Доклад "Куклотерапия"
материал

Жданова Ольга Аркадьевна

План:

 

  1. Тайна куклы – самая загадочная.
  2. Ручной труд, создание куклы, как огромный воспитательный потенциал.
  3. Особый подход к детям с ОВЗ.
  4. Кукла – культура и традиции.
  5. Куклотерапия, как уникальное средство.
  6. О применении здоровьесберегающих технологий.
  7. О важности приобретения социальных навыков.
  8. Известные ученые об уникальности человеческой руки.
  9. Вывод.
  10.  Приложения: притчи, сказки, физкультминутки, релаксация, кинезиологические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kukloterapiya.doc530 КБ

Предварительный просмотр:

        КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник»

Доклад

«Куклотерапия, как уникальный метод развития функции человеческой руки»

Приготовила:

Жданова Ольга Аркадьевна  

воспитатель отделения ППП

Февраль, 2016

План:

  1. Тайна куклы – самая загадочная.
  2. Ручной труд, создание куклы, как огромный воспитательный потенциал.
  3. Особый подход к детям с ОВЗ.
  4. Кукла – культура и традиции.
  5. Куклотерапия, как уникальное средство.
  6. О применении здоровьесберегающих технологий.
  7. О важности приобретения социальных навыков.
  8. Известные ученые об уникальности человеческой руки.
  9. Вывод.
  10.  Приложения: притчи, сказки, физкультминутки, релаксация, кинезиологические упражнения.

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы – самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека»

           М.Е. Салтыков - Щедрин


         Стоит задуматься над этим высказыванием, кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Игра для детей - это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии, в игре формируется личность, его морально-волевые качества. Народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, они также приучали девочек к рукоделию. Создание кукол - это ручной труд. Он способствует развитию сенсомоторики в работе глаза и руки, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности выполнения действий у детей,  а так же на развитие мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Труд по изготовлению кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых условий. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Я работаю в группе, где обучаются дети с ОВЗ. Развитие таких детей чаще всего идет в индивидуальном направлении, и не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все» и они требуют особого подхода к себе. У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен темп развития, у них сниженный объем памяти и внимания, отстает словесно-логическое мышление, в то время как наглядно-образное нарушено меньше.

У таких детей также отмечается недостаточно сформированное состояние кистей рук, недостаточность зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у умственно отсталых детей не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Такие дети отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью, низкой способностью к подражательной деятельности. Ребятам сложно понимать обращенную к ним речь. Такие дети подвержены страхам, неврозам, остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивым настроением. Очевидно, что для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником становится кукла.

Почему я выбрала рукотворную народную куклу? Кукла даёт возможность прикоснуться к своим корням - ознакомиться со старинными обычаями и традиционной культурой и лучше узнать через них себя как продолжателей и хранителей этой культуры. Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Кукла считается одной из самых понятных ребенку изделий традиционного рукоделия. Перебирать старые тряпицы, наряжать куклу в разноцветные одежды, играть с теплыми, мягкими на ощупь куклами – не просто удовольствие для ребенка, но и его естественное состояние. С точки зрения педагога, очевидно, что в куклах заложен огромный воспитательный потенциал. Именно эта проблема меня затрагивает, побуждает к созданию методических разработок, распространению педагогического опыта использования нетрадиционных методик в коррекционной работе с детьми. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, чувствительности рук, организации последовательных движений, зрительно-моторной координации. Более того, такие занятия интересны для детей, ребята оказываются сверх - мотивированными и стремятся сделать очень красивую игрушку, а для этого нужно сильно постараться и «подружиться» с пальчиками. Таким образом, процесс развития мелкой моторики становится деятельностно - ориентированным.

Три года назад открыла для себя и внедрила в воспитательной работе уникальное средство – куклотерапию. Цель своей работы вижу в приобщении детей с ОВЗ к работе с куклой, направленной на развитие мелкой мускулатуры рук, координации движений моторики, творческого воображения, развития коммуникативных навыков, выразительных средств речи и невербального общения. Куклотерапия — метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии. Метод основан на идентификации ребенка с куклой. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Народные куклы прочно вошли в мою жизнь, все больше притягивая своей лоскутной силой. Традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети. Много положительных эмоций получаем от совместного труда.

В изготовлении кукол, также как и в жизни, очень большую роль играет цвет. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности. В наряде всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

          Стараюсь использовать различную технику изготовления кукол:

- кукла - Куватка, в технике мягкого скручивания, развитие моторных функций рук, координации движения глаз и рук.

  https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=261bf3d11230eced53ba0c79411e7147&n=33&h=215&w=161                                   http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/125/6/125006809_image__1_.jpg

- кукла – Зернушка, для развития мелкой моторики и тактильного ощущения. Небольшой мешочек наполняется зерном, а это очень полезно, чтобы ребенок пальчиками перебирал семена, крупы.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=ff663a7c5e13c7d917f94b687abeaed4&n=33&h=215&w=323                  http://xn--80aajgbrcgpecfoeffkqhkv9s.xn--p1ai/images/photos/medium/504cc0ed811864ea55e3c6e2bd232f85.jpg

- кукла - Пеленашка, в технике тугого скатывания, где происходит массаж рук, развитие тактильного восприятия.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=61f7eb32be3a242847095bd43952d5c5&n=33&h=215&w=287                        https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=9ea81c0de74c76d53283d108201d0375&n=33&h=215&w=320

- кукла - Хороводница, своеобразный тренажер, чтобы расправила свои юбочки и закружилась в пляске ее нужно «оживить». Для этого быстро вращают пальчиками палочку, на которой закреплена кукла. Если не получится крутить двух куколок одновременно, можно крутить  Хороводницу, поместив палочку между двух ладной. При этом надо совершать движение, как будто потираете руки. 

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d6e91b26e2baf196cfa316d61d0039fb&n=33&h=215&w=323                            molodec

- кукла - Валдайский колокольчик, для развития слухового восприятия.

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=78da09653022b9ce627e89eb8ff3aa54&n=33&h=215&w=163                                      https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=2e681c41f683b4f05394a564ed8029e5&n=33&h=215&w=214

- кукла – Птички, для развития воздушной струи.

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=2aec68240e42c2a899d91a35e1c72fdc&n=33&h=215&w=160                                    https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=172157d6366552805d24e2309ed63875&n=33&h=215&w=292

- кукла – Травница, для правильного дыхания, дарящая здоровье, благодаря аромату сухих трав, спрятанных в мешочках.

http://cs1.livemaster.ru/foto/large/23215425523-kukly-igrushki-narodnaya-kukla-kubyshka-n5288.jpg                       http://cs543101.vk.me/v543101947/10f36/1LsDJBZafIs.jpg

Нарушение моторики у детей с ОВЗ при выполнении работы требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает изделие, то впоследствии, в процессе, систематической работы, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, развиваются тактильные восприятие, координация и ловкость, тонкие дифференцированные движения пальцев. Часто педагоги используют в своей работе такие виды деятельности, в которых задействованы только первые три пальца – большой, указательный и средний. Первые три пальца, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца - безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы, мы на треть снижаем эффективность всей работы по развитию мелкой моторики. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Поэтому, кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, поэтому необходимо учитывать физические и психологические  особенности детского и подросткового возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии. В целях предотвращения утомления, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, на каждом занятии я стараюсь включать здоровьесберегающие компоненты: физкультминутки, минутки релаксации, кинезиологические упражнения. Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятии. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм ребенка. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на занятии я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Обучение построено поэтапно от простого к сложному. На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетальным способом, подражая педагогу, т.е. находится в позиции ведомого. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку товарищу, работать аккуратно и красиво. В дальнейшем воспитанник приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.

Занятия куклотерапией в группе положительно сказались на результатах, которые не заставили себя долго ждать. Улучшился психологический климат. Дети стали целеустремленнее, у них улучшилась память, речь. А еще они почувствовали ответственность за общее дело, появилось желание и возможность приносить радость людям. Благодаря занятиям по куклотерапии дети приобретают важные социальные навыки:

- развивается познавательная деятельность - работая над куклой, ребенок  пошагово продумывает порядок ее изготовления, что максимально позволяет им приблизиться к последовательным, логическим умозаключениям.

- укрепляется и развивается мелкая, тонкая моторика, мускулатура рук, трогая, проглаживая, разворачивая и сворачивая, скручивая ткань (или любой другой материал).

- развиваются коммуникативные навыки, дети учатся здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку товарищу, с большим удовольствием выполняют различные задания от имени куклы и для неё.

происходит дифференциация ощущений посредством тактильных восприятий, для развития пальцев рук ребенка использую в практике тактильную игрушку.

- расширяется кругозор и прививается эстетическое воспитание ребенку, дающее положительные результаты: эмоции, яркое восприятие жизни средством веселых ярких, поднимающих настроение кукол.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Известные ученые об этом писали так:

Немецкий философ Иммануил Кант - «рука является вышедшим наружу головным мозгом». В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой.

Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский: «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы Владимира Михайловича Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Исследования Мариониллы Максимовны Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

В результате проделанной работы пришла к такому выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей. Совершенствовалась координация и точность движений руки и глаза, общая двигательная активность, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.

Таким образом, помимо развития мелкой моторики, на занятиях по созданию народных кукол у детей развивается и эмоционально-личностная сфера. Дети знакомятся с народными традициями, у них формируются знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами, дети учатся правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления кукол, детям прививается любовь к обычаям предков, трудолюбие и художественный вкус.

Список литературы:

1.И.Н. Котова, А.С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Издательство: Паритет, 2003г.

2.Н. В. Шайдурова. «Традиционная тряпичная кукла». Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.

3. Г.Л. Дайн, М.Б.Дайн «Русская тряпичная кукла». Издательство: Культура и традиции, 2007г.

4.Е. Морозова. «Кукла как образ человека». Дошкольное воспитание. 2009/№1,-С.119.

5.  Г. Миназова. «В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо». Дошкольное воспитание. 2007/№12, -С.120.

          6. И.А. Лыкова «Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками». ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011.
          7.  Е.В. Берестнева, Н.В. Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками». М.: ООО «Белый город».

Куклотерапия «Игра-проба»

Цель игры:

  •  показать детям выразительные возможности их собственных пальцев;
  •  научить  (без боязни ошибаться) действовать пальцами, создавая мини-образы героев любого сюжета;
  •  согласовывать речь и движения руки с куклой;
  •  ознакомить детей с механизмом работы с куклой;
  •  развивать воображение, мышление;
  •  расширять представления детей о различных эмоциональных состояниях;
  • формировать  коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • Кукла – образ Человечка.

Раздаточный материал:

Шарики с отверстиями для пальцев с изображениями различных эмоциональных состояний:  спокойствия, грусти, плача, злости, удивления, улыбки, скуки, радости, удовольствия.

Форма работы: подгрупповая (до 5 человек).

                                                  Ход игры.

  1. Организационный момент.

Познакомьтесь, ребята, с Человечком. Он умеет разговаривать, кивать головой, махать  руками, хлопать в ладоши, ходить  и петь песенки. Все вы можете научиться играть с ним, но прежде вы должны узнать, как он умеет двигаться.

II. Обучающая часть.

  Наш Человечек – это кукла, которая надевается на руку. При этом пальцы у нас на руке располагаются особым образом. Сожмите руку в кулак. Теперь отогните указательный палец – это будет голова. У нас получается  человечек с головой, он может кивать, когда вы говорите «Да!» и качать головой, когда вы говорите «Нет!». Теперь  согните большой палец и средний это руки нашего Человечка.

III. Закрепление движений рук.

  Однажды Человечек и его друг Миша  пошли в цирк. Там выступали смешные клоуны. И они ему так понравились, что он начал хлопать в ладоши. А потом на арену вышли тигры и львы, и Человечек испугался - «Ой! Как страшно!»  и обхватил голову руками, сжался весь. Но это оказалось совсем не страшно,  а даже интересно. Человечек осторожно выглянул  и стал весело  хлопать в ладоши. Когда представление закончилось, люди стали выходить  из цирка. Человечек потерял Мишу в толпе! Он ищет его, зовет, оглядывается по сторонам… и вдруг – увидел! Как Человечек обрадовался! Даже бросился обнимать Мишу. А потом они вместе пошли домой.

(Педагог свободно передвигается между детьми, его Человечек обращается непосредственно к детям, к Саше, Кате и др. Его можно потрогать, он прикасается к детям. Это вызывает большой интерес. Дети активно повторяют за педагогом движения, придумывают собственные. Затем детям разрешают надеть шарик на указательный палец. Дети с интересом выполняют все действия с куклой, следят за тем, как другие ребята действуют  с куклой).

   Теперь снова поднимите ваши кулачки и отогните сначала указательный, потом большой и средний пальчики. Похлопайте в ладоши, скажите «да», «нет». А вот дождик пошел, а у вас нет зонтика…! Когда дождик закончился, Человечку стало холодно,  замерзли руки, надо их потереть…

IV. Итог занятия.

Вам понравился Человечек?  Хотели бы еще раз с ним поиграть, узнать новые истории, которые с ним происходят? (Дети соглашаются, снова хотят видеть Человечка.) И ему тоже понравилось играть с вами, он машет вам: «До свидания!»

Куклотерапия «Три желания»

Цель игры:

  • воспитание умения внимательно и эмпатично относится друг к другу;
  • формирование навыков произвольного поведения в соответствии с правилами игры;
  •  обучение умению согласовывать речь и движения;
  •  развитие  воображения, мышления;
  • конкретизация представлений детей о взаимоотношениях людей, их чувствах;
  • создание положительного эмоционального фона общения детей и взрослого;
  • формирование  коммуникативных навыков.

Оборудование:

Две куклы, Старик и Старуха – главные герои. «Колбаса» – муляж.

Форма работы: подгрупповая (до 5 человек).    

Принципы решения проблемы: неожиданная помощь, вынужденное решение проблемы из-за жадности и нетерпеливости героев.

Ход занятия.

I.  Организационный момент.

Сегодня, ребята,  я вам расскажу сказку. Послушайте.

II. Чтение (рассказывание) сказки.

«Жили некогда Старик со  Старухой. Только и делали они, что жаловались друг другу на свою бедность. Но как-то раз мимо их окон проходил Волшебник. И решил он помочь им:

- Зря, люди добрые вы недовольны собою. Но, если хотите, можете загадать три желания - и все они исполнятся.  Сказал и пошел дальше, а Старик со Старухой призадумались: что себе пожелать? И тут Старуха сказала:

- Ой, да ничего мне не нужно кроме большой колбасы! И тут же перед ней появилась колбаса. А муж, Старик, разозлился, да как закричит:

- Да чтоб эта колбаса к твоему носу прилипла!

И она прилипла! Желание – есть желание. Сидит Старуха, а от носа до пола свешивается вниз колбаса».

III. Решение проблемы. Помощь героям.

Старуха обращается к детям за помощью:

- Как же я теперь жить буду? Помогите, пожалуйста!

 Дети предлагают способы решения ее проблемы (Например, отрезать колбасу). Затем предлагается волшебный вариант.

«Жалко стало Старику свою жену, вот и пожелал он, чтобы колбаса отвалилась от ее носа. И это было последнее желание, и оно исполнилось. С тех пор Старик со  Старухой больше не жалуются на свою судьбу».

IV. Желания ребят.(Детям предлагается выбрать то желание, которое бы они сами хотели осуществить на месте Старика и Старухи.)

- А какое желание вы сами загадали, если бы встретились с Волшебником?

- (Варианты ответов: «Я бы попросила машину (телефон, ноутбук, компьютер и др.)

Педагог из всех вариантов отбирает тот, который больше подходит к решению проблемы – например, помощь другому человеку, совместная поездка.

V.  Итог.

- Чье желание вам больше понравилось? Почему? Конечно, всегда приятно и радостно становится тогда, когда и другим людям рядом хорошо.