Вопросы к зачету по предпрофилю
консультация (9 класс)
Материал для итоговой промежуточной аттестации составлен по темам, изученными в течение учебного года в соответствии с требованиями программы: «Мир профессионального труда», «Анализ профессий», «Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессия», «Знакомство с самим собой», «Стратегия выбора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._voprosy_dlya_zacheta.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы для зачета
- Что лежит в основе разделения труда и возникновения профессий и специальностей?
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –техника»
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –заковая система»
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –человек»
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –художественный образ»
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –природа»
- Что такое цель труда и какие группы можно выделить по целям трудовой деятельности?
- Что понимают под средствами труда?
- Охарактеризуйте ответственность в профессиональной деятельности.
- Какие основные ошибки может допустить человек при выборе профессии?
- Каковы основные пути получения профессий в современном обществе?
Предполагаемые варианты ответа на вопросы зачета
- Что лежит в основе разделения труда и возникновения профессий и специальностей?
Каждая профессия имеет свою историю, насчитывающую несколько тысячелетий или всего несколько лет. Их освоение человеком в большинстве своём зависело от способностей и потребностей человека. Однако главным распределителем рода занятий была природа; её условия (географические, климатические) определяли характер занятий для племён и их отдельных членов.
По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.
Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, а другие скотоводством. В результате возник обмен продуктами труда. Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел (ремесленники, кузнецы, плотники, столяры, ткачи и т. д.) на их основе – промышленности.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становился всё более сложным. Объём его увеличивался настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (торговцы, купцы, коробейники).
В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей художественных, научных и др. от производства материальных ценностей (пища, одежда, жилище). Появились специалисты по общественному управлению (городничий, мэр, администратор). По мере развития общества возрастают потребности человека, и повышается соответственно уровень разделения труда.
Виды разделения труда
В современном обществе существует 3 вида разделения труда: общее, частное, единичное.
Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом: между производством средств производства и производством средств потребления - тяжёлая и лёгкая промышленность; между городом и деревней - промышленность и сельское хозяйство; материальным и нематериальным производством - промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение.
Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяются самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так промышленность разделяется на добывающую и обрабатывающую, добывающая на угольную, горнорудную и др., а обрабатывающая на металлургическую, машиностроительную, текстильную, пищевую.
Есть железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и другие виды транспорта. В сельском хозяйстве разделение труда выражается в обособлении полеводства, животноводства, овощеводства и других отраслей. Крупные отрасли, в свою очередь подразделяются на более мелкие. Отраслевое разделение труда претерпевает постоянное изменение. Так, в 1912году промышленность России имела189 отраслей, в настоящее время их более 400.
Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами).
Функциональное разделение труда
Попристальнее посмотрим на отдельное предприятие (завод, фабрику), то можно увидеть, что участие отдельных групп рабочих в создании продукции различно, их трудовые операции по содержанию качественно отличаются друг от друга. Основные рабочие осуществляют технологический цикл- сталевар, разливщик, резчик металла.
Вспомогательные рабочие могут быть заняты на ремонтных, наладочных, погрузочных работах.
Профессиональное разделение труда
Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда. Оно осуществляется в зависимости от специализации работников по какой-либо конкретной профессии: токарь, шлифовщик, слесарь. Ещё более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей.
Например: слесарь - ремонтник, слесарь- сборщик, слесарь по автоматике и т. д.
Внутри одной специальности может произойти дальнейшая дифференциация трудовых функций.
Например: профессия- врач; специальность - хирург; специализация: хирург-стоматолог, кардиохирург.
Если и дальше происходит усложнение и совершенствование трудовых операций, то появляются специалисты разрядной квалификации.
Например: токарь- фрезеровщик-1,2,3,4,5 разряда.
Чем выше разряд тем сложнее выполняемые работы и выше оплата труда.
Профессия-это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (знания + умения)
Специальность - необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека. Эта группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.
Должность-это организационное и правовое положение работника в конкретном органе управления, которое отражает обязанности, права и ответственность.
Например: должность «главврач» имеет смысл лишь в цепочке, где есть участковый врач и палатный
При одной и той же профессии на одном предприятии человек может занимать одну должность, а при переходе на другую работу-должность может измениться.
В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:
отраслевое разделение труда (машиностроение, торговля, сельское хозяйство и т.д.);
технологическое разделение труда (сборщики, испытатели и т.д.)
На предприятиях существует функциональное, профессиональное и квалификационное
разделение труда.
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –техника»
Человек-техника
Большинство профессий этого типа связано:
- с созданием, монтажом, сборкой технических устройств (слесарь механосборочных работ, радиомонтажник, электромонтажник);
- с эксплуатацией технических устройств (наладчик, киномеханик, фотограф);
- с ремонтом технических устройств (слесарь по ремонту промышленного оборудования, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту радиоаппаратуры).
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
- точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
- хорошо развитая координация движений;
- развитое техническое и творческое мышление и воображение;
- умение переключать и концентрировать внимание;
- наблюдательность.
- 3) Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –заковая система»
Человек - знаковая система
Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть:
- тесты на родном и иностранных языках (редактор, корректор, машинистка, телеграфист)
- цифры, формулы, таблицы (программист, экономист, бухгалтер);
- чертежи, карты, схемы (конструктор, технолог, чертежник);
- звуковые сигналы (радист, телефонист).
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
- хорошая оперативная и механическая память
- способность к длительной концентрации внимания;
- хорошая переключаемость и распределение внимания;
- точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
- усидчивость, терпение.
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –человек»
Человек - человек
Большинство профессий этого типа связано:
- с обучением воспитания (воспитатель, учитель, тренер);
- с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, фельдшер);
- с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант);
- с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод);
- с защитой общества и государства (юрист, милиционер, военнослужащий).
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
- стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомым человеком;
- хорошее самочувствие при работе с людьми;
- доброжелательность, отзывчивость;
- выдержка, умение сдерживать эмоции;
- способность анализировать поведение окружающих и свое собственное;
- способность разбираться во взаимоотношениях людей, улаживать разногласия;
- умение учитывать мнение другого человека, умение слушать и слышать;
- способность владеть мимикой, жестами;
- аккуратность, пунктуальность, собранность.
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –художественный образ»
Человек - художественный образ
Большинство профессий этого типа связано с:
- созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, хореограф);
- воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, реставратор, музыкант, актер);
- воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве (маляр, печатник, мастер по росписи фарфора).
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
- художественные способности;
- развитые эстетические чувства;
- развитое зрительное восприятие;
- наблюдательность, зрительная память;
- творческое и воссоздающее воображение;
- знание законов эмоционального воздействия на людей;
- аналитическое, нестандартное мышления.
- Охарактеризуйте содержание и психологические требования к профессии типа «Человек –природа»
Человек – природа
Объекты труда для представителей большинства этих профессий связаны:
- с животными, условиями их роста и жизни;
- с растениями, условиями их произрастания, жизни.
Специалистам этой области приходится:
- изучать, исследовать, анализировать условия жизни растений или животных (агроном, зоотехник, микробиолог);
- выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, цветовод, овощевод, животновод);
- проводить профилактику заболеваний растений и животных, бороться с вредителями растений (врач карантинной службы, ветеринар).
Психологические требования профессий этого типа к человеку:
- развитое воображение;
- хорошая зрительная память;
- наблюдательность;
- способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
- терпение, настойчивость, готовность работать в трудных погодных условиях.
- Что такое цель труда и какие группы можно выделить по целям трудовой деятельности?
Цель труда – это представление о желаемом будущем. Желание достичь поставленную цель направляет действия, определяет выбор возможных способов достижения, побуждает осуществлять поиск новых действий. Цель формируется в сознании человека как ответы на вопросы: «Что я должен сделать?», «Что у меня получиться?», «Чего я должен избегать, какие действия я должен предпринять, чтобы получился желанный результат?»
Как видно, во время работы сознание человека всегда наполнено актами оценки обстановки, сличением реального хода дел с представлением о том, что должно получиться.
Цели трудовой деятельности разнообразны, их можно свести к 3 большим группам: гностические, преобразующие, изыскательские.
- Что понимают под средствами труда?
Средства труда – необходимый компонент трудового процесса. Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Среди орудий труда есть не только вещи, но и нечто невещественное: речь, поведение и т.д.
Ручные орудия труда.
Само название произошло от главного органа труда – руки человека. Ручные инструменты в труде всегда были и останутся, пока человек жив и способен работать. При любом уровне технического прогресса технику надо будет собирать, монтировать умелыми руками.
Каковы же ручные орудия труда? Это простые ручные, механизированные обрабатывающие инструменты и приспособления.
Простыми ручными инструментами являются: отвертка, скальпель, напильник, зубило, молоток и т.д.
Механизированными являются: электрическая дрель, краскораспылитель, бормашина (для гравирования).
Примеры профессий: врач, пчеловод, штукатур, разметчик, скульптор и др.
Машинные орудия труда.
Технические устройства полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации. Машинные средства труда – металлообрабатывающие станки – токарные, фрезерные, сверлильные и др.; автомобильный транспорт – грузовик, автобус, легковой автомобиль и др.; подъемные краны и другие грузоперемещающие механизмы: механизированные технические комплексы.
Примеры профессий: тракторист-машинист, механик, машинист, водитель, токарь, фрезеровщик и др.
Автоматические средства труда.
Само название говорит о многом. Произошло слово «автомат» от древнерусского «аутоматос» - самодействующий. Это такие средства труда, которые, будучи приведенными в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, т.е. на определенных этапах трудового процесса они полностью заменяют человека, автоматически управляя процессом производства. Человек только наблюдает работу оборудования и контролирует ее правильность, качество. К автоматическим средствам труда относятся: автоматы, полуавтоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты для выполнения длительных непрерывных скрытых процессов, в том числе технологических, протекающих с огромной скоростью. Например: компьютеры, аудиовидеотехнические комплексы, справочные автоматы, автоматические линии с программно-числовыми устройствами, электросталеплавильная печь, газораспределительная станция. Автоматические средства труда преобладают в труде тех, кто работает по таким профессиям: аппаратчик, оператор автоматической газовой защиты, мастер по комплексной автоматизации и телетехнике, монтажист звукозаписи.
Приборы и устройства
Это определенная группа средств труда. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе: бинокли, телескопы, микроскопы, телефоны, системы телевидения, музыкальные инструменты.
Функциональные орудия труда
Эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика.
Также может быть вкусовая, обонятельная и зрительная система человека.
Примеры профессий: учитель, воспитатель, экскурсовод, диктор, артист и др. – во всех этих профессиях необходима эмоционально-выразительная речь.
Примеры: регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, артист мимического жанра – для всех этих профессий необходимо хорошо владеть мимикой и жестами.
Примеры: летчик-наблюдатель, товаровед, дегустатор, лесовод - эти профессии требуют хорошо развитой зрительной, вкусовой, обонятельной системы человека.
- Охарактеризуйте ответственность в профессиональной деятельности.
Профессии с повышенной моральной ответственностью.
Адвокат, воспитатель, помощник капитана, учитель, инспектор таможни, политический обозреватель, научный редактор, водитель автобуса, пилот, шеф-повар, авиационный техник, эколог, фельдшер, агроном, зоолаборант.
Обладатели этих профессий несут моральную ответственность за жизнь и здоровье людей, сохранность животных и растений.
Профессии с повышенной материальной ответственностью.
Повышенную материальную ответственность человек несет за сохранение окружающей среды, государственной собственности, имущества, оборудования, финансов, продуктов питания и т.д.
Примеры: бухгалтер, кладовщик, кассир, сторож, хранитель музейных экспонатов и т.д.
Профессии с обычной ответственностью.
Для многих профессий характерна средняя, обычная ответственность. Ответственность не связана с каким-то непоправимым последствием для окружающих, не требует принятия каких-либо необычных решений.
Примеры: наборщик текста на компьютере, артист оркестра, демонстратор причесок, секретарь кафедры, полотер, расклейщик объявлений.
- Какие основные ошибки может допустить человек при выборе профессии?
Типичные ошибки при выборе профессии
Незнание мира профессий
1. Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии.
2. Предубеждения в отношении престижности профессии (выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже закончиться).
Незнание себя
1. Необъективная оценка своих способностей (завышенная или заниженная самооценка).
2. Незнание своего здоровья (желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья).
3. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.
Незнание правил выбора профессии
1.Отождествление учебного предмета с профессией (помни, что школьный предмет это еще не профессия, интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа).
2. Перенос своего отношения к человеку на профессию. («Хороший человек»- это не профессия, если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он).
3. Выбор профессии «за компанию» (Если профессия нравится твоему другу - из этого еще не следует, что она понравится тебе.)
4. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней (Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.)
5. Неумение определить пути получения профессии.
- Каковы основные пути получения профессий в современном обществе?
Специализированные средние и высшие учебные заведения. На курсах в специализированных учебных центрах можно пройти профессиональное обучение и приобрести различные профессии (как правило, массовые: бухгалтер, водитель и т.д.).
Специалистов рабочих профессий обучают в колледжах и профессиональных лицеях. Для приобретения квалификации необходимо расширение кругозора, углубленные общие и специальные знания.
Специалистов для более сложной работы в том числе, для управления рабочими коллективами обучают в колледжах, в которых учебные дисциплины имеют те же названия, что и в институтах. От выпускников техникумов на рабочих местах ждут самостоятельности и способности к руководству.
Специалистов с высшим образованием готовят в вузы – институты, университеты, академии. Высшее образование предполагает, что специалист способен решать задачи определенного класса сложности самостоятельно, т.е. думать, искать оптимальные решения и ответственно их принимать. Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры. Содержание образования в университетах в основном тоже как в институтах, но глубже и фундаментальнее. В аспирантуре и докторантуре готовят научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации из числа лиц, имеющих законченное высшее образование и склонности к самостоятельной научно-исследовательской работе (кандидатов и докторов наук).
Формы образования. Рынок образовательных услуг достаточно разнообразен. Он предполагает и различные формы образования: очную, заочную, дистантную, даже экстерную.
Ступени высшего образования. Определены принятым в 1996 году ФЗ «О высшем профессиональном и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее образование включает три ступени:
1. неполное высшее – срок обучения 2 года;
2. базовое высшее – бакалавриат 4 года;
3. дипломированный специалист – срок подготовки 5 лет и магистр – срок подготовки 6 лет.
Бакалавр – выпускник ВУЗа, получивший базовое высшее образование без какой-либо узкой специализации. Бакалавр может занимать те должности, для которых достаточно его образования, но можно специализироваться и дальше. Во-первых, работать на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста. Во-вторых, можно продолжить обучение по одной из программ третьей ступени, либо стать дипломированным специалистом (учиться еще 1 год), либо магистром (учиться 2 года).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные вопросы к зачету по теме "Население" 10 класс
Вопросы для подготовки к устному зачету по теме "Население" география 10 класс...
вопросы к зачету для 10 а класса
Вопросы к зачету по темам для 10а класса...
Русский язык. Вопросы к Зачету по теме "Словосочетание". 8 класс
Вопросы к зачету по теме "Словосочетание" отражают требования программы по русскому языку. Можно использовать в подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Русский язык. Вопросы к Зачету по теме "Обособленные члены предложения.". 8 класс
Вопросы и задания по теме "Обособленные члены предложения" соответствуют программе по русскому языку в 8 классе. Можно использовать в подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Вопросы к зачету по билетам 8 класс, темы А.С.Пушкин "Капитанская дочка", "Метель", "Станционный смотритель"; Н.В.Гоголь "Ревизор", "Шинель"
Билеты для зачета по произведениям А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, 8 класс, учебник под ред. В.Г.Маранцмана. Отдельные вопросы повторяются, их можно использовать для проверочных по каждому из произведений от...
Вопросы для зачета по физике. 10 кл
Вопросы по всем темам курса физики 10 кл....
Вопросы к зачету по предпрофилю
Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой промежуточной аттестации по курсу «Твоя профессиональная карьера» в 9 класс...