Учитель и война
материал
Предварительный просмотр:
Береговая Екатерина Евгеньевна
ЭССЕ
Я – педагог новой формации
«В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни, защищаете каждый метр советской территории, мы клянемся учиться на „хорошо“ и „отлично“, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага».
Письмо школьников своему учителю
Александру Беневоленскому на фронт
Учитель и война… Как же далеки друг от друга эти понятия. Война ворвалась в судьбы словно буря, и не в человеческих силах было остановить или повернуть ее вспять. Страна переживала величайшую трагедию, и от любого ее гражданина требовалось делать всё, что от него зависело, выполнять свой долг, как бы трудно и больно ни было. Из этой общей сосредоточенной и упорной работы по крупицам складывалась Победа. Не стали исключением и учителя. Боевой и гражданский подвиг учительства в годы Великой Отечественной войны – для меня пример и мерило профессионального совершенства.
Именно поэтому я часто задаюсь вопросом: «А современный учитель, какой же он?». Изучила, как водится, массу различной литературы, перелистала страницы многих педагогических изданий, наблюдала за коллегами и сделала для себя следующие выводы: современный учитель по-прежнему соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников; современный педагог выявляет самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощряет детей к получению радости от приобретенных знаний, помогает осознать свое место в обществе. Но только учитель знает, что за пышными фразами – учительские хлопоты, и проблемы, и эмоции, и труд, и разочарования, и победы (маленькие и побольше), которые невидны, незаметны. Быть учителем – не просто вложить знания в головы детей, используя современные технологии. Учителю нужно зажечь их сердца, заставить посмотреть на мир под другим углом, преподнести уроки добра, порядочности, честности, любви к своей Родине. Вот он, великий, созидательный труд. И еще: настоящий учитель сохраняет верность профессии, своему учительскому долгу, в любых обстоятельствах.
Учитель – мирный человек, но в сорок первом
Он каждым нервом он защищал двадцатый век,
чтоб школы жили в двадцать первом …
Для меня, учителя русского языка и литературы, очень важно воспитать в характере учеников отзывчивость, умение думать, чувствовать. Хочу, чтобы мои ученики стали настоящими патриотами своей Родины. Именно поэтому в своей работе я люблю использовать тексты, связанные с историей нашей страны.
Что же это за тексты?
Классический вариант для учителя-словесника – это тексты, написанные в художественном стиле. Прежде всего, произведения русских и советских писателей. Публицистика, которая позволяет увидеть различные точки зрения и поражает разнообразием способов воздействия на читателя.
И, конечно же, – письма.
Я не просто прочёл – я, как путник, прошёл то письмо.
Пожалуй, именно при чтении писем и работе с ними можно научить ребёнка взволнованно-нежному отношению к речи, к языку, к слову. Вселить чувство, будто речь человеческая – это не простая данность, а редчайшее сокровище, переливающееся на тысячи ладов. Зеркало нашей личности. Что слово – инструмент и оружие, воплотившаяся в голосе эмоция, тень души. Слова, переплетаясь, ткут изысканный узор языка, а язык становится цементом, скрепляющим народ. Слова, с помощью которых изливаются на бумагу мысли – это визитная карточка человека, его паспорт. Потому-то так интересно работать на уроках с текстом писем, и особенно – писем с фронта, которые и легли в основу моего образовательного проекта.
Фронтовые письма – это непридуманная история нашей страны, рассказанная обычными людьми, пережившими ужасы войны, солдатами, офицерами. Многие написанные слова оказались последними. Эти письма насквозь пронизаны чувствами, очень образны:
«Здравствуйте, дорогие мои и навсегда любимые мною ребята! Час назад вспоминал в землянке боевые итоги, своих родных и близких. Открылась дверь – и вместе с клубами холодного воздуха в землянку входит почтальон. Подает мне письмо, написанное детским подчерком, с волнением вскрываю конверт. Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет…».
Читая и обсуждая письма с ребятами, достигаю сразу несколько целей: заинтересовываю, настраиваю на размышления о героизме и подвигах, а поскольку внимание учеников на пределе, изучаемый материал усваивается сам собой... В такой работе соединяются две чудесные возможности – прикоснуться к истории, прочувствовать её, и использовать при этом технологии, дарованные современностью. Мне очень нравится, что сегодня возможности урока обогащает работа с различными Интернет-ресурсами, информацией многочисленных образовательных порталов. Современным детям такой подход близок и понятен. Поэтому задача педагога новой формации мне более или менее ясна: сочетай в работе вечные темы и новые технологии.
Существует мнение, что каждый человек на Земле родился, чтобы добиться какой-то особой цели, выполнить предназначение, предписанную ему миссию. Благородная миссия учителя состоит в том, чтобы давать новым поколениям знания и воспитывать их на лучших примерах, вершить успешное будущее, как отдельной личности, так и целого народа, потому что в этом непростом и кропотливом труде заключается гарантия развития, энергия созидания, достижения новых высот. В любые времена, мирные и самые смутные, учитель в школе – символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед и вверх. Учитель и жизнь – понятия неразрывные. В моих руках – новое поколение. Это я их проводник во взрослый мир, и самые волнительные минуты их побед и разочарований предстоит увидеть тоже мне. Это мне предстоит научить их любить свою Родину и уважать историю своего народа. Научить непреходящим, вечным ценностям. Буду стараться.
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель на войне. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева
Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех людей нашей страны. Между первым днем войны и 9 Мая 1945 года прошло 1418 дней неимоверного труда, смертей, голода, с...
конкурсная презентация"Первая мировая война 1914-1918 (забытая война), автор Степанова Ольга Владимировна, учитель истории МБОУ "ИСОШ №1 им. Н. П. Наумова"
материал включает 10 слайдов: Тройственный союз; Антанта; повод к войне-Сараевское убийство; основные сражения: На Сомме, Марне, Ипр, Брусиловский прорыв, Верден; военная техника;Компьенский мир....
Презентация "Учитель на войне. Искра С.С."
С 1953 до 1964 года директором Поселковой семилетней школы Воробьёвского района Воронежской области работал Искра Сергей Сергеевич. Он родился в 1913 году в бедной, многодетно...
I Мировая война. Женщины на войне. Мария Бочкарёва. презентация учителя Максименко Н.Г.
Женщины в I Мировой войне. Мария Бочкарёва. презентация Максименко Н.Г....
учитель на войне
Данное мероприятие посвящено подвигам простых учителей на войне 1941-1945гг. Можно использовать как внеклассное мероприятие, посвященное годовщине Победы в ВОв. Рассчитано для учащихся 5-11 классов....
Презентация "Учитель на войне"
В презентации рассказывается об учителе физической культуры Новоаптулинской школы, участнике ВОВ....
Новороссийские учителя на войне
Новороссийские учителя на войне Летом 1914 года последовал ВЫСОЧАЙШИЙ указ о мобилизации. Подлежали мобилизации и учителя новороссийских начальных городских училищ. 20 август...