Молодежь, проблемы и ответственность
статья

Михно Наталья Николаевна

Проблемы молодежи волновали общество во все времена. Проблема молодежи –  одна из основных, потому что, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodezh_problemy_i_otvetstvennost.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Михно Наталья Николаевна

                                      МАОУ СОШ № 13

Молодежь, проблемы  и ответственность (из опыта работы опорной школы по ОПК)

Проблемы молодежи волновали общество во все времена. Проблема молодежи –  одна из основных, потому что, за нею будущее. Но «век нынешний» и «век минувший» всегда в противоречии. Время глобальных реформ, захлестнувших Россию «сломало» систему прежней «морали», существенно перевернув все нравственные ценности. Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная…

Но почему нам кажется, что старшее поколение всегда не право, что ищет истоки проблем, когда они на поверхности или ищет их не там? Наверное, потому, что в сегодняшней молодежи не так сильно развито чувство ответственности, или оно еще не сильно укоренилось в молодых душах. Когда тебе восемнадцать лет, то кажется, что вся жизнь впереди, и если и сделаешь какие-либо ошибки, впереди есть столько времени, чтобы их исправить.

Какие  проблемы  испытывает  современная   молодёжь ? Это  прежде  всего

  • • Подмена жизненных ценностей;
  • Аморальность в поведении;
  • • • Непонимание поколений.
  • Алкоголизм; Наркомания; Табакокурение
  • • Преступность, самоубийства;

Молодость – это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование – это характерная черта молодого возраста. Молодость – пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия важнейших решений при нехватки жизненного опыта.

Постоянное навязывание бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслу целей, культивированию сиюминутных удовольствий поведения. Также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

        Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами. Возникают вопросы, А для чего нужно учиться, ведь работать все равно негде. Папка мой уезжает на заработки, когда он мне так нужен. У нас половина станицы работают вахтовым методом. Где семейные ужины? И прочие традиции?

        Очевидным является то, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый жизненный стиль. Ведь сегодня куда не кинься везде нужны деньги. Организовать паломническую поездку- деньги, в музей- деньги, в кино-деньги и не малые, а сегодня в моем 9 классе половина матерей одиночек, которые едва сводят концы с концами.

Современная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за свое будущее на себя, самостоятельного выбора и контроля своего поведения. В то же время совершенно очевидно, что подростки, находясь под воздействием непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Отсутствие знаний, навыков поведения у взрослой части населения – родителей, педагогов, – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколением. Почему из школы исчезли психологи, социальные педагоги? Экономим?

         Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди молодёжи. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения. Поэтому вся ответственность, как это не прискорбно ложиться на нас педагогов, преподавателей ОПК. Воспитание подростающго поколения нужно начинать с семьи, с родителей. В нашей школе мы возобновили давно забытую традицию родительского лектория, только теперь он имеет православное направление. Вместе с родителями мы беседуем на такие темы как «Красота супружества», «Мат- не наш формат», «Особенности духовного воспитания мальчиков и девочек» и другие. Этот опыт был предложен мною на Районном МО. Учителя ОПК Курганинского района, поработав над темами лектория собрали методическую копилку по проведению родительских собраний духовно- нравственного направления.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, распространение нигилизма, снижение нравственных критериев. Понимая это мы в течение двух лет работали над созданием программы «Православная педагогика   и психология»  для учащихся 10-11 классов социально-педагогического профиля. Данная программа - коллективный труд не только учителя и  но и священнослужителей Благочиния Курганинского района. Русская Православная Церковь является хранительницей традиционных идеалов и ценностей, поэтому сегодня особо возрастает ее значение в осуществлении программ модернизации общества. Русская Православная Церковь – важнейший субъект образовательного процесса, выполняющий социальный заказ православных верующих граждан России. Актуальность введения данного курса обусловлена тем, что именно в старшем школьном возрасте идёт углубление нравственного мировоззрения подростков.

Цель курса: познакомить учащихся с основами православной педагогики и психологии, раскрыть значение и роль педагога в формировании личности, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Ожидаемые результаты Ценностно-смысловой компонент.

  • Осознание основных нравственных ценностей христианской педагогической морали: ответственность, целеустремленность, добро; смирение; послушание ; бережное отношение ко всему окружающему;
    - патриотизм.

Личностные достижения

  • Определять  роль педагога в современном окружающем мире.
  • Уметь раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.
  • Иметь представление о системах норм и ценностей нравственности, морали педагога в христианской Руси и в современной России.
  • Адекватно оценивать своё поведение с точки зрения морально-нравственных норм.
  • Адекватно оценивать результаты практической деятельности, направленной на закрепление знаний культурологической компетенции.
  • Уметь раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.

На данный момент идет апробация данной программы в 14 Родниковской школе. Мы надеемся, что поставленные цели и задачи данной программы будут реализованы.

       К сожалению  сегодня многие забыли забыли мудрость предков и в погоне за самыми современным телевизорами, биткоинами  или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях…Вроде бы и стремиться наше правительство к решению данных проблем, но на местах наши дети к сожалению еще не ощущают эту заботу.

 Поэтому надо строить не тюрьмы, лагеря и колонии, а восстанавливать пионерские, православные лагеря и чтобы каждый ребенок мог бесплатно побывать не в школьном лагере в пятидесятиградусную жару, а на берегу моря, в лесу, как раньше. А родителям нужно понять, что накормить, одеть, обуть это все нужно, это все хорошо, но не надо забывать и о моральной стороне воспитания. Поймите, что дети ваши хотят быть понятыми, нужными и просто хотят, чтоб с ними считались. Они хотят быть взрослыми и свободными – так давайте им поможем…И о свободе своим ученикам я нередко повторяю слова Б.Пастернака: Я уяснил, что значит быть свободным, я разобрался в этом чувстве трудном, одном из самых сильных чувств на свете, и знаете, что значит быть свободным, а это значит быть за все в ответе!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс

Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...

урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".

Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова  " Ионыч"...

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"

Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...