦДТ

Викторина, фронтальный опрос

5

6

7

Практикум

6

Основные виды и техники анимации

ЦДТ

Рефлексия

8

9

Практикум

4

Что такое разноплановая съемка?

ЦДТ

Рефлексия

10

Практикум

2

«Своя игра» по теме блока

ЦДТ

Интерактивная викторина

3.Скрайбинг-48

11

Виртуальная экскурсия

2

Что такое скрайбинг?

ЦДТ

Фронтальный опрос

12

Творческая мастерская

2

Скрайбинг аппликационный . Выбор темы, создание сюжетной линии

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

13

14

15

16

Творческая мастерская

8

Создание фонов, декораций, персонажей

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

17

Творческая мастерская

2

Видеосъемка (параллельное озвучивание).

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

18

Творческая мастерская

2

Просмотр. Редактирование.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

19

20

Творческая мастерская

4

Скрайбинг компьютерный. Знакомство с программой PowToon.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

21

Творческая мастерская

2

Выбор темы, создание сюжетной линии

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

22

23

24

Творческая мастерская

6

Создание фонов, декораций, персонажей

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

25

26

27

Творческая мастерская

6

Создание слайдов в программе PowToon.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

28

29

Творческая мастерская

4

Озвучивание.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

30

31

32

33

Творческая мастерская

8

Монтаж видеопродукта.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

34

Творческая мастерская

2

Просмотр. Редактирование.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

4. Фантазируем, создаём. - 40часов

35

Беседа, практическая работа

2

«Угадай мелодию»

ЦДТ

Интерактивная викторина

36

Практикум

2

Что такое сюжет? Выбор сюжета

ЦДТ

Презентация творческих работ, рефлексия.

37

Практикум

2

Выбор жанра

ЦДТ

Викторина

38

39

40

Творческая мастерская

6

Шаг за шагом

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

41

42

43

КТД

6

Персонаж - кто это?

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

44

45

46

КТД

6

 Декорации. Построим волшебный мир.

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

47

48

49

50

51

Практикум

10

Камера - мотор!

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

52

53

Практикум

4

Говорим и показываем

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

54

Творческий отчет

2

Фильм, фильм, фильм!

ЦДТ

Презентация творческих работ, рефлексия.

5. Мультфильм в деталях.  – 52часа

55

Видеосалон

2

Мультфильмы бывают разные!

ЦДТ

Анкетирование, Рефлексия

56

Лекция, тематические задания

2

Разработка сюжета

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

57

58

Практикум

4

Разработка сценария

ЦДТ

Самооценка учащихся

59

60

Практикум

4

Раскадровка

ЦДТ

Самооценка учащихся

61

62

63

64

Практикум

8

Создание персонажей

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

65

66

67

68

КТД

8

Декорации-основа мультипликации

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

69

70

71

72

73

74

КТД

12

Съемочный процесс

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

75

76

77

КТД

6

Монтаж видеопродукта

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

78

79

КТД

4

Озвучивание

ЦДТ

Анализ творческих работ. Рефлексия

80

Творческий отчет

2

Премьера

ЦДТ

Самооценка учащихся

6. «Видеомастерская».– 54 часа

81

Практикум

2

Золотая коллекция отечественной и зарубежной мультипликации

ЦДТ

Викторина, тестирование, рефлексия

82

Практикум

2

Выбор сюжета

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

83

КТД

2

Определение жанра

ЦДТ

Индивидуальные карточки с заданиями, анализ работ учащихся

84

85

КТД

4

Разработка сценария

ЦДТ

Индивидуальные карточки с заданиями, анализ работ учащихся

86

87

КТД

4

Раскадровка

ЦДТ

Самооценка учащихся

88

89

90

91

Творческая мастерская

8

Создание персонажей

ЦДТ

Самооценка учащихся

92

93

94

95

Творческая мастерская

8

Фоны и декорации

ЦДТ

Самооценка учащихся

96

97

98

99

100

101

КТД

12

Съемочный процесс

ЦДТ

Самооценка учащихся, анализ работ учащихся

102

103

104

Творческая мастерская

6

Монтаж видеопродукта

ЦДТ

Самооценка учащихся, анализ работ учащихся

105

106

Творческая мастерская

4

Озвучивание

ЦДТ

Самооценка учащихся, анализ работ учащихся

107

Творческий отчет

2

Презентация видеопродукта  

ЦДТ

Самооценка учащихся

7.Итоговое занятие -2 часа

108

Игра

2

«Что? Где? Когда?»

ЦДТ

Интерактивная викторина

2.4. Оценочные материалы

- в оценке деятельности детей необходимо знать каждого ребёнка (его темперамент, физическое и психологическое состояние, интеллектуальные способности и индивидуальные особенности), поэтому необходимо применение современных методов оценки уровня развития детей:

  • Определение уровня  самооценки каждого учащегося. В качестве инструментария используется тест -  опросник  уровня самооценки С.В. Ковалева
  • Определение уровня способностей и интересов каждого ребенка.  Анкета «Мои способности»
  • Определение уровня воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина)
  • Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
  • Методика для изучения степени социализации личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)
  • Определение уровня тревожности. Опросник Спилбергера
  • Для определения  общеучебных знаний и навыков в ходе реализации проекта используется метод педагогического наблюдения, разработаны критерии оценивания проектных работ.

- необходимо  знать о взаимоотношениях ребёнка в семье, в  школе, в группе, для этого используется метод педагогического наблюдения и взаимодействия:

  • Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)        

- система оценки работы детей отличается от школьной. Оценка всегда отражает индивидуальный уровень достижений ребёнка. Если ребёнок не очень способный, но старательный, с трудом выполняет задания – оценка будет выше. Оценивается его работа по отношению к предыдущей, а не в сравнении с работами других детей

         2.5. Список литературы

Для педагога: .                

1. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки. – М.: «Арнир», 2006.

2.Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.

3. «Детская студия мультипликации. Рекомендации по работе с детьми»

Е.Р. Тихонова, 2010г.

4. «Детская студия мультипликации. Рекомендации по работе с детьми» Е.Р. Тихонова, 2010г.

5. Искусство мультипликации. Бабиченко Д. – М., 1964г.

6. Мультфильм руками детей Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. - М. : Просвещение, 2010.  

7. «Принципы работы детской студии мультипликации» П.И. Анофриков, Новосибирск, 2011г.

8.Техника и материалы в анимационном фильме/ Н. Довгялло,2016 г.

9. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками»

Электронные ресурсы:

  1. Анимационная педагогика как ИКТ в реализации ФГОС ДО (создание мультфильмов) https://xn--j1amdg6b.xn--c1awjj.xn--p1ai/courses/animacionnaya-pedagogika-kak-ikt-v-realizacii-fgos-dosozdanie-multfilmov/
  2. Двакадра – студия сказочной анимации http://2kadra.info/about-studio/ 
  3. Компьютерная анимация и мультимедиа https://studme.org/156220/informatika/kompyuternaya_animatsiya_multimedia   
  4. Открытый конкурс детской анимации http://www.mult.tvorigora.ru/ 
  5. Открытый российский фестиваль анимационного кино. http://www.suzdalfest.ru/
  6. Редактирование и создание фильма с помощью «Windows Movie Maker» // Мясников В.Н. [Электронный ресурс] http://wiki.saripkro.ru/images/Videomontagmvn.pdf 
  7. Скрайбинг- как создать рисованную историю? https://mega-talant.com/blog/skraybing-kak-sozdat-risovannuyu-istoriyu-k-lyubomu-uroku
  8. Справочный материал программы Windows Movie Maker [Электронный ресурс] http://windows.microsoft.com/ru-RU/windows-vista/Getting-started-with-Windows-Movie-Maker
  9. Удивительный мир мультипликации https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8051
  10. Учебник по программе Sony Vegas Pro  http://pro-vegas.ru/learning.php

Для учащихся:  

1. Сборник «Русские народные сказки, пословицы, поговорки».

2. Вано И.П.Рисованный фильм. – М.: Госкиноиздат, 2000, 87 с. 
3.  Каранович А.Г. Мои друзья - куклы. – М.: Искусство, 2001, 175 с. 
4. Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. – К.: 2001, 118

5.Мультфильм руками детей Ю. Е. Красный, Л. И. Курдюкова. - М.: Просвещение.

6. Наши загадки: сборник. - Решма: Макариев-Решемскиймужской монастырь "Свет православия", 2000. -96 с.

7.  Энциклопедия отечественной мультипликации. Сост. С.Капков. М.: Алгоритм, 2006

Электронные ресурсы:

  1. Бесплатные курсы по созданию мультфильмов. https://smotriuchis.ru/fotografiya/animaciya-i-multiplikaciya/free 
  2. Детский семейный образовательный портал. http://www.radostmoya.ru 
  3. Клуб художников, аниматоров, мультипликаторов. https://vk.com/club2036338 
  4. Онлайн-платформа для бесплатного дистанционного обучения анимации детей и подростков "Анимация и Я". http://multazbuka.ru 
  5. Мультистория http://multstory.com/detskaya-shkola-multiplikatsii/
  6. Шесть приложений для юных мультипликаторов. https://tlum.ru/news/6-prilozenij-dla-unyh-multiplikatorov/ 
  7. Ерошка http://www.eroshka.ru/news.php?cat.3 
  8. Литературно – художественный портал https://www.chitalnya.ru/work.php?work=36689 

Для родителей:

  1. Волкова, О. Ожившие рисунки: мультфильмы в Интернете / Ольга Волкова // Искусство: учебно-методический журнал для учителей мхк, музыки и изо. – 2014.
  2. Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик, 2015.
  3. Современная семья. Психология отношений. Бурмистрова Е.А., Бурмистров М. Ю. – Москва: издательство «Дарь», 2016 – 544.

  4. Сурова Л.В. Открытый урок. Книга для педагогов и родителей. Москва. 2014. 480.

  5. Энциклопедия отечественной мультипликации / [сост. С. В. Капкова]. – Москва: Алгоритм, 2006

Электронные ресурсы:

  1. Дети в счастливой семье. https://vk.com 

Приложение 1

Диагностика образовательного процесса

Методики диагностики изменения личности ребенка

Методика «Пословицы»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 56 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл – согласен в очень незначительной степени;

2 балла – частично согласен;

3 балла – в общем согласен;

4 балла – почти полностью согласен;

5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1.

а)Счастлив тот, у кого совесть спокойна

б) Стыд не дым, глаза не выест

в) Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом

г) Что за честь, коли нечего есть

2.

а) Не хлебом единым жив человек

б) Живется, у кого денежка ведется

в) Не в деньгах счастье

г) Когда деньги вижу, души своей не слышу

3.

а) Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит

б) Где счастье плодится, там и зависть родится

в) Кто хорошо живет, тот долго живет

г) Жизнь прожить – не поле перейти

4.

а) Бояться несчастья – и счастья не видать

б) Людское счастье, что вода в бредне

в) Деньги – дело наживное

г) Голым родился, гол и умру

5.

а) Только тот не ошибается, кто ничего не делает

б) Бережёного Бог бережёт

в) На Бога надейся, а сам не плошай

г) Не зная броду, не суйся в воду

6

а) Всяк сам своего счастья кузнец

б) Бьется, как рыба об лёд

в) «Хочу» – половина «могу»

г) Лбом стены не прошибёшь

7.

а) Добрая слава лучше богатства

б) Уши выше лба не растут

в) Как проживешь, так и прослывешь

г) Выше головы не прыгнешь

8.

а) Мир не без добрых людей

б) На наш век дураков хватит

в) Люди – всё, а деньги – сор

г) Деньгам все повинуются

9.

а) Что в людях живет, то и нас не минет

б) Живу как живется, а не как люди хотят

в) От народа отстать – жертвою стать

г) Никто мне не указ

10.

а) Сам пропадай, а товарища выручай

б) Делай людям добро, да себе без беды

в) Жизнь дана на добрые дела

г) Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла

11.

а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей

б) На обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода

в) Доброе братство лучше богатства

г) Черный день придет – приятели откажутся

12.

а) Ученье – свет, неученье – тьма

б) Много будешь знать – скоро состаришься

в) Ученье лучше богатства

г) Век живи, век учись, а дураком помрешь

13.

а) Без труда нет добра

б) От трудов праведных не наживешь палат каменных

в) Можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит

г) От работы не будешь богат, а скорее будешь горбат

14

а) На что и законы писать, если их не исполнять

б) Закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет

в) Где тверд закон, там всяк умен

г) Закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 28 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1.

а, в – духовное отношение к жизни,

б, г – бездуховное отношение к жизни;

2.

а, в – материальное благополучие в жизни не значимо,

б, г – материально благополучная жизнь;

3.

а, в – счастливая, хорошая жизнь,

б, г – трудная, сложная жизнь;

4.

а, в – оптимистическое отношение к жизни,

б, г – пессимистическое отношение к жизни;

5.

а, в – решительное отношение к жизни,

б, г – осторожное отношение к жизни;

6.

а, в – самоопределение в жизни,

б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

7.

а, в – стремление к достижениям в жизни,

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8.

а, в – хорошее отношение к людям,

б, г – плохое отношение к людям;

9.

а, в – коллективистическое отношение к людям,

б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

10.

а, в – альтруистическое отношение к людям,

б, г – паритетное отношение к людям;

11.

а, в – значимость дружбы,

б, г – дружба ничего не значит;

12.

а, в – значимость ученья,

б, г – ученье не значимо;

13.

а, в – значимость труда,

б, г – труду значение не придается;

14.

  • а, в – значимость соблюдения законов,

б, г – соблюдение законов не обязательно.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствуют об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

Методика для изучения степени социализации личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптации, активности, автономности, воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализации ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Методика для определения уровня  воспитанности учащихся  

(методика Н.П. Капустина)

Ф.И. учащегося__________________________________

Объединение___________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего объединения работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы объединения

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в объединении

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы объединения, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на занятиях, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в ЦДТ.

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе. .

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах, социальных акциях

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим  объединиям. .

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива ЦДТ  в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное  в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

сам

учитель

В объединении  ________ учащихся

______ имеют высокий уровень воспитанности

______ имеют хороший уровень воспитанности

______ имеют средний уровень воспитанности

______ имеют низкий уровень воспитанности

Методики диагностики изменений системы отношений.

        Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)        

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция к тесту

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Тестовый материал

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружелюбие

Враждебность

Согласие

Несогласие

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

Продуктивность

Непродуктивность

Теплота

Холодность

Сотрудничество

Несогласованность

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

Увлеченность

Равнодушие

Занимательность

Скука

Успешность

Безуспешность


Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка «х», поставленного испытуемым, от 1 до 7 баллов. Итоговый пока¬затель для каждого испытуемого находится в диапазоне от 70 (самый благоприятный климат) до 10 (самый неблагоприятный климат).

1. Соединив значки, поставленные испытуемым, можно пост¬роить профиль оценки им психологического климата класса.

2.  Вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели.

Сопоставление общегрупповых показателей с индивидуаль¬ными позволяет выделить тех школьников, которые дают зани¬женные или завышенные оценки по всем показателям. Занижен¬ные оценки могут рассматриваться как свидетельство неудовлет¬воренности положением в классе.

Методики диагностики изменений субъективного уровня достижений детей

Информационная карта достижений детского творческого коллектива

Параметры

Учебный год

1. Уровень освоения программы учащимися (по результатам диагностики

% от общего числа опрошенных:

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

2. Отношение учащихся, родителей к программе, занятиям в коллективе (по результатам диагностики)

% от общего числа опрошенных:

- высоко положительное

- положительное

- никакое

- отрицательное

3. Динамика результативности детского коллектива (смотры, конкурсы, соревнования и т.д.):

- внутри удод

- на уровне района

- на уровне области  

- на уровне России

- на международном уровне

Перечисление с указанием результатов (занятого места)

4. Дальнейший образовательный маршрут после освоения программы

Переход на следующую ступень обучения в своем удод или других ОУ с указанием количества и названия ОУ или коллектива

5. Сохранение контингента в %

Указать наличие

Указать наличие групп 2-го, 3-го и последующих годов обучения в соответствии с программой

6. Участие в мероприятиях (праздники, фестивали, выставки и т.д.) На уровне:

- удод

- района

- области

- на уровне России

- на международном уровне

Перечисление с указанием организаторов мероприятия

7. Расширение образовательного пространства (участие в дополнительных мероприятиях)

проведение выездов, экскурсий, поездок

- участие в практике, акциях и др.

- выезды в летние лагеря, на гастроли и т.д.

Информационная карта

оценки творческой и исполнительной активности учащихся по программе ________________________________________________________________________________________________________

№п\п

Ф.И. ребенка

Наименование раздела дополнительной общеобразовательной программы

итог

Итог

Шкала оценки: 3 балла – высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); 2 балла - средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; 1 балл – низкий уровень (задание выполнено с помощью других).

Педагог: _____________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинга развития качеств личности учащихся

Детское объединение________________________________________

Образ. программа___________________________________________________

Год обучения_______________________________________________Педагог_________________________________

Уч. год______________

Фамилия, имя

Кл.

К а ч е с т в а     л и ч н о с т и     и     п р и з н а к и     п р о я в л е н и я

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения