Проект "Большой мир в маленьком зёрнышке"
проект

Шевчук Людмила Викторовна

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами…. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой.  Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения, эксперимента  и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshoy_mir_v_malenkom_zyornyshke.docx126.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Утверждаю:

и.о.заведующего МБДОУ «Детский сад № 40»

                                                                                                                        ________________ М.А.Мутовина

http://www.cheboksary.ru/images/21335.jpg

Летний оздоровительный проект

«Большой мир в маленьком зёрнышке»

для детей разновозрастного возраста с ОВЗ

срок реализации:  июнь* август 2019 г.

Ovoschi3_2.jpg

Ответственные:

Логопед-дефектолог:

Шевчук Людмила Викторовна

Учитель-логопед:

Емельянова Анна Витальевна

г. Ачинск 2019 год

Экспериментально-исследовательский проект

«Большой мир в маленьком зёрнышке»

Паспорт проекта

Актуальность

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами…. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой.  Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения, эксперимента  и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Полное наименование проекта

«Большой мир в маленьком зёрнышке»

Направление проекта

Познавательно – речевое развитие

Тип проекта

краткосрочный, экспериментально  - исследовательский, творческий.    

Вид проекта

Экспериментально-исследовательский

Цель проекта

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи проекта

Образовательные:

- учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность – труд людей);

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

- развивать у детей мелкую моторику и способность пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Воспитательные:

- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе;

- расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями.

- побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов

Сроки реализации проекта

 Июнь - август 2019 года

Участники проекта

Разновозрастные дети с ОВЗ,  родители

Состав проектной группы

Дети, узкие специалисты

Предполагаемый результат

1. Расширятся знания детей о  растениях,  об условиях  жизни, и способах ухода.    

2. Разовьются познавательные и мыслительные процессы.

3. Расширится и актуализируется словарный запас

4. У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.  

5. Научатся уважительному отношению к своему труду и труду других людей.

6. Сформируется активность и заинтересованность  в образовательном процессе у детей и родителей.                                                                                                            

Пояснительная записка

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Они являются мощным стимулом развития маленького человека от рождения до момента его взросления  на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой (ориентировочно-исследовательской) деятельности.

           Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в дошкольном учреждении разработан проект «Большой мир в маленьком зёрнышке»  для детей старшего дошкольного возраста.

           Ведущая идея проекта заключается в пробуждении у детей любознательности, желании узнать больше обогатить его жизнь  полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказать на него положительное моральной и эмоциональное влияние и, конечно же, ненавязчиво развивать мелкую моторику и совершенствовать речевую  деятельность.

Проект реализуется по двум направлениям:

1.  Совместная деятельность педагогов с детьми.                    

2.  Взаимодействие с родителями.                                                                          

Формирование исследовательских умений и навыков:

-формирование умения выявлять проблему;

-развивать навык самостоятельного поиска решений;

-развивать умение совершать выбор из имеющихся способов наиболее  адекватного и продуктивное его использование;

-развивать навык самостоятельного анализа  полученных результатов.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» - развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, освоение правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых.  Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать растения по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; определение условий необходимых для прорастания семян; формирование представления о  стадиях развития растения из семени; закрепление полученных знаний об условиях развития растений.

«Познавательное развитие» - расширение кругозора в части представлений о труде взрослых. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей. Сформировать интерес к выращиванию растений из семян, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.                                                                                                                                                                                  

 «Речевое развитие» - развивать умение делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Художественно-эстетическое развитие» - развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире, умение видеть прекрасное рядом

«Физическое развитие» - развитие физических качеств  и выдержки, выносливости в процессе освоения разных видов труда, развитие общей и мелкой моторики.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:  А есть ли большой мир в маленьком зернышке?

Проблемные вопросы: • Для чего мы посадили овощи на огороде?• Почему нужно поливать растения на огороде?• Как нам помогает солнышко выращивать овощи?• Как ты думаешь, зачем на огород прилетают насекомые?

Учебные вопросы:• Какие овощи ты знаешь?• Какого цвета огурец? • Какой помидор по форме, а морковь? • Какой по вкусу горошек? А лук? • Зачем нужна лейка? Грабли? Лопата? • Что такое огород? • Что такое грядка? • Что мы делали сегодня на огороде? • Что помогало нам выращивать овощи? • Что мы вырастили на нашем огороде? • Какие овощи спрятались в земле?• Кто прилетал на наш огород?

• Кто охранял наш огород от вороны? • Как пахнет подсолнух, петрушка?• Из чего мы делаем салат? Из чего мы варим суп?

Проектная идея: создать на территории дошкольного учреждения  огород. Получить урожай, выращенный самими дошкольниками, посредством экспериментальной деятельности.

Работа по реализации проекта строилась в три последовательных этапа

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Срок проведения

Деятельность педагога

Май

Разработка проекта

Определение направлений работы.

Разработка схемы огорода

Подбор методической и художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах и т.д.

Подбор  материала  и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности

Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.          

Подготовка участка к привозу  земли, очистка от мусора. Подготовка участка к созданию огорода (перекопка участка), прополка

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

Создание условий для проведения экспериментов.

Организация и проведение мероприятий.

Организация выставок, конкурсов:   выставка рисунков детей  «От семечки к ростку»

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

Участие  в эстетическом оформлении огорода.

Подбор информации для детей  «Это интересно»

Изготовление указателей с названиями растений.

Опыты в мини лаборатории для растений

Создание альбома «Дневник наблюдений»

Посадка овощных культур с соблюдением сроков и погодных условий.

Уход за растениями. Наблюдение за их ростом и развитием, за формированием и созреванием плодов

Совместная деятельность педагогов и детей.

Срок проведения

Мероприятия

Форма проведения

Цель

Ответственный

04.06.2019

  «Что я знаю об овощах?»

Беседа

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

«Посадим помидоры в пробирки»

Экспериментальная

деятельность № 1

Выявление факторов внешней среды для роста растений

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

05.06.2019

«Садим морковь»

Экспериментальная деятельность

Посев экспериментальных грядок – посадка семян моркови обычным способом (рассыпание в лунки) и путем смешения семян с клейстером.

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

13.06.2019

Растение и среда. «С водой и без воды»

«Дождик» Е.Стеквашов

Практически-экспериментальная деятельность № 2.

Опытным путем определить факторы внешней среды, благоприятные для роста растений.

Чтение художественной литературы

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

14.06.2019

 «В мире растений»

Беседа

Знакомство с русским народным творчеством, посвященным растениям. Обсуждение примет, пословиц и поговорок об овощах, растениях

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

«Сильное растение или нет?»

Экспериментальная деятельность № 9, наблюдение

Практическим путем определить качественные характеристики растений. Обсудить результаты наблюдения и прийти к выводу, что растения сильные, но это видно по истечении некоторого времени.

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

20.06.2019

«Все начинается с семечка»

Дидактическая игра

Закрепить названия овощей, их строение,  отличительные особенности,  подвести детей к выводу – многие растения вырастают из семечек, за которыми ухаживает человек

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

21.06.2019

«Первые всходы»

Наблюдение, беседа

Учить детей вести дневник наблюдений за ростом семян, отмечать видимые изменения.

Учить детей оценивать произошедшие изменения в росте растений

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

Растение и среда.

«На свету и в темноте»

«Наш сад» Е.Рашид

Практически-экспериментальная деятельность № 3.

Опытным путем определить факторы внешней среды, благоприятные для роста растений. Чтение художественной литературы

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

25.06.2019

«Узнай на ощупь»

Дидактическая игра

Развивать и закреплять знания об овощах, их отличительных особенностях. Развивать умение описывать предмет по тактильным ощущениям

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

Растение и среда.

«В тепле и в холоде»

«Огород» А.Прокофьев

Практически-экспериментальная деятельность № 4.

Опытным путем определить факторы внешней среды, благоприятные для роста растенийЧтение художественной литературы

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

28.06.2019

«Как быстрее?»

Практически-экспериментальная деятельность № 5.

Опытным путем определить факторы внешней среды, благоприятные для роста растений. Изучение пословиц и поговорок о росте растений

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

02.07.209

«Как дышат растения?»

Практически-экспериментальная деятельность № 6.

Трудовая деятельность

Опытным путем определить факторы внешней среды, благоприятные для роста растений. Прополка огорода для улучшения роста растений, рыхление почвы

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

«Что больше?»

Наблюдение

беседа

Наблюдение за ростом растений, внесение отметок в дневник наблюдений. Беседа о произошедших изменениях, обсуждение дальнейших действий по уходу за растениями

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

16.07.2019

«Поливаем цветной водой»

Экспериментальная деятельность № 7

Определение влияния окрашивания листьев растений при использовании цветной воды в поливе

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

 «Я знаю пословицы и поговорки о растениях, овощах»

Развлечение

Развитие речевой активности детей через изучение пословиц и поговорок о растениях, овощах, умении их пояснить.

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

18.07.2019

«Урожай у нас подрос»

Наблюдение

беседа

Наблюдение за ростом растений, внесение отметок в дневник наблюдений. Беседа о произошедших изменениях, обсуждение дальнейших действий по уходу за растениями

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

23.07.2019

«Что я вижу, что я знаю»

Наблюдение, полив и  прополка огорода.

Развитие наблюдательности, любознательности, речевой активности у детей. Привлечение их к ухаживанию за растениями

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

«Что потом?»

Беседа, экспериментальная деятельность № 8

Фиксирование результатов роста растений в дневнике наблюдений, систематизация знаний о росте растений, составление схемы растения с условными обозначениями

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

07.08.2019

Узнай на вкус

«От какого овоща эта часть?»

Дидактические игры

Уточнений и обогащение знаний детей о выращенных овощах через соотнесение овоща и его вкуса, запаха. Развивать умение узнавать овощ по вкусу, запаху без зрительного ориентира. Закрепить названия частей овоща

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

«Это что за чудеса?»

Наблюдение

беседа

Наблюдение за ростом растений, внесение отметок в дневник наблюдений. Беседа о произошедших изменениях, обсуждение дальнейших действий по уходу за растениями

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

14.08.2019

«Овощи с грядки»

Рисование

Развитие творческих способностей детей, учить фиксировать в своих рисунках результаты своего труда, наблюдений за ростом растений

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

«Сок овощей» № 10

«Овощи» Ю.Тувим

Практически-экспериментальная деятельность

Опытным путем определить красящие свойства растений.

Чтение художественной литературы.

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

28.08.2019

«Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты».

Развлечение

Закрепление знаний детей об овощах через игры

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В.

Экспериментальная деятельность проекта.

Вид эксперимента

Цель ход опыта

1

«Посадим помидоры в пробирки»

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

Оборудование: несколько семян помидор, три пробирки (с землёй, ватой, водой).

Ход опыта: Выясним, в какой почве растения прорастут раньше? В разные пробирки(с землёй, влажной ватой, водой) предлагаем детям посадить семена помидор и в течение двух недель наблюдаем за прорастанием семян.

2

«Растение и среда»

С водой и без воды

Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Оборудование: два одинаковых растения (укроп), вода.

Ход опыта: Выясним, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.)?

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисуете в течение одной недели. Делаем вывод: «Да, растения без воды жить не могут».

3

«Растение и среда»

На свету и в темноте

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход опыта: Выясним, с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрываем часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовываем результат опыта через 7—10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убираем колпак. Через 7—10 дней вновь зарисовываем результат (лук на свету позеленел — значит в нем происходит фотосинтез (питание)).

4

«Растение и среда»

В тепле и в холоде

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Оборудование: цветы с клумбы с частью почвы (осенью); модель зависимости растений от тепла.

Ход опыта: Почему на ветках на улице нет листьев? (на улице холодно, деревья «спят»). Предлагаю внести ветки в помещение. Наблюдаем за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовываем.

Вывод: Для жизни и роста растениям нужно тепло.

5

Как быстрее?

Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

Оборудование: веточки березы или тополя (весной), вода с минеральными удобрениями и без них.

Ход опыта: Определите, нужно ли растениям удобрение, и выберите разный уход за растениями: одно — поливайте обычной водой, другое — водой с удобрениями.

Для удобства пометьте емкости разными символами. Наблюдайте до появления первых листочков, следите за ростом (в удобренной почве растение более сильное, растет быстрее).

Вывод: в богатой, удобряемой почве растение крепче, лучше растет.

6

Как дышат растения?

Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа

Ход опыта: Узнаем, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Как нам обнаружить воздух? рассмотреть срез стебля через лупу (есть отверстия), погрузить стебель в воду (наблюдать выделение пузырьков из стебля). И проведем еще опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: налить в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см; вставить лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазать пластилином отверстие бутылки, как пробкой; здесь же проделать отверстие для соломинки и вставить ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепить соломинку пластилином; выгнать из бутылки воздух — через соломинку втянуть воздух. Из погруженного в воду конца стебля начнут выходить пузырьки воздуха. Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

7

«Поливаем цветной водой»

Цель: Определить, может ли окрашенная вода повлиять на цвет листьев.

Оборудование: вода, красители.

Ход опыта: Листья цветка Алисума - белого  можно покрасить, поливая его цветной водой.

Вывод: Почему так получается? Потому что цветок, впитывая в себя минеральные вещества из воды, почвы, отправляет их в листья. Поэтому, если цветок поливать цветной водой, цветы у него станут такого же цвета, как и вода.

8

Что потом?

Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Оборудование: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.

Ход опыта: Во что превращаются семена? В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сбора плодов сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко- росток — взрослое растение — цветок — плод.

9

«Сильное растение или нет»

Цель: выяснить, насколько растение сильное.

Оборудование: семена свеклы, 3 одинаковых стаканчика, 2 картонных диска, 1 камушек

Ход опыта: В стаканчики садятся семена  свеклы. Первый стаканчик оставляется открытым, во второй сверху кладется картонный круг, в третий стаканчик на картонный круг кладется камушек. Наблюдение продолжается месяц. Дети фиксируют дату всходов и насколько может растение поднять груз

Вывод: Растение – сильное, т.к. поднимает груз.

10

«Сок овощей»

Цель: сделать сравнительный анализ по цветовой гамме овощей.

Оборудование: пробирки, тёрка, несколько разновидностей овощей разного цвета: морковь, свекла, зелень петрушки.

Ход опыта:  протираем овощ через мелкую тёрку, выжимаем из мякоти сок, сравниваем цвета нескольких овощей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога,  детей, родителей

Сроки проведения

Ответственный

  1. Выставка  «Наш урожай»

август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В

  1. Дидактическая  игра  «Развивающее колесо»

август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В

  1. Наглядное пособие:  лэпбук «Где живут витамины?»

август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В

  1. Видеофильм проекта.

август

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В

  1. Уборка урожая. Подготовка грядок к зимнему сезону.

сентябрь

Шевчук Л.В.

Емельянова А.В

Список используемой литературы

Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

Используемые Интернет-ресурсыhttp://www.dobrieskazki.ru  ,  http://www.kalyakimalyaku.ru

Приложение № 1

Список детей с ОВЗ, принимавший участие в проекте.  

Фамилия, имя ребёнка

Группа

1

Герасимова Милана

Старшая группа «Почемучки»

2

Ежова Александра

Старшая группа «Почемучки»

3

Халипова Виктория

Старшая группа «Почемучки»  

4

Плеханов Мирослав

Старшая группа «Почемучки»

5

Антонов Юрий

Старшая группа «Почемучки»

6

Синельников Елисей

Старшая группа «Почемучки»

7

Лосев Захар Константинович

Средняя группа «Здоровячок»

8

Барбышев Даниил Валерьевич

Средняя группа «Здоровячок»

9

Горбунова Полина

Средняя группа «Здоровячок»

10

Федорова Софья

Средняя группа «Здоровячок»

Приложение № 2.

Журнал  посещаемости воспитанниками  занятий по проекту

июнь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1

Герасимова М

2

Ежова А

3

Халипова В

4

Плеханов М

5

Антонов Ю

6

Синельников

7

Лосев Захар

8

Барбышев Д

9

Горбунова П

10

Федорова С

июль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1

Герасимова М

2

Ежова А

3

Халипова В

4

Плеханов М

5

Антонов Ю

6

Синельников

7

Лосев Захар

8

Барбышев Д

9

Горбунова П

10

Федорова С

август

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1

Герасимова М

2

Ежова А

3

Халипова В

4

Плеханов М

5

Антонов Ю

6

Синельников

7

Лосев Захар

8

Барбышев Д

9

Горбунова П

10

Федорова С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

Мастер-класс "Маленькие истории для маленьких"

Эта презентация отражает некоторые приемы моей работы....

От зёрнышка к караваю

Цели:Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, показать весь путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на с...

Урок обобщения по биологии в 7 классе на тему: « Семейство злаки - дар маленького зёрнышка»

Урок обобщения по биологии  в 7 классе на тему: « Семейство злаки - дар маленького зёрнышка»...

"Джек и бобовое зёрнышко." - краткий пересказ на английском языке от первого лица.

Данный материал создан на основе книги для чтения "Джек и бобовое зёрнышко" к УМК серии "Английский в фокусе" для 5-го класса авторов Вирджиния Эванс, Джени Дули и др. Творческая р...

Урок литературы "Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке» Сказочное и реальное в сказке"

Учащиеся  на уроке  развивали  навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. Оформляли  анализ сказки в виде «...