доклад по теме: "Математика в годы ВОВ"
материал
Предварительный просмотр:
2013 г.
Цели урока:
образовательные:
- формирование представлений о силе трения,
- изучить причины и виды трения,
- выявить природу силы трения,
- экспериментально установить, от чего зависит сила трения.
развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, умение анализировать, сравнивать результаты, делать выводы;
- развивать навыки практической работы.
-развить творческую активность, используя любопытство, как стимул познавательной активности.
воспитывающие:
- содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
- создать для каждого ученика ситуацию успеха.
Оборудование:
динамометры, плоскости, бруски, покрытые разными материалами, набор грузов, компьютер с мультимедийным проектором.
Ожидаемые результаты:
Этот урок дает возможность углубить знания по предмету для каждого ученика для понимания процессов, происходящих вокруг нас.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. (Слайд №1)
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас, давайте поприветствуем наших гостей и начнем работать. По дороге сегодня я встретила почтальона, он попросил передать вам письмо от Деда Мороза. Я такая любопытная, мне так натерпелось узнать, о чем идет речь в этом письме. А вам? Вы разрешите мне его прочитать?
2. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА.
МОТИВАЦИЯ
Учитель. (читает письмо). “Дорогие ребята! Пишу вам письмо в надежде на то, что вы мне поможете, Скоро Новый год, и мне предстоит доставить новогодние подарки всем, кто примерно себя вел в течении года. Но, к сожалению, сейчас я не могу выехать из своего дома. Во-первых, мой новый шелковый мешок постоянно развязывается, и я боюсь по дороге растерять все подарки. Во-вторых, мои сани не могут двигаться по земле без снега, декабрь нынче не очень снежный. Прошу вас, помогите мне, дайте совет, как выйти из этой ситуации. С нетерпением жду ваших ответов. Дед Мороз”.
А знаете, мы можем помочь Деду Морозу! Мы дадим ему ответ, но при одном условии: если на сегодняшнем уроке раскроем одну очень важную тайну, имя которой вы найдете сами, если правильно ответите на вопросы кроссворда.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ (Слайд 2)
Учитель. Отгадаем кроссворд. 1. Единица силы. 2. Явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел. 3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. 4. Прибор для измерения силы, 5. Физическая величина. Характеризующая действие тел друг на друга, 6, Мельчайшая частица вещества.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель. Итак, мы с вами узнали имя тайны – трение. Это явление сопровождает нас буквально на каждом шагу и поэтому стало привычным и незаметным. И характеризуется оно силой трения. О силе трения пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, запишем дату и тему урока (Слайд 3): “Сила трения”.
Скажите, а какие силы вам уже известны?
Учащиеся. Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Сила упругости. Вес тела.
Учитель. От чего зависит результат действия силы?
Учащиеся.
- от направления
- числового значения
- точки приложения.
Учитель. Результат силы трения тоже зависит оттого, к какому телу приложена эта сила, куда направлена и какое имеет числовое значение. Цель сегодняшнего урока будет состоять в том чтобы доказать это. (Слайд 4).
Учитель. Что произошло со скоростью автомобиля, дорогу которого перебежал кот?
Учащиеся. Она изменилась.
Учитель. В чем причина изменения скорости?
Учащиеся. На него действует сила.
Учитель. Как направлена эта сила?
Учащиеся. Против движения.
Учитель. Почему вы так считаете?
Учащиеся. Если бы она была направлена в сторону движения, то скорость автомобиля возрастала бы. А так как скорость уменьшается, значит, сила направлена против движения.
Учитель. Сила, о которой идет речь называется силой трения. Она всегда направлена против движения рассматриваемого тела по поверхности другого. Давайте сформулируем определение силы трения и запишем его в тетрадь. (Слайд 5)
Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел и препятствующая их перемещению относительно друг друга называется силой трения. И обозначается F тр. (Слайд 6)
Учитель. Давайте выясним в чем же причина возникновения силы трения, а
выяснить причину возникновения силы трения поможет учебник (стр. 71)
- Шероховатость поверхностей. (Слайд 7)
- При идеально гладких поверхностях возникает взаимное притяжение между молекулами соприкасающихся тел. (Слайд 8)
Учитель. Молодцы, да, ребята при шероховатых поверхностях трение обусловлено главным образом первой причиной, а при очень гладких поверхностях сказывается молекулярная природа трения. Давайте запишем это в тетрадь.
Учитель. Проведем небольшой эксперимент, в результате которого выясним, какие виды силы трения бывают:
(Слайды)
Учитель. С помощью учебника создадим наклонную плоскость, расположим брусок на ней. Когда тело находится в покое на наклонной плоскости, оно удерживается на ней силой трения. Действительно, если бы не трение, то тело под действием силы тяжести соскользнуло бы вниз по наклонной плоскости.
Сила трения, возникающая между покоящимися друг относительно друга телами, называется силой трения покоя.
Сила трения покоя удерживает гвоздь, вбитый в доску, не дает развязаться банту на ленте и др.
Учитель. Потяните за нить, прикрепленную к бруску. Старайтесь тянуть равномерно, параллельно поверхности стола. При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения. Например, движение саней по снегу.
Учитель. Подложите под брусок карандаши, ручки, потяните за нить.
Если одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Например, движение колес машины.
Учитель. А сейчас запишем, какие виды силы трения мы узнали. (Слайд с видами силы трения)
Виды силы трения | ||
Сила трения покоя | Сила трения скольжения | Сила трения качения |
Учитель. Какая из сил трения наибольшая, а какая наименьшая? (Слайд 19 с выводом)
Демонстрация ( При одном и том же углу наклона плоскости рассматриваем движение карандаша трением качения и трением скольжения)
Учитель. Какая сила трения больше? F тр. скольжения. или F тр.качения
Учащиеся. Fтрения качения < F трения скольжения при прочих равных условиях.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
– Ребята, посмотрите, как много мы уже узнали о силе трения. Устали?
– разогреем ладони;
как бороться с вирусом гриппа? – стимулировать иммунитет!
– потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет;
– для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.
– пройдемся: 3 шага вперед и три назад.
– Спасибо, присаживайтесь.
6. ФРОНТАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ
Учитель. А теперь ребята давайте разделимся на группы и проведем в каждой группе предложенные эксперименты по окончанию работы вам необходимо сделать вывод от чего же зависит сила трения. (Слайд 20)
Но прежде, чем вы приступите к проверке гипотез, хочу вас спросить, как можно измерить силу трения?
Проводится опыт – учителем:
– Равномерно перемещаем брусок с помощью динамометра. Какие силы действуют на брусок по линии движения? (Сила тяги и сила трения)
– Если скорость движения постоянна, то, что можно сказать о равнодействующей этих сил? (Она равна нулю).
– Чему равна сила трения скольжения? (Она равна по абсолютной величине силе тяги, которую и показывает динамометр)
Класс делится на группы по 4 человека.
1 группа – на столе деревянная линейка, трибометр, динамометр.
(Учащиеся устанавливают зависимость силы трения от площади поверхности.)
Учащиеся. Сила трения не зависит от площади поверхности.
2 группа – на столе сухая линейка и линейка покрытая слоем вазелина трибометр и трибометр с закрепленной наждачной бумагой, динамометр. (устанавливается зависимость силы трения от смазки.)
Учащиеся. При использовании смазки сила трения меньше.
3 группа – на столе линейка трибометр, грузы. (устанавливается зависимость силы трения от силы, прижимающей тело к поверхности.)
4 группа – на столе трибометр, линейка, линейка с наждачной бумагой, трибометр с наждачной бумагой, динамометр.(устанавливается зависимость от рода трущихся поверхностей.)
(Слайд 21 с выводом от чего зависит сила трения)
Сила трения:
зависит от | не зависит от |
1) рода трущихся поверхностей; | 1) площади соприкосновения тела с поверхностью |
Учащиеся. Сила трения зависит от от рода трущихся поверхностей
Учитель. Ребята , жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль.
1. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в пословицы и поговорки.
Например:
- Не подмажешь, не поедишь
- Пошло дело как по маслу
- Что кругло – легко катиться
- Лыжи скользят по погоде
- Нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.
(Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27 с полезной и вредной силой трения)
Учитель. Ребята ну а в конце нашего урока давайте подведем итог, что же мы сегодня узнали о силе трения? (Слайд 28) .
Ну а когда мы все выяснили про очень важную для нашей жизни силу – силу трения, что бы вы посоветовали нашему Деду Морозу?
Учащиеся. Поменять мешок на более шероховатый, например плюшевый или ситцевый. Если нет снега, то пересесть из саней на телегу или карету. Так как сила трения качения меньше силы трения скольжения.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ (Слайд 29)
Учитель. А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста, которые я вам
приготовила.
ТЕСТ
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
У | С | П | Е | Х |
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?иготовила .
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (Слайд 30)
Ответьте письменно в тетради на вопрос: если бы исчезла сила трения что бы мы закричали “Ура” или “Караул”?
Литература:
- Справочник школьника. Физика. – м.: Филологическое общество “Слово”, Перышки А.В. Физика-7 Изд.– М.: Дрофа, 2004.
- Зубкова Л.А. Сила трения. – Физика (ПС), 1998, № 2. Изд.дом Первое сентября – Физика№21 2007 г.
Урок-путешествие по теме: "Сила трения"
План конспект урока по физике
Класс: 7 класс
Раздел программы: “Взаимодействие тел”.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид: комбинированный урок.
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
- Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя информационные технологии и элементы технологии “Сотрудничества”.
- Образовательные: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.
- Развивающие: развивать качественную сферу учащихся; развивать логическое мышление; формировать представление о процессе научного познания; развитие умений экспериментировать; формировать умение пользоваться приборами; анализировать, сравнивать результаты опытов; продолжить формировать умения конструировать опорный конспект.
- Воспитательные: прививать культуру умственного труда.
- Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация “Сила трения”, игрушечный автомобиль, песок, брусок деревянный с нитью, ручка, динамометр, стеклянные пластины – 2 шт., опорный конспект “Сила трения”.
Оборудование для учащихся: динамометр, лист гладкой и наждачной бумаги, брусок деревянный с нитью, грузы из механики по 100 г (2 шт.), опорные конспекты.
Подготовка к уроку:
- каждому ученику на стол выдается лист опорного конспекта, оборудование, листы с тестовыми заданиями;
- на демонстрационном экране или на большом листе ватмана нужно подготовить лист опорного конспекта.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы деятельности |
1. Организационный момент | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока | Постановка учебной проблемы |
3. Изучение нового материала | Рассказ – беседа, фронтальный эксперимент, заполнение опорного конспекта |
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление нового материала | Выполнение тестовых заданий, практическая работа по группам |
5. Подведение итогов, домашнее задание | Записи на доске и в дневнике, рефлексия |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами путешествие по Королевству Сил.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повториться.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление
Все будет так и все – не так
Через одно мгновенье
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.
Но прежде чем отправиться в путешествие по Королевству Сил, давайте вспомним страны каких сил мы с вами уже посетили? (СИЛА ТЯЖЕСТИ, СИЛА УПРУГОСТИ, ВЕС ТЕЛА)
Перед нами открыт путь в Королевство Сил, сейчас мы узнаем, в путешествие по какой стране мы отправимся сегодня. А совершим мы свое путешествие на автомобиле. Садимся и поехали.
(учитель на демонстрационном столе приводит в движение игрушечный автомобиль)
Учитель: Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что является результатом взаимодействия тел? Что произошло со скорость автомобиля? Почему автомобиль остановился? (действует сила трения) Я приглашаю вас в путешествие по стране “Сила трения”!
III. Итак, мы начинаем наше путешествие с посещения научного центра страны “Сила трения”. В ходе путешествия мы будем вести путевые заметки, т. е. опорный конспект (учащиеся записывают в опорный конспект тему урока).
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Учитель: Я – магистр точных наук приветствую вас в научном центре. Здесь вам предстоит познакомиться с явлением трения, узнать какие виды трения обитают в этой стране, определить точку приложения и направление этой силы, экспериментально установить, от чего зависит сила трения и почему она возникает?
Вопрос: Выясним, в каком направлении движется наш автомобиль? Как вы думаете, сила трения помогает движению автомобиля, или препятствует? (препятствует)
Если бы физики решили выдать всем силам паспорта, то в этом документе обязательно были бы три графы: МОДУЛЬ. НАПРВЛЕНИЕ. ТОЧКА ПРИЛОЖЕНИЯ. Определим, в какую сторону всегда направлена сила трения? (в противоположную сторону движению тела) Определим точку приложения силы трения (указываем точку приложения и направления силы трения в опорном конспекте).
Вводим определение силы трения: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Учитель: Жители этой гостеприимной страны ждут нас в гости. Познакомимся с ними поближе. Узнаем, какие виды трения существуют.
Демонстрационный эксперимент (книга и ручка, учитель демонстрирует силу трения скольжения, качения и покоя).
Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет
На своем велосипеде
И везет варенье
Всем на угощенье. (сила трения качения)
Вот и зима! Трещат морозы
На солнце искриться снежок
Пошли с товарами обозы
По Руси вдоль и поперек.
Ползет скрипит дубовый полоз.
Река ли, степь ли – нет нужды,
Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за Жучку
Жучка за внучку
Внучка за бабку
Бабка за дедку
Дедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
Учитель: А почему возникает сила трения? Каковы причины возникновения силы трения? Проведем эксперимент (игрушечный автомобиль, песок).
Вывод: Шероховатость поверхностей, неровности (уч-ся записывают в ОК).
Эксперимент с двумя стеклянными пластинами.
Вывод: Взаимодействие молекул вещества (уч-ся записывают в ОК).
Учитель: Сила – это физическая величина. Что это значит? (ее можно измерить) Сейчас мы измерим силу трения, которая действует на деревянный брусок.
Фронтальный опыт: деревянный брусок с нитью, динамометр.
Учитель объясняет классу, как измерить силу трения. На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна сила – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то значит равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, эти силы равны по модулю и направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу трения (уч-ся измеряют силу трения).
IV. Учитель: Продолжим наше путешествие. Заглянем в творческую мастерскую. Я – экспериментатор и вы тоже (одеваю халат). Предлагаю вам сравнить силу трения покоя, скольжения и качения, а также изучить силу трения скольжения.
Учащиеся выполняют в группах практическую работу (Фронтальные экспериментальные задания по физике: Пособие для учителей/ В.А. Буров, В.И. Свиридов. - М.: Просвещение, 1981. – 112 с).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что в этой загадочной стране силу трения постоянно изменяют. Ее, то уменьшают, то увеличивают. Давайте попытаемся узнать об этом поподробнее. Вам предлагается решить остроумные задачки Г. Остера.
Задача 1. Хулиганы Сидоров и Иванов посыпали каток песком и с интересом наблюдают, как Танечка Петрова катается на коньках. Какую цель преследуют Иванов и Сидоров? (увеличение силы трения)
Задача 2. Что задумали хитрые семиклассники, которые не жалея дорогостоящего машинного масла, щедро льют его в тормоза автомобиля директора школы? (уменьшают силу трения, смазка)
Учитель: Каждый из вас постоянно решает житейские тесты. Вот и сейчас вам предстоит разрешить некоторые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь дома.
Учащиеся выполняют тестовые задания “Житейский тест”.
Житейские тесты
1 группа
- Дверцы шкафа в Ваниной комнате стали скрипеть. Ваня смазал петли маслом и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
- В походе Ваня поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что….
2 группа
- Ваня увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей намылить палец. Мама приняла совет, и перстень легко снялся. На чем основано Ванино предложение?
- Из окна Ваня увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка. Ваня вышел на улицу и посыпал лед песком. Почему он так сделал?
3 группа
- Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он смазал их машинным маслом. Какое явление он использовал?
- Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю. У зимних шин рисунок протектора был глубже, а так же на них были шипы. Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?
4 группа
- Ваня собрался покататься с друзьям на лыжах. Перед прогулкой Ваня посоветовал друзьям смазать лыжи специальной мазью. На чем основан Ванин совет?
- Ваня заметил, что зимой автотрассы посыпают специальной смесью (песок и соль). Он решил спросить у отца, какую роль играет эта смесь в движении автомобилей?
Учитель: Недавно в стране “Сила трения” побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка? (кодоскоп, пленка)
Учитель: Ребята приглашаю вас пройти в кинозал на просмотр кинофильма “Сила трения”.
Просмотр мультимедийной презентации “Сила трения” (приложение1).
Учитель: Мы покидаем Королевство Сил, но на выходе нас ждет испытание. Возьмите листы контроля знаний и выполните предлагаемые в тесте задания.
ТЕСТ
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. сила трения качения
У. сила трения скольжения
В. сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. увеличивается
Д. не изменяется
Е. уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. по движению
П. против движения
Н. не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. не изменяется
Е. уменьшается
У. увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кН
Л. 300 кН
Х. 150 кН
ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
У | С | П | Е | Х |
Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “успех”?
V. Учитель: Наше путешествие по стране “Сила трения” завершается. Подведем итоги (выставление оценок).
Рефлексия: Ребята, проанализируйте, пожалуйста “движение” своих мыслей, чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока. Запишите их на листочках и сдайте мне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации по теме "Математики и математика в годы ВОВ"
Творческая работа...
Доклад на учительской конференции 2009 года
Выступление на тему "Личностно-ориентированное обучение — залог качественного школьного образования"...
Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года
Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....
Доклад по теме: "Математика в годы ВОВ"
Со времени Победы прошло почти 70 лет. Советские математики многое дали восстановлению и развитию народного хозяйства, а также прогресс у теоретической математики. Каждый же из нас мечтает о т...
Доклады учащихся "Мои родные в годы Великой Отечественной Войны"
Эти работы выполнены правнуками тех, кто защищал нашу Родину в годы войны. Многие использовали семейные архивы. И несмотря на то, что эти работы написали дети с ОВЗ (глухие и слабослышащие), они пропи...
Методическая разработка занятия Тема: «Математика в годы Великой Отечественной войны»
Занятие с целью определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. Задачи: 1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.2)...
Исследовательская работа по теме:"Математики в годы ВОВ"
Учащиеся провели исследование по теме "Математики в годы ВОВ"....