Использование инновационных технологий на уроках математики
статья (6, 8, 9 класс)
«Использование инновационных технологий на уроках математики»
Мы все с вами работаем в этом направлении: решение задач прикладного характера, измерительные работы на местности используем как на уроках, так в играх в рамках недели математики. Такая работа обычно вызывает множество положительных эмоций как у ребят, так и учителей, которых мы приглашаем на мероприятия. Тем более, что задачи реальной математики встречаются и на выпускных экзаменах, и их решение затребованы ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovats_tehnologiy.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиппова Ж.М. – учитель
МАОУ «СОШ №52» г. Улан-Удэ
«Использование инновационных технологий на уроках математики»
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.
С декабря 2013 года по распоряжению Правительства Российской Федерации вступила в силу Концепция развития математического образования.
Цели концепции:
-вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире;
-обеспечить готовность учащихся к применению математики в других областях;
- систематизировать знания, существенно влияющих на интеллектуальную готовность школьников.
Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.
Основная задача Концепции развития математического образования - популяризации математических знаний среди учащихся. Ведь распространение математических знаний в современной и доступной форме увеличивает количество людей, интересующихся этой наукой, благодаря стимуляции интереса к ней. Главное – заинтересовать, не перегрузив научной информацией.
Проблемы развития математического образования
- Проблемы мотивационного характера
- Проблемы содержательного характера
- Кадровые проблемы
Сегодня я хотела остановиться на проблеме мотивационного характера
Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.
Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых; обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.
Это все в теории, а на практике мы часто слышим от учащихся, особенно старшеклассников, вопросы такого рода как «Зачем мне ваши интегралы и логарифмы? Где пригодятся синусы и косинусы?». И ответ словами М. Ломоносова «Математика в порядок ум приводит» не выглядит для учащихся убедительными.
Поэтому перед учителем ставиться проблема: как научить детей математике и сделать ее интересной и практичной для школьников.
Мы все с вами работаем в этом направлении: решение задач прикладного характера, измерительные работы на местности используем как на уроках, так в играх в рамках недели математики. Такая работа обычно вызывает множество положительных эмоций как у ребят, так и учителей, которых мы приглашаем на мероприятия. Тем более, что задачи реальной математики встречаются и на выпускных экзаменах, и их решение затребованы ФГОС ООО.
Использование инновационных технологий на кружках и факультативах и в рамках декады математики также способствуют развитию интереса к математике и творческих способностей учащихся.
В современном обществе происходят стремительные изменения, которые требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Ускорение в сфере информатизации отрицательно сказалось на отношении некоторых учащихся к обучению в школе. Часть ребят считает вообще зазорным учиться, другая часть, наоборот, хочет быть успешной, но не хочет прикладывать к этому никаких усилий, а часть ребят хотят быть успешными и идут к этой цели, прикладывая все свои силы.
Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники должны обладать необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих им уверенно чувствовать себя в современном высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.
Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.
Я постоянно ищу пути повышения эффективности обучения, использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
На своих занятиях я использую различные технологии: проектный метод, проблемное обучение, ИКТ технологии, тестовые технологии.
Проектную деятельность я начинаю уже с пятого класса. В 5 классе учащиеся с увлечением составляют кроссворды, математические ребусы, придумывают свои задачи. Такие задания с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые с трудом одолевают математику. Таким образом, они усваивают математические термины, учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Шестиклассники готовят учебные проекты по темам «Проценты в нашей жизни», «Координатная плоскость», «Пропорция». Проектная деятельность учит ребят работе с большим объёмом информации, анализу изучаемого материала, его систематизации, постановке проблемы, целей своей деятельности. Использование метода проектов даёт возможность формирования и развития исследовательской и познавательной компетентностей обучающихся, необходимых современному выпускнику.
Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну.
Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.
Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. При подготовке учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ использую в своей работе тренировочные тестирования на платформе сайта Узтест, где можно провести контроль и составить предварительные прогнозы.
Использование здоровьесберегающих технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, что дает положительные результаты в обучении.
Участие в различного рода мероприятиях, несомненно, способствует популяризации математических знаний. В своих работах ребята стараются подчеркнуть мысль о том, что математика – царица всех наук. Дети работают над исследованием прикладного значения математики. И можем сказать, что в математика – это не только цифры и сухая информация. В ней много нескучного и удивительного. Надо только не лениться и это удивительное поискать, удивиться самому и заразить интересом других.
Ежегодно мои ученики принимают активное участие в российских и международных дистанционных олимпиадах по математике - Международных конкурсах –играх «Слон» и «Кенгуру», олимпиадах проводимых на сайте платформы Учи.ру, где являются призёрами и победителями. У учащихся со слабой мотивацией появился интерес к математике.
Применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний, создать комфортные условия для их обучения.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов. Предмет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Уважаю учителя ________________________________________________________________
- Хотел бы получать дополнительные знания_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Определение школьной успешности ученика»
( с точки зрения ученика и учителя).
1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается
не может сконцентрировать внимание.
3.Задания на уроке выполняет: в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,
когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.
4.Внимательно слушает объяснения учителя.
5 Задает интересные вопросы.
6 В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.
7 С удовольствием выполняет творческие задания.
8 Посещает предметный факультатив
10.. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.
11. В микро-групповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях
12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.
13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.
14. Нравится получать по предмету высокие отметки.
15. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.
16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.
17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.
18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.
19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.
20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.
21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование инновационных технологий на уроке математики
Каждый раз, готовясь к уроку, учитель старается выбрать оптимальные средства и способы его проведения. Для оптимизации урока часто использовались различные технические средства обучения, на...
Использование инновационных технологий на уроках математики.
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции...
Использование инновационных технологий на уроках математики
Использование инновационных технологий на уроках математики...
Использование инновационных технологий на уроках математики.
Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Сегодня наши выпускники ...
«Использование инновационных технологий на уроках математики».
laquo;Использование инновационных технологий на уроках математики». Использование компьютерной техники на уроках математики позволяет выйти на новые технологии в обучении детей разных уров...
Использование инновационных технологий на уроках математики
Применение инновационных технологий помогает научить учащихся активным способам получения новых знаний и создать комфортные условия для их обучения....
Использование инновационных технологий на уроках математики.
Обобщение опыта по использованию современных технологий на уроках математики....