Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Счастье"
методическая разработка (5 класс)
Урок ОДНКНР "Твой духовный мир: Счастье" для 5 класса, разработанный с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_schaste.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Твой духовный мир: Счастье»
Учитель: Проскурнина М.А.
Класс: 5 а
Тема урока: «Твой духовный мир: Счастье»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока: Углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье».
Задачи урока:
- Формирование осознанного стремления быть счастливым.
2. Развитие позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни.
3. Воспитание творческой личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящейся к самовыражению, самосовершенствованию, взаимоподдержки.
Планируемые результаты
Предметные:
- владение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что такое счастье;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества;
- овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества;
Личностные:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
- Сформированность целостного мировоззрения.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
- Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе.
- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
Метапредметные:
Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- умение обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- умение определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Познавательные
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы,
- Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
Коммуникативные
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Технологии: критического мышления, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, презентация, видео.
Межпредметные связи: музыка, литература, обществознание
Пояснительная записка Урок «Твой духовный мир: Счастье» открывает цикл уроков, которые формируют осознанное представление о счастье как о ценности, над который надо трудиться и которую надо беречь. Сквозным элементом является притча о счастье с неоконченным финалом. Обучающиеся должны осознанно подходить к понятию счастья, его элементов, отличать истинные ценности.
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||
Актуализация необходимых знаний | Приветствует обучающихся. Включает отрывок из мультфильма «Летучий корабль». Можете ли вы сформулировать, о чем мы будем говорить сегодня? | Приветствуют учителя. Смотрят отрывок. Формулируют тему урока. | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Регулятивные: Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,. Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы, | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; |
Мотивация к деятельности | Когда мы размышляем о счастье, о чем мы можем говорить? А важно ли вообще говорить о счастье? Что будет, если люди не будут счастливы? | Что нужно для счастья? Когда человек называет себя счастливым? Можно ли понять внутренний мир человека исходя из его взглядов на жизнь? Отвечают на вопрос. Составляют таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал» | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | Познавательные Умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов Коммуникативные Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что такое счастье – горе. |
Организация познавательной деятельности | Для начала разберемся, что же такое счастье? Попробуем подобрать синонимы. Попробуем расставить эти синонимы по степени их проявления: от менее слабой эмоции к более сильной. (групповая работа, коллективное обсуждение Давайте попробуем дать тогда определение, что такое счастье. Попробуем представить, как выглядят люди, которые испытывают одно из этих состояний. В чем же может быть заключено счастье? Давайте проанализируем пословицы и подумаем, что же относится к истинным ценностям. А можно ли ничего не иметь и быть счастливым? | Называют синонимы: успех, удача, радость, наслаждение, блаженство, благодать, удовольствие. Получают конверт с синонимами, расставляют их от в порядке: удача, успех, удовольствие, радость, наслаждение, умиротворение, восторг, благодать, блаженство. Записывают в тетради. Счастье – это высшая степень удовлетворения; успех, удача. (записывают в тетрадь). Изображают людей. (игра с мячом) У каждого свое: семья, деньги, мелочи жизни. Анализируют пословицы на слайде. | Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность целостного мировоззрения. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе. Сформированность ценности здорового и безопасного образа. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, | Регулятивные
Познавательные Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, о котором можно сказать: «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; - понимание значения нравственности, в жизни человека, семьи и общества; - овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества; |
Рефлексия деятельности | Заполните, пожалуйста, в тетради в таблице графу «я узнал». Подумайте и предположите, как можно закончить притчу. Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек… Мы к этому вопросу вернемся в конце наших уроков. | Заполняют таблицу. Высказывают предположения. | рефлексии . Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, | Регулятивные
Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | |
Домашнее задание | Домашнее задание на выбор:
| Записывают д.з. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. |
Синонимы:
благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,
Синонимы:
благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,
Синонимы:
благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,
Синонимы:
благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,
:
благодать, благоденствие, благополучие, благосостояние, блаженство, везение,
вовременье, вовремянье,город, доля, лафа, малина, массель, наслаждение, нахес
Учитель: Итак, что сегодня на уроке мы с вами поняли о счастье? (Это эмоция,
удовлетворение от реализации потребностей. Счастье субьективно, но есть
базовые понятия о счастье)
Пословицы
- Счастье без труда не дается (англ.).
- Есть цветы – радуйся цветам, нет цветов – радуйся бутонам. (вьетн.)
- Лишь после того, как разойдутся темные тучи, видно голубое небо.
- Богатство и счастье вместе не бывают. (абх.)
- Мир – счастье для народа.
- С Богом пойдешь – до Бога дойдешь.
- Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Домашнее задание: Рисунок или коллаж «Мое СЧАСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе
Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...
Урок литературы "Любовь и счастье в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
урок литературы в 10 классе...
Урок семейной любви "Великое счастье материнства"
Это совместное мероприятие девушек 10 - 11 классов и их мам. Его целью является осознание девочками высшего назначения материнства. В ходе занятия должен получиться доверительный раз...
Открытый урок "Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")
"Всякая любовь — великое счастье" (по рассказу И.Бунина "Темные аллеи")...
Краткосрочное планирование урока по теме "Три счастья" М. Макатаева 6 класс по русскому языку
Краткосрочное планирование урока по теме "Три счастья" М. Макатаева 6 класс по русскому языку...
Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой
Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу ...