Проект "Моя Бекетовка"
проект (6, 7, 8 класс)
В работе представлена организация проектной деятельности учащихся, направленной на изучение истории малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 57 Кировского района Волгограда»
Городские педагогические чтения по краеведению «Инновационный потенциал краеведения в создании эффективной модели духовно-нравственного становления личности» для педагогических работников ОУ Волгограда
Секция Проектная работа по краеведению
МОЯ БЕКЕТОВКА
Разработчики:
Трофимова Вероника Васильевна,
учитель английского языка
8-(937)-722-31-48
Лебедева Лариса Стефановна, учитель истории и обществознания
8-(917)-644-41-70
Волгоград, 2018
ФГОС второго поколения, как современная модель образования, ориентирована на воспитание у детей умений самостоятельно мыслить, получать и пользоваться знаниями, принимать правильные решения и четко планировать действия. На выполнение этих дилемм направлено включение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В решении данных проблем может найти свое место проектная деятельность обучающихся, которая способна выступать в качестве действенного средства обучения. Проектная деятельность создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность. Кроме того, проектная деятельность предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость.
Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Отличительной чертой проекта в образовательной области это то, что работа является учебной и нацелена в первую очередь на формирование личности, а не открытие в науке. В ходе выполнения проекта учащиеся должны научиться самостоятельно, познавать окружающий мир, развивать аналитическое мышление и совершать открытия важные для самого ученика или группы учеников.
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе.
Благодаря проектной деятельности возможен охват широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем в формировании здорового образа жизни школьников.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Иными словами, проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
3. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
4. развивают системное мышление.
Отличительные черты проектного метода.
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий.
Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика:
- формированию личностно значимых для него способов учебной работы;
- -овладению умениями самообразования.
Метод проектов является универсальным методом в школьной практике.
Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке проекта.
Исходными теоретическими позициями проектного обучения являются:
- в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.
В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Это связано со следующими моментами:
- переместился акцент с внеурочной и факультативной проектной деятельности в классно-урочную;
- количество учителей, имеющих представление о возможностях компьютера в обучении, резко увеличилось, что оказалось благоприятным для активного внедрения проектной методики и информационных технологий в образовательный процесс.
Применение ИКТ в проектной деятельности помогает нашим учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры.
В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.
В процессе использования информационных технологий (т.е. системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, т.е. инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.
Проектная деятельность позволяет осваивать школьную программу на принципиально более высоком уровне, полученные при этом знания существенно выходят за рамки школьной программы.
Работа над проектом развивает у учащихся навыки самостоятельной, творческой работы.
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.
Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Т.о., проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Проект «Моя Бекетовка»
Цель проекта «Моя Бекетовка»: развитие одаренности учащихся через вовлечение в проектно - исследовательскую деятельность по краеведению.
Задачи проекта:
- раскрыть степень творческих и индивидуальных возможностей, личностные черты, а также интересы и умения ученика;
- дать возможность развивать способности в коллективной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через исследовательскую деятельность;
- мотивировать учащихся к участию в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, конференциях способствующих учащимся проявить свои дарования;
- развивать умения самостоятельно мыслить, получать и пользоваться знаниями, принимать правильные решения и четко планировать действии;
- оказывать поддержку способным ученикам в самореализации и самоутверждении совместно с родителями;
- воспитывать гражданскую позицию, любовь к малой Родине.
Руководители проекта: Лебедева Лариса Стефановна, учитель истории и обществознания; Трофимова Вероника Васильевна, учитель английского языка МОУ СШ №57.
Консультанты проекта: работники краеведческого музея Кировского района г. Волгограда; члены ассоциации «Дети военного Сталинграда», родители.
Тип проекта: исследовательский, долгосрочный.
Начало работы над проектом: сентябрь 2017. Проект рассчитан на три года.
Возрастная группа участников проекта: 12-14 лет
Актуальность проекта:
- изучение истории малой Родины становится приоритетом в образовании исходя из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Академик Д.Лихачев сказал «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки». Проект помогает осознать такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля».
В ходе работы над проектом используются различные формы и методы:
- экскурсии по району;
- посещение краеведческого музея Кировского района г. Волгограда;
- встречи с членами ассоциации «Дети Сталинграда»;
- интервьюирование родителей;
- работа в группах;
- самостоятельные проектная учащихся. Поиск информации, которая затем анализируется, систематизируется и представляется участниками проектной группы;
- изучение и исследование районных объектов (памятники, старинные и современные здания, мемориальные доски и т.д.);
- анализ полученной информации;
- написание и защита исследовательских работ.
На первом этапе (сентябрь) работы с учащимися и родителями была проведена диагностика с целью определения личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей. На основе полученных результатов происходит комплектация учащихся в творческие группы, так как были выявлены 3 типа одаренности это:
- академический – 4 учащихся;
- интеллектуальный – 4 учащихся;
- художественный – 7 учащихся
Среднее количество баллов в начале проектная составляло 45,8 балла, что означает средний уровень интеллектуальных способностей учащихся. На конец года будет проведена повторная диагностика с целью контроля роста личностных качеств.
На втором этапе (октябрь – декабрь). Знакомство с памятными местами Кировского района. Фотографирование памятников и памятных мест района. Обобщение, анализ, классификация полученной информации. Обращение к различным источникам информации, сбор фактов, посещение краеведческого музея, встречи с членами ассоциации «Дети Сталинграда». Посещение библиотеки, работа с архивом школьного музея. Консультирование специалистами групп, обмен информацией, совместный анализ. Учащиеся изучали основы методологии, структуру и правила оформления проектная, работу с литературой и текстом проектная.
Используя материалы поиска, учащиеся подготовили классный час с презентацией для младших школьников к 19 ноября, началу коренного перелома в Сталинградской битве. Приняли участие в конкурсе «Толерантность – путь к миру», где заняли 2-3 место. Приступили к написанию исследовательских работ по истории района во время Сталинградской битвы, истории семьи в годы Великой Отечественной войны для участия в конкурсе «Крепость из стали, сердец и огня».
Также были написаны исследовательские работы для участия в открытом городском конкурсе исследовательских работ старшеклассников в рамках городского научного общества учащихся «Я и Земля». Ребята выступали в секциях по социологии, политологии и краеведению.
Заключение
Реализуя данный проект, учащиеся смогут не только значительно пополнить знания, но и применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия.
Таким образом, в условиях модернизации образования, требующего компетентностный подход, создание ученических проектов становится одной из важнейших методических форм в деятельности учителя, объединяющего всех участников образовательного сообщества.
Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволит им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
В ходе проектной исследовательской деятельности учащиеся овладевают навыками XXI века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.
Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.
Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.
Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Литература
- Алексеев,А. Г., Леонтович,А. В., Обухов, А. С., Фомина, Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С. 24-34.
- Алексеев, Н. Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности [Текст]: Н. Г. Алексеев //VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского: Сб. методических материалов. - Москва: 2000. - С. 5
- Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) - [Текст]: методические рекомендации в помощь учителям информатики/ В. П. Беспалько. - Москва: Московский психолого- социальный институт, 2002. С. 18 - 21.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]: - методическое пособие /Н. И. Дереклеева. -Москва: Вербум-М, 2001 - 28 с.
- Евдокимов, А. К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - Москва: НТА «АПФН», 2003. т. 1, С. 82-85