Конструирование урока истории в условиях перехода к ФГОС
статья
Методическая статья "Конструирование урока истории в условиях перехода к ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_uroka_istorii_v_usloviyah_perehoda_k_fgos_ooo.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Уварова Наталья Борисовна,
Содномова Бальжит Базаровна,
Андреева Ольга Сергеевна,
учителя МО истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65» г.Улан-Удэ,
Республика Бурятия
В основе реализации образовательной программы основного общего образования лежит культурно-исторический системно-деятельностный подход. Основываясь на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих возрастных закономерностей развития детей и подростков, в системе российского образования, он стал активно разрабатываться в 1960-1990-е годы.
Основной смысл системно-деятельностного подхода определяется двумя системообразующими элементами:
1) цель образования – достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования;
2) условия достижения цели, т.е. включение обучающихся в деятельность, направленную на достижение цели образования.
Особенность системно-деятельностного подхода состоит в том, что он позволяет использовать разные методы и формы педагогических технологий – развивающего, личностно-ориентированного, проектно-исследовательского обучения; осуществлять педагогику сотрудничества; использовать возможности современных информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов.
Поскольку деятельность, как форма активности, включает в себя этапы мотивации (вовлечение в деятельность), целеполагания, проектирования действий, сами действия, анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями (рефлексия), все дидактические единицы образовательного процесса (урок или внеурочное занятие) имеют подобную структуру.
В рамках системно-деятельностного подхода обучение истории представляет собой логический процесс формирования у учащихся исторической картины жизни общества и человека в нем, как в прошлом, так и в настоящем, в основе которого лежит изучение исторического события. Несмотря на все изменения в области исторического образования, ключевую роль в изучении исторических событий, а также в обеспечении условий для реализации предметных, метапредметных и личностных результатов обучения учащихся, играет учитель, а основной дидактической единицей учебного процесса остается урок.
Ключевые понятия: ФГОС ООО, системно-деятельностный подход, личностные УУД, метапредметные УУД, предметные УУД, урок общеметодологической направленности, модульное конструирование урока
Уварова Наталья Борисовна,
стаж педагогической работы – 23 года.
Содномова Бальжит Базаровна,
стаж педагогической работы – 36 лет,
Андреева Ольга Сергеевна,
стаж педагогической работы – 7 лет.
учителя МО истории и обществознания
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №65» г.Улан-Удэ,
Республика Бурятия
КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
К ФГОС ООО.
В условиях перехода к ФГОС ООО требования к подготовки современного урока изменились.
Если в системе традиционных занятий урок – это составление конспекта, отражающего его основные этапы и содержание учебного материала, то в условиях работы по новым стандартам, урок – это моделирование деятельности обучающихся на основе использования системы учебных заданий, направленных на обеспечение запланированных результатов.
В изучении курса истории наиболее часто применяется урок общеметодологической направленности, образовательная цель которого построение теоретических основ знаний, а деятельностная цель – формирование способности учащихся к новому способу действий. Данный тип урока имеет четкую структуру, включающую следующие этапы: подготовительный, мотивационно-организационный, этап изучения нового материала, закрепления, контроля и рефлексии.
Современный урок истории конструируется на основе логической последовательности его этапов, на каждом из которых учитель выступает в роли управленца, мотивируя, организовывая, консультируя, контролируя учебно-познавательную деятельность учащихся.
№ | Этап урока | Управленческая функция учителя | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1. | Подготови-тельный | Информационно-аналитическая, планово-прогностическая | 1.Отбор содержания в соответствии не с информацией в учебнике, часто избыточной, а определяемой образовательной программой. 2. Отбор планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов. | Выполнение опережающих заданий (например, сообщений, презентаций) |
2. | Мотивационно-организа-ционный | Мотивационно-целевая | Через актуализацию знаний учащихся выявление цели и задач урока. | 1.Выполнение учащимися заданий (индивидуальная и фронтальная работа). 2. Организация взаимоконтроля. |
3. | Изучение нового материала | Организационно-исполнительская | Составление модели урока. Постановка цели на каждом этапе урока - определение основного проблемного вопроса - определение способов достижения цели - получение знаний - осуществление обратной связи - подведение итога этапа. | Выполнение учащимися разнообразных приемов и форм деятельности, направленных на решение основной проблемы урока |
4. | Закрепление и контроль знаний | Организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая | Постановка задачи через актуализацию полученных опорных знаний и умений на уроке – определение способа деятельности учащихся – проверка, анализ и разбор ошибок. | Самостоятельная деятельность учащихся, направленная на определение уровня усвоения нового материала (самоконтроль) |
5. | Рефлексия | Контрольно-диагностическая | Контроль уровня восприятия, освоения учебного материала учащимися на каждом этапе урока. Контроль степени «включенности» каждого ученика в образовательный процесс | Самооценка деятельности каждого учащегося на уроке. |
При конструировании урока методологической направленности эффективным является применение технологии модульного урока. Разработанный П.Ю.Цявичене, П.Н.Третьяковым и И.Б.Селовским метод обучения - это организация процесса учения, при которой учащиеся работают с отдельными модулями, где модуль – функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят целевой план действий, банк информаций, методическое руководство по достижению целей. Выделяется 3 типа модулей – познавательные, операционные и смешанные. Ведущими принципами модульного обучения являются: принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей и принцип обратной связи. Модульная технология в сочетании с технологией проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чотапов).
Таким образом, урок, сконструированный на основе модульной технологии, в целом и каждый из его этапов обладают самостоятельной логикой, соблюдение которой способствуют достижению результативности.
Методическая разработка урока по «Истории Древнего мира»
Ассирийская военная держава.
Цель: 1. Через постановку проблемного вопроса: «Почему Ассирию называли военной державой?» способствовать формированию у уч-ся представлений об особенностях местоположения Ассирии и влиянии природных условий на занятия ее жителей, о причинах возвышения Ассирии как военной державы, ее завоеваниях и причинах гибели.
2. Продолжить работу над формированием умений работать с картой, учебником; определять и раскрывать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, способствовать развитию умений работать с дополнительными информационными источниками; способствовать формированию навыков анализа и обобщения исторические события и явления, умения давать оценку ключевым событиям.
3. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению военной истории, формированию личностно-ориентированного восприятия связи времен. А также развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи при самостоятельной и парной работе, толерантного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Ученик должен научиться: показывать на карте и описывать географическое положение Ассирии, определять причины ее возвышения, определять направления и причины военных завоеваний Ассирийской державы, особенности организации управления завоеванными землями. Описывать ассирийскую армию, ее вооружение и приемы ведения войны. Давать характеристику роли исторической личности. Уметь показывать на карте территорию Ассирийской державы, давать объяснение историческим понятиям, называть основные исторические события в истории Ассирийской державы.
Ученик имеет возможность научиться:
- сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям; строить речевые высказывания в устной и письменной форме (познавательные УУД);
- соблюдать дисциплину, уважительно относиться к участникам образовательного процесса (личностные УУД);
- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты своей работы (регулятивные УУД);
- уметь слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения, делать логически 0боснованные рассуждения в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (коммуникативные УУД)
Оборудование урока: учебник Михайловский Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира», учебник для 5 класса, &17, настенная карта «Древний Египет и Междуречье», мультимедийная презентация «Ассирийская военная держава», рабочий лист.
Тип урока: урок методологической направленности с применением технологии модульного обучения.
Этапы урока:
1. Мотивационно-организационный:
- Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
- Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.
2. Изучение новой темы
3. Закрепление изученного на уроке
4. Рефлексия.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание
Ход урока.
1. Мотивационно-организационный этап.
1). Мотивационная беседа. Формулирование интегрированной цели урока.
Учитель истории: Посмотрите на карту. С какими государствами мы уже познакомились? В какой части света находились: Египет, Китай, Индия, Финикия, Палестина, Междуречье?
Цель урока: Сегодня мы познакомимся с еще одной страной, расположенной на территории Западной (Передней) Азии. Нам предстоит узнать ее географического положения, занятиях ее жителей, особенности возникновения и развития государства на территории этой страны.
Задачи урока:
- Мы продолжим развивать умения работать с картой, учебником, умения сравнивать, определять причины и последствия исторических событий, делать выводы.
- Во время работы с заданиями не забывайте правильно распределять время. При ответе на вопросы старайтесь правильно, четко и полно формулировать предложения.
- Во время работы на уроке не забывайте основное правило: «Сначала слушаем, потом комментируем, дополняем, исправляем».
2). Актуализация опорных знаний учащихся по изученным вопросам.
Цель: актуализировать основные знания учащихся, подвести к определению цели изучения нового материала.
- Учитель истории: На территории Западной Азии были расположены Палестина, Финикия, Междуречье. Откуда такое название- «Междуречье»? Какое государство здесь было образовано? Как звали его самого знаменитого правителя? Чем он прославился в истории?
- Словарная работа: Выполнение учащимися задания I в рабочем листе.
Из полученных слов или словосочетаний, выпишите первую букву
- Проверка выполненного задания: ДРЖВ. Представители какого народа могли так записать слово? Почему? (Финикийцы. В финикийском алфавите отсутствовали гласные буквы)
- Держава – большое, сильное государство.
- Объясните, почему эти слова объединены в одну группу?
Верхнее течение Тигра, предгорья и горы, независимое государство, Западная Азия, Ассирия, железная руда, держава .
(Учащимся необходимо составить из предложенных словосочетаний описание географического положения Ассирии, таким образом, подвести их к самостоятельному формулированию темы урока.)
2. Изучение темы урока: «Ассирийская военная держава»
Цель: Выяснить, почему Ассирию называли военной державой
1). Географическое положение Ассирии.
Задание: Вспомните, с чего мы начинаем изучение новой страны? (Работа учащихся с картой, с опорой на памятку определения географического положения страны)
2).Ассирийское войско
Дата: X век до н.э. – освоение железа.
1) Задание: О чем говорит тот факт, что в гробнице фараона Тутанхамона были найдены только три вещи из железа – кинжал, браслет и священный жук-скоробей?
Какие еще металлы использовали в Древнем мире? Сравните железо, медь и олово: какой металл имеет преимущества? Почему? Что можно было изготавливать из железа? (Оружие).
2) Ассирийская армия: работа учащихся с заданием II. в рабочем листе
- Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (конница, колесницы, пехота). Как и чем была вооружена армия? В каком еще государстве Востока была создана сильная армия? (Египет). Сравните армии Египта и Ассирии.
Вывод: Почему Ассирия стала военной державой? (В Ассирии была создана самая сильная армия в мире).
3). Завоевания Ассирийской армии. Работа учащихся с картой (с.101 учебника)
-Какие страны были завоеваны Ассирией?
-Почему она стала называться военной державой?
4). Управление ассирийской державой. Почему ассирийцы перемешали население завоеванных стран? Ниневия – «город крови» и «логовище львов».
5). Причины гибели Ассирийской державы. Фронтальная беседа.
3. Закрепление изученного на уроке.
Цель: определить уровень усвоения учащимися нового материала.
1. Почему Ассирию называли Ассирийской военной державой?
2. Почему она была разрушена?
3. Проверьте себя. Выполнение учащимися задания III в рабочем листе.
- Рефлексия: На уроке я работал. На уроке я узнал
Цель: Контроль уровня восприятия, степени «включенности» учащихся и освоения ими учебного материала.
- Итоги урока
- Домашнее задание: §17, задание в р.т. №9-11, с.43
Задание по выбору*
1. Почему библиотека Ашшурбанапала сгорела, а книги уцелели?
- В чем состояла сила, а в чем слабость Ассирийской державы?
- Чем поучительна для современных людей история Ассирийской державы?
Рабочий лист ученика (-цы) _____класса______________________________
Список литературы:
- Абдулаев Э. Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе – 2012. – №1. – С.3-7.
- Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
- Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преподавание истории в школе – 2012. – №1. – С. 7-13.
- Лемина Г.Л., Сабирова А.Х. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. – М.: Учитель, 2014. – 124 с.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В.Никишина.– Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
- Постников П.Г. Моделирование урока истории в условиях реализации ФГОС ООО. Методические рекомендации / П.Г.Постников – Нижний Тагил: Политехническая гимназия, 2015. – 35 с.
- Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е.Ю.Ривкин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 130 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»
• Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....
Современный урок географии в условиях перехода на ФГОС
Данная работа является итоговой по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по географии в контексте ФГОС». Раскрывает структуру современного урока, метод...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС...
Выступление на семинаре «Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках технологии в условиях перехода на ФГОС ОО»
Выступление на семинаре «Модернизация содержания и технологий обучения предметной области «Технология» на базе ПМЦПКиППРО ИпиО КФУ. Тема выступления:«Применение технологий личностно-ориентирован...
Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты.
Проектирование урока истории в условиях перехода на ФГОС с применением технологической карты...