Выступление по теме: Особенности развития дошкольников после кохлеарной имплантации
материал

Мустапаева Асель Ердаулетовна

Особенности развития дошкольников после кохлеарной имплантации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_ki.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время наиболее эффективным средством помощи лицам с нарушенным слухом является кохлеарная имплантация (КИ).

Эффективность кохлеарной имплантации во многом определяется организацией адекватной постоперационной психолого-педагогической реабилитации.

На слайде отображены основные этапы, проходящие ребенком, которому показана КИ.

- Подготовка ребенка к операции КИ;

- Оперативное вмешательство;

- Заживление;

- Подключение речевого процессора и его первая настройка;

- Адаптация к новым возможностям – запускающий период реабилитации;

- Подбор адекватной новым возможностям ребенка образовательной среды;

- Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении;

- Регулярные  «поднастройки»  речевого процессора  с момента его подключения.

 Участие учителя-дефектолога важно на каждом этапе. Потому что хирургическая операция не гарантирует успеха. «Нет импланта, который бы не заработал,  но есть дети, которые не начинают говорить»

  Функции и содержание работы меняются   в зависимости от  этапа и решаемых задач. Категория имплантированных детей может быть достаточно разнородна, в зависимости от степени и времени появления нарушения.

Остановимся на задачах первоначального периода реабилитации детей с КИ, с которыми вы можете ознакомится на след. слайде:

- для оглохших – восстановление утраченной устной         коммуникации и речи;

- для глухих с фразовой речью до  КИ - реконструкция коммуникации, перевод ее на новую для ребенка         естественную основу;

- для глухих с низким уровнем речевого развития до  КИ – формирование коммуникации на естественной сенсорной основе;

- для глухих и рано оглохших детей  –         обеспечение естественного процесса        формирования коммуникации.

Основная цель первоначального этапа, по моему убеждению, состоит в реконструкции сенсорной основы коммуникации и взаимодействия со слышащим окружением на основе принципиально изменившихся слуховых возможностей. Коррекционно-педагогическая работа с группой детей, не говорящих к моменту проведения КИ, как правило, вызывает наибольшие трудности, поэтому хотелось бы уделить ей особое внимание, подробно рассмотреть ее направления и результаты.

В своей работе я выделяю особое значение по взаимодействию с семьей ребенка, настрой семьи на целенаправленную индивидуальную систематическую ежедневную работу с имплантированным ребенком очень важная составляющая. Создание благоприятной эмоциональной обстановки, правильная организация жизни ребенка дома и за его пределами являются необходимыми условиями для начала работы по формированию коммуникации и взаимодействия ребенка со слышащим окружением.

Первоначальный период становится спускным, основополагающим, поэтому очень важно организовать коррекционную работу по нескольким направлениям. Особое внимание уделяется формированию естественного слухового поведения имплантированного ребенка. После подключения речевого процессора ребенку становится доступно все многообразие окружающих звуков, которые поначалу он воспринимает как окружающий шум, не представляя, что означает тот или иной звук. Именно на этом этапе важно стать для ребенка путеводителем.

После кохлеарного имплантирования опираюсь на метод обучения речи, разработанный в НИИ уха, горла, носа и речи г.Санкт-Петербурга. В основе слухоречевого метода лежит цель: развитие речи у глухих детей с КИ,  

на основе слуха и посредством спонтанного научения.

 На начальном этапе я учу ребенка естественным образом реагировать на любой звук окружающего мира, находить источник звучания и соотносить с ним звук, самостоятельно действуя с предметами, обследовать их на предмет звучания и экспериментировать со звучаниями так, как это делает слышащий ребенок, имитировать речевые и неречевые звучания в ситуации эмоционально насыщенного общения.

Какое-то время после подключения речевого процессора я стараюсь заполнить пространство различными звуками, привлекая внимание к ним и включая их в работу, поощряя любой интерес к ним. После появления у ребенка первых адекватных поведенческих реакций на звуки создаю для него развивающую звучащую предметную среду. При этом недостаточно просто наполнить окружающее пространство звучащими предметами, необходимо стимулировать ребенка к действиям с окружающими его звучащими игрушками. Конечно, любые свои действия сопровождаю звукоподражаниями, эмоциональными междометиями, комментирую такие действия, например: «Это камень. Он упал! Бууууух!».

 Очень важным аспектом в этот период является установление аудиологом точных параметров индивидуальной карты стимуляции речевого процессора, для этого в моей работе важно выработать условную двигательную реакцию на звук, т. е. научить ребенка в ответ на звуковой сигнал реагировать определенным действием, например, надевать кольца на пирамидку, бросать пуговки в банку, кубики в машинку, переворачивать картинки, доставать из мешочка игрушки и т. п. Правильно сформированная условная двигательная реакция на звук такова: ребенок, не видя лицо говорящего, ждет сигнала, незамедлительно реагирует на его начало действием. Важно, чтобы ребенок умел реагировать не только на многократно повторяющиеся (папапа, пупупу, сисиси), но и на однократные (у, ш, с, х, м, р, в и т. п.) звучания, произносимые как голосом нормальной разговорной громкости, так и шепотом, как рядом с ребенком, так и на расстоянии 4–6 метров от него.

После того как условная двигательная реакция на звук ребенком выработана, переходим к новым задачам, чтобы выработать следующие умения: определять наличие и отсутствие звука (есть — нет); определять количество звучаний (одно — много); определять характеристики звуков: интенсивность (громкий — тихий), длительность (длинный — короткий), непрерывность (слитный — прерывистый), высота (высокий — низкий); действовать по сигналу (реагировать на его начало и продолжительность — выполнять игровое действие, пока он звучит). Здесь я использую различный инструментарий: шумовые коробочки, аудио и видеозаписи, различные звучащие игрушки и компьютерные приложения. Важно постепенно вводить каждую из характеристик, чтобы ребенок не путал их и легко усваивал.

Хотелось бы познакомить вас с пособием «Слушать интересно», которое активно используется нами на всех этапах коррекционно-развивающего процесса, но уделить внимание использованию на первоначальном этапе.

Пособие «Слушать интересно» О.П. Суховой представляет собой магнитофон с картой памяти, в котором записаны 60 различных звуков живой и неживой природы и 60 иллюстраций с обозначением этих звуков.

На первоначальном этапе пособие станет незаменимым помощником для ознакомления с различными звуками, нахождения источника звука,  выстраивание звуковых цепочек, группирование звуков по различным критериям. Звуки и иллюстрации выполнены очень качественно и максимально приближены натуральным звукам, что способствует развитию правильного слухового восприятия. Такой вид деятельности очень нравится детям, вызывая интерес.

Окончание  первоначального периода должно ознаменовываться несколькими показателями:

- интерес ребенка к любому звучанию и желание экспериментировать со звуками;

- самостоятельно в естественных бытовых условиях и адекватно вести себя в ответ на услышанное (дома, на улице, в транспорте, в различных помещениях: в больнице, магазине и т. д.);

- способность ребенка искать и находить источник звука и сформированность у ребенка условной двигательной реакции на звук;

- появление устойчивой потребности в общении со слышащими: ребенок хочет общаться, ищет и инициирует контакты, используя как невербальные, так и доступные ему вербальные средства, эмоционально реагирует на эмоции говорящего;

- активизация у ребенка голосовых реакций, появление интонации; появление у ребенка первых самостоятельных слов и фраз.

Именно эти показатели в той или иной степени могут свидетельствовать для меня, что мною выбран правильный маршрут, что ребенок научился пользоваться новыми слуховыми возможностями и можно переходить на следующий этап.

Сроки и содержание первоначального периода зависят от следующих факторов:

– времени потери слуха;

– уровня общего развития;

– наличия дополнительных первичных нарушений;

– уровня сформированности речи к моменту имплантации;

– наличия естественного слухового опыта до КИ;

– наличия опыта использования слуховых аппаратов;

– наличия у родителей положительного опыта организации жизни ребенка в семье и занятий с ним;

– наличия адекватной качественной сурдопедагогической помощи.

В первоначальный период реабилитации имплантированный ребенок нуждается в индивидуальных занятиях со специалистами и в ежедневной систематической работе родителей по его воспитанию и развитию. Только после окончания первоначального периода, оценивая возможности каждого конкретного ребенка, можно рекомендовать для него адекватную форму дальнейшего воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях в условиях коррекционной школы (I) вида.

В статье описаны этапы работы над развитием слухоречевого восприятия у детей после кохлеарной имплантации....

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

 В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...

Родительское собрание на тему: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации»

Тема: «Взаимодействие родителей и сурдопедагога в процессе реабилитации учащихся после кохлеарной имплантации» Цель: обучение педагогов методам и приемам работы по развитию связной ре...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната.

Что подразумевается под "кохлеарной имплантацией"(КИ)? Как работает кохлеарный имплант? И о необходимых условиях для развития устной речи детей после кохлеарной имплантации вы сможите узнать...

Презентация к статье "Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях школы - интерната"

Презентация к статье "Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в всловиях школы - интерната"...