"Достойно жить среди людей"
классный час
Беседа с целью формирования нравственно-этических норм у учащихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Достойно жить среди людей.
Беседа для учеников 5-6 классов.
Цель: формирование у детей нравственно – этических норм.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас ! Сегодня у нас необычная гостья! Это – Волшебница сказочной книжной страны мудрости «Азбукиведи». И она пришла к нам с подарком, необычным подарком. Она принесла нам в подарок дерево.
Это – «Дерево мудрости».
-Посмотрите внимательно, чего нет на этом дереве? (Ответы учащихся).
-Правильно, на этом дереве нет плодов! И мы поможем появиться им в конце нашей беседы.
-О чем же будет наша беседа? Послушайте несколько высказываний:
«Закон достойных – творить добро и не ссориться».(Лао-цзы)
« Из всех добродетелей и достоинств души, величайшее достоинство – доброта». (Бэкон Френсис)
«Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках». ( Книгге Адольф)
- Как вы думаете , о чем мы с вами будем вести беседу? (Ответы учащихся).
Наша сегодняшняя беседа называется – «Достойно жить среди людей».
А что это значит – «достойно» ? (Ответы учащихся).
А всегда ли нам это удается ? (Ответы учащихся).
Всегда ли мы соблюдаем нормы достойного поведения? Прилагаем ли мы всегда душевные усилия, подчиняясь нравственным нормам?
Сегодня мы сосредоточимся на этих усилиях в нашем путешествии «Победи дракона».
-Послушайте стихотворение:
Мой милый, добрый человек, Себя неправильно ведём.
Прожить ты хочешь мудро век? Он искушает наши души.
Тогда всю правду надо знать: Нашёптывает пакость в уши.
Придётся в жизни и страдать. И мы ужасно поступаем –
Открою страшный я секрет: Друг друга горько обижаем.
На свете сотни тысяч лет А заповедь его проста:
Дракон невидимый живет. «Пускай исчезнет красота,
Огнём людские души жжёт. Любовь и совесть, дружба,честь,
Он беспощаден, зол и лжив. Всё лучшее, что в людях есть»
Хитёр, коварен и спесив. Когда себя начнёшь творить,
Как много у него голов - Дракона сможешь победить.
Они полны недобрых слов.
Он рад , когда дерёмся, врём,
- Что же это за дракон? Где он живёт? Как называются его головы? (Ответы учащихся).
- А на что мы можем опереться в борьбе с таким драконом? (Ответы учащихся).
- На лучшее в себе. У вас на столах лежат ромашки и красная, и зеленая ручки. Возьмите ромашку и красной ручкой на верхних листочках ромашки напишите лучшие качества которые есть у вас.
- Во имя чего важно победить дракона? (Ответы учащихся).
Во имя блага жизни и человека. Вдумаемся в это и поставим перед собой конкретную ближайшую цель по нравственному самосовершенствованию. Загляните в себя, чтобы вы хотели в себе изменить, чтобы дракон съёжился и стал совсем маленьким. Напишите это ручкой зеленого цвета на нижних листочках ромашки.
Это небольшое путешествие в свой внутренний мир показало вам стремление вашей души и способность к нравственным усилиям во имя благой цели.
Что же ещё необходимо выделить, чтобы эти намерения выполнить? (Ответы учащихся).
Важно верить в себя и воплощать свои стремления в жизни. Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет (В. Гёте).
Важно двигаться в этом добром направлении дальше , опираясь на разумное и лучшее в себе, уверенно преодолевая трудности в своём характере и недоброе в помыслах. И пусть поможет вам в этих важных намерениях ромашка, которая лежит перед вами. Давайте положим ее в дневники.
О значении ваших намерений пусть вам напоминает и следующая притча:
Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой , а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного , что он в силах изменить , будучи таким маленьким, - самого себя.
-Давайте еще поразмышляем. Подумайте. Каким нормам своей жизнедеятельности и почему следовали люди в древности? (Ответы детей)
Прежде всего, тем, которые оберегали их жизнь. Эти нормы оберегали людей , связанных родовыми и племенными узами, в их совместных действиях, в помощи друг другу. Так безопаснее охотиться, легче справляться с различными житейскими трудностями. Это было разумно?
На протяжении развития жизни на земле каждая эпоха, живущий в этот период народ вырабатывали нормы и правила поведения на основе их разумности и целесообразности. Они определяли и оценку человека в рамках необходимых для всех моральных норм поведения, свидетельствовали, что достойно человека, а что нет. От этого понимания формировалось и развивалось понятие достоинство, как обязательное следование канонам достижения высокого уровня понимания и выполнения важного отличия человека от других существ природы.
Поэтому правила и нравственные нормы многих народов совпадают. Какие это правила? (Ответ учащихся).
-Правильно! Законы гостеприимства, уважения к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Почему любой человек должен знать и следовать этим нормам? (Ответы учащихся).
Чтобы достойно жить среди людей! Достойно – значит, уважая нормы, которые приняты в обществе. Как вы думаете , какую пользу они приносят конкретному человеку? (Ответы учащихся).
Что значит жить с достоинством? (Ответы учащихся).
Жить в высокой степени нравственно, видя, учитывая и согласуя свои действия и потребности с возможностями их последствий для других людей.
Можно ли говорить о человеческом достоинстве ребенка, который стремиться угодить маме, чтобы получить разрешение на свои планы или подарок, учителю, чтобы получить хорошую отметку, приятелю , чтобы дал списать и т.д.? (Ответы учащихся.)
Что же должно быть в основе поступков достойного человека?(Ответы учащихся).
Я думаю- бескорыстие. Бескорыстие как качество личности и основа его желаний. Как вы думаете, это трудно- быть бескорыстным? ( Ответы учащихся).
Да, это не всегда легко . Это требует душевных усилий, чтобы соизмерять свои желания с желаниями других и стараться не приносить неприятных ощущений другому. Проверим в этом отношении себя: выберите из следующих словосочетаний те, которые характерны для вас:
- уступить понравившуюся вещь, если кто-то об этом попросит;
- подарить другому человеку свое свободное время по его просьбе;
- помочь по дому, отказавшись от прогулки или встречи с друзьями;
- прийти убирать школу не по графику, а если нужно;
- помочь другому в ущерб своего времени и желания, если нужна моя помощь.
Какой вывод вы смогли бы сделать о себе?
У вас на партах лежат яблочные плоды, напишите какие добрые помыслы и поступки вы хотели бы иметь. Давайте прикрепим полученные плоды к дереву мудрости.
Как вы поняли, все зависит от нашего стремления совершать душевные усилия, чтобы добрые помыслы и желания воплощались в достойные поступки. Преодоление соблазнов , лени, желания своей выгоды и других эгоистических чувств при совершении поступков требует действительно больших усилий души.
Человеческая мудрость гласит: « Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен дереву, имеющему листья, но не имеющему плодов». Мы уже стали заботиться о плодах, следовательно наши душевные порывы легли на добрую почву.
В качестве напутствия обратимся к вековому опыту:
Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность- свое человеческое достоинство. Эпиктет
Все правила достойного поведения давным давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться. Паскаль
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. М.Монтень
И хотя у нас с вами был не урок, а мы просто беседовали, у вас будет домашнее задание.
Выбери одно из высказываний о достоинстве и раскрой свое понимание изречения.
Список использованной литературы:
Этическое воспитание №3 , 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Научись жить среди людей"
классный час для учащихся 7-8 классов,целью которого : научить детей относиться друг к другу уважительно,усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и ...
тренинговое занятие умение жить среди людей
научить выбору способа поведения в конкретных ситуациях без ущемления собственного достоинства и достоинства окружающих; способствовать стремлению подростков к получению признания окружающими людьми; ...
Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)
Классный час посвящен вопросу выстраивания позитивного отношения человека к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...
Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»
Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...
Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»
Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...
Занятие в тренинговом режиме « Умение жить среди людей»
Способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе, ознакомить с понятием «толерантность». Научить выбору способа поведения в конкретных си...
Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...