Здоровый образ жизни – основа здоровья школьников.
статья
Здоровье человека выходит на главенствующие позиции в мире в век развивающихся технологий. Ребенок-это маленький организм, способный реагировать на малейшие изменения со стороны среды, в которой он находится.
Тема является актуальной, особенно для специального образовательного учреждения с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberezhenie.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Чемисова Т. Л.
Учитель
биологии, географии,
воспитатель
ГБОУ №131
г. С – Петербург
Здоровый образ жизни – основа здоровья школьников.
Здоровье человека выходит на главенствующие позиции в мире в век развивающихся технологий. Ребенок-это маленький организм, способный реагировать на малейшие изменения со стороны среды, в которой он находится.
Тема является актуальной, особенно для специального образовательного учреждения с ОВЗ. Где проводится обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются снижение памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, трудности формирования навыков и умений учебной деятельности. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формирование навыков учебной деятельности.
На сегодняшний день в связи с ухудшением экологической и информационной ситуацией, необходимо создание благоприятного психологического климата на уроках, а также охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни, в том числе на занятиях в ГПД.
В группе продлённого дня, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками и т.д., а в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п.. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности должен ежедневно делать от 23-30 тысяч шагов, а в ХХI веке наши дети не выполняют и 1⁄4 этой цифры, между школьными занятиями и подготовкой домашних заданий обязательно делать перерыв.
Систематическое использование в ГПД здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в ГПД являются:
здоровье и здоровый образ жизни;
соблюдение режима дня;
соблюдение правил личной гигиены;
санитарно-просветительные мероприятия (беседы медработника, родителей, антиалкогольное и антитабачное просвещение);
полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
различные формы физического воспитания:
- спортивные праздники,
- спортивные часы,
- весёлые старты,
- экскурсии,
- подвижные игры.
- подвижные перемены,
- физминутки.
изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей..
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим.
Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы ГПД. Занятия в ГПД начинаю с обеда. Затем - часовая прогулка. Стараюсь, чтобы прогулка принесла пользу не только телу, но и душе. Провожу динамичные игры, они позволяют удовлетворить потребность ребёнка в движении. Прогулка может быть познавательной, где познания сочетаются с движением по заранее составленному маршруту.
После прогулки в течение полутора часов дети готовят уроки. Во время самоподготовки провожу физкультминутки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им требуется моя помощь. Между подготовкой разных предметов делаем перерыв 10-15 минут. Дети, выполнившие уроки раньше других могут почитать литературу по их усмотрению. После самоподготовки дети занимаются в секциях и студиях. Все мероприятия и занятия студий чередуются по дням недели:
Вывод:
Таким образом, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
активного участия в этом процессе самих учащихся;
создание здоровьесберегающей среды;
высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
планомерной работы с родителями;
Для совершенствования работы я вышла на модифицированную программу «Азбука здоровья».
Программа расчитана на 2 года обучения.
Возраст детей:10-13 лет.
Цель: обучить детей бережному отношению к своему здоровью, приемам сохранения здоровья.
Задачи:
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Формы: беседы, игры, КВН, праздники, театрализованные постановки.
В своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.
Здесь учитывается, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Ожидаемый результат:
Дети должны уметь:
- организовать свою учебную и досуговую деятельность в соответствии с принципами здорового образа жизни;
- противостоять негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;
- правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Я начала работу по программе «Азбука здоровья» в 2007 году, когда приняла 5 класс. На занятиях в 5 классе дети знакомились с докторами Природы. Эти доктора давали детям советы по уходу за глазами, ушами, зубами, учили как правильно питаться, как нужно вести себя в школе и после школы. Помогал детям и мальчишка – Стобед.
На открытом занятии по теме: «Как сохранить улыбку красивой» дети знакомились с обычаями, связанными с выпадением зубов; узнали, как предупредить возникновение и развитие кариеса, на практической работе оживляли маски. В заключение занятия на доске нарисовано 2 солнышка. Задание - нарисовать лучик к любому из солнышек. Результаты.
В течение всего учебного года дети знакомились с правилами сохранения своего здоровья, учились жить, применяя их на практике. Главные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Доктора Природы помогли детям попасть в страну Здоровячков.
В 6 классе главные слова – «Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам».
Темы занятий: «Почему мы болеем», «Кто нас лечит», «Прививки от болезней», «Что нужно знать о лекарствах», «Как избежать отравлений», и др.
На занятиях использую оздоровительные минутки,
игры: «Полезно-вредно»,
«Светофор здоровья».
Оборудование: набор цветных кружков.
СХЕМА РАСШИФРОВКИ цветов:
красный – поведение и поступки, опасные для здоровья;
желтый – поведение, требующее осторожности и осмотрительности;
зеленый – поведение и поступки, полезные для здоровья.
Затем проводится анализ ситуации:
- Что произошло?
- Какие причины вызвали ситуацию?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
например, Вспомните одного из своих любимых сказочных героев Вини-Пуха, когда он был с Пятачком в гостях у Кролика. Что с ними приключилось? Расскажите. /Он много съел и не смог выйти на улицу через дверь наружу/.
Привожу пример одного из мероприятий.
Клубный час. «Как сохранить улыбку красивой?» 5 класс.
Цель: привить детям необходимые гигиенические правила по уходу за зубами.
Задачи: знакомство с обычаями, связанными с выпадением зубов;
предупреждение возникновения и развития кариеса.
Ход. 1 Организационный момент «Сотвори в себе солнце».
В природе есть солнце.
Оно светит, и всех любит и греет.
Давайте сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
Мысленно направляем к ней лучик, который несет мир.
Звездочка увеличилась.
Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше.
Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.
Теперь звездочка становится большой, как солнце.
Оно несет тепло всем-всем.
(Руки в стороны перед собой).
2. Беседа по теме
Чему мы учимся на занятиях «Азбука Здоровья»?
Да, на этих занятиях мы учимся любить свой организм, заботиться о нем.
А какая у нас сегодня тема? Ответ на этот вопрос спрятан в загадке. Послушайте внимательно и постарайтесь найти ответ:
«Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбкой.)
Сегодня мы проводим занятие по теме «Как сохранить улыбку красивой?». Давайте мы улыбнемся друг другу, и посмотрим, что больше всего привлекает ваше внимание в этот момент? (Зубы.)
Правильно, зубы.
Что же вы знаете о зубах?
У человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, или молочные, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32.
А что происходит, когда временный зуб выпадает?
На его месте вырастает постоянный. Этот постоянный зуб будет служить всю жизнь.
Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.
В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов.
1. У испанцев надо забросить зуб на крышу дома и рассказать смешной стишок, приглашая мышонка взять старый зуб и принести новый.
2. Когда японский ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись в зуб Они».
Они - это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.
3. У корейцев ребенок бросает зуб на крышу и говорит: «Черная птица, черная птица, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый».
Черная птица символизирует удачу.
А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
3.Практическое занятие.
Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы.
Найдите молочный и постоянный.
Чем отличаются молочные зубы от постоянных?
- Постоянные больше по размеру.
- Временные бело-голубоватого цвета.
- Это отличия. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое.
Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовем его части. Зуб состоит из трех основных частей:
- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- корень - часть зуба, часть зуба, которая располагается в челюсти;
- шейка - часть зуба, часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она прикрыта десной.
– Итак, мы знаем, как устроены наши зубы.
Как вы думаете: для чего нужны нам эти знания?
О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?
4. Оздоровительная минутка.
Люди с самого рожденья
жить не могут без движения.
5. Повторение пройденного.
Назовите главных помощников сохранения зубов здоровыми.
Как надо ухаживать за зубами, нам расскажет сегодня доктор Кролик.
Кролик: «Я прошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной».
- Зубная щетка располагается вдоль линии десен.
Движения щетки – сверху вниз.
- Очистить внутреннюю поверхность зуба.
Движение щетки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щетки – вперед назад.
- Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык!
Молодцы!
6.Это полезно помнить!
- Ешьте фрукты и овощи. Поменьше сладкого!
- Чистите зубы не менее двух раз в день: после завтрака и перед сном.
- Меняйте зубную щетку каждые три месяца. Это лучший подарок для вашей улыбки.
- Дважды в год посещайте зубного врача – стоматолога, и тогда у вас будет ослепительная улыбка!
7. Сочинение стихотворения.
Мы вспомнили с вами как правильно чистить зубы.
А теперь давайте попробуем разъяснить важность этих процедур другим детям. Рассказ об этом запишем в виде небольшого стихотворения.
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать на них.
– Сколько раз мы чистим зубы в день?
– Мы чистим зубы дважды в день.
– И делать это нам …../ не лень/
–С помощью каких предметов мы чистим зубы?
– Три минуты щеткой с пастой.
– Какие зубы надо чистить?
– Чистим зубы все подряд.
– Как начинается чистка зубов?
– Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.
– А зачем внутри?
– Вычищаем всех бактерий.
– А в заключение?
– И язык почистим.
– Что еще осталось нам сделать?
– Рот осталось сполоснуть.
8.Итог.
– Давайте подытожим: Верно ли мы поступаем, правильный ли путь выбрали?
У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то в них не хватает? (Улыбки.)
– Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку. (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.
Итак, ваши маски ожили. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе.
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса –
От улыбок проясняться
И глаза, и небеса.
Ну-ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
Улыбка, улыбка, улыбка до ушей,
Такая улыбка, хоть завязочки пришей.
9.Рефлексия.
На доске 2 солнышка: Задание : нарисовать лучик к любому из солнышек.
Считаю, что работу по здоровьесбережению детей, осбенно с ОВЗ следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся.
Список использованной литературы:
Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / отв. ред. Р.Ф. Жуков. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
Гордин А.Л. «Короткие будни продлённого дня» Москва «Просвещение», 1991, 159 с.
Карасёва Т.В. «Современные аспекты здоровьесберегающих технологий» Ж. Начальная школа №11,2005.
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» 1-4 классы, Москва «ВАКО»,2004.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Нестерова Л.В. «Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе» Ж. Начальная школа №11,2005.
Титов С. В., Шабаева Г.И. «Тематические игры по ОБЖ», Москва «Творческий Центр Сфера» 2005,173 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...
Методическая разработка на тему: "Основы здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья и работоспособности. Понятие здоровье, его содержание и критерии."
Понятие здоровье, его содержание и критерии....
Интегрированный дополнительный урок "Здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни"
формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...