Информационно-коммуникационные технологии в оценке достижения планируемых результатов
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Шумайлова Татьяна Алексеевна

Использование табличного редактора Excell для мониторинга достижения планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИК технологии в оценке достижения планируемых результатов

Шумайлова Т.А.,

заместитель директора по учебной работе

МБОУ гимназии №1

Не сравнивай себя с другими,

сравнивай себя с собой вчерашним.

(Ученическая и педагогическая мудрость) 

Введение  ФГОС потребовало изменения не только концептуальных подходов к содержанию образовательных программ, но и к системе оценки результатов освоения этих программ.  Что касается перечня ожидаемых результатов освоения как предметных, так и междисциплинарных программ формирования универсальных учебных действий (УУД), то они достаточно четко прописаны в требованиях Стандарта в виде планируемых метапредметных и предметных результатов: «выпускник научится:…», «выпускник получит возможность научить». А вот технология отражения этих результатов в предлагаемой системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования в рамках Примерных программ носит рекомендательный и вариативный характер.  

Поэтому в данной статье речь пойдет только о технической стороне вопроса, а именно: оптимизации форм таблиц образовательных результатов количественно фиксирующих уровень овладения перечнем действий (умений), которыми должен  или может овладеть ученик. В процессе решения этой задачи  мы опирались на следующие установки:

  • формы представления зафиксированных результатов должны быть достаточно унифицированы;
  • они должны обеспечить возможность сравнительного анализа и отслеживания динамики уровня индивидуальных и общих (класса, школы) достижений на основе сравнения предыдущего и настоящего состояния;
  • они должны быть наглядны и понятны всем участникам образовательного процесса (ученикам, родителям, учителям, администрации);
  • они должны быть эргономичны, то есть автоматизированы насколько это возможно.

Наиболее оптимальный вариант статистической обработки и визуализации данных - это использование ресурсных возможностей электронных таблиц Microsoft Excel. В гимназии уже сложился опыт использования данной среды для создания таблиц ежемесячной аттестации обучающихся, поэтому необходимо было их только доработать и усовершенствовать.

Итогом данной работы стали таблицы образовательных результатов по предметам и  по уровням сформированности УУД, которые заполняются учителем в электронном виде на сервере локальной сети и при необходимости могут быть распечатаны.

Минимальный уровень использования учителем таблиц результатов – использование только после проведения входного контроля, итоговых контрольных работы по предметам (один раз в полугодие) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки в таблицу результатов.

Для оценки предметных достижений используется традиционная 5-балльная шкала, но объектом оценивания является решение каждой учебной задачи или группы заданий, показывающих овладение конкретным умением. Перечень учебных задач обязательно должен включать в себя всю систему опорных знаний и может включать задания, превышающие этот уровень.

Ниже приведен вариант таблицы предметных образовательных результатов:

Таблица образовательных результатов по ____________ (предмет)

Класс _____

Учитель _____________

Ф.И. ученика

Входной контроль

1-е полугодие

2-е полугодие

1,

Иванов И.

1

2

3

Σ*

1

2

3

Σ*

1

2

3

Σ*

2,

Петров П.

Σ**

1,2,3,…  – это номера выполненных учебных заданий, детализированные с помощью опции контекстного меню «Вставить примечание». Так, например, в таблицах 3 класса по математике задание №1 выявляет уровень сформированности умения работать с числами 100-1000, задание №2 – умение сравнивать числа в пределах 1000, задание №3 – умение моделировать текст задачи в виде схемы и т.д. Данная информация и отражается в примечании при наведении курсора на соответствующую ячейку.

Обобщенный результат в виде индивидуальной суммы баллов в каждом обследовании (*Σ) и  интегрированный результат сформированности конкретных  знаний и умений класса (**Σ) автоматически подсчитывается с помощью введенных в данные ячейки формул и сразу отображается на диаграмме.

Такая сводная таблица результатов в большей степени предназначена для работы учителя и администрации. Для обучающихся и родителей на отдельных страницах автоматически генерируются индивидуальные результаты, на которые легко можно перейти либо используя опцию «ссылка», либо по вкладкам внизу страницы (номер вкладки соответствует порядковому номеру ученика в списке сводной таблицы).

   

На наш взгляд, данная форма представления результатов, безусловно, обладает рядом положительных качеств:

  1. полностью соответствует диагностической функции оценки и позволяет определить эффективные методы корреляции индивидуальной образовательной траектории. Кроме того, при этом мы даем целевую установку ребёнку не сравнивать себя с другими, испытывая на прочность свою самооценку, а совершенствоваться в сравнении  с «собой вчерашним» и стремиться выносить из школы всё-таки не отметки, а знания;
  2. имеет все преимущества электронного документооборота, а именно: оптимизацию обработки, представление и хранение необходимой информации качества освоения образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

Материал для родителей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Тема доклада на МО учителей английского языка Суздальского района 23.12.2012г. "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего об...

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО (использование результатов мониторинговых исследований по предметам, ВПР, ГИА)

ВПР как средство диагностики уровня досижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...