ПЯТЬ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
статья

Жамбалова Соелма Жалсаповна

В данной статье идет попытка обобщить практический опыт управленческой работы в Сахюртинской средней школе Агинского района в период с 2000- 2015 учебные года. Значимость статьи состоит в самоанализе и осмыслении деятельности АУП, опыте построения карьеры руководителя в сфере образования, в личностном росте  педагогов. Логика построения  рассматривается с разных точек зрения качество управления.

Ключевые слова: Качество, управление, образование, инновация, проект, кейс метод

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyat_podhodov_k_opredeleniyu_kachestva_upravleniya1.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПЯТЬ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ

Жамбалова Соелма Жалсаповна

МОУ «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация

В данной статье идет попытка обобщить практический опыт управленческой работы в Сахюртинской средней школе Агинского района в период с 2000- 2015 учебные года. Значимость статьи состоит в самоанализе и осмыслении деятельности АУП, опыте построения карьеры руководителя в сфере образования, в личностном росте  педагогов. Логика построения  рассматривается с разных точек зрения качество управления.

Ключевые слова: Качество, управление, образование, инновация, проект, кейс метод

Динамика общественной жизни имеет очевидную тенденцию к ускорению. Поэтому образовательные учреждения не могут развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях. В наш быстрый век информатизации, глобализации управление играет ведущую роль. Мы все управленцы, находимся в поиске оптимального управления. Мы считаем, как и В. С. Лазеров,  что управление «особый вид деятельности, в  котором ее субъект, посредством управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, учителей, обслуживающего персонала, и ее направленность на достижение образовательных и целей развития школы». [1, c.63] Другими словами: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей». Управление – это особый вид деятельности по достижению результатов, это создание условий для эффективной деятельности. [2, c.16] Рассматривая управление с трех позиций: как деятельность, как воздействие одной системы на другую, и как взаимодействие строили учебно-воспитательный  процесс в школе за эти годы. Ключевым элементом  управления явилось качество управления. Качество управления образовательного учреждения рассматривается с различных точек зрения: одни подразумевают качество управленческого труда, другие - качество  построения управляющей системы, третьи – качество управленческого взаимодействия с объектом, четвертые – качество принятых управленческих решений, пятые – качество последствий управления. [3, c.3-5]

Первое, спланировали, организовали, провели на высоком уровне коллективно-творческое дело с полным охватом детей, с высоким уровнем удовлетворенности участников.

В первый год своей работы я старалась проводить все традиционные для своей школы КТД. Среди которых были уникальные только для  нашей школы, такие как 1 сентября в день Знаний устраивались спортивные состязания между классами.  Бал цветов это целый праздник всех цветоводов  села, в канун дня учителя выпускники проводили вечер вместе со своими наставниками с приглашением учителей ветеранов, сами дети готовили фуршетный стол.

Конкурсы между классами:  «За честь класса», «Самый здоровый класс года», «Самый спортивный класс года».  Итоги конкурса  «За честь класса» подводились по дневнику с одноименным названием в каждую неделю, отдельно по итогам недели,  а в конце года общий итог подводится по следующим критериям – успеваемость, участие в КТД (занятые места),  пропуски уроков.   «Самый здоровый класс года», который стимулирует учащихся на здоровый образ жизни каждого ученика и в целом класса. Основной критерий: количество пропусков уроков по болезни. «Самый спортивный класс года». Конкурс обеспечивает серьезное отношение к большому спорту,  достижению высоких результатов в выбранном виде спорта на разных уровнях: внутри школы, в районе, регионе. «Два лучших спортсмена года» - девушка и юноша. Этот конкурс стимулируют  спортсменов школы на саморазвитие, самосовершенствование, достижение наилучших результатов. «10 лучших физкультурника», конкурс направлен на комплексное воспитательное воздействие. Критерии: системность  участия в оздоровительном беге, активное участие в культурно-массовых спортивно-оздоровительных мероприятиях проводимых в школе, районе, округе, пропаганда здорового образа жизни.  

Главное  к  проведению любого мероприятия готовиться тщательно, строго соблюдая технологию. Проводя традиционные мероприятия, старалась подходить творчески, меняя условия формы проведения, обновляя содержание.  Постепенно год за годом появляются новые традиции, обновляются старые.  Складывается своя система работы.  

Воспитательная система школы особая  система управления. Например, подготовка учащихся к районным конкурсам. Отбор конкурсантов проводится в 2 этапа: внутриклассный, школьный

В третьих, необходимо чаще обращаться к науке. Казалось бы уникальный случай, такого ни с кем  не было, нет все равно можно найти схожие пути решения проблемы. Наиболее приемлем кейс метод. Знание менеджмента в управлении одно из условий качества управленческого взаимодействия с объектом. Например, инновационная деятельность школы по кейс методу. За три года апробации кейс-метода мы пришли к выводу, что эта технология наиболее приемлема для работы в малой сети. Наше предложение о переходе на сетевое взаимодействие по франчайзинговой структуре [4, c.42, 50-53] явилось  инновационным шагом в реализации программы развития школы.

        Мы поняли, что профильное или углубленное обучение должна строится на базе той школы, которая предлагает свой опыт, и сети независимых образовательных учреждений, желающих  вести обучение по предлагаемой технологии, что в конечном итоге должно привести к повышению эффективности образовательного процесса, особенно для профильных групп. Учащиеся профильных групп более осознанно и ответственно относятся  к учебе, а данный метод делает упор на самостоятельность обучающихся.        

Термин “франчайзинг” происходит от французского слова “franchise”, что означает “льгота, привилегия”. Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему свой путь в бизнесе, - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать по ходу дела необходимые консультации. [4, c. 76-79]

Когда 2017-18 учебном году по предложению комитета образования введено сетевое обучение десятиклассников по профильным предметам, мы предложили продукт (технология взаимодействия по кейс- методу),  нашим коллегам и готовы их обучить, дать консультацию. Тот бесценный опыт, который мы получили за последние 10  лет инновационный деятельности  в сети, дает нам конкурентное преимущество.

Формирование конкурентоспособной личности учащихся возможно только в условиях конкурентоспособного учреждения, которое основывается на профессиональной компетентности педагогов, ориентированных на формирование конкурентоспособности личности учащихся. Таким образом,  качество принятых управленческих решений зависит от компетентности руководителя. Под руководством Анандаева Аюр Лыксыковича в школе были разработаны проекты: «Школьная мебель», «Кадры»; внедряются  инновационные проекты:  «Школа как музей», «Компетентностный подход в образовании», «Кейсово–сетевой метод взаимодействия школ  в северном образовательном округе Агинского района». За целенаправленную реализацию программ и проектов школа дважды удостоена муниципального гранта муниципального района «Агинский район» в конкурсе школ, внедряющих инновационные технологии. Школа стала победителем на образовательном Форуме «Образовательное учреждение - 2008» районного и окружного уровней, неоднократным призером образовательных Форумов: «Школа 2003», «Школа 2005» среди сельских общеобразовательных школ,  «Школа 2007».

        В школе выстроилась стройная система работы с одарёнными и высоко мотивированными детьми:  52% учащихся школы, в т.ч. и начальной,  заняты исследовательской деятельность и олимпиадным движением; так 3 ученика стали обладателями региональной Премии, 2 ученика - обладателями премии талантливой молодежи «Будущее Забайкалья».

      Школа постоянно занимала призовые места в районном рейтинге олимпиадного движения. В среднем за три года учащиеся школы, приняв  участие от 36 до 39 интеллектуальных мероприятиях, достигали % результативности участия – 56. Качество знаний за 2001 – 2011 года составляло от 41,9% до 46%. По итогам сдачи ЕГЭ выпускников  рейтинг школы по обязательным предметам традиционно стабильно высокий; по 3 предметам: математике,  биологии, физике  занимала 1 место в рейтинге среди всех школ Забайкальского края  разные года. [5, c.]

Рейтинг МОУ «СахСОШ» среди всех  ОУ  Забайкальского  края по предметам ЕГЭ  2008-2010 года

Предметы

Средний тестовый балл

Рейтинг по предмету

2008 г

2009 г

2010 г

2008 год

2009 год

2010 год

1

Математика

50,8

48,6

60,4

1

10

1

2

Русский язык

64,4

58,4

58,7

2

11

68

3

Физика

-

66

58

-

-

9

4

Биология

51,5

59,7

72,3

30

4

5

История России

68

63,5

63

5

24

6

Обществознание

71,5

64,5

59,4

14

78

Общий рейтинг

2

2

4

По результатам ЕГЭ качество знаний  составляет: за  2005-2006 год – 53%;

за 2006-2007 год – 60 %; за 2007-2008 год – 67%. Школа – одна из лучших по внедрению ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Трудоустройство выпускников показывает высокий процент поступления выпускников школы в ВУЗы:  от 82% до 100%. Результатами своего труда коллектив школы считает не только количество призовых мест на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, лидерство в краевом рейтинге по результатам ЕГЭ и ГИА  и количество поступающих в вузы, а  главное то, чтобы из стен школы выходила духовно-нравственная личность способная успешно социализироваться в изменяющемся мире на протяжении всей его жизни. Говорить о настоящем успехе управления можно лишь тогда, когда мы знаем  реальные результаты и последствия управления. Все  вышеперечисленные позиции  интегрируются в разных соотношениях и от этого зависит особенность каждого образовательного учреждения и внутришкольный контроль. Особенно важно разработка четкой ВСОКО, где одним из важных вопросов должно быть какие результаты управления целесообразно рассматривать в настоящее время.

Краткая обобщающая таблица

 отражающая основные направления и результат деятельности по внедрению инновационного проекта «Кейсово- сетевой метод взаимодействия образовательных учреждений в сети «Сириус» за 2008-2012 гг под руководством Жамбаловой С.Ж

Направление деятельности

Проделанная работа

Полученные результаты

Перспектива

1

Работа с одаренными, со способными детьми

Создание кейсов при подготовке к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам, повышении квалификации учителей для обобщения опыта

  1. Банки  кейсов по воспитанию;  математике, физике, информатике, химии
  2. Усовершенствование традиционных модулей - составление электронных версий

Распространение авторских кейсов направленных на повышение уровня общекультурной компетентности.  

2

Использование метода кейсов в учебном процессе.

Метод решения ситуативных задач

Апробирование метода кейс-стади на разных стадиях урока по всем предметам, моделирование ситуации

Уроки с применением кейс-метода, исследовательского характера  с  доминированием  на самостоятельность

Изменение содержания образования в соответствии со стандартами II поколения

3

Широкое  применение в воспитательной работе метода кейс-стади при решении жизненных ситуаций

Консолидация усилий (кадровых, материал) в сети

Воспитательные мероприятия. Реализованы проекты в сети Сириус.

-Тесное взаимодействие образовательных учреждений сети на основе равноправного партнерства.

-Открытость ОУ (поменялся стереотип учителей).

-Расширение культурно-образовательного пространства школ сети

Социализация личности,

Создание условий по требованиям ФГОС  II поколения на основе созданной модели

4

В научно-методической работе учителей

Культурно-образовательная инициатива в районе- координационный центр.

Создание модели сетевого взаимодействия на паритетной основе.

Предпосылки организации очно-заочных курсов профильного обучения

Расширение спектра услуг в сети по направлениям: профильное обучение

5

Интерактивное общение, обучение и воспитание

Реализация учителями сети проектов с использованием ИКТ технологий

Модель сетевого профильного обучения с применением ИКТ

Предоставление образовательных услуг по очно-заочной форме.

6

Исследовательская работа  по изучению эффективности кейсово-сетевого метода  воспитания

Обобщение опыта

Направления анализа –

К планируемым результатам

К процессу воспитания

К ресурсам

Анализ проделанной работы, его положительные  и отрицательные стороны, экономическое обоснование   эффективности.

Распространение передового педагогического опыта, инновационной деятельности

 Здесь мы видим результаты управления образовательным учреждением, но в них мы отмечаем результаты управления воспитательной системой школы. Мы не можем поставить знак равенства между результатами образовательного учреждения и результатами воспитательной системой школы, потому что ВСШ – это открытая, неравновесная, в значительной степени самоорганизующая. В связи с этим управление ею имеет особенность. Необходимо в максимальной степени учитывать естественные свойства складывающейся системы и внутренние качества, историю развития, будучи неравновесной обладает своими внутренними степенями свободы.

        В заключении хочется отметить то, что в настоящее время преимущественно развиваются образовательные учреждения, работающие в инновационном режиме. Идея школы личностного роста - созидательная идея. Ее осуществление позволило нам за короткий срок провести широкий комплекс оздоровительных, общегигиенических, морально-
этических, организационных и управленческих мероприятий, направленных на личностный рост участников образовательного процесса, повышение качества образования  и удовлетворенности среди  населения села.

Литература

  1. Лазарев В.С. Системное развитие школы//М.:Российское  педагогическое агентство, 2002. -304 с
  2. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М.: Новая школа, 2005. – 200 с
  3. Общественно-политический  и научно-методический журнал «Образование в современной школе»: статья «Особенности управления воспитательным процессом в школе» (№3-4, 2016)
  4. Ерохина Л.И. Франчайзинг в образовании:моногр./Л.И. Ерохина, А.А. Нечитайло, С.А. Нечитайло. -Самара.:Изд-во Самар. гос.аэрокосм. ун-та, 2011.-176 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вероятностный подход к определению количества информации

"Урок на тему: Вероятностный подход к определению количества информации"...

определение качества яиц.

 здесь формируется   представление об основных видах оценки качества данного    продукта....

определение качества яиц

исследовательская школьная работа  с  опросником...

Вероятностный подход к определению количества информации 10класс

Материал разработан на два урока, с использованием электронных таблиц Excel...

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются различные подходы к выявлению уровня качества образования, зависимость выбора методики его определения от поставленных целей....

Качество управления. Инициатива

Качество образования рассматривается как ключевая проблема сохранения и прогрессивного развития интеллектуального потенциала страны XXI века.Под управлением качеством образования мы понимаем деятельно...