Примерная адаптированная образовательная программа общего образования по Арт.терапии.
рабочая программа
Примерная адаптированная образовательная программа
общего образования по Арт.терапии, обучающихся в социально-коррекционном отделении, имеющих тяжелые множественные нарушения развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazarenko_rabochaya_programma_na_2019-2020_god.doc | 436 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области "Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов"
Принято на педагогическом совете
Протокол № от « » 20 г.
«Утверждаю»
Директор Епифанова Г.К.
« » 20 г.
Примерная адаптированная образовательная программа
общего образования по Арт.терапии, обучающихся в социально-коррекционном отделении, имеющих тяжелые множественные нарушения развития.
Составитель:
Назаренко Ж.И –
учитель арт.терапии.
Арт. Терапия
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно – правовые аспекты программы.
Рабочая образовательная программа для детей, имеющих сложные сенсорные нарушения развития разработана на основе
1. Федерального закона Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
2.Федерального государственный образовательный стандарт НОО для обучающихся с ОВЗ;
3.АООП НОО глухих обучающихся, вариант 1,4;
4.АООП НОО слепых обучающихся. вариант 3.4;
5.АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), вариант2
4.Проекта программы Р.А. Мареевой « Воспитание и обучение слепоглухонемых дошкольников и учащихся подготовительного, первого, второго классов»,
5.Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Баряевой Л.Б, Яковлевой Н.Н.,
2.1. Актуальность и новизна программы.
Актуальность рабочей программы обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить детей с особыми образовательными потребностями к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и индивидуального развития с учетом психического и физического развития.
Новизна программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для реабилитации обучающихся с ОВЗ.
В программе раскрываются основные аспекты деятельности воспитанников группы в условиях специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения. Она определяет приоритеты дальнейшего развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Программа содержит теоретические положения по формированию целостной воспитательной среды развития ребенка с ТМНР. Определяет уклад школьной жизни (прогулки, подвижные игры, развивающие игры и упражнения, формирование культурно –гигиенических навыков и др.).
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2019-2020 учебный год рассчитана на 68 часов (на каждого ученика) (исходя из 34 учебных недель в году). Программа составлена для учащихся, имеющих множественные нарушения развития: слепота, слабовидение, глухота, слабослышащие, тяжёлые нарушения речи, выраженные интеллектуальные и эмоционально-волевые проблемы. Учащихся характеризует слабое развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.
При разработке программы учитывались категории детей со множественными нарушениями в развитии это дети тотально слепоглухие, слабовидящие глухие, слабослышащие слепые, дети с двойным сенсорным дефектом и дополнительными нарушениями, слепые с явно выраженными интеллектуальными и эмоционально-волевыми проблемами имеющие множественные нейро - сенсорные нарушения. Дети разделены на три уровня.
Детям первого уровня свойственна заторможенность, вялость или наоборот агрессивность, неадекватность поведения, речевое развитие не сформировано, отсутствует потребность в общении дети имеют низкий уровень развития осязания и мелкой моторики пальцев и кистей рук, проблемы игнорирования любой деятельности, низкую психическую активность с быстрой истощаемостью, не сформированность мелкой моторики выполняют действия в совместной деятельности. Дети второго уровня выполняют действия в совместно-разделённой деятельности проявляют интерес, откликаются на имя хотя внимание не устойчиво, что связано с повышенной утомляемостью они способны подрожать энергичны в своих действиях, проявляют адекватность.
Дети третьего уровня выполняют действия в совместно-разделённой деятельности и самостоятельной деяельности откликаются на имя способны подрожать и проявляют инициациву.
Арт.терапия-это метод психокоррекции использующий художественные приёмы и творчество такие как работа с тестом, работа с бумагой, работа с природным материалом, рисование, мыловарение. Арт-терапия с помощью символов в образах, помогает помочь лучше познать их внутреннее «Я», одновременно помогая им интегрировать недавно открытое внутреннее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с укреплением аутоэкспрессии и понимания.
На начальных этапах своего развития арт-терапия находилась под влиянием психоанализа, в соответствии, с теорией которого конечный продукт творчества обучающегося, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. Например, для Карла Юнга терапия творчеством являлась способом изучением бессознательного. Идеи Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении подростков оказали большое влияние на специалистов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспо-минания детства, мечты.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д.
Также на уроках по ИЗО создаем рисунки в технике рисования по стеклу для профилактики и коррекции тревожности, рефлексии, стимуляции активности ребенка.
Рисование пальцами. Пальчиковое рисование – это широко распространённая техника, разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами). Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения.
Такая техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. Равно как и сами рисунки, которые часто взрослые не принимают из-за отсутствия четкости, плавности линий и академичности, к которой привыкли и пытаются навязать. Гораздо эффективнее, сделать этот процесс способом релаксации
2.2. Цель и задачи программы.
Цели:
- развитие и совершенствование мелкой моторики ребёнка в возможном для него диапазоне
(хватание.знакомство с предметами с помощью рук.целенаправленный захват и удержание предметов,координации рук,дифференцированные умения для рук)
- психокоррекция эмоциональных состояний.
- формирование и развитие зрительно-моторной координации.
- интерес к доступным видам арт.деятельности.
- узнавание различных материалов и инструментов.
- умение принимать помощь взрослого в процессе выполнения различных операций.
- умение выражать своё отношение к результатам собственной собственнй и чужой творческой деятельности.
- положительное отношение к процессу арт.терапевтической деятельности,положительные эмоциональные реакции(удовольствие,радость)
Задачи:
1. Образовательные:
- вызвать у детей интерес и формировать положительно-эмоциональное отношение к работе с тестом, с бумагой, с природным материалом, рисованию и мыловарению;
- знакомить детей с материалами и приспособлениями необходимыми в работе; с бумагой, тестом, природным материалом, рисованием и мыловарением;
-знакомить с приёмами работы с тестом;
-знакомить с приёмами работы с бумагой;
-знакомить с приёмами работы с природным материалом;
-знакомить с нетрадиционными, традиционными и специфическими приёмами рисования;
-знакомить с приёмами работы мыловарения;
-знакомить с материалами и приспособлениями необходимыми в работе
-знакомить с основными правилами работы (работать на дощечке, вытирать руки салфеткой)
-формирование базовых графических умений и навыков.
2. Коррекционные:
- развивать соотносящие движения обеих рук;
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
- развивать тактильные ощущения;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы).
-нормализации положения кисти и пальцев рук
-развитие хватательной функции рук
-стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания
-формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
Воспитательные:
- учить понимать и выполнять инструкцию;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- воспитывать взаимопомощь;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие .
2.3. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой индивидуальную оценку возможных результатов образования данной категории обучающихся.
2.4. Методы, приемы и направления работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии.
- перцептивные методы – наглядные, практические (словесная передача и слуховое и/или зрительное восприятие учебного материала и информации по организации и способу его усвоения);
- логические методы – индуктивный и дедуктивный (интеллектуальная деятельность);
- самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
По способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое;
Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.
Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации);
– условносимволические средства ( символы).
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Это обусловливает специфику в реализации наглядных методов обучения.
Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но и должен организовать детальное его изучение, научить детей способам и приемам его обследования. Чрезвычайно важно обеспечить
повторяемость таких наблюдений и, следовательно, достаточную практику для накопления сенсомоторного опыта, закрепления способов и приемов изучения объектов, а также для усвоения используемых при этом словесных средств.
2. Словесные методы:
рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
беседа – это диалог учителя и ученика;
объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности.
В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Ввиду трудностей в восприятии и переработке вербальной информации метод беседы малопродуктивен в плане приобретения новых знаний. Тем не менее, он может быть полезен для закрепления этих знаний, слов и оборотов речи, а при ознакомлении с незнакомым материалом на начальном этапе – для выяснения того, что дети знают, а на завершающем – для проверки усвоения услышанного (воспринятого).
Эффективность коррекционно-педагогической работы значительно повышается, если наглядные методы сочетаются с практическими.
3. Практические методы:
упражнения (физ минутки,пальчиковые гимнастики);
продуктивная деятельность;
4.Экскурсии.
Основные принципы программы:
1.Принцип занимательности - формирования у детей желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
2.Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе учебной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и помощь ребёнку со стороны педагога.
3.Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
4.Системность: задания располагаются в определенном порядке.
5.Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются
6.Увеличение объема материала.
7.Наращивание темпа выполнения заданий.
8.Смена разных видов деятельности.
2.5 .Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с выраженными нарушениями зрения, слуха, с умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР), которые представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих, влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.
Комплекс нарушений данной категории детей значительно осложняет их развитие и обучение и требует специальной организации образовательного процесса.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, имеющие выраженные нарушения зрения и слуха, имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Однако это позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание обучающихся с ТМНР отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
У детей с ТМНР, усложнённой выраженными нарушениями зрения, слуха, запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий (бег, прыжки и др.). У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений. Нарушена тонкая дифференциация движений пальцев.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особые образовательные потребности обучающихся.
Особенности психофизического развития детей с выраженными нарушениями зрения, слуха и ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Представим наиболее характерные особенности обучающихся с ТМНР.
Часть детей имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Особенности развития другой группы детей с ТМНР обусловлены выраженными нарушениями их поведения (часто вследствие аутистических расстройств) и проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Они часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией или самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается чаще при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук обычно не нарушены, однако формирование предметных действий затруднено в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Особенности эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические расстройства затрудняют обучение этих детей в условиях группы. На начальном этапе обучения они нуждаются в постоянном внимании и индивидуальном сопровождении со стороны специалиста.
У третьей группы детей с ТМНР могут иметь место нарушения общей моторики, но они передвигаются самостоятельно. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается деструктивное поведение, стереотипии, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Диапазон их интеллектуального недоразвития – от умеренной до тяжелой степени умственной отсталости. Большинство детей данной группы могут общаться. Часть из них, владеющая вербальной речью, может обратиться к окружающим и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или простого предложения. Другая часть, не владея речью, может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализаций, отдельных слогов и слов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции, входящие в состав с предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности – слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций – препятствуют выполнению действия целиком.
Выделенные типологические особенности учитывают клиническую картину развития детей, их функциональные нарушения, но не имеют жесткой привязки к их диагнозам. Учет типологических особенностей позволяет решать, прежде всего, задачи организации обучения и воспитания детей в образовательной организации: определение достаточного количества сопровождающих взрослых в соответствии с потребностью в физической помощи детям, выбор технических средств (вспомогательных и дидактических), планирование форм проведения уроков (индивидуальных, групповых) и др.
Под особыми образовательными потребностями детей с выраженными нарушениями зрения, слуха и с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие первичного дефекта. Учет таких потребностей вызывает необходимость создания условий, способствующих развитию способностей обучающихся решать насущные жизненные задачи.
Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» (Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.) разных категорий детей с нарушениями психофизического развития. К ним относятся: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.
2.6.Виды и формы проведения учебного процесса:
- групповая (из 3-х, 4-х учеников).
- индивидуальная
Рабочая программа по арт.терапии включает в себя 5-видов деятельности.
1. Работа с тестом;
2. Работа с бумагой;
3. Работа с природным материалом;
4. Мыловарение;
5.Рисование.
Стандартный набор художественных материалов:
Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
- плотная бумага для рисования разных форматов и оттенков (А5, А4, А3, А2, А1);
- свечи;
- журналы, цветная бумага, фольга, текстиль – для создания коллажей или объемных композиций;
- глина, пластилин,воск, дерево, специальное тесто – для лепки;
- кисти разных размеров и губки для закрашивания больших пространств;
-ножницы, разные типы клея, скотч;
- бумага и картон различных цветов;
- бумажные коробки разного размера;
- нитки, проволока, веревка;
- игрушки,маекты..муляжи;
- коллекции миниатюрных фигурок для песочной терапии;
- песочницы (ящики для песка).
Арт-терапевтические техники.
Предлагаем различные арт-терапевтические техники для работы с детьми и подростками. Целью является укрепление психологического здоровья детей и подростков, снижение уровня тревожности, напряженности, преодоление стрес-совых состояний, самоисследование и самопознание, развитие самоуважения и позитивного самоотношения, приобретение опыта взаимодействия в коллективе и конструктивных навыков решения конфликтных ситуаций. Они могут использо-ваться самостоятельно, блоками, объединенными общей целью, или в виде арт-терапевтического тренинга.
Техники можно разделить на две основные группы: техники, используемые на начальном этапе работы, и техники для основной части арт-терапевтических занятий.
Техники, используемые в работы.
Предлагаемые техники предполагают освоение разных изобразительных материалов и способов работы, способствуют проявлению спонтанности, позволяющей снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на образное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности, помогают в установлении доверительных отношений между участниками группового процесса.
«Заполни контур»
Материалы.
Пластилин, контур, крупа (семена,цветы, травинки, листья деревь-ев).
Инструкция.
Заполни контур предложенными материалами,насыпай,размазывай.
"Песочные фантазии.
-пощекотать пальчиками;
-пробежаться, как котёнок;
-погладить плавными движениями;
-набрать в кулачок и отпустить, устроив водопад;
-соединить раскрытые ладошки и изобразить порхающих бабочек.
Материалы.
Лоток,песок,трафареты.контуры солнышка и тучки, вырезанные из цветной бумаги, игрушки-миниатюры. формочки для лепки из песка, лейки.
Инструкция.
Создание картину композицию на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;
«Монотипия»
Монотипия - одна из простейших рисуночных техник. На гладкой по-верхности, не пропускающей воду (стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге), делается рисунок масляной или гуашевой краской. Сверху кладется лист бумаги и плотно при-давливается: получается оттиск в зеркальном отображении. Отпечаток в монотипии получается всего один, но число красок может быть любым. Чтобы изменить или улучшить качество монотипии, необходимо нарисовать все заново. Или можно нарисовать сверху рисунок, и тогда этот же отпечаток живописного изображения приобретет новый вид, отличающийся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний.
Для начала не нужно брать сразу много цветов, а поработать сначала с од-ним-двумя. Влажный оттиск оставить сушить на столе.
«Каракули»
Инструкция.
Позволить карандашу или шариковой ручке двигаться спонтанно, без какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге». Можно ис-пользовать различные цвета — поочередно или одновременно. Среди получившихся линий увидеть образ, раскрасить.
«Вырезанные формы»
Инструкция.
Начертить любую фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.
«Рисунок на свободную тему»
Инструкция.
Выполнить рисунок на свободную тему, затем в групповом обсуждении рассказать о нем. Рисунок выполняется в течение 15–20 минут. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы участники могли почувствовать себя свободными для самовыражения.
«Знакомство»
Инструкция.
Представить себя в группе в любой художественной форме, не прибегая к словам.
«Отпечатки растений»
Материалы.
Гуашь, кисть, лист бумаги, сухие растения (цветы, травинки, листья деревь-ев).
Инструкция.
Сухое растение покрыть гуашевой краской, сделать отпечаток на листе бу-маги, при необходимости подкрасить непрокрашенные места.
«Картинки-невидимки»
Инструкция.
На лист нанести линии с помощью кусочка све-чи, используя акварельные краски, закрасить полно-стью лист любым цветом (можно использовать не-сколько цветов), наблюдая за проявляющимися на ли-сте линиями. Увидеть в проявляющихся линиях образ, обвести его, раскрасить дополнительно другими цвета-ми.
«Раздуваем краски»
Инструкция.
На лист нанести несколько крупных капель жидко разведенной краски, с помощью трубочки раздуть красу, наблюдая, как растекается краска.
«Рисование по мокрому»
Инструкция.
Намочить губкой лист бумаги и рисо-вать на мокром листе акварельными краска-ми: ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
«Рисование на мятом»
Инструкция:
Смять лист бумаги в комок, потом аккуратно рас-править и рисовать на мятом листе акварелью любой ри-сунок (линии, кляксы, предметы, пейзаж и т.д.).
«Волшебные нитки»
Материалы.
Гуашь, кисть, лист бумаги, нитки для шитья длиной около 50см.
Инструкция.
Опустить нитку в краску, уложить ее на лист бумаги, накрыть другим листом; придерживая плотно листы, вытянуть нитку, рассмотреть получившееся изображение (можно сразу использовать от одной до трех нитей). После того, как рисунок высохнет рассмотреть получившийся образ (об-разы). Дополнить рисунок до желаемого образа по-желанию.
«Коллаж из цветной бумаги»
Инструкция.
Вырезать разные формы из цветной бумаги, наклеить на лист, оформив их в композицию (можно также исполь-зовать ткань).
«Коллаж из пищевых продуктов»
Материалы. Различные пищевые продукты (крупы, макаронные изделия и др.), клей ПВА, лист бумаги.
Инструкция.
Создать композицию используя различные пищевые продукты.
«Модели из папье-маше»
Инструкция.
Обклеить любую форму папье-маше, после затвердевания раскрасить по желанию.
«Разноцветные камни»
Материалы.
Камень, гуашь, кисть.
Инструкция.
Раскрасить камень. На отдельном ли-сте нарисовать место, где этот камень находит-ся, сочинить историю камня.
Место учебного предмета в учебном плане.
№ группы | Часы в неделю | Часы в учебном году | Недели учебном году |
№13 | 1 | 34 | 34 |
№15 | 3 | 102 | 34 |
№16 | 3 | 102 | 34 |
№17 | 3 | 102 | 34 |
№18 | 3 | 102 | 34 |
№19 | 1 | 34 | 34 |
№20 | 3 | 102 | 34 |
№21 | 3 | 102 | 34 |
№22 | 3 | 102 | 34 |
№23 | 4 | 136 | 34 |
Первый уровень детей.
1Лухуташвили Настя. 14.Дерунов Слава.
2.Немов Дима. 15.Елисеева Аня.
3.Полосухин Саша. 16.Шустрова Ксения.
4.Журилов Максим. 17. Рачинский Костя
5.Шананин Максим. 18.Карасёв Николай.
6.Мамонов Богдан. 19.Перваков Дима.
7.Куманёв Иван. 20. Злата.
8.Герасимова Оля.
9.Нападаев Евгений.
10.Смирнова Влада.
11.Клюнг Иван.
12.Раджев Богдан.
13.Протасевич Настя.
3.Учебно-тематический план для детей первого уровня.
Предмет «Лепка» (работа с тестом)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 |
2. | Процесс изготовления теста | урок | 2 |
3. | Разминание материала и раскатывание скалкой. | урок | 2 |
4. | Деление на части(отрывание от куска. отрезание стекой) | урок | 2 |
5. | Размазывание теста по шаблону | урок | 2 |
6. | Размазывание внутри контура | урок | 2 |
7. | Накладывание трафаретов и вырезание | урок | 4 |
8. | Придание формы (раскатывание колбасок прямыми движениями рук) | урок | 4 |
9. | Придание формы (раскатывание тонких и толстых колбасок) | урок | 4 |
10. | Придание формы (раскатывание шариков круговыми движениями рук) Придание формы(раскатывание больших и маленьких шариков) | урок | 2 |
11. | Придание формы(раскатывание больших и маленьких шариков) | урок | 2 |
12. | Вырезание стекой формы по шаблону, по контуру | урок | 2 |
13. | Выдавливание формы формочками Всего часов | урок | 4 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
1. Эмоциональное реагирование на ласковое обращение педагога, на контакт с педагогом и предмет, символизирующий педагога.
2. Спокойное реагирование на предложенную деятельность или предмет.
3. Выработка реакции на собственное имя - прикладывание руки к груди, в совместной деятельности с педагогом, с небольшой помощью педагога.
4 Брать символ арт мастерской. 5. Формирование аккуратности и бережного отношения к своим вещам, игрушкам и пособиям. 6. Выработка у детей учебного поведения: спокойно выдерживать учебную деятельность. 7. Демонстрация готовности к совместным действиям с педагогом: принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия.
Должны знать: Уметь скатывать колбаски прямыми движениями рук,уметь скатывать шарики круговыми движениями рук с помощью педагога.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями, убирать рабочее место в совместной деятельности..
Предмет «Аппликация»(работа с бумагой)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с различными видами бумаги. | урок | 2 |
2. | Знакомство со свойствами бумаги. | урок | 2 |
3. | Знакомство со скрепляющим материалом. | урок | 1 |
4. | Способы сгибания бумаги | урок | 2 |
5. | Способы сминания бумаги | урок | 4 |
6. | Разрывание бумаги из полоски | урок | 4 |
7. | Изготовление бумажного теста | урок | 2 |
8. | Заполнение бумажным тестом барельефных форм | урок | 4 |
9. | Накладывание и приклеивание деталей в контур. | урок | 2 |
10. | Накладывание и приклеивание деталей на трафарет | урок | 4 |
11. | Техника объемного коллажа | урок | 5 |
12. | Техника плоскостного коллажа | урок | 2 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
1. Эмоциональное реагирование на ласковое обращение педагога, на контакт с педагогом и предмет, символизирующий педагога.
2. Спокойное реагирование на предложенную деятельность или предмет.
3. Выработка реакции на собственное имя - прикладывание руки к груди, в совместной деятельности с педагогом, с небольшой помощью педагога.
4.Брать символ арт. мастерской. 5. Формирование аккуратности и бережного отношения к своим вещам, игрушкам и пособиям. 6. Выработка у детей учебного поведения: спокойно выдерживать учебную деятельность. 7. Демонстрация готовности к совместным действиям с педагогом: принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия.
Должны знать: Виды бумаги.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями в совместной деятельности.
Предмет «Работа с природным материалом»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 |
2. | Пересыпание крупы из одной емкости в другую, используя прием насыпания горстью. | урок | 2 |
3. | Насыпание крупы в контур, используя приём насыпания горстью. | урок | 4 |
4. | Пересыпание семян из одной ёмкости в другую, используя приём щёпотью | урок | 2 |
5. | Насыпание семян в контур, используя приём щёпотью | урок | 2 |
6. | Техника коллаж с использование пинцетного захвата | урок | 1 |
7. | Коллаж «Природа» из природного, различного материала с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват. | урок | 4 |
8. | Коллаж «Море» из камушков, ракушек, звёздочек с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват | урок | 4 |
9. | Коллаж «Зима»из природного материала (палочки, спички и другое) | урок | 2 |
10. | Елочные игрушки из природного материала (шишки) | урок | 4 |
11. | Заполнение контуров(геометрические фигуры) | урок | 4 |
12. | Весенний коллаж из растений | урок | 3 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1. Эмоциональное реагирование на ласковое обращение педагога, на контакт с педагогом и предмет, символизирующий педагога.
2. Спокойное реагирование на предложенную деятельность или предмет.
3. Выработка реакции на собственное имя - прикладывание руки к груди, в совместной деятельности с педагогом, с небольшой помощью педагога.
4. Брать символ арт мастерской.
5. Формирование аккуратности и бережного отношения к своим вещам, игрушкам и пособиям. 6. Выработка у детей учебного поведения: спокойно выдерживать учебную деятельность.
7. Демонстрация готовности к совместным действиям с педагогом: принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия.
Должны знать: Приёмы насыпания горстью, щёпотью, пинцетный захват.
Должны уметь: Пользоваться скрепляющим материалом (кисточка, клей, клеевой карандаш) в совместной деятельности
Предмет «Рисование»(пластилинография)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с инструментами и материалами для рисования пластилином. | урок | 1 |
2. | Способы использования материалов(правильно держать стеку,палочкуи др.) | урок | 1 |
3. | Способы надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. | урок | 2 |
4. | Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. | урок | 3 |
5. | Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. | урок | 4 |
6. | Учить приему – размазывания сверху вниз. | урок | 4 |
7. | Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях | урок | 3 |
8. | Учить в совместной работе использовать прием – размазывания наощупь толще-тонше. | урок | 3 |
9. | Учить приему – размазывания снизу вверх. | урок | 3 |
10. | Учить приему - вдавливания. | урок | 2 |
11. | Учить детей выбирать форму (круглая, прямоугольная, квадратная) | урок | 2 |
12. | Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. | урок | 2 |
13. | Учить детей создавать коллективную композицию. | урок | 2 |
14. | Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде дорожки. | урок | 2 |
Всего часов | 34 | ||
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1. Эмоциональное реагирование на ласковое обращение педагога, на контакт с педагогом и предмет, символизирующий педагога.
2. Спокойное реагирование на предложенную деятельность или предмет.
3. Выработка реакции на собственное имя - прикладывание руки к груди, в совместной деятельности с педагогом, с небольшой помощью педагога.
4.Брать символ арт мастерской. 5. Формирование аккуратности и бережного отношения к своим вещам, игрушкам и пособиям. 6. Выработка у детей учебного поведения: спокойно выдерживать учебную деятельность. 7. Демонстрация готовности к совместным действиям с педагогом: принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия.
Должны знать: Приёмы надавливания,вдавливания,размазывания
Должны уметь:Надавливать,вдавливать,размазывать подушечкой пальца.
Предмет «Мыловарение»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с запахами. Откручивание крышки у флакона, удерживание его в руках ) | урок | 5 |
2. | Знакомство с инструментами и предметами . | урок | 4 |
3. | Учить нюхать носом предлагаемые предметы и эмоционально реагировать | урок | 4 |
4. | Учить принюхиваться:сосредотачивать внимание на запахе, запоминать и различать | урок | 4 |
5. | Учить групировать мыло по форме | урок | 5 |
6. | Учить определять форму на ощупь . | урок | 5 |
7. | Учить укладывать мыло в мешочек. Всего часов | урок | 7 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1. Эмоциональное реагирование на ласковое обращение педагога, на контакт с педагогом и предмет, символизирующий педагога.
2. Спокойное реагирование на предложенную деятельность или предмет.
3. Выработка реакции на собственное имя - прикладывание руки к груди, в совместной деятельности с педагогом, с небольшой помощью педагога.
4.Брать символ мастерской. 5. Формирование аккуратности и бережного отношения к своим вещам, игрушкам и пособиям. 6. Выработка у детей учебного поведения: спокойно выдерживать учебную деятельность. 7. Демонстрация готовности к совместным действиям с педагогом: принимать помощь взрослого, выполнять совместные действия.
Должны знать: Приёмы упаковки предмета в мешочек
Должны уметь:Упаковывать предмет в мешочек.
Второй уровень детей.
1.Лукьянова Таня.
1.Петрова Надя.
3.Мазилов Гера.
4.Марухин Сергей.
5.Колосов Трофим.
6.Суранов Дима.
7.Одувалова Влада.
8.Корейкин Максим.
9.Двоянов Влад.
10. Алексеев Артемий.
11.Тукмакова Злата.
12.Селивёрстов Влад.
13.Деньщиков Владимир.
14 Сакеев Владимир.
15.Кузнецов Саша.
3.1 Учебно-тематический план для детей второго уровня
Предмет «Лепка»(работа с тестом)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 | |
Процесс изготовления теста | урок | 2 | |
Разминание материала и раскатывание скалкой. | урок | 2 | |
Деление на части(отрывание от куска.отрезание стекой) | урок | 2 | |
Размазывание теста по шаблону | урок | 2 | |
Размазывание внутри контура | урок | 2 | |
Накладывание трафаретов и вырезание | урок | 2 | |
Придание формы(раскатывание колбасок прямыми движениями рук) | урок | 2 | |
Придание формы(раскатывание тонких и толстых колбасок) | урок | 2 | |
Придание формы(раскатывание шариков круговыми движениями рук) | урок | 2 | |
Придание формы(раскатывание больших и маленьких шариков) | урок | 2 | |
Вырезание стекой формы по шаблону, по контуру | урок | 2 | |
Выдавливание формы формочками | урок | 2 | |
Соединение путем плотного прижатия, примазывания и прищипывания. | урок | 4 | |
Видоизменение формы сгибание колбасок, расплющивание шариков. | урок | 2 | |
Защипывание края формы кончиками пальцев | урок | 2 | |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5. Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Знать процесс изготовления теста .Правила техники безопасности и поведения на занятиях.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями, убирать рабочее место. уметь скатывать колбаски прямыми движениями рук, уметь скатывать шарики круговыми движениями рук.
Предмет «Аппликация»(работа с бумагой)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
Виды бумаги | урок | 2 | |
Свойства бумаги | урок | 2 | |
Знакомство со скрепляющим материалом | урок | 4 | |
Способы сгибания бумаги попалам на уголок,в различных направлениях и по 2,3,4 сгиба | урок | 4 | |
Способы сминания бумаги | урок | 2 | |
Разрывание бумаги из полоски | урок | 1 | |
Изготовление бумажного теста | урок | 2 | |
Заполнение бумажным тестом барельефных форм и техника папье-маше. | урок | 4 | |
Мозаика(накладывание и приклеивание деталей в контур). | урок | 2 | |
Накладывание и приклеивание деталей на трафарет | урок | 4 | |
Техника обьёмного коллажа(обьёмные изделия из бумаги) | урок | 5 | |
Техника плоскостного коллажа | урок | 2 | |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5.Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Виды и свойства бумаги.Знать процесс изготовления бумажного теста.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями.уметь складывать бумагу в различных направлениях,уметь состовлять рисунок методом мозаики,уметь сделать различные предметы из бумажного теста.
Предмет «Работа с природным материалом»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 |
2. | Пересыпание крупы из одной емкости в другую используя прием насыпание горстью. | урок | 2 |
3. | Насыпание крупы в контур используя приём насыпание горстью. | урок | 4 |
4. | Пересыпание семян из одной ёмкости в другую используя приём щёпотью | урок | 2 |
5. | Насыпание семян в контур используя приём щёпотью | урок | 4 |
6. | Техника коллаж с использование пинцетного захвата | урок | 1 |
7. | Коллаж «Природа» из природного различного материала с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват.Изготовление бус используя (рябину,др.ягоды) | урок | 4 |
8. | Коллаж «Море» из камушков, ракушек, звёздочек с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват | урок | 3 |
9. | Коллаж «Зима»из природного материала (палочки, спички и другое) | урок | 2 |
10. | Елочные игрушки из природного материала (шишки) | урок | 4 |
11. | Заполнение контуров(геометрические фигуры) | урок | 4 |
12. | Весенний коллаж из растений | урок | 2 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5.Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Приём насыпания горстью, щёпотью, пинцетный захват.
Должны уметь: Пользоваться скрепляющим материалом (кисточка, клей, клеевой карандаш).Уметь соединять отдельные элементы из природного материала.Наклеивать засушенные растения,цветы,листья на картон,бумагу.
Предмет «Рисование» Предмет «Рисование»(пластилинография)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с инструментами и материалами для рисования пластилином. | урок | 1 |
2. | Способы использования материалов(правильно держать стеку,палочкуи др.) | урок | 1 |
3. | Способы надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. | урок | 2 |
4. | Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. | урок | 3 |
5. | Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. | урок | 4 |
6. | Учить приему – размазывания сверху вниз. | урок | 4 |
7. | Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях | урок | 3 |
8. | Учить в совместной работе использовать прием – размазывания наощупь толще-тонше. | урок | 3 |
9. | Учить приему – размазывания снизу вверх. | урок | 3 |
10. | Учить приему - вдавливания. | урок | 2 |
11. | Учить детей выбирать форму (круглая, прямоугольная, квадратная) | урок | 2 |
12. | Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. | урок | 2 |
13. | Учить детей создавать коллективную композицию. | урок | 2 |
14. | Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде звёздочки. | урок | 2 |
Всего часов | 34 | ||
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5. Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Приёмы надавливания,вдавливания,размазывания
Должны уметь:Надавливать,вдавливать,размазывать подушечкой пальца.
Предмет «Мыловарение»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с техникой мыловарения и техникой безопасности. | урок | 1 |
2. | Основные компоненты и инструменты. | урок | 1 |
3. | Основа. Приёмы разрезания и растапливания основы | урок | 1 |
4. | Мир ароматов. Подбор масел. | урок | 1 |
5. | Учить нюхать носом предлагаемые предметы и эмоционально реагировать | урок | 1 |
6. | Знакомство с формами. | урок | 1 |
7. | Изготовление мыла формы «Фрукты» | урок | 4 |
8. | Изготовление мыла формы «Цветы» | урок | 4 |
9. | Изготовление мыла формы «Животные» | урок | 2 |
10. | Изготовление мыла формы «Деревья» | урок | 2 |
11. | Изготовление мыла формы «Новый год» | урок | 5 |
12. | Изготовление мыла формы «8 Марта» | урок | 4 |
13. | Изготовление мыла формы «Письмо» | урок | 2 |
14. | Изготовление мыла формы «Сердце» | урок | 2 |
15. | Изготовление мыла формы» Геометрия» (круг, квадрат, овал) | урок | 3 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5.Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Назначение мыла. Свойства мыла.
Должны уметь: Разрезать мыльную основу на мелкие кусочки, и извлекать из формы. Упаковывать мыло в пакет.
Третий уровень детей.
1.Тороев Евгений.
2.Бащенко Миша.
3.Гюльмомедов Руслан.
4..Шелудько Даниил.
5.Барсуков Миша.
3.2 Учебно-тематический план для детей третьего уровня.
Предмет «Лепка»(работа с тестом)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 |
2. | Процесс изготовления теста | урок | 2 |
3. | Разминание материала и раскатывание скалкой. | урок | 2 |
4. | Деление на части(отрывание от куска.отрезание стекой) | урок | 2 |
5. | Размазывание теста по шаблону | урок | 2 |
6. | Размазывание внутри контура | урок | 2 |
7. | Накладывание трафаретов и вырезание | урок | 2 |
8. | Придание формы(раскатывание колбасок прямыми движениями рук) | урок | 2 |
9. | Придание формы(раскатывание тонких и толстых колбасок) | урок | 2 |
10 | Придание формы(раскатывание шариков круговыми движениями рук) | урок | 2 |
11. | Придание формы(раскатывание больших и маленьких шариков) | урок | 2 |
12 | Вырезание стекой формы по шаблону, по контуру | урок | 2 |
13 | Выдавливание формы формочками | урок | 2 |
14. | Соединение путем плотного прижатия, примазывания и прищипывания. | урок | 4 |
15 | Видоизменение формы сгибание колбасок, расплющивание шариков. | урок | 2 |
16. | Защипывание края формы кончиками пальцев | урок | 2 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети
Личностные результаты:
1. Проявлять ответственность за порученные задания.
2. Оценивать свою деятельность устно или жестами: хорошо, плохо.
3. Проявлять чувство взаимопомощи к детям своей группы.
4. Формирование чувства ответственности за свои поступки.
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
6. Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу.
Должны знать: Знать процесс изготовления теста. Уметь соединять детали в поделку.
Правила техники безопасности и поведения на занятиях.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями, убирать рабочее место. уметь скатывать колбаски прямыми движениями рук, уметь скатывать шарики круговыми движениями рук.
Предмет «Аппликация»(работа с бумагой)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
Виды бумаги | урок | 2 | |
Свойства бумаги | урок | 2 | |
Знакомство со скрепляющим материалом | урок | 4 | |
Способы сгибания бумаги попалам на уголок,в различных направлениях и по 2,3,4 сгиба | урок | 4 | |
Способы сминания бумаги | урок | 2 | |
Разрывание бумаги из полоски | урок | 1 | |
Изготовление бумажного теста | урок | 2 | |
Заполнение бумажным тестом барельефных форм и техника папье-маше. | урок | 4 | |
Мозаика(накладывание и приклеивание деталей в контур). | урок | 2 | |
Накладывание и приклеивание деталей на трафарет | урок | 4 | |
Техника обьёмного коллажа(обьёмные изделия из бумаги) | урок | 5 | |
Техника плоскостного коллажа | урок | 2 | |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5.Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Виды и свойства бумаги.Знать процесс изготовления бумажного теста.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями.уметь складывать бумагу в различных направлениях,уметь состовлять рисунок методом мозаики,уметь сделать различные предметы из бумажного теста.
Предмет «Работа с природным материалом»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 |
2. | Пересыпание крупы из одной емкости в другую используя прием насыпание горстью. | урок | 2 |
3. | Насыпание крупы в контур используя приём насыпание горстью. | урок | 4 |
4. | Пересыпание семян из одной ёмкости в другую используя приём щёпотью | урок | 2 |
5. | Насыпание семян в контур используя приём щёпотью | урок | 4 |
6. | Техника коллаж с использование пинцетного захвата | урок | 1 |
7. | Коллаж «Природа» из природного различного материала с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват.Изготовление бус используя (рябину,др.ягоды) | урок | 4 |
8. | Коллаж «Море» из камушков, ракушек, звёздочек с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват | урок | 3 |
9. | Коллаж «Зима»из природного материала (палочки, спички и другое) | урок | 2 |
10. | Елочные игрушки из природного материала (шишки) | урок | 4 |
11. | Заполнение контуров(геометрические фигуры) | урок | 4 |
12. | Весенний коллаж из растений | урок | 2 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5.Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Приём насыпания горстью, щёпотью, пинцетный захват.
Должны уметь: Пользоваться скрепляющим материалом (кисточка, клей, клеевой карандаш).Уметь соединять отдельные элементы из природного материала.Наклеивать засушенные растения,цветы,листья на картон,бумагу.
Предмет «Рисование» Предмет «Рисование»(пластилинография)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с инструментами и материалами для рисования пластилином. | урок | 1 |
2. | Способы использования материалов(правильно держать стеку,палочкуи др.) | урок | 1 |
3. | Способы надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики. | урок | 2 |
4. | Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики. | урок | 3 |
5. | Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики. | урок | 4 |
6. | Учить приему – размазывания сверху вниз. | урок | 4 |
7. | Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях | урок | 3 |
8. | Учить в совместной работе использовать прием – размазывания наощупь толще-тонше. | урок | 3 |
9. | Учить приему – размазывания снизу вверх. | урок | 3 |
10. | Учить приему - вдавливания. | урок | 2 |
11. | Учить детей выбирать форму (круглая, прямоугольная, квадратная) | урок | 2 |
12. | Учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы. | урок | 2 |
13. | Учить детей создавать коллективную композицию. | урок | 2 |
14. | Учить пластилиновый шарик, размазывать в виде звёздочки. | урок | 2 |
Всего часов | 34 | ||
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5. Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Приёмы надавливания,вдавливания,размазывания
Должны уметь:Надавливать,вдавливать,размазывать подушечкой пальца.
Предмет «Мыловарение»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с техникой мыловарения и техникой безопасности. | урок | 1 |
2. | Основные компоненты и инструменты. | урок | 1 |
3. | Основа. Приёмы разрезания и растапливания основы | урок | 1 |
4. | Мир ароматов. Подбор масел. | урок | 1 |
5. | Учить нюхать носом предлагаемые предметы и эмоционально реагировать | урок | 1 |
6. | Знакомство с формами. | урок | 1 |
7. | Изготовление мыла формы «Фрукты» | урок | 4 |
8. | Изготовление мыла формы «Цветы» | урок | 4 |
9. | Изготовление мыла формы «Животные» | урок | 2 |
10. | Изготовление мыла формы «Деревья» | урок | 2 |
11. | Изготовление мыла формы «Новый год» | урок | 5 |
12. | Изготовление мыла формы «8 Марта» | урок | 4 |
13. | Изготовление мыла формы «Письмо» | урок | 2 |
14. | Изготовление мыла формы «Сердце» | урок | 2 |
15. | Изготовление мыла формы» Геометрия» (круг, квадрат, овал) | урок | 3 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
1.Адекватно реагировать на пространственные передвижения внутри учреждения (путь от класса до арт.мастерской.).
2. Адекватно вести себя в знакомых и незнакомых ситуациях.
3. Откликаться и реагировать на своё имя, прикладывая ладонь к груди.
4.Выполнение простых общих для всех детей правил поведения при сотрудничестве, во время учебной деятельности.
5.Проявлять аккуратность при выполнении заданий, бережно относиться к материалам.
6.Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садится на стул, сидеть во время занятий.
7. Формирование чувства коллективизма, взаимопомощи.
8. Фиксирование взгляда ученика на лице учителя.
Должны знать: Назначение мыла. Свойства мыла.
Должны уметь: Разрезать мыльную основу на мелкие кусочки, и извлекать из формы. Упаковывать мыло в пакет.
Предмет «Аппликация»(работа с бумагой)
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Виды бумаги | урок | 2 |
2. | Свойства бумаги | урок | 2 |
3. | Знакомство со скрепляющим материалом | урок | 2 |
4. | Способы сгибания бумаги попалам на уголок,в различных направлениях и по 2,3,4 сгиба | урок | 4 |
5. | Способы сминания бумаги | урок | 1 |
6 | Способы скручивания полоски бумаги различной формы | урок | 4 |
7. | Изготовление бумажного теста | урок | 2 |
8. | Заполнение бумажным тестом барельефных форм и техника папье-маше. | урок | 3 |
9. | Мозаика(накладывание и приклеивание деталей в контур). | урок | 2 |
10. | Накладывание и приклеивание деталей на трафарет | урок | 4 |
11. | Техника обьёмного коллажа(обьёмные изделия из бумаги) | урок | 5 |
12 | Техника плоскостного коллажа | урок | 3 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
Личностные результаты:
1. Проявлять ответственность за порученные задания.
2. Оценивать свою деятельность устно или жестами: хорошо, плохо.
3. Проявлять чувство взаимопомощи к детям своей группы.
4. Формирование чувства ответственности за свои поступки.
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
6. Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу.
Должны знать: Виды и свойства бумаги.Знать процесс изготовления бумажного теста.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями.уметь складывать бумагу в различных направлениях,уметь состовлять рисунок методом мозаики,уметь сделать различные предметы из бумажного теста.
Предмет «Работа с природным материалом»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с материалами и инструментами | урок | 2 |
2. | Пересыпание крупы из одной емкости в другую используя прием насыпание горстью. | урок | 2 |
3. | Насыпание крупы в контур используя приём насыпание горстью. | урок | 4 |
4. | Пересыпание семян из одной ёмкости в другую используя приём щёпотью | урок | 2 |
5. | Насыпание семян в контур используя приём щёпотью | урок | 4 |
6. | Техника коллаж с использование пинцетного захвата | урок | 1 |
7. | Коллаж «Природа» из природного различного материала с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват.Изготовление бус используя (различные материалы.) | урок | 4 |
8. | Коллаж «Море» из камушков, ракушек, звёздочек с использованием захватов горстью, щёпотью, пинцетный захват | урок | 3 |
9. | Коллаж «Зима»из природного материала (палочки, спички и другое) | урок | 2 |
10. | Елочные игрушки из природного материала (шишки) | урок | 4 |
11. | Заполнение контуров(геометрические фигуры) | урок | 4 |
12. | Весенний коллаж из растений | урок | 2 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
Личностные результаты:
1. Проявлять ответственность за порученные задания.
2. Оценивать свою деятельность устно или жестами: хорошо, плохо.
3. Проявлять чувство взаимопомощи к детям своей группы.
4. Формирование чувства ответственности за свои поступки.
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
6. Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу.
Должны знать: Приём насыпания горстью, щёпотью, пинцетный захват.
Уметь соединять детали в поделку.
Должны уметь: Пользоваться скрепляющим материалом (кисточка, клей, клеевой карандаш).Уметь соединять отдельные элементы из природного материала.Наклеивать засушенные растения,цветы,листья на картон,бумагу.
Предмет «Рисование»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с инструментами и материалами для рисования том числе неспецифическими(кусочки поролона, ваты, палочки и др.) | урок | 1 |
2. | Способы использования материалов (правильно держать карандаш, кисть, кусочки поролона и др.) | урок | 1 |
3. | Рисование. Работа с карандашом (прямая линия) | урок | 2 |
4. | Рисование. Работа с кистью « метод примакивания» | урок | 1 |
5. | Рисование пластилином (пластилинография) | урок | 4 |
6. | Рисование палочкой «техника граттаж» | урок | 3 |
7. | Рисование техника выдувания «Аэрография» | урок | 2 |
8. | Выполнение работы в контуре смешанная техника | урок | 2 |
9. | Раскрашивание контурного изображения с использованием трафаретов) | урок | 2 |
10. | Раскрашивание контурного изображения с использованием шаблона. | урок | 2 |
11. | Раскрашивание контурного изображения техника «оттиска» | урок | 2 |
12. | Раскрашивание контурного изображения техника «Фроттаж» | урок | 2 |
13. | Рисование техника «монотипия» | урок | 2 |
14. | Рисование техника «паспарту» | урок | 2 |
15. | Рисование пальчиками и ладошками (расположение изображения на поверхности листа (справа, слева, вверху, внизу, в середине) | урок | 4 |
16. | Повторение нетрадиционных живописных приемов | урок | 2 |
Всего часов | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
Личностные результаты:
1. Проявлять ответственность за порученные задания.
2. Оценивать свою деятельность устно или жестами: хорошо, плохо.
3. Проявлять чувство взаимопомощи к детям своей группы.
4. Формирование чувства ответственности за свои поступки.
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
6. Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу.
Должны знать: Приёмы нетрадиционных живописных приёмов (можно рисовать,пальчиками,ладошкой, палочкой, губкой и т.д.)
Должны уметь: Пользоваться различными материалами для рисования (палочки, губки, ватные палочки, карандаши, фломастеры для выдувания и др.) Уметь тонировать фон (пластилином,воском,красками)
Предмет «Мыловарение»
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Количество часов |
1. | Знакомство с техникой мыловарения и техникой безопасности. | урок | 1 |
2. | Основные компоненты и инструменты. | урок | 1 |
3. | Основа. Приёмы разрезания и растапливания основы | урок | 1 |
4. | Мир ароматов. Подбор масел. | урок | 1 |
5. | Красители. Подбор красителей натуральные и искусственные. | урок | 1 |
6. | Знакомство с формами. | урок | 1 |
7. | Изготовление мыла формы «Фрукты» | урок | 4 |
8. | Изготовление мыла формы «Цветы» | урок | 4 |
9. | Изготовление мыла формы «Животные» | урок | 2 |
10. | Изготовление мыла формы «Деревья» | урок | 2 |
11. | Изготовление мыла формы «Новый год» | урок | 5 |
12. | Изготовление мыла формы «8 Марта» | урок | 4 |
13. | Изготовление мыла формы «Письмо» | урок | 2 |
14. | Изготовление мыла формы «Сердце» | урок | 2 |
15. | Изготовление мыла формы» Геометрия» (круг, квадрат, овал) Всего часов | урок | 3 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года дети.
Личностные результаты:
1. Проявлять ответственность за порученные задания.
2. Оценивать свою деятельность устно или жестами: хорошо, плохо.
3. Проявлять чувство взаимопомощи к детям своей группы.
4. Формирование чувства ответственности за свои поступки.
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала.
6. Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу.
Должны знать: Назначение мыла. Свойства мыла.
Должны уметь: Разрезать мыльную основу на мелкие кусочки, растапливать, заливать в форму и извлекать из формы. Упаковывать мыло в пакет.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Проявлять ответственность за порученные задания.
2. Оценивать свою деятельность устно или жестами: хорошо, плохо.
3. Проявлять чувство взаимопомощи к детям своей группы.
4. Формирование чувства ответственности за свои поступки.
5.Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала, ответственного отношения к учению.
6. Здороваться при встрече и прощаться при расставании, благодарить за услугу.
3. Разучивать потешки, стихи, считалочки во время учебной деятельности.
4. Слушать и понимать содержание учебного материала, уметь отвечать на вопросы.
Предметные результаты.
1. Удерживание предмета, ощупывание и выполнение адекватных действий
с предметом в совместной деятельности с педагогом.
2. Выполнение целенаправленных действий с предметами, выполнение соотносящих движений
3. Захватывание предметов ладонным способом, одной, двумя руками.
4. Адекватное реагирование при работе с тестом, бумагой, крупой, и другими материалами.
5. Ориентирование в заданиях по образцу, в совместной деятельности с педагогом.
6. Развитие соотносящих движений обеих рук.
7. Проявление интереса к предлагаемым видам деятельности.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Слуховые индивидуальные аппараты, КП.
2. Очки для коррекции зрения.
3.Дидактический материал для проведения пальчиковых гимнастик.
4 Раздаточный материал: тесто, бумага, природный материал и другое
5. Предметы для развития обонятельных ощущений (предметы для различения
запахов:эфирные масла,парфюмерные, бытовые).
6. Оборудование: блендер, печь, ёмкости.
7. Предметы для развития кинестетических ощущений (шарики, мячи, воздушные шары).
8. Дидактический материал: .
9.Различный природный материал: крупы,тесто,мыльная основа,различные виды бумаги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л. Баряева, О.Гаврилушкина,А.Зарин,
2.Цветные ладошки И.А.Лыковой.
3.Программа «Радуга» Кожахина С.К. и Г.Г.Григорьева.
4.Пальчиковая гимнастика. Пособие для педагогов и родителей Иванов А.А, Рудашевская О.В., СПб,2005г
5. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет». Москва «Мозаика-синтез» 2012г.
6. Шипицына Л.М. «Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов». СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии» 2012г.
7. Епифанова Г.К., Заречнова Е. А. «Значимость процесса формирования коммуникации для развития детей со сложной структурой дефекта». – Сергиев Посад, ИИЦ «Весь Сергиев Посад», 2003г.
8. Захарова Ю.В. «В мире форм, силуэтов и контуров» Москва: «Владос», 2006г.
9. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». Москва: «Творческий центр» 2005г.
10. Арт-терапия: практика и исследования: Сборник статей/ НП «АРТ-терапевтический Балтийский Центр Айдос. Ответственный редактор Н. Е. Пурнис. СПб.: Соларт, 2003- 136 с.
11 .Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 383с.
- Бонде Л. Магия цвета. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 384 с.
- . Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевтические виды художественной деятельности / М. С. Вальдес Одриосола. – М. : Владос, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей старшей группы №5 « Теремок» составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Рабочая программа по развитию детей (ОТ 5 ДО 6) разработана в соответствии с Основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2017-2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ№ п/пРаздел Страница 1.Целевой раздел 1.1Пояснительная записка31.2Цель программы51.3Методические принципы построения программы51.4Условия реализации программы61.5Целевые ориентиры72.Ор...
Примерная образовательная программа. Физика. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. А. Касьянова
Физика. Углубленный уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. А. Касьянова : учебно-методическое пособие / В. А. Касьянов, И. Г. Власова. —М. : Дрофа, 2017. — 65, [2] ...
Рабочая программа по истории 6 класс с использованием примерной рабочей программы по ФГОС
Рабочая программа, составленная в соответствии с требованиями ФГОС, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и автор...
- Мне нравится (1)