Фонопедический метод развития голоса.
методическая разработка
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonopedicheskiy_metod_razvitiya.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонопедический метод развития
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.
Эти особенности положены в основу ФМРГ.
Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.
1-й цикл: Артикуляционная гимнастика
- Слегка покусать зубами кончик языка.
- Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
- Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
- Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
- Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
- Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
- Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
- Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
- Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
- Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
- Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
- Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
- Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
- Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
- Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
- Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
- Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
- Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
- Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
- Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
- И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
- И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
- И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
- Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.
2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения
№ 1.«Котик» (штро-бас)
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко.
№ 2. «Страшная сказка»
Абстрактный вариант: | Конкретный вариант: |
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ | СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. |
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ | ВЫШЕ… ВЫШЕ ВЕТЕР… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
|
№ 3. «Канючим»
Абстрактный вариант:
У!
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ
Ы!
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ
№ 4. «Попрошайка»
Конкретный вариант:
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х
№4. «Вопросы – ответы»
Абстрактный вариант:
у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы
У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
«Жираф»
Конкретный вариант:
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!
№ 5. «Бронтозаврик»
Абстрактный вариант:
У! У! У! У! У!
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ
Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ
Конкретный вариант:
КТО-
О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ
НО-
ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ
ГО-
ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ
ХВО-
ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ
№ 6. «Бегемот»
Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]
Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]
Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]
И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]
№ 7. «Винни Пух и Пятачок»
Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а-А
Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а
№ 8. «Губной вибрант»
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы
№ 9. «Выдувание»
(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У)
(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)
(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)
(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)
№ 10. «Слоник»
Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n]
Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n]
Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n]
Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n]
3-й цикл: упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
№ 1. «Буквоежка»
[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.
№ 2.
1) Греть руки дыханием.
2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.
3) [A]h [A]h [A]h [A]h
4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A
5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х
6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)
7) «Крик»
Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!
Шёпот… крикнуть
8) «Крик — вой»
у!
[А]А!!! П
9) «Волна» с воем»:
у!
Х х х А х х х А х х х А П П х х х
10) «Крик — вой — визг»:
а!!!
у
[A]A
11) «Волна» с «Криком чайки»:
а![A]a![A]a![A]a!
у!
х х х А х х х А х х х А П П
№ 3. «Песенка про смех»
Это песенка про смех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А
Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"
В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....
"Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова (вокально-хоровая работа)"
Метод В.В.Емельянова включают в свою работу многии учителя музыки Белгородчины. Хотя многии моменты спорные, но автор (удивительный педагог и учёный) поражает и заряжает своей энергией. Его опыт надо ...
фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса(кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Униве...
Мастер-класс "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова
Мастер-класс для музыкальных руководителей на тему "Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса" В.В.Емельянова...
Технология применения фонопедического метода развития голоса по В.Емельянову.
Технология Фонопедического метода...
Презентация "Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова
Ознакомление музыкальных руководителей, воспитателей дошкольных групп с уникальной методикой развития голоса, фонопедическими упражнениями, артикуляционной гимнастикой....
Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова...