материалы к открытому мероприятию "Выбор профессии - выбор будущего"
материал (8, 9 класс)

Виолетта Юрьевна Рудинская

Занятие рассчитано на учащихся старшего школьного возраста. В игровой форме, на конкретных примерах ребята знакомятся с широким спектром профессий, учатся отличать такие понятия как должность, специальность, специализация, пытаются применить к себе формулу выбора профессии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vybor_professii_-_vybor_budushchego.ppt1.33 МБ
Файл ya_vybirayu_professiyu.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Выбор профессии – выбор будущего»

 

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности воспитанников детского дома к профессиональному самоопределению.

Задачи: 

1.формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

2.закрепление ранее полученных знаний о классификации профессий .

 3. коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей).

4.коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Ход занятия

1. Приветствие «Подари улыбку»

Цель: создание позитивного эмоционального настроя на занятие. На экране появляются улыбающиеся лица детей..

Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

2. Интерактивная беседа «Профессиональная характеристика»

Цель: формирование понятия «профессиональная деятельность» у воспитанников.

Педагог. Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? 

 (Профессия — род трудовой деятельности, работа в саду — тоже трудовая деятельность)

— В чем же отличие профессии от других видов деятельности?

(требует подготовки и является источником существования)

— Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование )

— Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию?

(Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)

— Что такое специальность?

(Это вид занятия в рамках одной профессии) Объяснить на примерах

- Что такое специализация?

(Это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков)

— Что такое должность?

(Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения)

— Президент, дворник, уборщица — это профессия?

(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми )

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия - это  род трудовой деятельности человека, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Специализация – это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков.

Должность - это служебная обязанность, служебное место. Это круг обязанностей, возложенный на определенного человека и безусловный для исполнения.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. (Слайды 3,4,5,6)

Задание №1:

Разобраться с понятиями на конкретных примерах:

- педагог, учитель, учитель географии, завуч школы;

- начальник цеха, строитель, печник, каменщик

3. Упражнение «Типы профессий.»

Педагог: Профессий  в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие устаревают. Выделяют 5 типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек—знаковая система, человек — художественный образ (слайды 7-11).

Задание №2 «Найди ошибку»

Цель: показать многообразие профессий; учить определять их принадлежность к той или иной сфере деятельности; учить отстаивать свою точку зрения, свои позиции,  основываясь на  факты.

Игрокам раздаются листочки с напечатанными профессиями, разбитыми на сферы деятельности человека: человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – человек. И по замыслу будут допущены ошибки, т.е. профессии будут слегка перепутаны.

Задача: найти ошибки, составить свой вариант и доказать правильность своей версии.

Задание №3 «Задумка»

Даны карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам игроки должны определить, о какой профессии идет речь. За каждый правильный ответ- 2 балла

- Диагноз, фонендоскоп, больница           (задуманная профессия - врач)

- Ножницы, прическа, образ                   (задуманная профессия – парикмахер)

- Шпатель, цемент, кирпич                        (задуманная профессия – строитель)

- Опасность, отвага, водомет                     (задуманная профессия – пожарный)  

Задание №4  «Нужные профессии»

Задание: составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

٭ булочка (первая группа)

٭ школьный учебник (вторая группа)

4. Групповая работа «Самые нужные профессии»

Цель: определение востребованных профессий на современном рынке труда.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Групповая работа «Самые нужные профессии»

Вам самостоятельно нужно составить списки:

Первая группа - «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Третья группа - «Самые отважные профессии».

 (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Цель: формирование позитивного отношения к осознанному профессиональному выбору.

Педагог: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят воспитанники, читают или произносят тексты.)

- Хочу быть штукатуром, маляром. Могу быть штукатуром, маляром. Сейчас везде требуются маляры, стану маляром.

- Хочу быть, строителем, мне нравится работать с древесиной. Могу  быть столяром, плотником. Плотник – это очень редкая профессия, стану плотником..

- Хочу стать строителем, плотником. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Педагог. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

5. Рефлексия, шуточное тестирование Шуточное тестирование

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

- Какие чувства остались после занятия?

- Какие открытия вы для себя сделали?

Заключение.

В нашей работе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе. Перед нами стояла задача определить, насколько эффективна работа по профориентации сегодня.

Проследив особенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжении многих лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлого столетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда стали учитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный и профессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежь начала активно осваивать востребованные в то время профессии.

Сегодня картина профессионального самоопределения немного изменилась, поскольку запросы нового поколения не совпадают с обстановкой на рынке труда. Это связано с тем, что самыми престижными профессиями на сегодня являются юрист и экономист, а востребованные рабочие специальности утратили свою актуальность среди современной молодежи.

Подводя итог всей работы можно сделать вывод, что профориентационная работа сегодня носит системный характер и имеет положительные результаты.

Это связано с периодическим изучением склонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующие типы профессий. Также по данным исследования мы пришли к выводу о том, что современные дети при выборе будущей профессии и своего будущего учитывают свои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационной работе и психологическому сопровождению воспитанников в детском доме.

Литература.

1. А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.

2. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова – М.: Знание, 1991– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психологи»; № 11).

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

4. Зеленков, С. Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи [Текст] // Народное образование. – 2007. – №6.

5. Карацуба, Т. Профессиональные ориентации единственных детей в семье [Текст] // Прикладная психология. – 1998. – №5-6.

7. Лернер, П. С. Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей учащихся [Текст] // Народное образование. – 2007. – №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор профессии – выбор будущего"

Классный час "Выбор профессии – выбор будущего"...

Выбор профессии - выбор будущего

Презентация о выборе профессии, учебных заведениях г.Назарово, об ошибках при выборе профессии, вакансиях центра занятости. Советы родителям и детям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации  «Выбор профессии – выбор будущего» для учащихся 7-9 классов...

Выбор профессии-выбор будущего

Знакомство учащихся с технологией выбора профессии...

Выбор профессии - выбор будущего.

Воспитательное занятие для 9 класса....