Годовой ПЛАН РАБОТЫ 2019-2020 год
материал
Годовой ПЛАН РАБОТЫ 2019-2020 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_raboty_2019-2020_god.doc | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
УТВЕРЖДЁН
приказом МКОУ ТШИ
от 28.08.2019 г. № _339_
Рабочая программа
педагога – психолога Барабановой Е.В.
МКОУ Тазовская школа-интернат
на 2019 - 2020 учебный год
(5-11 классы)
Содержание
- Пояснительная записка
- Прогнозируемые результаты
- Годовой план работы педагога – психолога
- Литература
- Приложения
Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала, сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
- содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
- раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
- психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям;
- психологическое сопровождение учащихся 10 классов в период адаптации к новому коллективу;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- повышение уровня учебной мотивации учащихся;
- психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации;
- психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам;
- профилактическая работа с детьми из опекаемых семей, учащимися с ОВЗ, обучающимися, состоящими на профилактическом учете, родителями;
- обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при переходе на новую ступень обучения;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
- формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные циклы сопровождения:
- переход в среднее звено;
- подростковый кризис;
- адаптация и профориентация в старшем звене.
В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:
- Психолого-педагогическая диагностика,
- Коррекционно – развивающая работа,
- Психологическое просвещение и профилактика,
- Психологическое консультирование,
- Организационно-методическая работа.
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на четыре основные группы:
I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
1) действие смыслообразования;
2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – октябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – октябрь).
II этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
III этап диагностической работы - В рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (2 триместр).
Коррекционно –развивающая работа
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С учащимися 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
2. Учащиеся категории тревожные и с низкой самооценкой включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на снижение уровня тревожности и формированию адекватной самооценки.
3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
4. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
2) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога; а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по запросу с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога: направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года по запросам с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
- Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений: направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
- Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
- Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
- Разработка, подготовка и проведение:
- родительских собраний,
- классных часов,
- бесед с классными руководителями, учителями.
- Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
- Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
- Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 5, 10-х классов в рамках адаптации..
- Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
- Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
- Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
- Анализ научной и практической литературы.
- Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
- оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимис
Педагог - психолог образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1. Работа по адаптации в 5, 10 классах, а также с новичками в школе,
2. Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
3. Работа с тревожными детьми,
4. Профориентационная работа,
5. Подготовка к итоговой аттестации,
6. Работа с родителями,
7. Работа с детьми «группы риска».
Прогнозируемые результаты
Диагностические и коррекционно–развивающая работа
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
- Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
- Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
- Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
- Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
План психолого-педагогического сопровождения для 5-х классов
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Посещение уроков в 5-х классах. Цель: Наблюдение за адаптацией учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения. Выявление учащихся, относящихся к «группе риска». | Учащиеся 5-х кл. | Сентябрь |
2. | Наблюдение за процессом адаптации учащихся 5-х классов. Выявление дезадаптированных. Цель: Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска | Учащиеся 5-х кл. | Сентябрь |
3. | «Социометрия» | Учащиеся 5-х кл. | Сентябрь |
4. | Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Цель: Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД | Учащиеся 5-х кл. | Октябрь |
5. | Тест школьной тревожности Филлипса. Цель: Изучение уровня тревожности учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД. | Учащиеся 5-х кл. | Октябрь |
6. | Тест на оценку самостоятельности мышления (Л.А. Ясюковой). | Учащиеся 5-х кл. | Ноябрь |
7. | Тест на оценку сформированности навыков чтения (Л.А. Ясюковой). | Учащиеся 5-х кл. | Ноябрь |
8. | Повторный тест школьной тревожности Филлипса для учащихся с высоким уровнем тревожности. | Учащиеся 5-х кл. | Апрель |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников. | Родители 5-ов | По запросу |
2. | Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы». | Родители 5-ов | По плану кл.рук. |
3. | Групповые и индивидуальные консультации с педагогами: «Первый раз в новый класс»; «Трудности адаптационного периода»; «Психологические особенности младшего подросткового возраста». Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе. | Педагоги работающие в 5-ых классе | Сентябрь-май. |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | «Первый раз в пятый класс!» (адаптационный уроки) Программа адаптации детей к средней школе. Предполагаемый результат: -развитие навыков уверенного поведения, -развитие коммуникативных навыков, -сформировать основные представления о жизни обучающихся среднего звена. Календарно-тематический план занятий в приложении 1. | Учащиеся 5-х кл. | Сентябрь-декабрь |
2. | Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации. Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны. Календарно-тематический план занятий в приложении 1. | Учащиеся 5-х кл.испытывающие трудности в период адаптации | Январь - апрель |
Аналитическая работа | |||
1. | Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении | В течение года |
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса
Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Посещение уроков с целью выявление детей с высокой тревожностью | Учащиеся 10-х кл. | Сентябрь |
2. | «Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера. Цель: Изучение адаптивных процессов учащихся 10 классов. Определение уровня удовлетворенности учащихся 10-х классов школьной жизнью. | Учащиеся 10-х кл. | Сентябрь |
3. | Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. С целью изучения уровня самооценки учащихся. | Учащиеся 10-х кл. | Октябрь |
4. | «Определение состояния психологического климата в классе» | Учащиеся 10-х кл. | Ноябрь |
5. | «Кто ты «сова» или «жаворонок»?» | Учащиеся 10-х кл. | Ноябрь |
Повторный тест школьной тревожности Филлипса для учащихся с высоким уровнем тревожности. | Учащиеся 10-х кл. | Декабрь | |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами. | Родители Педагоги 10 класса | Октябрь - ноябрь |
2. | Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики. | Учащиеся 10-х кл. | В течение года |
3. | Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий | Учащиеся 10-х кл. | Сентябрь - ноябрь |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Проведение адаптационных занятий «Старшая школа – что это?». Цель: Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения. Предупреждение школьной дезадаптации во время перехода учащихся из начального в среднее звено обучения. Календарно-тематический план занятий в приложении 2. | Учащиеся 10-х кл. | Октябрь-ноябрь |
Аналитическая работа | |||
1. | Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении | В течение года |
План работы педагога – психолога по взаимодействию с тревожными обучающимися
Цель: выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Изучение развития познавательной и личностной сфер ребёнка. | 6 - 9 классы | Сентябрь |
2. | Определение уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В). Изучение уровня тревожности учащихся на различных этапах жизни. | 6 - 9 классы | Октябрь |
3. | Методика «Самооценка личности старшеклассника» (опросник Казанцевой Г.Н.) С целью изучения уровня самооценки учащихся. | 8-9, 11 кл. | Ноябрь |
4. | Повторная диагностика определения уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В). Учащиеся с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой. | 6-11 классы | Апрель |
2.Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися. | Все участники образовательного процесса | По запросу сентябрь-май |
2. | Рекомендации для родителей в форме буклетов. | Родители тревожных обуч-ся | 1 триместр |
3.Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой). «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе». Календарно-тематический план занятий в приложении 3. | 6-11 классы | Ноябрь-март в свободное от уроков время |
План работы с одаренными детьми
Цель: создание условий равных возможностей развития личности различным категориям учащихся посредством их социальной адаптации в социуме.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогичея диагностика | |||
1. | Диагностика умственного развития (методика ШТУР) | 8-11 классы | Март |
2. Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Индивидуальные консультации «Интеллектуальные способности» по результатам диагностики с родителями, педагогами, учащимися. | Все участники образовательного процесса | По запросу |
2. | Индивидуальные консультации «Проблемы одаренных детей» | Родители | В течение года, по требованию |
Работа по профориентации
Цель: формирование условий для самостоятельного самоопределения личности в системе жизненного целеполагания; ознакомление с миром профессий; изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности; ознакомление с правилами выбора профессии; мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Диагностика «Готовность подростка к выбору профессии» В. Б. Успенский. Определение готовности выбора профессии. | 8 классы, 9,11 по запросу | Январь |
2. | «Опросник профессиональных склонностей» (Л.Йовайши, модификация Г.В.Резапкиной) Определения ведущих мотивов профессиональной деятельности. | 8 классы, 9,11 по запросу | Февраль |
3. | «Определение типа мышления» (в модификации Г.В.Резапкиной). С целью определения типа мышления. | 8 классы, 9,11 по запросу | Март |
4. | “Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной). Выявление склонностей и интересов учащихся в выборе профессии. | 8 классы, 9,11 по запросу | Апрель |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение. Календарно-тематический план занятий в приложении 4. | Учащиеся 5-7 кл. | В свободное от уроков время |
2. | Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение. Календарно-тематический план занятий в приложении 5. | Учащиеся 8-11 кл. | Еженедельно в течение года |
5. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, по профессиональной ориентации, с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. | Родители 8-11 классы | В течение года по обращению |
6. | Выступление на родительском собрании | Родители 8-11 классы | По запросу |
7. | Неделя профориентации «Дорога в страну профессий». Цель: Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. | Учащиеся 5-11 кл. Классные руководители | Ноябрь-декабрь |
Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам психодиагностики | Январь-апрель |
Работа по подготовке к итоговой аттестации
Цель: психопрофилактика экзанаменациооного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников | Учащиеся 9, 11 кл. | Сентябрь |
2. | Определение уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В) | Учащиеся 9 кл. | Октябрь |
3. | Методика «Методика диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» Ч.Д. Спилбергера. | Учащиеся 11 кл. | Ноябрь |
4. | «Опросник Казанцевой Г.Н.» - изучение общей самооценки. | Учащиеся 9, 11 кл. | Ноябрь |
5. | Анкета «Готовность к ЕГЭ и ГИА» Чибисова М.Ю. Цель: Выявление уровня психологической готовности к экзаменам. | Учащиеся 9, 11 кл. | Февраль |
6. | Повторная диагностика определения уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В) Учащиеся с высоким уровням тревожности. | Учащиеся 9, 11 кл. | Май |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Работа по программе для выпускников в период подготовки к экзаменам «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье». Цель: Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. Календарно-тематический план занятий в приложении 6. | Учащиеся 9, 11 кл. | Сентябрь – май (в свободное от уроков время) |
2. | Выступление на родительском собрании «Экзамены-трудная пора». Подготовка методических рекомендаций родителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. | Родители выпускников | 2 полугодие По запросу |
3. | Индивидуальное информирование и консультации по вопросам, связанных с экзаменами, для учащихся и родителей выпускных классов. | Все участники образовательного процесса | В течение года |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Индивидуальная коррекционно-развивающая по преодолению тревожности у учащихся. | Учащиеся имеющие высокий уровень тревожности. | По необходимости |
Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам психодиагностики | В течение года |
Работа с родителями
Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Индивидуальные консультации. | Родители 5-11 классов | В течение года по запросу |
2. | Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы». | Родители 5 кл. | 1 триместр По запросу |
3. | Общешкольные и классные родительские собрания. Повышение уровня психологической компетенции родителей. | Родители 5-11 кл. | В течение года по запросу |
Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам психодиагностики | В течение года |
Работа с детьми «группы риска»
Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей склонных к отклоняющемуся поведению.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Выявление и учет учащихся «группы риска». | Учащиеся 5-11 кл. | В течение года |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
2. | Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей | Дети «группы риска» | В течение года (по запросам) |
2. | Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся. | Родители | По мере необходимости |
3. | Групповая консультация родителей по результатам диагностик. | Родители детей «группы риска» | По мере необходимости |
4. | Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида. | Дети «группы риска» | По мере необходимости |
5. | Вовлечение учащихся с отклонениями в поведении в работу школьной психологической службы. Проведение «Недели профилактики ПАВ». | Дети «группы риска» | Ноябрь-декабрь |
6. | Участие в заседаниях совета по профилактике. Профилактика учащихся. | Учащиеся 5-11 кл. | В течении года. |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми» (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма, суицида, пропаганда ЗОЖ и толерантность). Календарно-тематический план занятий в приложении 7. | Дети «группы риска» | В течение года |
Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам диагностики | В течение года | |
2. | Заполнение ИПР карты личности детей «группы риска». Составление психологической характеристики. | В течение года |
Работа по профилактике
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки проведения |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Диагностика учащихся группы риска (Опросник для идентификации акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко) | Учащиеся 5-11 кл. | В течении года (по требованию) |
2. | Опросник суицидального риска (Модификация Т.Н. Разуваевой) | Учащиеся 8-11 кл. | Декабрь |
3. | Экспресс-диагностика суицидального риска «Сигнал» («ИМАТОН»). Обучающиеся «группы риска» | Учащиеся 8-11 кл., вошедшие в группу риска | Декабрь |
4. | Выявление суицидальных наклонностей | Учащиеся 7-10 кл. | По запросу департамента |
5. | Преждевременное выявление потребления наркотических веществ (7-10 кл.) март 2018г. | Учащиеся 7-10 кл. | По запросу департамента |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Профилактические занятия с учащимися 5-11 классов. Профилактика тобакокурения, алкоголя, ПАВ, компьютерная зависимость, суицида, толерантность, пропаганда ЗОЖ. Календарно-тематический план занятий в приложении 8. | Учащиеся 5-11 кл. | В течении года в свободное от занятий время |
2. | Неделя профилактики ПАВ «Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас». Данное мероприятие несет профилактический и просветительский характер. Информирует учащихся о вреде ПАВ. Способствует формированию негативного отношения учащихся к ПАВ. | Учащиеся 5-11 кл. | Ноябрь - декабрь |
3. | Индивидуальные беседы с учащимися. Помочь учащимся решать проблемы, строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. | Учащихся 5-11 кл. | В течение года По обращению |
4. | Общешкольные и классные родительские собрания. Повышение уровня психологической компетенции родителей. | Родители 5-11 кл. | В течение года по запросу |
5. | Выступление на педагогических советах (темы по запросу педагогического коллектива, администрации). | Педагоги | Групповые в течение года. По запросу |
6. | Участие в заседаниях совета по профилактике. Профилактика учащихся. | Учащиеся 5-11 кл. | В течении года. |
Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам диагностики | В течение года |
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
- Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
- Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
- Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
- Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
- Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
- Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
- Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
- Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
- Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
- Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
- Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
- Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
- Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
- Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
- Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
- Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
- Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
- Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
- Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
- Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Адаптационная программа «Первый раз в пятый класс!» для учащихся 5-х классов (30 ч)
Календарно-тематический план занятий
Тема урока | Задачи | Часы | Дата проведения |
1 часть | |||
1. Создание группы. | - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. | 1 | 1 неделя сентября |
2. Здравствуй, пятый класс! | - дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; - помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. | 1 | 2 неделя сентября |
3. Находим друзей | - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; - повысить самооценку детей. | 1 | 3 неделя сентября |
4. Узнай свою школу | - помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. | 1 | 4 неделя сентября |
5. Что поможет мне учиться? | - помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии | 1 | 1 неделя октября |
6. Ставим цели | - помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе | 1 | 2 неделя октября |
7. Легко ли быть учеником? | - помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности. | 1 | 3 неделя октября |
8. Чего я боюсь? | - научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; - снизить школьную тревожность. | 1 | 4 неделя октября |
9-10. Трудно ли быть настоящим учителем? | - расширение и обогащение навыков общения с учителями; - формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; - коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. | 2 | 1-2 неделя ноября |
11-12. Конфликт или взаимодействие? | - совершенствовать навыки общения и разрешения конфликтов; - формирование умений не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | 2 | 3-4 неделя ноября |
13. Работа с негативными переживаниями | - повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания | 1 | 1 неделя декабря |
2 часть (тренинг общения) | |||
14. Здесь и сейчас мы собрались. | - сплочение ребят, формирование взаимного доверия | 1 | 2 неделя декабря |
15. Мы – команда. | - сплочение ребят, формирование чувства команды | 1 | 3 неделя декабря |
16. Наши сходства и различия | - сплочение группы, формирование позитивного отношения к окружающим - способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей | 1 | 2 неделя января |
17. Сплочение и доверие | - сплочение ребят, формирование взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия | 1 | 3 неделя января |
18. Общение и умение слушать | - формирование навыков эффективного слушания, формирование представления о важности обратной связи в общении | 1 | 4 неделя января |
19. Учимся взаимопониманию | - развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия | 1 | 1 неделя февраля |
20. Средства общения | - формирование навыков эффективного общения (жесты, интонации, пантомимика, мимика, контекст общения) | 1 | 2 неделя февраля |
21. Общение без слов | - развитие навыков невербальной коммуникации, сотрудничества | 1 | 3 неделя февраля |
22. Поговорим рисунками | - интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействие с использованием арт – терапевтического метода | 1 | 4 неделя февраля |
23. Наши эмоции и чувства. | - сформировать представления об эмоциях и чувствах, формирование умений конструктивно выражать их. | 1 | 1 неделя марта |
24. Проявления эмоций и чувств | Формирование умений и навыков понимания внешних проявлений основных эмоций и чувств других людей, развитие собственной эмоциональной экспрессивности | 1 | 2 неделя марта |
25. Портрет нашей группы | Закрепление навыков общения. | 1 | 3 неделя марта |
26. Доброжелательное общение, положительные качества людей | Упражнения по межличностной коммуникации. | 1 | 4 неделя марта |
27. Взаимопонимание и значимость собственного «Я» | Упражнения по межличностной коммуникации, метод самовыражения в рисунке. | 1 | 1 неделя апреля |
28. Совершенствование навыков общения. | Упражнения по межличностной коммуникации, метод самовыражения в рисунке. Понятие «друг», «дружба». | 1 | 2 неделя апреля |
29. Повышение самооценки. | Тренинг повышения самооценки. | 1 | 3 неделя апреля |
30. Подведение итогов | Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге | 1 | 4 неделя апреля |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Адаптационная программа «Старшая школа – что это?» для учащихся 10-х классов (10 ч)
Календарно-тематический план занятий
Тема урока | Задачи | Часы | Дата проведения |
1. Создание группы. | - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. | 1 | 1 неделя сентября |
2. Первые впечатления от старшей школы. | - дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности; - помочь детям прояснить свои цели на время обучения в десятом классе. | 1 | 2 неделя сентября |
3. Диагностика и обсуждение результатов | -проведение диагностики мотивации и тревожности. | 1 | 3 неделя сентября |
4. Находим друзей | - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; - повысить самооценку детей. | 1 | 1 неделя октября |
5. Цели обучения в старшей школе | - помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе | 1 | 2 неделя октября |
6. Моё время. | - планирование времени. | 1 | 3 неделя октября |
7. Мы едины | - сплочение ребят, формирование взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия | 1 | 4 неделя октября |
8. Учимся взаимопониманию | - развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия | 1 | 1 неделя ноября |
9. Повышение самооценки. | Тренинг повышения самооценки. | 1 | 2 неделя ноября |
10. Подведение итогов | Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге. | 1 | 3 неделя ноября |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Коррекционно-развивающая программа «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»
для учащихся с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой (14 ч)
Календарно-тематический план занятий
Тема урока | Задачи | Часы | Дата проведения |
| Познакомить детей с целями занятий; Принять правила проведения занятий; Создать у учеников мотивацию на самопознание; Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся. | 1 | 1 неделя |
| Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека; Развивать способность принимать друг друга. | 1 | 2 неделя |
| Формировать способность к самоанализу; Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. | 1 | 3 неделя |
| Дать понятие о самоценности человеческого «Я»; Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки; Закрепить навыки групповой работы. | 1 | 4 неделя |
| Закрепить у учащихся навыки самоанализа; Научить преодолевать барьеры на пути самокритики; Развивать уверенность в себе. | 1 | 5 неделя |
| Помочь учащимся в самораскрытии; Способствовать преодолению барьеров в общении; Совершенствовать навыки общения. | 1 | 6 неделя |
| Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения; Обучить альтернативным вариантам поведения; Обучить анализу различных состояний. | 1 | 7 неделя |
| Выработать у детей умение предотвращать конфликты.; Закрепить навыки поведения в конфликтных ситуациях. | 1 | 8 неделя |
| Дать учащимся понятие о сильной личности; Вырабатывать навыки уверенного поведения; Формировать негативное отношение к агрессии. | 1 | 9 неделя |
| Дать учащимся представление об агрессивном поведении; Вырабатывать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии. | 1 | 10 неделя |
| Формировать у учащихся умение понимать друг друга. | 1 | 11 неделя |
| Познакомить учащихся с термином «проблема»; Научить осознавать проблемы и их обсуждать; Отработать навыки решения проблем. | 1 | 12 неделя |
| Познакомить учащихся с понятием «критика»; Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику. | 1 | 13 неделя |
| Закрепить у учащихся полученные знания; Помочь участникам поверить в свои силы. | 1 | 14 неделя |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение для учащихся 5-7-х классов (по 5 ч)
Календарно-тематический план занятий
Содержание | ||
5 класс | 6 класс | 7 класс |
Экскурсия в мир профессий | Калейдоскоп профессий | В мир профессий по компасу |
Все профессии нужны, все профессии важны | Человек и профессия | Умение работать самостоятельно, планировать и анализировать свою деятельность |
Профориентационная игра «Угадай профессию» | Город мастеров | Мои трудовые навыки |
Завтра я выберу дорогу… | Выбор профессии сейчас – твоё будущее | Что может помочь в выборе карьеры |
Выбор профессии – дело серьёзное | Моя будущая профессия | Образование и формирование жизненных планов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение для учащихся 8-11-х классов (по 10 ч)
Календарно-тематический план занятий
Содержание | |
8-9 классы | 10-11 классы |
Типы профессий. Матрица выбора профессии. | Профессиональная перспектива |
Характеристика профессий типа «человек – человек». | Секреты выбора профессии |
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система». | Мотивы выбора профессии |
Характеристика профессий типа «человек-художественный образ». | Здоровье и выбор профессии |
Характеристика профессий типа «человек-техника». | Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения при выборе профессии |
Характеристика профессий типа «человек-природа». | Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры |
Характеристика профессий типа «человек – бизнес». | Личный профессиональный план |
Проблема выбора профессии. | Востребованные профессии на рынке труда города и области |
Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | Информация, необходимая при выборе учебного заведения |
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. | Роль Городского Центра занятости в профориентационной и консультационной работе с обучающимися |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Программа «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» для учащихся 9, 11-х классов (16 ч)
Календарно-тематический план занятий
Тема урока | Задачи | Часы | Дата проведения |
1. Экзамен – трудная пора | Создание групповой сплоченности. | 1 | Сентябрь |
2. Волнуйтесь спокойно у вас экзамен | Формирование единого рабочего пространства. | 1 | Октябрь |
3. Знакомство. | 1. Принятие правил работы группы 2. Формирование положительного настроя на работу. | 1 | Ноябрь |
4. Как лучше подготовиться к экзаменам. | Сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам. | 1 | Декабрь |
5. Поведение на экзамене | Правила поведения на экзамене. | 1 | Январь |
6. Память и приемы запоминания (часть 1) | 1. Знакомство с характеристиками памяти человека. 2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков. | 1 | Февраль |
7. Память и приемы запоминания (часть 2) | 1. Знакомство с характеристиками памяти человека. 2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков. | 1 | Февраль |
8. Методы работы с текстами |
| 1 | Февраль |
9. Как бороться со стрессом (часть 1) |
| 1 | Февраль |
10. Как бороться со стрессом (часть 2) | 1. Укрепление группового доверия к окружающим. 2. Снятие эмоционального напряжения. | 1 | Март |
11. Способы снятия нервно-психического напряжения |
| 1 | Март |
12. Как управлять негативными эмоциями |
| 1 | Март |
13. Работа с негативными переживаниями | 1. Обучение способам избавления от негативных эмоций. 2. Снятие эмоционального напряжения | 1 | Апрель |
14. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания |
| 1 | Апрель |
15. Эмоции и поведение (часть 1) |
| 1 | Апрель |
16. Эмоции и поведение (часть 2) |
| 1 | Апрель |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Профилактические беседы и занятия «Трудный ребёнок» для учащихся «группы риска»
(формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма, суицида, пропаганда ЗОЖ и толерантность) (18 ч)
Календарно-тематический план занятий
Тема урока | Задачи | Часы | Дата проведения |
Занятие №1 «Мечта моей жизни». | Цель: Раскрыть и осознать в себе положительные качества личности, определить цель в жизни. Профилактические беседы (личностный рост) | 1 | 2 неделя сентября |
Занятие №2 «Контраргуманты» | Цель: Помочь разобраться в себе, в своих привычках, недостатках. Профилактические беседы (личностный рост) | 1 | 4 неделя сентября |
Занятие №3 «Какой Я?», «Моя индивидуальность!» | Цель: Осознать свою индивидуальность и неповторимость, развитие толерантности по отношению к окружающим. Профилактические беседы (толератность) | 1 | 2 неделя октября |
Занятие №4 «Скажи мне кто твой друг» | Цель: Понять насколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей. Профилактические беседы (безконфликтное взаимодействие) | 1 | 4 неделя октября |
Занятие №5 «Мои сильные и слабые стороны». | Цель: Осознать свои достоинства и научится их применять в конкретных жизненных ситуациях. Профилактические беседы (здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | 1 | 2 неделя ноября |
Занятие №6 «Моя поддержка» | Цель: Научиться анализировать на кого можно положиться в трудной ситуации Профилактические беседы (командообразование) | 1 | 4 неделя ноября |
Занятие №7 «Автопортрет», «Минута славы». | Цель: Научиться самопрезентовать себя перед окружающими людьми. Профилактические беседы (личностный рост) | 1 | 2 неделя декабря |
Занятие №8 «Без маски». «Профилактика конфликтности». | Цель: Осознать свои внутренние, скрываемые от окружающих переживания. Профилактические беседы (несправедливое отношение) | 1 | 3 неделя декабря |
Занятие №9 «Письмо в будущее». «Здоровье – стимул, для реализации своей мечты». | Цель: Осознать собственные желания и потребности в данный момент. Профилактические беседы (Я-концепция) | 1 | 2 неделя января |
Занятие № 10 «Я высказывание в жизни человека». | Цель: Обучить учащихся навыкам «Я» - высказывания для увеличения спектра чувств и переживаний и эмоций. Профилактические беседы (коммуникативные навыки) | 1 | 4 неделя января |
Занятие № 11 «Эмоции и темперамент». | Цель: Обучить адекватному реагированию на различные виды эмоций людей различного темперамента. Профилактические беседы. | 1 | 2 неделя февраля |
Занятие №12 «Я и моя семья». | Цель: Оценить и осознать свое местонахождение и значимость в окружении семьи. Профилактические беседы (семейные и социальные ценности) | 1 | 4 неделя февраля |
Занятие №13 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения». | Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы ( позитивное мышление) | 1 | 2 неделя марта |
Занятие №14 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения» | Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы (мотивация к обучению) | 1 | 4 неделя марта |
Занятие №15 «Я взрослею». | Цель: Помочь осознать изменения происходящие в психике и теле в зависимости от возраста. Профилактические беседы (здоровьесбережение) | 1 | 2 неделя апреля |
Занятие № 16 «Во что люди могут вовлекаться». | Цель: Объяснить и расширить понятия наркомании, токсикомании, игромании, алкоголизме. Профилактические беседы (здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ) | 1 | 4 неделя апреля |
Занятие № 17 «Мужчина и женщина». | Цель: Ознакомить с элементарными понятиями полового воспитания. Профилактические беседы (самооценка, личностный рост) | 1 | 2 неделя мая |
Занятие №18 «Почему ребенок должен управлять собой». | Цель: Проанализировать полученные знания и умения. Психологическое анкетирование. Профилактические беседы (саморегуляция, самоконтроль) | 1 | 4 неделя мая |
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Профилактические занятия для учащихся 5-11-х классов
(профилактика тобакокурения, алкоголя, ПАВ, компьютерная зависимость, суицида, толерантность, пропаганда ЗОЖ) (21 ч)
Календарно-тематический план занятий
Тема урока | Задачи | Часы | Дата проведения |
ЗАНЯТИЕ 1. Я И МОЯ ЖИЗНЬ | Цель занятия: Фокусировка внимания участников на их мироощущении, создание понятия о ценности каждой личности. Формирование адекватной временнóй перспективы и актуализация потребности в самореализации. | 1 | Сентябрь |
ЗАНЯТИЕ 2. СЧАСТЬЕ | Цель занятия: Осознание и формирование понятия «счастье», формирование внутренней мотивации на участие в программе. | 1 | Сентябрь |
ЗАНЯТИЕ 3. ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА | Цель занятия: Осознание собственной потребности в дружбе и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения и создания персонального пространства. Формирование умения отличать дружбу от давления социальной среды и навыков здорового общения. Решение некоторых проблем общения. Создание представлений о нравственных основах дружбы. | 1 | Октябрь |
ЗАНЯТИЕ 4. МИР ЧУВСТВ | Цель занятия: Развитие умения идентифицировать собственные чувства и переживания, осознавать, что со мной происходит, анализировать мотивы своих поступков и свое эмоциональное состояние. | 1 | Октябрь |
ЗАНЯТИЕ 5. ТЫ НЕ ОДИН | Цель занятия: Формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, формирование представлений об амбивалентном значении одиночества, расширение представлений о способах помощи и самопомощи в ситуации одиночества. | 1 | Ноябрь |
ЗАНЯТИЕ 6. СЕМЬЯ | Цель занятия: Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному общению; формирование положительного образа будущей семьи; формирование навыка решения внутрисемейных конфликтов; актуализация ресурсного значения родственных связей. | 1 | Ноябрь |
ЗАНЯТИЕ 7. ВИЧ/СПИД | Цель занятия: Исследование уровня осведомленности участников; разрушение мифов о ВИЧ/СПИДе; формирование умения оценить степени риска инфицирования и защитить себя от рискованных ситуаций; формирование навыка сопротивления социальному давлению и способности сказать «нет». | 1 | Декабрь |
ЗАНЯТИЕ 8. ЛЮБОВЬ | Цель занятия: Формирование понятий «любовь», «влюбленность», «преданность», «верность», «любовь к Родине», «любовь к ближнему» и осознание отличий между ними. Формирование представления о любви как о высшей ценности, основе человеческих отношений. | 1 | Декабрь |
ЗАНЯТИЕ 9. ЗДОРОВЬЕ | Цель занятия: Осознание и формирование понятий «здоровье-болезнь», «здоровье тела и здоровье души», формирование мотивации на поддержание здоровья. | 1 | Январь |
ЗАНЯТИЕ 10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ЖИЗНЬ С БОЛЕЗНЬЮ | Цель занятия: Формирование ответственного отношения к своему здоровью, навыков сохранения здоровья, толерантного отношения к больным людям, умения оказать социальную поддержку без вреда для собственного здоровья; рефлексия опыта взаимодействия с аут-группами, демонстрация негативных последствий стигматизации и позитивных последствий терпимого отношения к представителям аут-групп. | 1 | Январь |
ЗАНЯТИЕ 11. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ | Цель занятия: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему. | 1 | Февраль |
ЗАНЯТИЕ 12. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ | Цель занятия: Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения, определения способов решения проблем, личностных сложностей. Приближение к основополагающим вопросам: Зачем человеку испытания? Возможна ли жизнь без сложностей и проблем? Что человеку нужно, чтобы обратится за поддержкой к другим людям? | 1 | Февраль |
ЗАНЯТИЕ 13. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ | Цель занятия: Формирование представлений о смерти тела и бессмертии души, работа со страхом смерти, создание условий для обращения к социально-значимым целям своего существования, формирование отрицательного отношения к легализованным формам прекращения жизни (аборту, последствиям саморазрушающего поведения). | 1 | Март |
ЗАНЯТИЕ 14. ДОБРО И ЗЛО | Цель занятия: Формирование этических представлений; разрядка негативных эмоций, которые вызваны внутренним конфликтом, сопровождающим рассогласование «Я сделал» и «Я должен был сделать»; интеграция этических представлений в поведение путем создания мотивации к совершению добрых поступков. | 1 | Март |
ЗАНЯТИЕ 15. ЦЕННОСТИ | Цель занятия: Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, формирование приоритета духовных ценностей над материальными. | 1 | Апрель |
ЗАНЯТИЕ 16. ЦЕЛИ И СМЫСЛ | Цель занятия: Осознание, формулировка и обсуждение познавательных, поведенческих, духовных и других целей участников. | 1 | Апрель |
ЗАНЯТИЕ 17. СВОБОДА | Цели занятия: Формирование представлений о «свободе для…», о взаимосвязи свободы и ответственности, актуализация опыта ответственного отношения к окружающим и самому себе. | 1 | Май |
ЗАНЯТИЕ 18. ВЫБОР | Цель занятия: Формирование представлений о психологической сущности выбора, демонстрация возможностей совершения выбора в различных жизненных ситуациях, обучение навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, мотивация к опоре на общечеловеческие ценности при совершении выбора. | 1 | Май |
ЗАНЯТИЕ 19. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА | Цель занятия: Создание условий для анализа собственных полоролевых представлений, для формирования адекватной самоидентификации и адекватных идеалов мужественности и женственности, а также для разрешения конфликтного отношения между полами; донесение информации о сложностях во взаимоотношениях между полами. | ||
ЗАНЯТИЕ 20. РОД, КУЛЬТУРА | Цель занятия: Осознание значимости родовых корней, исследование собственных семейных взаимоотношений. Приобщение к семейным традициям. Улучшение внутрисемейной коммуникации и климата в семье. Формирование навыков эмпатии и уважения к старшему поколению. Формирование интереса к истории своего рода, культуре и традициям своего Отечества. | ||
ЗАНЯТИЕ 21. КРИЗИС И ВЫХОД | Цель занятия: Формирование навыков оценки и преодоления кризисных ситуаций; актуализация личностных ресурсов участников; формирование навыка поиска и оказания социальной помощи и поддержки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Коррекционно-развивающая программа
для учащихся с ОВЗ и инвалидов (5-7 кл.) (18ч)
Календарно-тематический план занятий
№ П/П | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение. | 1 | |
Этика - наука о морали. Как я выгляжу? Как я выражаю свои чувства? | 1 | |
Я среди людей. Кто я и как я выгляжу? | 1 | |
Какой я? Я и мои роли | 1 | |
Зачем нам чувства? Способы выражения чувств | 1 | |
Культура нравственности. Управляем своим состоянием | 1 | |
Как превратить недостатки в достоинства? | 1 | |
Познаем себя – познаем других | 1 | |
Мои эмоции: полезные и вредные | 1 | |
Школьный этикет. Зачем быть вежливым? | 1 | |
Добро и зло. Твои поступки. Отзывчивость и доброта. Речевой этикет | 1 | |
Кто Я? Какой Я? Какой бывает характер? Учусь ценить себя | 1 | |
Я и мои друзья. Верность слову. Понимаем друг друга | 1 | |
Здорово быть друзьями | 1 | |
Даем место другому и отстаиваем свое место | 1 | |
Просто скажи: «Нет!» | 1 | |
Ты и твое здоровье | 1 | |
Я глазами других | 1 | |
ИТОГО | 18 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Коррекционно-развивающая программа
для учащихся с ОВЗ и инвалидов (8-11 кл.) (18ч)
Календарно-тематический план занятий
№ П/П | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Управляю своим состоянием | 1 | |
Удовольствие в игре. В здоровом теле – здоровый дух! | 1 | |
Кто Я? Какой Я? Какой бывает характер? | 1 | |
Учусь ценить себя | 1 | |
Формирование адекватной самооценки. | 1 | |
Индивидуальность и неповторимость личности. | 1 | |
Наши чувства в конфликте | 1 | |
Доверие и взаимодействие | 1 | |
Вежливость и этикет. Культура поведения человека | 1 | |
Конфликты проходят, отношения остаются | 1 | |
Мое место в разных мирах: детей, подростков, взрослых | 1 | |
Я в ответе за свое будущее | 1 | |
Развитие чувства ответственности за принятое решение. | 1 | |
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. | 1 | |
Знакомство с миром профессий, их видами и типами. | 1 | |
Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий. | 1 | |
Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. | 1 | |
Подведение итогов курса. | 1 | |
ИТОГО | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год
Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....
Годовой план работы педагога-организатора Бекировой Э.Х. на 2019/2020 учебный год
Данный план составлен с учетом мероприятий школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней....
план воспитательной работы 2019-2020 год
План воспитательной работы 2019-2020 год для классного руководителя...
План воспитательной работы 2019-2020 учебный год
Цель: Создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, воспитание свободной, интеллектуально развитой, духовно богатой, физическ...
План-сетка воспитательной работы 2019-2020 учебный год.
Развернутый план-сетка воспитательной работы по направлениям....
Годовой план работы учителя-логопеда 2019-2020 год
Годовой план работы учителя-логопда Ананьевой Е.В. на 2019-2020 учебный год...