Эссе на тему:"Женщина в православной церкви"
материал
Красавица-миру на диво,
Румяна,стройна,высока;
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Н.А.Некрасов
Христианство- единственная религия,провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину - "Честную Херувим и славнейшую без сравнения Серафим" Пресвятую Деву Марию.Многие женщины находят главные ценностные ориентации именно в религии .Религия и Церковь спасают женщин от тревог и страхов,помогает реализовать свой духовный потенциал,даёт ощущение радости и свободы.
Тема эссе актуальна и в наше время. Возникает много вопросов ,связанных с участием,ролью женщины в жизни Православной Церкви.Попробуем в этом разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»
ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Серегина Светлана Александровна
2019г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Введение
2. Роль женщины в православной церкви
3. Заключение
4. Список литературы
1.ВВЕДЕНИЕ
Женщина. Женщина является- мироносящей. Она и мать ,она и супруга, она и защитница для тех, кто живет рядом, опора для всей семьи. Женщина воспитывает детей, ведет домашние дела. Она мудрая и верная. Женщина может жертвовать и долгое время терпеть. Она выносила все тяготы, лишения и хранила верность Господу.
2.Роль женщины в православной церкви.
В начале 20 века женщина –крестьянка не имела возможности получить богословское образование. Из-за тяжелых условий в крестьянской семье, женщины уходили в монашество, оставаясь в статусе послушниц, порой, до конца жизни, до конца своих дней. «При большинстве общин находились богадельни для престарелых женщин, небольшие приюты для содержания девочек-сирот, аптеки и иногда школы». Государственное законодательство способствовало социальной деятельности женских монастырей. Игуменья Екатерина в 1906 году подняла вопрос о восстановлении чина диаконисс «…множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и отечеству». Духовенство первым из сословий стало стремиться дать своим дочерям образование. « Большая часть выпускниц после окончания учебы начинала преподавать в церковно-приходских школах или школах Министерства народного просвещения». «В течение второй половины XIX в. открывались женские гимназии, Петербургский женский мединститут (1897), Петербургский женский педагогический институт (1903). «Однако женское движение и образованность в России не пошли по религиозному пути : русские нигилистки, отрицавшие веру, семью, брак, хорошо известны по художественной литературе». Потребность женщин в образовании, создавала благоприятные условия для создания богословских учебных заведений для женщин. Девушки могли продолжить образование в высших учебных заведениях». «Выпускницы института получали право преподавания во всех средних женских учебных заведениях по тем предметам, методики которых они изучали в институте». «С середины XIX в. в России стали появляться общины сестер милосердия, находившиеся под покровительством знатных женщин, которые были хорошо знакомы с западно-европейскими образцами». «Отличительной чертой этих общин была социальная направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России». «Важным событием стало открытие в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия вдовой великого князя Сергея Александровича Елизаветой Федоров-ной».(1)
Роль женщины во все периоды земной истории была огромна и очень весомой. Для того, чтобы мужчина был сильным ,Бог поставил рядом с ним женщину. Она является благословением для мужчин. В Библии ,послании к Титу 2:3-5 написано: «…чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие»В Библии Бог по-особенному выделяет женщин. Место, которое было определено Богом женщине ,актуальным остается и в современном мире.. Так каков же статус женщины в православии? Как она участвует в жизни Православной церкви?
Женщину прославляют в православной церкви, как образец служения Богу, как пример смирения и покаяния, как пример женской материнской заботы и любви к ближнему. Сама женская природа располагает к благодати, служению Богу. Она принимает самое активное участие в православной церкви .Она населяет женские монастыри, она является автором книг религиозного содержания, именно она является преподавателем воскресных школ, учит и своих. и чужих детей. Именно женщина-матушка стоит у печи и печет просфоры. Именно женщина помогает священнику в служении. Они помогают в секретариатах, комиссиях, ее мы видим в торговых церковных лавках. Православная церковь пользуется таким благом, как наличие женатого священства и это очень сближает священника с его приходом.И«Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи… В преклонном возрасте приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.(2)
Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры — это правильно»,-писала она своей бабушке королеве Виктории. « … «Я все время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь, и при-шла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж…».
Святитель Григорий Богослов в слове 37 о браке говорит так: «Брак - хорош, но лучше для умеренных, а не для ненасытных, не для тех, которые хотят оказывать плоти более уважения, чем должно. Когда брак есть собственно брак и супружеский союз, и желание оставить после себе детей, тогда брак хорош». [3, с. 333]
Именно на рождение и христианское воспитание детей указывают Священное Писание и Святые отцы, как на одну из целей брака. Самое главное предназначение женщины – быть матерью. Все в ней Богом устроено для вынашивания ребенка. И апостол Павел говорит о женщине, что она спасется через чадородие, то есть через рождение детей может угодить Богу и получить блаженство в будущей жизни: «Аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием». (1 Тим. 2:15) [3, с. 719]
Первоначальное воспитание детей лежит на матери; а воспитание не должно быть иным, как в духе веры и нравственности. Насколько сумеет мать внушить веру, каким молитвам научит своих детей, как утвердит их в правилах христианской любви, так и получит за их воспитание соответствующую награду. Отцы и матери сами должны быть достойным примером: глубоко верующими, любящими, честными, чтобы воспитать себе подобных.
Приведем некоторые примеры женщин, оставивших нам светлый образ ЖЕНЫ – преданных и верных спутниц, «плоть от плоти» своих мужей:
- Сарра, верная спутница Авраама, разделившая его безусловную веру и скитания; [6]
- Так же со страниц ветхозаветных книг просияли славные образы таких женщин как Ревекка, Лия, Рахиль, пророчица Мириам (сестра Моисея), Девора, Иаиль, Анна (мать Самуила), освободительницы Есфирь и Иудифь; [6]
- История жизни Праведных Богоотца Иоакима и Анны, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи, показывают, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия; [6]
- Святые Петр и Февронья так же дали пример идеальной христианской семьи. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога умереть в один день. По воле Божьей так и случилось. Хотя погребение производилось в разных обителях, на следующий день обнаружили их вместе лежащими, как они и завещали; [7]
- Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры – это правильно», - писала она своей бабушке королеве Виктории. «…Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти свою настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной Церкви по форме, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж… » [8]
Это примеры женского достоинства, верности, преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности жены к мужу.
Сегодня женщина –это существо сильное, независимое. самостоятельное. Поэтому женщина занимает огромное место в жизни православной церкви.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Женщина в Библии – это вдохновительница, утешительница, помощница, молитвенница. Роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина – соработничество Христу в деле нашего спасения. Женщина может иметь различные профессии и должности, выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или певчим на клиросе, стяжать равноангельское житие в монашеском звании, благотворить и милосердствовать, нести высокое звание матери – но все это лишь внешнее выражение некоторых аспектов жизни христианки. Главное же – это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1Пет.3: 4) [3, с. 504]. Потому что роль каждого христианина, по слову преп. Серафима Саровского «состоит в стяжание Духа Святого Божьего» [4, с. 16].
И, конечно же, образ идеальной женщины – это Мария – Мать нашего Господа Иисуса Христа.
«Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1:28) [3, с. 177].
Мария была избрана Богом, чтобы стать Матерью Сына Божьего. НО, Она могла отказаться! ВЕРА!!! Мария знала Бога и любила Его, она доверяла Господу и это открыло путь для рождения Христа.
Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг нее!!!
3. https://foma.ru/elizaveta-fedorovna-i-sergey-aleksandrovich-romanovyi.html
4.Библия. - М: Библейские общества
5. О цели христианской жизни. Беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым Н.А. – М.: Духовное преображение
6. Священник Сергий Свешников «О роли женщины в Церкви», 13.12.2009г. [Электронный ресурс]. Адрес: https://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные Таинства Православной Церкви
Урок по православной культуре по программе В.Д.Скоробогатова в 9 классе...
Тема урока: Судьба Русской православной церкви в 17 веке. (Школа 2100)
Формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе. Характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума...
"Дом и семья в православной церкви"
Подробный конспект урока в 9 классе.На уроке ученики знакомятся с образом жизни христианских супругов, обсуждают непростые вопросы "Что такое настоящая семья?" "Как найти че...
Элективный курс "История русской православной церкви"
Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 9-х – 10-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению отечественной исто...
Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой отечественной войны
Статья о деятельности Русской православной церкви в годы ВО....
Методическая разработка открытого урока по истории по теме: «Кризисные моменты в истории России и роль Русской Православной Церкви в их преодолении».
Региональный этапXXVII Международных Рождественских образовательных чтений«Молодежь: свобода и ответственность» РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ«НАУКА И ИСКУССТВО В ...
Эссе по основам православной культуры "Женщина в православной церкви"
Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Будем говорить о научной дискуссии по вопр...