Здоровьесберегающие образовательные технологии
методическая разработка
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования на тему: «Здоровьесберегающие образовательные технологии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab_zdorovesberega.yushch_tehnol.doc | 84.5 КБ |
model_sotsialnogo_vospitaniya_v_uchrezhdenii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского технического творчества Изобильненского городского округа Ставропольского края
Методическая разработка
для педагогов дополнительного образования
на тему:
«Здоровьесберегающие
образовательные технологии»
Составитель:
Бычкова Наталья Васильевна,
методист высшей категории
г.Изобильный 2018 г.
1. Общие положения
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Забота о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:
- во-первых, педагоги всегда несут ответственность за то, что происходит с учащимися, находящимися под их опекой. Это касается детского здоровья. Под "присмотром" педагогов, учащиеся проводят определенную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофес-сионализма;
- во-вторых, часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательного учреждения.
- в-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же МБУДО «ЦДТТ» ИГОСК (далее-Учреждение) иная - сохранить и укрепить здоровье своих учащихся, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся – педагог дополнительного образования.
По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу Учреждения можно выделить
2.Степени приверженности идеям здоровьесбережения
- Использование отдельных методов, направленных на нейтрализацию недостаточной освещенности, не подходящей учащимся мебели по росту.
- Активизация отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация подвижных игр и т.п.).
- Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровому образу жизни и др.
- Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья учащихся, воспитания у них и у педагогов культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.
3. Цели и задачи здоровьесберегающей педагогики
Обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у них культуру здоровья.
Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то современные педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательной деятельности – учащихся и педагогов.
Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательной деятельности, а только - в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.
При любом аспекте рассмотрения важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о "технологии".
Задачи
Постановка задачи здоровьесбережения в образовательной деятельности может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. В традиционном понимании это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье.
"Производство" учащегося - его рабочий стол, учебный кабинет, образовательное учреждение; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого педагога - по возможности защитить тело и психику учащегося во время его пребывания на занятиях от воздействия очевидно травмирующих факторов.
А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Программа здравоохранения в Учреждении включает основные модули:
1) образование детей в сфере здоровья;
2) программы и практические руководства по физической активности;
3) психологическое и социальное консультирование;
4) повышение квалификации педагогов в области здравоохранения;
5) активное участие семьи и общества.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентиро-ного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
4.Классификация здоровьесберегающнх технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
5.Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательной деятель-ности, технолог формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию учащегося: различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью,
воспитание культуры здоровья.
6.Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные, физические, психологические факторы. Дополняют формирующее воздействие на личность обстановка в семье, в коллективе учащихся, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная: воспитание у учащихся направленности на
здравотворчество, здоровый образ жизни, потребности оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию учащихся к социально-значимой деятельности.
рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
7. Анализ проведения занятия в Учреждении
с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в учебном кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы и др.
Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на занятии;
13) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; В конце урока следует обратить внимание на следующее:
- плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
- момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
- темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся;
- спокойное завершение занятия: учащиеся имеют возможность вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в учебном кабинете после окончания занятия.
8.Системная последовательность приобщения Учреждения и каждого
педагога к здоровьесберегающим технологиям
1. Осознание проблемы негативного воздействия Учреждения на здоровье учащих-ся и необходимости ее незамедлительного разрешения.
2. Признание педагогами своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.
3. Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций). Реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников.
3. Резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей.
4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
К недостаткам образования, в частности, относятся:
-недостаточная освещенность классов;
- плохой воздух школьных помещений;
- неправильная форма и величина школьных столов;
- перегрузка учебными занятиями.
10. Заключение
В последнее время происходит массовое распространение «школьных» форм патологии (близорукость, нарушения осанки, вегетативные дисфункции, дидактогении). Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья учащегося с интеллектуальной недостаточностью, но и повышению эффективности образовательной деятельности. В образовательных учреждениях должна регулярно организовываться социально-психологическая работа: анкетирования, тесты, диагностика здоровья и изучение неблагополучных семей. Наряду с этим должны проводиться мониторинги состояния здоровья учащихся, режима дня, мотивов курения, отношения к курению, алкоголю и наркотикам. Здоровьесберегающие технологии в последнее время активно применяются в педагогическом и воспитательном процессах.
Тем не менее, наилучшие результаты могут быть достигнуты только при консолидации сил педагогов, родителей и общественности. Необходимо развивать и усовершенствовать личностно ориентированный подход к каждому учащемуся, следует уделить внимание проблемам прав учащегося и дать правильные валеологические знания.
Литература
- Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе
// № 4. С. 72.
2. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.
3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
4. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
5. Львова И.М. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
6. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.
7. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
8. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
9. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
10. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
11. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).
12. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
13. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
14. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
15. Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского технического творчества» Изобильненского городского округа Ставропольского края
Методическая разработка
для педагогов дополнительного образования
тема:
«Модель социального воспитания»
Составитель:
Бычкова Наталья Васильевна,
методист высшей категории
г.Изобильный
2018 г.
Модель социального воспитания
1.Общие положения
Социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского технического твор-чества» Изобильненского городского округа Ставропольского края (далее – Учреждение), взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.
Общая модель социального воспитания включает в себя организацию социаль-ного опыта, образование и индивидуальную педагогическую помощь. В свою очередь параметрами, позволяющими проследить разницу в моделях социального воспитания можно назвать: содержание организуемого социального опыта, тип объединения, общие формы организации взаимодействия, принятые правила и нормы, социальные роли детей и взрослых, виды и методы обучения, содержание индивидуальной педагогической помощи.
Своеобразие и оригинальность модели социального воспитания в Учреждении заключается в том, что, во-первых, основными принципами организации социально значимой деятельности детей и взрослых являются сотрудничество и толерантность. Во-вторых, содержание дополнительных общеобразовательных программ изучается не только в ходе специально организованных занятий по курсу, но и реализуется в процессе подготовки и проведения соревнований и досуговых мероприятий. В-третьих, предполага-ется добровольное участие в деятельности не только детей, но и активное привлечение родителей. В-четвертых, личностно-ориентированный подход, являющийся главным в реализации модели воспитания, позволяет создать наиболее благоприятные условия для перехода обучающегося из позиции объекта воспитательного процесса в его субъект.
2.Цели и задачи воспитательной модели
Цель заключается в создании эффективной образовательно-воспитательной системы, которая позволит обеспечить общее и физическое развитие детей, активизировать их социальные интересы в свободное время, формировать растущую личность в техническом творчестве и технических видах спорта, которая будет обладать социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленную к жизнедеятельности в новых меняющихся условиях.
Задачи
1. Создание ситуации свободного выбора и условий для самореализации и развития индивидуальных способностей каждого.
2. Поиск и совершенствование форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся.
3.Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
4. Разработка и реализация творческих проектов, праздников, конкурсов, выставок и т.п., организация и проведение соревнований, открывающих большие возможности для самопознания и самореализации учащихся.
5. Системные преобразования в личности обучающихся и педагогов дополнительного образования
Приоритетные задачи воспитания внутри каждого творческого объединения Учреждения заключаются в следующем:
а) в каждый конкретный момент работы с детьми развить то, что уже заложено или существовало изначально (задатки, способности, склонности, индивидуальные особенности);
б) формировать у обучающихся те свойства и качества, которые на данный момент еще не сформированы, но которые могут проявиться (сформироваться) в результате специально создаваемых ситуаций, опыт успеха, переживаний, деятельности и отношений (самостоятельность, мотивированность, уверенность в себе, целеустремленность, умение брать на себя ответственность, в том числе и за свою жизнь).
3. Принципы
Участники воспитательного процесса руководствуются следующими принципами: -взаимопонимания и взаимоуважения; - открытости и доверительности общения; - добровольного и самостоятельного определения в деятельности; - взаимной ответственности, индивидуализации каждого субъекта; - сотрудничества, системности, взаимосвязи и преемственности.
Воспитание формирует систему социальных установок на деятельность (убеждения, желания, интересы, цели и т.д.), создает условия для успешной социальной адаптации обучающегося в условиях социума, формирует оптимистическое отношение к окружающему миру и себе в нем, существова-ние собственных социальных позиций, возможность самореализации в системе меняющихся социальных отношений. Фотографии с соревнований педагогов и учащихся, занявших призовые места в крупных соревнованиях также обладают немалым воспитательным потенциалом. Особое содержание организуемого социального опыта в Учреждении связано не только со сферами жизнедеятельности и формами существования творческих объединений, но и той социокультурной средой, в которую попадают обучающиеся, приходя на занятия.
4.Сферы жизнедеятельности
Сферы жизнедеятельности в Учреждении следующие: предметно-практическая, спортивная деятельность, культурная и физическое развитие.
В творческих объединениях, где занимаются обучающиеся разных возрастов, старшие отвечают за младших. Учебные группы формируются на срок от одного до двух лет. В объединениях ведутся разные формы работы. В объединениях радиоэлектроники, дизайна, информатики, физики ценится уровень осведомленности, интерес к изучаемому. Обучающиеся при этом осваивают роли творцов, радиоконструкторов, исследователей. Критерием успеха зачастую может выступать положительный отзыв авторитетного знатока. Демонстрация собственного труда на выставках, конкурсах, научно-практических конференциях как районного, так и краевого уровня- своеобразная реклама своих достижений, творческих объединений.Для творческих объединений со спортивным уклоном основными формами работы являются: этап усвоения знаний и умений в области авто,- авиа, -судо, - ракетомоделирования, подготовка к тренировкам и соревнованиям, участие в соревнованиях. Важную роль играет построение перед соревнованием, приветствие ребят именитым спортсменом, подъем государственного флага. Все это играет особую роль, ребята в процессе выступления испытывают сильные переживания, позволяющие получить новый социальный опыт, лучше узнать себя.
Большую роль в воспитательном процессе Учреждения играют праздники. Они позволяют разнообразить быт объединений, снять стресс, напряжение, способствуют проявлению азарта, всплеску эмоций, сплочению ребят как внутри объединения, так и внутри всего Учреждения, возможность познакомиться и лучше узнать друг друга. Существует традиция награждения наиболее отличившихся обучающихся, что позволяет ребятам увидеть результаты своих занятий, то, к чему можно и нужно стремиться. Кроме этого, внутри каждого объединения существуют свои праздники: дни именинников, походы, и т.д.
В приобретении социального опыта общения, помимо семьи, школы, сверстников, особую роль играет педагог дополнительного образования. Он зачастую является не только наставником, но и старшим другом, к которому дети относятся с уважением и доверием, ожидая, что в любой момент он сможет подсказать и помочь, тем самым становясь для них «значимым взрослым». Ценя авторитет «значимого взрослого», обучающиеся подсознательно начинают копировать любое его поведение.
Педагог имеет огромный воспитательный потенциал, если он обладает знаниями не только в области обучения, но и хорошо осведомлен о возрастных и индивидуальных особенностях детей, обладает проницательностью, пониманием, является чутким и внимательным человеком. Видя заинтересованность педагога в своем деле, дети тоже проникаются этим чувством, это помогает им преодолевать те трудности, с которыми они сталкиваются в ходе обучения, освоения знаний.
Учебный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы обучающиеся поняли, что результаты напрямую связаны с их отношением к обучению, с тем, какие усилия они к этому прилагают.
5.Основными показателями эффективности
Основными показателями эффективности системы работы педагога дополнительного образования будут следующие умения:
- умение помочь обучающемуся раскрыть его способности, направить на личностное саморазвитие;
- перевести педагогическую цель в личную цель обучающегося, заинтересовать его, мотивировать на успех;
- оказать поддержку каждому обучающемуся на общечеловеческом и профессиональном уровне;
- подобрать соответствующие средства и способы, необходимые и адекватные конкретному моменту и конкретному обучающемуся;
- разбить на этапы и проанализировать: начальный, промежуточный и итоговый этап совместной с обучающимися деятельности;
- желание педагога работать и стремиться к повышению профессионального мастерства.
Успешность воспитательной работы с творческим объединением во многом зависит от знания особенностей детского коллектива и умением им управлять.
Нужно определить образ ребенка, его возраст, личностные особенности и, исходя из этого представления, определить свои воспитательные и образовательные цели и задачи. Далее необходимо определить стиль, правила общения и поведения свои и своих воспитанников, проникнуться к обучающимся симпатией, интересом и искренне проявлять свое отношение к ним. разработать систему поощрений. Чтобы полюбить детей, необходимо настроить себя на доброжелательное восприятие, постараться найти в каждом ребенке его лучшие качества. Стараться понимать, что стоит за теми или иными поступками ребенка, быть терпимым, уметь прощать. На завершающем этапе учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо продумать форму выпуска ребят из группы: торжественные проводы или «уход не прощаясь».
6.Особенности образовательной деятельности
В каждом объединении свой неповторимый процесс обучения и строится он, соответственно, различно. В каких-то творческих объединениях по каждой теме начитывается теоретическая часть, и лишь потом изучается более подробно практически, в каких-то - теория изучается параллельно с выполнением практического задания.
Существуют следующие способы стимулирования учебной мотивации: консультирование, учет личных достижений, соревнования. Консультирование предполагает помощь педагога по конкретному запросу учащегося, но помощь «с задержкой», чтобы обучающийся мог сам поискать ответ на свой вопрос у друзей, родителей, в специальной литературе. Педагогу необходимо дать обучающемуся возможность анализировать свою деятельность, сопоставлять свои результаты с общепринятыми, сосредотачивать и перераспределять усилия ради собственного прогресса в деятельности. Учет личных достижений, помимо количественных показателей (кубков, медалей, грамот), предполагает фиксирование личных достижений, рост мастерства каждого обучающегося, увеличения количества его знаний и т.д. Для каждого учащегося педагог планирует индивидуальный учебный, тренировочный процесс в зависимости от физических, психологических и эмоционально-волевых особенностей учащегося.
Индивидуальная помощь – особая задача по оказанию ребенку помощи в его собственном развитии и реализации себя в меняющемся мире, а также при решении проблем саморегуляции при участии в защите своих проектов на конкурсах, конференциях, в соревнованиях. Демонстрация результатов собственной деятельности требует от обучающихся внутренней собранности и уверенности в себе. Педагог, зная индивидуальные особенности , может приободрить или успокоить каждого учащегося.
Для оказания воспитаннику индивидуальной помощи педагогу важно обладать: - готовностью к оказанию индивидуальной помощи;
- пределенным уровнем психолого-педагогической подготовки;
- такими личностными качествами, как толерантность, эмпатия и т.д.
А.В. Мудрик выделяет следующие умения, наиболее необходимые для оказания индивидуальной педагогической помощи:
1. Умение увидеть целостно и всесторонне обучающегося в его проблемной ситуации; видеть «со стороны» процесс собственного взаимодействия с обучающимся; видеть и осознавать себя в собственной деятельности и поведении.
2. Умение слышать – это стремление понять и запомнить услышанное. Понимание, запоминание, анализ и оценка полученной от обучающегося информации, установление с ним доверительный отношений. Осознавать значение мыслей обучающегося, понимать переживаемые им чувства.
3. Умение наблюдать не только за смыслом сказанного обучающимся, но и за его поведением в этот момент: интонацией, жестами, громкостью голоса и т.д.
Отношение педагога дополнительного образования к учащимся: принятие и понимание обучающегося, проявление интереса к нему, желание помочь; формирование таких качеств личности, как способность понимать и сопереживать другим людям, доверительность, заботливость. Педагогическую и тренерскую работу необходимо направлять на процесс и результат, личностный рост и самореализацию каждого учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»
Портфолио учителя английского языка Глинчевой Н.М....
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках немецкого языка.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее ...
Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе
Презентация опыта работы...
«Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка»
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физичес...
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках английского языка.
Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие з...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...