Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа

Калачина Людмила Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_4_g.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Умники и умницы» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ; федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями; письма Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 года № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»; положения о рабочей программе МОУ «Лицей № 26»; программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам».  

Цели и задачи программы

Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Задачи:

 сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;

 способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;

 развивать:

 мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно-логическое,  практическое, теоретическое, реалистическое);

 воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);

 внимание (произвольное и непроизвольное);

 память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;

— мотивацию к познанию окружающего мира.

—  прививать навыки культурного поведения;

—  помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.

формирование здорового образа жизни.

Общая характеристика программы

В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.

Программа состоит из 2 учебных тем: «Развитие коммуникативных способностей» и «Развитие познавательных способностей».

Развитие коммуникативных способностей

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.

Речевое обучение детей предполагает:

Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов.

Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая методика.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.

Развитие познавательных способностей

Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.

Основными принципами работы программы являются:

 учет современных требований;

 учет возрастных особенностей;

 доступность;

 последовательность;

 системность;

 эффективность;

 личностно-ориентированный подход.

 управляемость образовательным процессом;

 сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

 повествование;

 объяснение;

 диалог;

 доказательство;

 рассказ;

 рассуждение;

 беседа.

Методы организации деятельности:

состязание;

 показ примеров и образцов;

создание ситуации успеха;

 перспектива.

Методы стимулирования и мотивации;

Методы стимулирования интереса к учению:

 игры;

 соревнования;

 познавательные беседы;

 создание ситуации успеха;

 эмоционально-нравственных ситуаций;

 творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

убеждение;

требование;

 поощрение;

 порицание;

 наказание;

 поручение.

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Формы организации занятий:

 учебное занятие;

 открытое занятие;

 экскурсии;

 организация праздников;

 театрализованное занятие;

 участие в выставках и конкурсах различного уровня;

 Задачей курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание места данного курса в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «Лицей №26» всего на изучение учебного курса по внеурочной деятельности «Умники и умницы» в четвёртом классе отводится 35 часов (1 ч в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Формирование универсальных учебных действий        

Личностные результатами изучения курса в четвертом классе является формирование следующих умений:

— Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

— Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

— Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

— Учиться работать по предложенному учителем плану.

— Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

— Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

— выделять существенные признаки предметов;

— сравнивать между собой предметы, явления;

— обобщать, делать несложные выводы;

— классифицировать явления, предметы;

— определять последовательность событий;

— судить о противоположных явлениях;

— давать определения тем или иным понятиям;

— определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

— выявлять функциональные отношения между понятиями;

— выявлять закономерности и проводить аналогии.  

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются по трём уровням.

Система оценки планируемых результатов

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов  получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

— прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

— пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

— рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

— контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

— тестирование;

— практические работы;

— творческие работы учащихся;

— контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создания портфолио для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

— степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

— поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

— результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

— косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Основные формы учета знаний и умений:

— тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

— участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

— участие в интеллектуальных играх;

— проведение турнира «Эрудитов» в конце каждой четверти.

Критерии оценки результатов тестов:

80-100% — высокий уровень освоения программы;

60-80% — уровень выше среднего;

50-60% — средний уровень;

30-50% — уровень ниже среднего;

меньше 30% — низкий уровень.

Связь с урочной деятельностью

Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Математика», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Ожидаемые результаты

Основной результат обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

— увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

— воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;

— воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

— формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

— развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Содержание программы

В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

4 класс

1.Тренировка психических процессов:
— развитие концентрации внимания;
— тренировка слуховой и зрительной памяти;
— совершенствование воображения;
— развитие быстроты реакции, мышления;

2. Задания геометрического характера.
— составление и моделирование многогранников;
— построение фигур из счетных палочек;
— уникурсальные кривые;
— построение фигур из конструктора «Колумбово яйцо». «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Танграм».

3. Нестандартные задания алгебраического характера:
— задачи на переливание и на взвешивание;
— математический фокус ;
— математические ребусы;
— арифметические лабиринты с воротами;
— магические фигуры;
— цифровая головоломка «судоку» ;
— кросснамберы.

4. Нестандартные задания логического характера
— провоцирующие задачи;
— логические задачи на причинно-следственные цепочки;
— задачи с опорой на жизненные ситуации;
— комбинаторные задачи;
— задачи с альтернативным условием.

Календарно-тематическое планирование

   №

  п/п            

          Дата

                 Тема

Кол-         во        часов

   Тип

(форма)

 занятия

  Виды

(форма)

контроля

      Характеристика деятельности учащихся

  Примеча

       ние

   По плану

Факти

ческая

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

Стартовый контроль

- Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

-Выделять закономерности, завершать схемы.

-Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

-Называть предметы по описанию.

-Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

-Объяснять  значение слов и выражений.

-Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

-Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

-Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

-Проговаривать последовательность действий.  

-Учиться  высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с  иллюстрацией  рабочей тетради.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

4.

Тренировка слуховой памяти . Совершенствование мыслительных операций. . Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

5.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

6.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

7.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

8.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

9.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

10.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

-Составлять

и преобразовывать фигуры.

-Объяснять  значение слов и выражений.

-Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

-Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение

-Определять на глаз размеры предмета.

-Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

-Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

-Проговаривать последовательность действий.  

-Учиться  высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с  иллюстрацией  рабочей тетради.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

11.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

12.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

13.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

14.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

15.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

16.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Конкурс эрудитов

Итоговый контроль

17.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

-Объяснять  значение слов и выражений.

-Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

-Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения  дидактических игр.

-Объяснять  закономерности

-Описывать признаки геометрических фигур.

-Находить и выделять признаки разных предметов.

-Находить и выделять признаки разных предметов.

-Узнавать предметы по их  признакам.

-Давать  описание предметов, явлений в соответствии с их признаками

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

-Проговаривать последовательность действий.  

-Учиться  высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с  иллюстрацией  рабочей тетради.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

18.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

19.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

20.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

21.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

22.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

23.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

24.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

25.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

26.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

27.

Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

-Ориентироваться в пространстве листа.

-Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

-Давать несложные определения понятиям.

-Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

-Определять на глаз размеры предмета.

 -Демонстрировать чувство времени, веса,  расположенности в пространстве

-Излагать свои мысли ясно и последовательно.

-Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,  сравнивать предметы.

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

-Проговаривать последовательность действий.  

-Учиться  высказывать  своё  предположение  (версию)  на  основе  работы  с  иллюстрацией  рабочей тетради.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи  на  основе  простейших  математических  моделей  (предметных,  рисунков,  схематических рисунков, схем);  

28.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

29.

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

30.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

31.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

32.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

33.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи. Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1 ч

Занятие по развитию познава-тельных способ-ностей

34-35.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

2 ч

Конкурс эрудитов

Итоговый контроль

Учебно-методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие для 4 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 5 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Программа для учащихся 6 класса разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего образования с использованием...

Программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности(научно-познавательная направленность) по русскому языку "Умники и умницы" для 3 класса. содержит пояснительную записку и КТП на 34 часа в год, 1 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"  3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности. Направление общее интеллектуальное....