Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Счастье"
методическая разработка (5 класс)

Проскурнина Мария Александровна

Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Счастье" для 5 класса, разработанный с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_schaste.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Счастье»

Учитель: Проскурнина М.А.

Класс: 5 а

Тема урока: «Твой духовный мир: Счастье»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания


Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье». 
Задачи урока:

  1.  Формирование осознанного стремления быть счастливым. 
    2. Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни. 
    3. Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.

Планируемые результаты

Предметные:

- владение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что такое счастье;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества;

Личностные:

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

- Сформированность целостного мировоззрения.

- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.

- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Метапредметные:

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

- умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

-  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

Технологии: критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, презентация, видео.

Межпредметные связи: музыка, литература, обществознание

Пояснительная записка Урок «Твой духовный мир: Счастье» открывает цикл уроков, которые формируют осознанное представление о счастье как о ценности, над который надо трудиться и которую надо беречь. Сквозным элементом  является притча о счастье с неоконченным финалом. Обучающиеся должны осознанно подходить к понятию счастья, его элементов, отличать истинные ценности.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Актуализация необходимых знаний

Приветствует обучающихся. Включает отрывок из мультфильма «Летучий корабль». Можете ли вы сформулировать, о чем мы будем говорить сегодня?

Приветствуют учителя. Смотрят отрывок.

Формулируют тему урока.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,.

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

Мотивация к деятельности

Когда мы размышляем о счастье, о чем мы можем говорить?

А важно ли вообще говорить о счастье? Что будет, если люди не будут счастливы?

Что нужно для счастья? Когда человек называет себя счастливым? Можно ли понять внутренний мир человека исходя из его взглядов на жизнь?

Отвечают на вопрос. Составляют таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал»

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Познавательные

Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов

Коммуникативные

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что такое счастье – горе.

Организация познавательной деятельности

Для начала разберемся, что же такое счастье? Попробуем подобрать синонимы.

Попробуем расставить эти синонимы по степени их проявления: от менее слабой эмоции к более сильной. (групповая работа, коллективное обсуждение

Давайте попробуем дать тогда определение, что такое счастье.

Попробуем представить, как выглядят люди, которые испытывают одно из этих состояний.

В чем же может быть заключено счастье?

Давайте проанализируем пословицы и подумаем, что же относится к истинным ценностям.

А можно ли ничего не иметь и быть счастливым?

Называют синонимы: успех, удача, радость, наслаждение, блаженство, благодать, удовольствие.

Получают конверт с синонимами, расставляют их от в порядке: удача, успех, удовольствие, радость, наслаждение, умиротворение, восторг, благодать, блаженство.

Записывают в тетради.

Счастье – это высшая степень удовлетворения; успех, удача. (записывают в тетрадь).

Изображают людей. (игра с мячом)

У каждого свое: семья, деньги, мелочи жизни.

Анализируют пословицы на слайде.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Сформированность целостного мировоззрения.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Регулятивные

  • умение  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  •  умение  ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • умение   определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • умение  выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Познавательные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;

- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества;

Рефлексия деятельности

Заполните, пожалуйста, в тетради в таблице графу «я узнал».

Подумайте и предположите, как можно закончить притчу.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек…

Мы к этому вопросу вернемся в конце наших уроков.

Заполняют таблицу.

Высказывают предположения.  

рефлексии .

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

Регулятивные

  • описание своего опыта, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

Коммуникативные

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 

Домашнее задание

Домашнее задание на выбор:

  1. Нарисуйте дома красивое солнышко, а на его лучиках напишите 30 пунктов «Что делает меня счастливым?»
  2. (дополнительно) Подобрать рекламу, где обыгрывается тема счастья.

Записывают д.з.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Синонимы:

благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,

Синонимы:

благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,

Синонимы:

благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,

Синонимы:

благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,

        :

благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,

вовременье, вовремянье,город, доля, лафа, малина, массель, наслаждение, нахес

Учитель: Итак, что сегодня на уроке мы с вами поняли о счастье? (Это эмоция,

удовлетворение  от  реализации  потребностей.  Счастье  субьективно,  но  есть

базовые понятия о счастье)

 Пословицы

  1. Счастье без труда не дается (англ.).
  2. Есть цветы – радуйся цветам, нет цветов – радуйся бутонам. (вьетн.)
  3. Лишь после того, как разойдутся темные тучи, видно голубое небо.
  4. Богатство и счастье вместе не бывают. (абх.)
  5. Мир – счастье для народа.
  6. С Богом пойдешь – до Бога дойдешь.
  7. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Домашнее задание: Рисунок или коллаж «Мое СЧАСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

Урок семейной любви "Великое счастье материнства"

Это совместное мероприятие девушек  10 - 11 классов и их мам.  Его целью является осознание девочками  высшего назначения материнства. В ходе занятия должен получиться доверительный раз...

Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")

"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...

Краткосрочное планирование урока по теме "Три счастья" М. Макатаева 6 класс по русскому языку

Краткосрочное планирование урока по теме "Три счастья" М. Макатаева 6 класс по русскому языку...

Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой

Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу ...