Особенности взаимодействия школы и семьи.
методическая разработка (10 класс)

Михайлова Ольга Анатольевна

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся в условиях лицея-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vzaimodeystviya_kl.ruk_._i_roditeley.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся в условиях лицея-интерната.

Эффективность воспитания ребенка значительно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участие в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учащихся - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости.

Существует огромное количество форм данного взаимодействия – это и традиционные формы работы с родителями, такие как: родительское собрание, классные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому отстающих, и нетрадиционные формы: тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, пикники, чаепития, совместно с родителями, учениками и учителями.

Специфика же нашего лицея-интерната ограничивает классных руководителей в выборе форм работы с родителями и поэтому основными формами являются следующие:

  • Психолого-педагогическое просвещение. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится этому направлению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обуславливает отбор содержания, а так же форм организации педагогического просвещения.
  • Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускакется извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный         тон.
  • Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы классный руководитель может получить помощь непосредственно от родителей ученика, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед ними стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»  Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
  • Встреча с администрацией, учителями школы. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
  • Индивидуальные беседы – это одна из основных форм работы классного руководителя с родителями учащихся на сегодняшний день. Рассмотрим этот момент поподробнее.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Для чего проводится эта работа? Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, выявить точки соприкосновения, возможные проблемы. Во время бесед мы рассказываем больше о себе, тем самым вызывая доверие родителей. А это немаловажный фактор для конструктивного взаимодействия.

Готовясь к беседе, классный руководитель определяет ряд вопросов, ответы на которые помогут в планировании воспитательной работы с ребенком. Индивидуальная беседа способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Тем более, что условия проживания ребенка в интернате максимально приближены к домашним и черты его характера выражаются ярче, чем в общеобразовательной школе.

Педагог должен дать возможность родителям рассказать всё то, с чем они хотели бы познакомить его, выяснить необходимое для своей работы. Для индивидуальной работы с ребенком поможет следующая информация:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы (в том числе учебные);

- особенности общения в семье;

- поведенческие реакции учащегося;

- особенности характера подростка;

- способы формирования мотивации обучения;

- моральные ценности семьи;

- изучение личность, необходимость коррекции в воспитании ребенка.

                     лицейhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s4MASKCufELA9jzZ7u8ppiQ&rev=1&h=110&w=1&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sQ0DxkLEPyt_hA5_F_jRnoQ&rev=1&h=193&w=201&ac=1

        https://docs.google.com/drawings/image?id=sGqbv6B6Js5bsbYiRTLjS8A&rev=1&h=82&w=101&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sTXL-Rxwc0iGNyfzYt3mqOg&rev=1&h=30&w=72&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=ssBXiyLjphOmnoVTZ9F6cSw&rev=1&h=82&w=101&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s_xtHDg0xrf_Q9NwLkY3ifw&rev=1&h=32&w=96&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=swfbV_mXGqNf8WAZbmIlz1g&rev=1&h=32&w=88&ac=1

Мы рассматриваем процесс взаимодействия учителей, ученика и родителей как устойчивую взаимосвязь. Это можно представить в виде схемы. Заметьте, что только в результате объединения всех трех элементов мы сможем создать условия формирования Личности.

Задачи ,которые ставятся при беседе с родителями учащихся:

  1. налаживание связей между лицеем и родителями;
  2. повышение воспитательного потенциала семьи;
  3. координация усилий семьи, лицея и ребенка;
  4. достижение взаимопонимания между семьей, лицеем и ребенком;
  5. стимулирование родительского участия в учебно-воспитательном процессе;
  6. объяснение принципа добровольности дополнительного профессионального образования в лицее (ученик показывает инициативу, а лицей вместе с родителями создает условия для эффективной системы образования).

При общении с родителями педагог должен так строить беседу чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями педагог должен хорошо продумать:

  1. цель;
  2. содержание беседы;
  3. манеры поведения, стиль речи.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Может быть, два варианта такого общения:

  1. по инициативе учителя;
  2. по инициативе родителей.

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать не только в целях предупреждения конфликтных ситуаций, но и  для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между педагогами и семьей. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.

     Чаще всего это монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

     Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда и те, и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

    Для этого, педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.

   Основным средством установления контакта с родителями для педагога является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.

Поэтому педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

  1. Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у классного руководителя, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
  2. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
  3. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи, родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы не была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
  4. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

    Специфика лицея-интерната осложняет взаимодействие с родителями учащихся, в этой связи, возможно, имеет смысл такая форма, как «Организация работы сетевых консультантов в школе».

    Возможности современного Интернета позволяют выстроить открытый диалог с родителями, который может помочь как родителям, так и школе, а в конечном итоге будет способствовать формированию современных потребностей и запросов общества к образованию.

   Родителям более интересна информация и сетевое взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок.

 Схема построения сетевого взаимодействия лицея и родителей можно быть следующей.

Информирование родителей через интернет. Создание школьного сайта, на котором размещена информация о ходе образовательного процесса в школе и о нормативном, кадровом, материальном его обеспечении. Создание специальной рассылки, которая помогает родителям быть в курсе важных событий, акций и мероприятий, которые происходят в городе или школе ( принципы эффективного информирования родителей посредством электронной почты: актуальность, конкретность, позитивность, регулярность). Просвещение родителей через интернет. Размещение на сайте школы интересующих родителей материалов по проблемам образования и воспитания, разработанных как внешними специалистами, так и педагогами лицея. Здесь же могут быть размещены (или сделаны ссылки на них ) материалы юридического характера и федеральные нормативные образовательные документы.

Сетевое консультирование родителей. Интернет-консультации – важный рычаг для повышения родительской активности. Благодаря такой форме сетевого взаимодействия, устанавливается обратная связь с родителями и появляется возможность отследить характер проблем родителей и уровень их удовлетворенности деятельностью школы, а так же обсудить перспективы развития. Консультантами, могут стать и родители – профессионалы в той или иной области (врачи, юристы, работники сферы культуры и др.)

Обучение родителей через Интернет. Это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи. Реализуется оно с помощью дистанционных форм и методов обучения. Школьным специалистам необходимо лишь понять, в освоении каких навыков нуждается конкретный родитель, и помочь ему стать для своего ребенка и наставником, и другом, и «массовиком-затейником».

- Совместная деятельность с родителями в интернете. Данная деятельность может содержать проектировочно-подготовительный этап (с родителями обсуждается тот или иной проект, обмениваются вариантами сценариев и распределяют роли) и проектно-деятельностный (обсуждаемый проект реализуется, а ход и результаты его фиксируются в интернете). Проекты могут быть как с очной составляющей, так и полностью сетевые.