Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования
статья
Исследование автора посвящено реализации важной задачи, обозначенной в принятом ФГОС для начальной школы – формирования коммуникативной компетенции младших школьников, развития метапредметных умений. Без целенаправленной работы, использующей потенциал школьной риторики, применения полученных на этом предмете знаний и умений на других школьных предметах, вряд ли можно достичь требуемого стандартом уровня владения коммуникативными умениями.
Автор относит к риторическим приёмам такие виды работ, которые традиционно использовались на уроках русского языка и литературы, в заданиях по развитию речи, а также на других предметах. Это – задания озаглавить текст, определить основную мысль и тему, выразительно прочитать текст, составить предложение, пересказать текст и т.д. Многие другие приёмы работы с текстом, безусловно, помогают развитию коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statqq_1424493156_91888.rar | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Риторика как средство реализации ФГОС начального общего образования
ФГОС начального общего образования выдвигает требования к формированию коммуникативной компетенции учащихся: « … осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;… готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;… готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества…»( «Вестник Образования России» 2/2009 с.50,51)
В современной российской школе в базовом учебном плане в настоящее время нет специального учебного предмета, который мог бы стать фундаментальной основой для формирования коммуникативной компетенции, давал бы важные гуманитарные знания метапредметного характера, а также нравственные ориентиры социальной жизни человека. Одним из результатов дегуманизации культуры, наблюдаемой в нашем обществе, является «неумение бесконфликтно разрешать возникающие проблемы, использовать тактику компромиссных решений» (1;39).
На наш взгляд, этим специальным предметом должна стать риторика, потенциал которой может эффективно использоваться в образовательном процессе, тем более, что «Детская риторика» рекомендована ФГОС для занятий во второй половине дня.
Коммуникативно-речевые умения учащихся, формируемые на уроках риторики, находят своё применение на всех без исключения предметах в начальной школе, не говоря уже о внеклассной деятельности и повседневной жизни ученика, так как любая деятельность человека, в том числе и учебная, связана с общением. М.С.Каган, анализируя неразрывную связь общения со всеми видами человеческой деятельности, отмечает, что коммуникативный вид человеческой деятельности «играет огромную роль во всех трёх видах выявленных нами видов деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки системы ценностей». «Общение предстаёт как вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый»(2;80,104). Схематически это может быть выражено таким образом:
Познание Ценностная ориентация
Преобразование Общение
К сожалению, школьной программой по риторике в начальной школе предусмотрен один час в неделю. Поэтому экспериментальные данные исследования зафиксировали низкий уровень сформированности у младших школьников риторических умений. Проведенное исследование показало также недостаточное внимание учителей предмету как риторика и неготовность их продолжать формировать эти умения на других уроках.
Мы предлагаем систематически и целенаправленно использовать риторические приёмы на всех уроках других учебных дисциплин, продолжая начатое на риторике, и тем самым добиваясь учебных и воспитательных целей образования.
Что мы подразумеваем под понятием риторический приём? Мы трактуем это понятие, исходя из преследуемых узких целей этого приёма как формирование риторических умений. Риторический приём - это устойчивая совокупность действий и операций с текстом, осуществляемых учащимися, возможных как в плане внешней деятельности в форме устной и письменной речи, так и в плане внутренних действий ( сравнение, группировка, анализ, синтез). К риторическим приёмам мы относим такие виды работ, которые традиционно использовались на уроках русского языка и литературы, в заданиях по развитию речи, а также на других предметах. Но мы предлагаем их использовать в системе, взаимосвязано с уроком риторики. Таким образом, риторические приёмы по своей внутренней логической сути есть одновременно и приёмы умственной деятельности, что позволяет им преследовать и более широкую цель – развитие личности учащегося.
Устойчивая совокупность действий и операций, конкретизация узких целей, определяющих «лицо» приёма, помогает отличить один приём от другого, выделять их в сложных методических комбинациях урока, целесообразно использовать учителем на уроке, совершенствовать учащихся в их выполнении.
Риторические приёмы можно разделить на две группы, которые соответствуют задачам формирования основных риторических умений.
Главное внимание на уроках риторики уделяется формированию коммуникативных, риторических умений и навыков двух типов:
- первые связаны с умением анализировать и оценивать общение, например, степень его эффективности. Корректность поведения, уровень владения языком;
- вторые связаны с умением общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи.
Эти приёмы раскрывает авторский коллектив под руководством Ладыженской Т.А. в учебниках «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1-9 классов (3),также мы можем встретить эти приёмы в учебно-методическом комплексе по риторике «Риторика диалога», который подготовили под руководством Минеевой С.А. учителя Чудинов Ю.В. и Чудинова А.Р. (4).
Конкретизируем умения и соответствующие им риторические приёмы, используемые в учебном процессе 1-4 классов. На наш взгляд, предоставляемый материал соответствует возрастным особенностям младших школьников. Учителя-практики часто используют эти виды работ на своих уроках, только не называя такими словами как риторический приём или текст-жанр.
1 класс
Первый тип умений | Приёмы 1-го типа | Второй тип умений | Приёмы 2-го типа |
Умение анализировать и оценивать общение:
|
- по картинке, - на тему, - по своему рисунку,
1. Проанализируйте речевую ситуацию, пользуясь вспомогательными во просами: КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? ГДЕ? КОГДА? а) каковы социальные роли участников общения (учитель-ученик, родители-дети, друзья, одноклассники и др.)? б) каковы цели участников речевого события? в) каков предмет их речи? г) каковы условия коммуникации (общения) – время, место (если это влияет на характер высказывания)? 2. Проанализируйте дискурс (поток речевого поведения), если это устная форма речи, или текст, если письменная форма речи, соответствующий данной речевой ситуации: вспомога- тельный вопрос КАК? а) установите стиль речи, речевой жанр, тип речи; обратите внимание на их уместность речевой ситуации; б) если это устная форма, охарактеризуйте особенности поведения говорящего:
- акустическое (техника речи: фонационное (речевое) дыхание, голосообразование, дикция); - жестово-мимическое; - пространственное. Оцените результативность речевого поступка (эффективность коммуникации) (5).
- восстановить текст, - подобрать заголовки, -озаглавить текст, -выбрать опорные слова, - найти непонятные слова, -определить основную мысль, -определить тему текста, -найти вступление, основную часть, заключение. | Умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй:
|
- диалогов.
- жанр приветствие, - жанр поздравление, -жанр представление, -жанр объявление, -жанр сообщение, -жанр памятка, -жанр письмо, -жанр благодарность. -жанр прощание. Придумать весёлую историю. Сочинить стих. Сочинить загадки. Сочинить сказку: - по мотивам, - о себе, - грамматическую, - экологическую, - путешествие и т.д. Составить текст проекта. |
2 класс
Первый тип умений | Приёмы 1-го типа | Второй тип умений | Приёмы 2-го типа |
Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
|
- выразительно. - по ролям, - выборочно.
-определить тему, -определить основную мысль, -проанализировать заголовок, -придумать заголовок, -составить план текста, -определить тип текста (описание, повествование, рассуждение). | Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры, а именно:
|
- по своему рисунку, - о животном.
-после прослушивания, -после чтения, -по иллюстрациям, - по выполненной таблице или схеме, -по эскизу, - кратко, -по плану.
-жанр пожелание, -жанр приглашение, -жанр совет, -жанр сообщение, -жанр оценка. -жанр объяснение, -жанр просьба, -жанр отказ. |
3 класс
Первый тип умений | Приёмы 1-го типа | Второй тип умений | Приёмы 2-го типа |
Умение анализировать и оценивать общение, а именно:
|
-определить основную мысль, -составить план, -определить тип текста, -анализировать учебные тексты, -определить вид текста, -сравнить тексты разных видов (например, художественный и учебный тексты), -выделение непонятных слов и выражений, -выяснение значения неизвестных слов (в том числе терминов), -толкование значения неизвестных слов (в том числе терминов).
| Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
|
стих, рассказ
подробно, кратко, устно, письменно, от лица, выборочно.
-жанр письмо, -жанр представление, -жанр сообщение, -жанр объяснение. -жанр поздравление, -жанр памятка, -жанр записка, -жанр объявление, -жанр совет, -жанр афиша, -жанр заметка, -жанр реклама. -жанр репортаж |
4класс
Первый тип умений | Приёмы 1-го типа | Второй тип умений | Приёмы 2-го типа |
Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
|
-выделить в тексте ключевые слова, - ответить на вопросы к тексту, -выделение непонятных слов и выражений, -выяснение значения неизвестных слов (в том числе терминов), -толкование значения неизвестных слов (в том числе терминов), - определение типа текста, -осмысление знаков в тексте. | Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры, а именно:
|
-жанр информационная заметка, -жанр совет, -жанр сообщение, -жанр представление, -жанр памятка, -жанр похвала, -жанр оценка.
|
Приёмы, представленные в перечне - действия ученика, способы его самостоятельной деятельности с текстом. Методические возможности учителя по обучению младших школьников осмыслению учебного материала связаны с особенностями конкретного предмета (чтение, русский язык, математика, окружающий мир, история, изобразительное искусство, технология).
Проиллюстрируем сказанное, перечислим по предметам целесообразность отдельных риторических методов и приёмов и разнообразие их в соответствии с классом.
Учебный предмет | Класс | Риторические приёмы |
Родная речь | 1 | Составить предложение, рассказ по рисунку, дидактическая игра, беседа по иллюстрации, анализ текста, риторический анализ, составить текст ( рассказ, считалка, весёлая история, сказочная история). |
2 | Выразительно читать, разыграть диалоги, анализ текста, риторический анализ, составить текст ( повествование, описание, рассуждение). | |
3 | Анализ текста, риторический анализ, выразительно читать, пересказ текста, составить текст ( стихотворение, рассказ, повествование, описание, рассуждение, аннотация). | |
4 | Анализ текста, риторический анализ, пересказ текста, составить текст (обращение, описание, рассуждение, письмо, словарная статья, газетная статья, хроника). | |
Русский язык Русский язык | 1 | Составить текст (рассказ, грамматическая сказка, прощание, извинение), дидактическая игра, риторический анализ, анализ текста. |
2 | Составить текст (приглашение, оценка), текстовой разбор, коммуникативный разбор, дидактическая игра, изложение, сочинение. | |
3 | Составить текст ( рассказ, сообщение, письмо, аннотация, репортаж, рассуждение и т.д.), устный пересказ, текстовой разбор, сочинение, изложение. | |
4 | Сочинение, изложение, текстовой разбор, составить текст (информационная заметка, хроника). | |
Окружающий мир Окружающий мир | 1 | Составить вопросы, разыграть ситуацию, коммуникативный разбор, дидактическая (риторическая) игра, текстовой разбор, составить текст (сообщение, благодарность, письмо, рассуждение, описание, стихи, экологическая сказка). |
2 | Коммуникативный разбор, составить текст (рассказ, сообщение, рассуждение, описание), текстовой разбор, пересказ текста. | |
3 | Составить текст (представление, сообщение, рассуждение, фантастический рассказ, шутка, торжественное обещание), текстовой разбор, ролевая игра. | |
4 | Составить текст (рассказ, сообщение, повествование, описание, объяснение, рассуждение, памятка, визитная карточка, представление, статья, хроника). | |
Введение в историю | 3 | Коммуникативный разбор, составить текст (представление, сообщение, рассказ от первого лица, аннотация, сравнение), текстовой разбор. |
Математика Математика | 1 | Составить текст (рассказ, математическая сказка), коммуникативный разбор, дидактическая игра, читать выразительно текст, разыграть ситуацию, текстовой разбор, |
2 | Разыграть ситуацию, дидактическая игра, коммуникативный разбор, составить текст (математическая сказка, загадка, объяснение, повествование, описание). | |
3 | Составить текст (рассказ, математическая сказка, объяснение, представление, рассуждение, сравнение), коммуникативный разбор, составить задачу, текстовой разбор, пересказ текста | |
4 | Коммуникативный разбор, составить текст задачи, составить текст ( рассказ, совет, представление, памятка, описание, доказательство, рассуждение), текстовой разбор. | |
Изобразительное искусство Изобразительное искусство | 1 | Составить текст (рассказ, поздравление, пожелание, впечатление, весёлая сказочная история, надпись, стих), коммуникативный разбор, дидактическая игра. |
2 | Коммуникативный разбор, составить текст (обращение, пожелание, посвящение, рассказ, фантастическая история, оценка, размышление, описание),текстовой разбор. | |
3 | Пересказать текст, составить текст (сообщение, вывеска, описание, аннотация, афиша, сравнение, размышление). | |
4 | Составить текст (впечатление, рассуждение, описание, сообщение, рассказ экскурсовода, объяснение, информационная заметка). | |
Технология | 1 | Коммуникативный разбор, составить текст (приветствие, похвала, благодарность, поздравление, представление, памятка, объяснение, сказка, надпись, загадка, проект). |
2 | Текстовой разбор, составить текст (инструкция, совет, впечатление, сравнение, описание). | |
3 | Текстовой разбор, составить текст (инструкция, впечатление, сообщение, поздравление, памятка, рассуждение, совет, реклама, сравнение). | |
4 | Составить текст (представление, инструкция, похвала, оценка, рассуждение, словарная статья, сообщение, информационная заметка). |
Наличие методических вариантов позволяет использовать приёмы на всех этапах урока. Риторические приёмы заинтересовывают учеников и позволяют в необычной форме проверить домашнее задание, поставить проблему на уроке, нацелить на рассуждение, коллективный поиск истины.
Набор риторических приёмов позволит поддержать уровень интереса, а значит и более «эффективно» (лучше запоминается и понимается смысл) рассмотреть все наиболее важные понятия, явления, события. Наиболее частое использование риторических приёмов необходимо для актуализации и закрепления полученных знаний. Важна роль применения их в качестве домашнего задания, а также на внеклассных мероприятиях.
Проиллюстрируем использование приёмов в 3 классе.
Этап урока | Предмет | Тема | Приёмы |
Проверка домашнего задания | Технология Изо | Учимся фантазировать (Геронимус Т.М. Маленький мастер: Учеб. по трудовому обучению 3 кл.) Твои игрушки. (Создание формы). (Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. | После домашней подготовки реализовать сообщение об окантовывании / уч. с.18-19/, используя план: -подготовимся…, -попробуем…, -выполняем…, -вывод Разыграть вместе с ребятами сценку роли Мастеров Постройки для определения формы будущей игрушки в виде бабы, конька, фантастической птицы, зверюшки и т.п. |
Введение нового материала | Окружающий мир Математика | Как разрушаются камни (Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учеб. для 3 кл. нач. шк.ч.1) Единицы площади ( Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учеб. для 3 кл. четыр. нач. шк. ч.1) | Читать по абзацам. Задавать вопросы по тексту абзацев. Озаглавить абзацы. Читать учебный текст мед-ленно, выделяя голосом ключевые слова. Задать вопросы к тексту. |
Закрепление, актуализация знаний | История | Моя родословная. Дре во жизни (Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю 3 кл.: Учеб. для четыр.нач. шк.) | Рассказать о своих предках, используя подготовленную схему-рисунок родословного древа. |
Подведение итогов | Математика | Задачи на сравнение чисел (Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учеб. для 3 кл. четыр. нач. шк. ч.1) | Определить самых внимательных слушателей на уроке. Какой вопрос часто звучал на уроке? /Во сколько раз?/ Кто чаще всех удачно отвечал на вопросы учителя? |
Выполнение домашнего задания | Чтение Русский язык | И.А. Бунин «Полевые цветы» (Родная речь. Учеб. для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2,ч.1 /Состав М.В. Голованова и др. ). Правило проверки безударной гласной в корне (Рамзаева Т.Г. Русский язык:Учеб. для 3 кл. четыр. нач. шк. ). | Подготовить письменный рассказ о своём любимом цветке для классного фотоальбома «Наши любимые цветы». Использовать элементы описания, сравнения. Отметить своё отношение к цветку, почему нравится именно это растение. Выделять особенности правила как одного из видов учебного текста. Озвучить правило , привести свои примеры. |
Итак, выбор риторического приёма зависит от задачи урока, особенностей предмета и т.д.
Но не все приёмы могут иметь методические варианты с точки зрения познавательной активности учащихся. Например, текст вторичного жанра, созданный учащимся, в любой ситуации будет проявлением самого высокого уровня самостоятельности школьника, поскольку состоит в порождении своего речемыслительного продукта. Этот приём имеет свои содержательные варианты, определяемые тем, что будет предметом анализа – ситуация или исходный текст.
Приём «создание риторического текста-жанра» занимает особое место среди прочих, потому что он является самым важным, конечным этапом формирования коммуникативных умений. Такой взгляд на роль текста-жанра для развития коммуникативных умений принципиально важен. Он явился результатами научных поисков группы учёных под руководством Ладыженской Т.А. и исследователей-практиков под руководством Минеевой С.А., которые изучали жанровое общение учащихся на занятиях.
На уроках в начальной школе понятие «риторический приём» употребляется как для обозначения отдельных действий по анализу, созданию и исполнению текста (например, определение его темы – урок истории, окружающего мира; изложение – урок русского язык), так и их комплекса (например, текстовый анализ – урок чтения, риторический анализ – урок риторики; сочинение сказки – урок чтения).
Рассмотренный состав приёмов можно дополнить набором вспомогательных действий ученика, занимающего риторической деятельностью. Это риторическая игра как средство закрепления и контроля создаваемых речевых жанров, инсценировка, разыгрывание ситуаций, импровизационные выступления. Все они способствуют развитию младшего школьника.
Потенциал предложенной темы не может быть исчерпан за четыре года. Система использования риторических приёмов может дополняться новыми приёмами и может продолжаться в среднем и старшем звене общеобразовательной школы и на всех предметах без исключения.
Данные нашего исследования показали, что если обеспечить системное использование риторических приёмов в учебном процессе, то можно добиться:
1) повышения интереса к учебному процессу;
2) более прочного и неформального усвоения основ предметных знаний;
3) более прочного и неформального овладения риторическими умениями;
4) создания психолого-педагогических условий развития личности, способствующих её духовному и нравственному воспитанию;
4) формирования и развития следующих метапредметных умений:
- воспроизводить по памяти тексты и действия;
- ставить вопросы, формулировать задачи, проблемы;
- создавать тексты по заданной теме, виду, жанру, составлять
алгоритмы действий;
- использовать приобретённые знания и умения
на других уроках;
- использовать приобретённые знания и умения в
нестандартной (новой) ситуации.
- строить монологические высказывания;
- организовывать взаимодействие с одноклассниками;
- вести учебный диалог.
Литература:
1. Железняк В.Н., Кондаков Б.В., Лейбович О.Л., Минеева С.А. Гуманитарное знание в школе: осмысление проблем. Из серии: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания. - Пермь: ЗУУНЦ, 1999. - 162 с.
2.Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). – М.: Политиздат, 1974.
3.Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: С-инфо, Баласс,2000. – 80 с.: ил.
4.Чудинов Ю.В., Чудинова А.Р., Минеева С.А.Методические рекомендации по работе с учебным пособием для начальной школы «Риторика диалога» (Части I иII). – Пермь:ЗУУНЦ,2001. – 58 с.
5.Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: Учеб - методич. пособие для студентов пед. учеб. заведений /Автор-сост. А.А.Ворожбитова. – Сочи: РИЦ СГУТ иКД,ИИЦ,1999. – 127 с.