Урок музыки в 6 классе "Космический пейзаж"
план-конспект урока (6 класс)
Привлечь учащихся к космической музыке.Через музыку познать восприятие Вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 524.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 6 классе
«Космический пейзаж» .
Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»
Тема урока: «Космический пейзаж»
Художественное название урока: «Быть может,вся природа мозаика цветов?».
Вид урока: урок- путешествие
Цель урока :
Познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч.Айвза и Э. Артемьева.
Проблемный вопрос урока:
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
Задачи урока:
1)Образовательная:
Познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);
Учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.
2)Развивающая: Развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;.
3)Воспитательная: Пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству);
бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;
Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления.Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»;
-дать определение понятий «диссонанс», «консонанс»;
- вспомнить понятие «музыкальный тембр»;
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.
Техническое оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Музыкальный материал: «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж»).Пьеса для камерного оркестра Ч.Айвз,«Мозаика». Пьеса для синтезатора
Э. Артемьев .
Репродукции картин:«Геометрическая фантазия»А.Фоменко,«Нераздельная Мудрость Хранения»Е.Горовецкий,«Солнечная корона» Е.Леонов.
Ресурсы урока: портреты композиторов, раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации, презентация).
Методы: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельностного подхода, хоровое исполнение песни.
Ход урока
1.Организационный момент. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Приветствие. «Здравствуйте дорогие дети».
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу, учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
Например: Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.
Учитель демонстрационным или аудио материалом подводит к теме урока. Потом учащиеся должны определить цель урока.
Раскрытие общей задачи урока.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Целеполагание:
Вам должна подсказать музыка , под которую мы вошли в класс и эпиграф урока:
« В песчинке целый Мир найти,
И Небеса - в цветке лесном.
В ладони Космос уместить,
И Век - в мгновении одном».
Уильям Блейк
Ученики: О космосе.
Учитель: Называется тема урока
Ученики: « Космический пейзаж»
Проблемный вопрос урока:
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
3. Актуализация знаний.
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Г. Свиридов). Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами.
Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.
Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?
(ответы детей)
Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит ,какие?
Ученики : Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…
Учитель:Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:
-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др
Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:
-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?
(ответы детей)
Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео)
Ученики: «Гостья из будущего»
Учитель:: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.
- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?
Ученики: 1961г , космонавт - Юрий Гагарин.
Учитель:Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.
Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.
Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов человека в космическое пространство.
Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?
Ученики: Астрономия.
Учитель: Что мы называем Вселенной?
Ученики: Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.
Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?
4.Первичное усвоение новых знаний.Ознакомление с творчеством американского композитора Ч.Айвза.
Учитель:
- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.
Американский композитор Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз:«Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.
- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?
- В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему
Слушание фрагмента «Космический пейзаж»
Анализ прослушанной музыки (ответы детей)
Два образа:
первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)
второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)
У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.
«Космический пейзаж» Ч. Айвза | |
Музыкальный образ | Инструментальное воплощение |
ПЕРВЫЙ – ГЕРОЙ величественный и гордый, образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной реальностью. | Струнные инструменты |
ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.
| Деревянные духовые инструменты (4 флейты) Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос» |
- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?
- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?
- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)
В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».
-Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.
Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.
- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)
Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:
«Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна…»
Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).
(на доску прикрепляется портрет) .
Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).
Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)
Синтезатор АНС был назван в честь РУССКОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА.
Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.
В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.
Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».
Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».
В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.
Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:
- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?
-Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?
- Какие звуковые эффекты использует композитор?
- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?
- Какую техническую задачу решает композитор?
СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева
«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева | |
Музыкальный образ | Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной |
Зрительные ассоциации | Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира |
Звуковые эффекты | Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха |
Выразительные средства | ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки |
Задача композитора | Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов |
ВЫВОД: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.
5.Физкультминутка под музыку «Спейс».
Активизировать мыслительную функцию,активизировать двигательную активность на уроке
6.Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Исполнение песни : «Мы дети Галактики»
слова Н.Добронравова,муз.А.Пахмутовой.
7. Первичное закрепление урока:
Творческая работа в группах:
1.Сочинение синквейна
Баглаева Алина:
Космос….
Красив и далёк
Необьятен,велик,интересен
О,Космос ты мечта людей!
Бесконечность…
2.Работа в группах. Рисование на воде «Эбру».
3.Работа по карточкам.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности.(учитель предлагает задания на выбор) .Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения писателей, художников о космосе.
ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразна космическая музыка,ответили на проблемный вопрос урока.
Учитель:Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.
Произведения каких композиторов мы слушали?
Ученики:(Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)
Учитель:Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)
В чём сходство и отличие этих произведений?
Ученики:(СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа;
ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)
Учитель:
Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения?
Ученики: (Синтезатор АНС)
Учитель:В честь какого русского композитора был назван этот инструмент?
Ученики: (Александр Николаевич Скрябин)
9.Рефлексия
Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.
7.1.Что вы нового узнали на этом уроке?
7.2.Какое открытие сделали для себя?
7.3.Что было интересно на уроке?
10.Оценивание учащихся. (дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Учитель консультирует, обосновывает оценки.