"Достойно жить среди людей"
классный час

Коростелева Нелли Эдуардовна

Беседа с целью формирования нравственно-этических норм у учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

      Достойно жить среди людей.

           Беседа для учеников 5-6 классов.

Цель: формирование у детей нравственно – этических норм.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас ! Сегодня у нас необычная гостья! Это – Волшебница сказочной книжной страны мудрости «Азбукиведи». И она пришла к нам с подарком, необычным подарком. Она принесла нам  в подарок дерево.

Это – «Дерево мудрости».

-Посмотрите внимательно, чего нет на этом дереве? (Ответы учащихся).

-Правильно, на этом дереве нет плодов! И мы поможем появиться им в конце нашей беседы.

-О чем же будет наша беседа? Послушайте несколько высказываний:

«Закон достойных – творить добро и не ссориться».(Лао-цзы)

« Из всех добродетелей и достоинств души, величайшее достоинство – доброта». (Бэкон Френсис)

«Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках». ( Книгге Адольф)

- Как вы думаете , о чем мы с вами будем вести беседу?   (Ответы учащихся).

Наша сегодняшняя беседа называется – «Достойно жить среди людей».

А что это значит – «достойно» ? (Ответы учащихся).

А всегда ли нам это удается ? (Ответы учащихся).

Всегда ли мы соблюдаем нормы достойного поведения? Прилагаем ли мы всегда душевные усилия, подчиняясь нравственным нормам?

Сегодня мы сосредоточимся на этих усилиях в нашем путешествии «Победи дракона».

-Послушайте стихотворение:

Мой милый, добрый человек,                    Себя неправильно ведём.

Прожить ты хочешь мудро век?                Он искушает наши души.

Тогда всю правду надо знать:                    Нашёптывает пакость в уши.

Придётся в жизни и страдать.                    И мы ужасно поступаем –

Открою страшный я секрет:                       Друг друга горько обижаем.

На свете сотни тысяч лет                            А заповедь его проста:

Дракон невидимый живет.                          «Пускай исчезнет красота,

Огнём людские души жжёт.                        Любовь и совесть, дружба,честь,

Он беспощаден, зол и лжив.                            Всё лучшее, что в людях есть»

Хитёр, коварен и спесив.                                 Когда себя начнёшь творить,

Как много у него голов -                                  Дракона сможешь победить.

Они полны недобрых слов.

Он рад , когда дерёмся, врём,

- Что же это за дракон? Где он живёт? Как называются его головы? (Ответы учащихся).

- А на что мы можем опереться в борьбе с таким драконом? (Ответы учащихся).

- На лучшее в себе.  У вас на столах лежат ромашки и красная, и зеленая ручки. Возьмите ромашку и красной ручкой на верхних листочках ромашки напишите лучшие качества которые есть у вас.

- Во имя чего важно победить дракона? (Ответы учащихся).

Во имя блага жизни и человека. Вдумаемся в это и поставим перед собой конкретную ближайшую цель по нравственному самосовершенствованию. Загляните в себя, чтобы вы хотели в себе изменить, чтобы дракон съёжился и стал совсем маленьким. Напишите это ручкой зеленого цвета на нижних листочках ромашки.

Это небольшое путешествие в свой внутренний мир показало вам стремление вашей души и способность к нравственным усилиям во имя благой цели.

Что же ещё необходимо выделить, чтобы эти намерения выполнить? (Ответы учащихся).

Важно верить в себя и воплощать свои стремления в жизни. Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет (В. Гёте).

Важно двигаться в этом добром направлении дальше , опираясь на разумное и лучшее в себе, уверенно преодолевая трудности в своём характере и недоброе в помыслах. И пусть поможет вам в этих важных намерениях ромашка, которая лежит перед вами. Давайте положим ее в дневники.

О значении ваших намерений пусть вам напоминает и следующая притча:

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой , а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного , что он в силах изменить , будучи таким маленьким, - самого себя.

-Давайте еще поразмышляем. Подумайте. Каким нормам своей жизнедеятельности и почему следовали люди в древности? (Ответы детей)

Прежде всего, тем, которые оберегали их жизнь. Эти нормы оберегали людей , связанных родовыми и племенными узами, в их совместных действиях, в помощи друг другу. Так безопаснее охотиться, легче справляться с различными житейскими трудностями. Это было разумно?

 На протяжении развития жизни на земле каждая эпоха, живущий в этот период народ вырабатывали нормы и правила поведения на основе их разумности и целесообразности. Они определяли и оценку  человека в рамках необходимых  для всех моральных норм поведения, свидетельствовали, что достойно человека, а что нет. От этого понимания формировалось и развивалось понятие достоинство, как обязательное следование канонам достижения высокого уровня понимания и выполнения важного отличия человека от других существ природы.

Поэтому правила и нравственные нормы многих народов совпадают. Какие это правила? (Ответ учащихся).

-Правильно! Законы гостеприимства, уважения к старшим, почитание родителей, забота о младших, слабых. Почему любой человек должен знать и следовать этим нормам? (Ответы учащихся).

Чтобы достойно жить среди людей! Достойно – значит,  уважая нормы, которые приняты в обществе. Как вы думаете , какую пользу они приносят конкретному человеку? (Ответы учащихся).

Что значит жить с достоинством? (Ответы учащихся).

Жить в высокой степени нравственно, видя, учитывая и согласуя свои действия и потребности с возможностями их последствий для других людей.

Можно ли говорить о человеческом достоинстве ребенка, который стремиться угодить маме, чтобы получить разрешение на свои планы или подарок, учителю, чтобы получить хорошую отметку, приятелю , чтобы дал списать и т.д.? (Ответы учащихся.)

Что же должно быть в основе поступков достойного человека?(Ответы учащихся).

Я думаю- бескорыстие. Бескорыстие как качество личности и основа его желаний. Как вы думаете, это трудно- быть бескорыстным? ( Ответы учащихся).

Да, это не  всегда легко . Это требует душевных усилий, чтобы соизмерять свои желания с желаниями других и стараться не приносить неприятных ощущений другому. Проверим в этом отношении себя: выберите из следующих словосочетаний те, которые характерны для вас:

  • уступить понравившуюся вещь, если кто-то об этом попросит;
  • подарить другому человеку свое свободное время по его просьбе;
  • помочь по дому, отказавшись от прогулки или встречи с друзьями;
  • прийти убирать школу не по графику, а если нужно;
  • помочь другому в ущерб своего времени и желания, если нужна моя помощь.

Какой вывод вы смогли бы сделать о себе?

У вас на партах лежат яблочные плоды, напишите какие добрые помыслы и поступки вы хотели бы иметь. Давайте прикрепим полученные плоды к дереву мудрости.

Как вы поняли, все зависит от нашего стремления совершать душевные усилия, чтобы добрые помыслы и  желания воплощались в достойные поступки. Преодоление соблазнов , лени, желания своей выгоды и других эгоистических чувств при совершении поступков требует действительно больших усилий души.

Человеческая мудрость гласит: « Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен дереву, имеющему листья, но не имеющему плодов». Мы уже стали заботиться о плодах, следовательно наши душевные порывы легли на добрую почву.

В качестве напутствия обратимся к вековому опыту:

Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность- свое человеческое достоинство. Эпиктет

Все правила достойного поведения давным давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться. Паскаль

Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. М.Монтень

И хотя у нас с вами был не урок, а мы просто беседовали, у вас будет домашнее задание.

Выбери одно из высказываний о достоинстве и раскрой свое понимание изречения.

Список использованной литературы:

Этическое воспитание №3 , 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Научись жить среди людей"

классный час  для учащихся 7-8 классов,целью которого :  научить детей  относиться  друг к другу  уважительно,усвоить некоторые правила  бесконфликтного  общения и ...

тренинговое занятие умение жить среди людей

научить выбору способа поведения в конкретных ситуациях без ущемления собственного достоинства и достоинства окружающих; способствовать стремлению подростков к получению признания окружающими людьми; ...

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Занятие в тренинговом режиме « Умение жить среди людей»

Способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе, ознакомить с понятием «толерантность».  Научить выбору способа поведения в конкретных си...

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...