Преподобная Александра Дивеевская, первоначальница монастыря.
проект
В работе рассмотрены жизненный и духовный путь преподобной Александры Дивеевской, чудеса, связанные с её именем. Работа была представлена на Муниципальных Свято-Елизаветенских чтениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 57.63 КБ |
презентация | 1.29 МБ |
буклет | 954.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №1 г.Маркса Саратовской области
Преподобная Александра Дивеевская,
первоначальница монастыря.
Работу выполнила:
педагог-психолог, учитель ОРКСЭ
Звягина Ольга Николаевна
2017 г.
Содержание
Введение
Основная часть:
- Жизненный и духовный путь преподобной Александры Дивеевской.
- Чудеса преподобной Александры Дивееской.
Практическая часть: анкетирование
Заключение
Литература
Приложение
Введение
«Она великая жена, святая, смирение ее было
неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва
к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная!»
Почти триста лет прошло с момента рождения в благочестивой семье нижегородских дворян девочки Агафии, ставшей одной из русских святых. Что может связывать давно жившего человека с нашим миром, с современными людьми? Какую роль играет она в жизни православного человека и современного общества? Для ответов на эти вопросы необходимо подробнее рассмотреть описание жизни преподобной Александры Дивеевской.
Тема выбрана неслучайно. Актуальность темы обусловлена тем, что Дивеево – удивительный уголок Золотого кольца России – всегда было местом устремления паломников, а в последнее время и туристов. Главная достопримечательность этого места – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Об этой обители знают многие, и у всех она ассоциируется с именем великого святого – преподобного Серафима Саровского. Однако не все знают, что основал монастырь, который назван в его честь, не он. В ходе анкетирования, проведенного мною в рамках исследовательской работы, стало ясно, что о жизни, делах и роли преподобной Александры Дивеевской знают только 2%. Кроме того несмотря на большой период, прошедший со времени смерти Александры Дивеевской, интерес к личности не угасает и сегодня. И я, как истинная христианка и сознательная гражданка своей страны, хочу внести небольшую лепту и частицу своего труда в духовную культуру нашего народа.
Цель моего исследования: изучение жития преподобной Александры Дивеевской, её роли в жизни православного человека.
Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:
- Познакомиться с фактами биографии преподобной Александры.
- Выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущей святой. Проследить путь духовного восхождения.
- Определить в чем роль святой Александры Дивеевской для современного общества в целом и для отдельно взятого человека?
- Провести анкетирование среди старшеклассников и взрослых.
- Создать буклет «Преподобная Александра – первоначальница Дивеевской обители»
Объектом исследования является личность преподобной Александры Дивееской.
Предмет исследования - жизненный путь святой.
Основными источниками исследования являются житие преподобной
Александры Дивееской, интернет – ресурсы.
Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении классных часов, создании классных уголков, стендов, при создании обобщающих работ, исследований по проблеме «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
- Жизненный и духовный путь преподобной
Александры Дивеевской.
Преподобная мать наша Александра (в миру Агафия Симеоновна Мельгунова) происходила из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Им принадлежали земли около Рязани (тогда город Переяславль-Рязанский) в Окологородном стане на речке Павловке, в деревнях Писцовой и Бородатовой. Агафия родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х — начале 1730-х годов. Ее отец и братья Анисим, Антоний и Прокофий служили Отечеству, неся военную службу в драгунских полках. Отец умер рано, и мать сама воспитывала дочь в духе благочестия. По обычаю того времени, Прасковья Андреевна выдала Агафию в юных годах замуж за сына соседей — помещиков Мельгуновых. Яков Иевич Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку и был старше Агафии Симеоновны на 6–7 лет. Как Мельгуновы, так и Степановы относились к семьям старинного, патриархального уклада и были глубоко преданы Православной Церкви.
Вскоре после венчания Якова Иевича и Агафии Симеоновны, весной 1747 года молодому супругу пришлось отправиться в поход в Цесарию, а на плечи юной Агафии Симеоновны легли все заботы по управлению их большим имением. Яков Иевич в составе 30-тысячного корпуса генерала В. А. Репнина прошел через всю Германию до Рейна. После его возвращения Мельгуновы проводили лето в своих поместьях, а зимой жили в Рязани, где у них был дом на посаде, рядом с Кремлем, в приходе церкви святого пророка Божия Илии.
Агафия Симеоновна недолго была замужем. Ее супруг скончался рано, около 1755–56 (?) года, в чине подпоручика, оставив ее с маленькой дочерью. Имея земельные владения и более сотни душ крестьян, обладая некоторым капиталом и будучи приятной наружности и ясного ума, она могла бы вновь выйти замуж и продолжать жизнь знатной и богатой госпожи. Но Агафия Симеоновна выбрала иной путь.
Незадолго до этого, в 1753 году, жена родного дяди Якова Иевича, овдовев, приняла монашество в Рязанском Богоявленском монастыре. По ее примеру Агафия Симеоновна, в твердой решимости посвятить свою жизнь служению Богу, отправилась со своей дочерью в Киев и по благословению старцев поступила в славившийся в то время Киево-Флоровский монастырь.
По закону тех времен женщины постригались в монахини не ранее 40–50-летнего возраста. Однако Агафия Симеоновна, несмотря на молодой возраст (менее 30-ти лет), была вскоре тайно пострижена в монашество с именем Александры. Конечно, это было возможно только с учетом ее высокого духовного настроя.
Подвижническая жизнь матушки во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. «Достоверно одно, — свидетельствуют священники отец Василий Дертев и отец Василий Садовский, а также Николай Александрович Мотовилов, — что мать Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: „Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!”»
Когда видение окончилось, мать Александра хотя и восхитилась духом, но не сразу решилась предаться вере во все виденное и слышанное. Сперва она сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим великим и духоносным отцам Киево-Печерской Лавры и старицам, одновременно подвизавшимся с нею в Киеве. Киевские старцы, к которым обратилась матушка Александра с просьбой разъяснить ей характер ее видения, посоветовали ей скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Симеоновны Мельгуновой безбоязненно отправиться в путь, указанный ей Богоматерью, ожидая нового Ее указания, и все, что повелит Она, творить с полной верой в истинность сказанного.
Сведения о том, где и на протяжении какого времени странствовала мать Александра, были с годами утрачены. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», на основании воспоминаний старожилов, указывается, что около 1760 года матушка шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не дойдя до пустыни двенадцати верст, она остановилась отдохнуть в селе Дивееве, отстоящем на 55 верст от Арзамаса и на 24 версты от Ардатова. Мать Александра выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана и присела на стопе лежащих бревен. Усталая, она уснула и в легкой дремоте вновь сподобилась видеть Божию Матерь и слышать от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!»
Когда видение окончилось, мать Александра стала горячо молиться, а затем в великой радости пошла в Саровскую пустынь, которая процветала тогда святостью жизни многих великих и дивных подвижников, постников, пещерников, старцев и затворников. Они могли помочь матушке советами и наставлениями.
Познакомившись с саровскими старцами, матушка Александра открыла им свою душу и попросила у них совета и вразумления, как поступить ей в столь удивительных обстоятельствах. Саровские старцы повторили пояснения киево-печерских иноков и также посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все, указанное Царицей Небесной. Тогда мать Александра решила избрать местом своего жительства Дивеево, помня указание Божией Матери: «Живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».
В те годы разнопоместное и чрезполосное село Дивеево было весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя. Кроме того, с матушкой Александрой была малолетняя дочь, которая нуждалась в определенных условиях. Поэтому саровские старцы посоветовали матери Александре поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновке. Матушка последовала совету святых старцев и поселилась в Осиновке, где прожила в течение 3,5 лет. Около 1764 года здесь заболела и скончалась ее девяти (десяти?) —летняя дочь. Мать Александра увидела в ее смерти еще одно указание Божие и подтверждение достоверности возвещенного Царицей Небесной. Порвалось последнее звено, связывавшее ее с миром.
После кончины дочери матушка Александра по благословению саровских старцев решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться имениями. Для этого она покинула Осиновку и в 1766–1767 годах продала свои рязанские поместья. Часть полученного капитала она положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а также поспешила на помощь туда, где нужно было построить или возобновить храмы. Современники называли 12 церквей, возведенных или обновленных при пособии матушки Александры. Она обеспечила также немало сирот, вдов, нищих и нуждавшихся в помощи Христа ради. Следует также упомянуть, что значительную часть своего капитала матушка позднее пожертвовала в Саровскую пустынь. Ее вклад в строительство Успенского собора в Сарове, начатое в 1770 году и отложенное в голодные годы, позволил завершить постройку.
С февраля по сентябрь 1767 года матушка пролежала в тяжелой болезни в своем доме в Рязани: предпринятые труды подорвали ее некрепкое здоровье.
В конце года она вернулась в Дивеево. Саровские старцы благословили праведницу поселиться у дивеевского приходского священника отца Василия Дертева, жившего вдвоем с женой. На его дворе Агафия Симеоновна выстроила себе келию и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв о своем происхождении и нежном воспитании. По своему смирению она упражнялась в самых трудных и черных работах, очищая хлев, ухаживая за скотиной, стирая белье.
Посодействовавшая восстановлению многих храмов, матушка Александра не могла не заняться, с благословения саровских старцев, благоустройством церкви в Дивееве.
Постоянно заботясь об исполнении воли Божией, возвещенной Царицей Небесной, мать Александра не спешила с созиданием общины, которая впоследствии должна была разрастись в монастырь, и ожидала указания Божия для исполнения сего намерения во благое время. Во время ее неустанной молитвы Сама Матерь Божия открыла ей, что следует прежде всего позаботиться о построении каменной приходской церкви в честь Казанской Ее иконы.
От имени приходских людей она подала прошение епархиальному начальству, и 24 сентября 1773 года Преосвященным Палладием, епископом Рязанским (в то время Дивеево относилось к Рязанской епархии), была дана благословенная грамота на начало строительства. После этого матушка приступила к возведению храма — на месте, где явилась ей Царица Небесная.
По завершении строительства храма мать Александра совершила ряд поездок, связанных с его обустройством. Из Казани она привезла точный список с явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери, из Киева — серебряный позолоченный крест с вложенными в него частицами святых мощей, из Москвы — колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь.
Строительство каменной Казанской церкви с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана было завершено в 1779 году.
Преподобная Александра, как уже было упомянуто, в течение двадцати лет подвизалась в келии. Келейные подвиги матушки остались неизвестны, но протоиерей Василий Садовский записал все, что рассказывали ему о матери Александре преподобный Серафим, отец Василий Дертев, сестры Дивеевской общинки, соседи помещики и дивеевские крестьяне, сохранившие воспоминания о ее глубоком смирении и тайных благотворениях.
Милостыня матери Александры всегда была тайной; она служила всем, чем только умела и сколько могла. Кроме исполнения трудных и черных работ у отца Василия Дертева, мать Александра ходила в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян. В страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни, работая в поле, она топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу усталых матерей. Все это матушка делала тайно, дабы никто не знал и не видел. Однако, несмотря на ее старания скрыть свои труды, крестьяне стали мало-помалу признавать в матушке благодетельницу. Дети указывали на мать Александру, но она с удивлением смотрела на благодаривших ее и отказывалась от своих поступков.
Матушка помогала многим девицам-сиротам, наделяя их приданым, чтобы они могли выйти замуж, и тем соблюдала их от греха. Бедным невестам мать Александра вышивала головные уборы (сороки) и красивые полотенца.
Мать Александра была так умна и образована, как редко бывают и мужчины, и она знала лучше всех духовных лиц в окрестности все уставы и положения церковные. К матери Александре обращались за советами и наставлениями, так что когда в большом близлежащем селе было освящение храма, оттуда приезжали просить мать Александру быть распорядительницей праздника. Князья, бояре и духовенство считали за большое счастье удостоиться чести вести ее под ручки или услышать от нее ласковое и приветливое слово.
В праздники и воскресные дни матушка никогда не уходила из храма прямо домой, но по окончании литургии останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней. Эти духовные беседы матери Александры с народом вспоминались с благодарностью прихожанами села Дивеева и много лет спустя после ее кончины. В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались как к праведному судии и, конечно, беспрекословно подчинялись ее решениям.
Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы Евдокии Мартыновой, записанных Н. А. Мотовиловым: «Одежда Агафии Симеоновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и притом зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную, черную, кругленькую, шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Симеоновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий, луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки — полные».
За шесть месяцев до кончины матушки Александры настало время устроить общину, чтобы исполнить заповеданное Божией Матерью. К этому представился особый случай. Одна из помещиц села Дивеева, госпожа Жданова, узнав об обетованной Царицей Небесной матери Александре обители и желая поусердствовать осуществлению этого дела, пожертвовала матушке 1300 квадратных сажен своей усадебной земли рядом с церковью. По совету саровских старцев и с разрешения епархиального начальства мать Александра построила на этой земле три келии с надворным строением и оградила пространство деревянной оградой. Одну келию матушка заняла сама, другую предназначила для трех послушниц, а третью предоставила для отдыха странникам, во множестве идущим через Дивеево в Саров.
Мать Александра до конца своих дней вела жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве, руководя сестрами в духе кротости. Неуклонно исполняя строгий Саровский устав, она следовала советам отца Пахомия. Матушка Александра с сестрами шили свитки (рубашки), вязали чулки и изготовляли все нужное из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь выдавал маленькой общинке все необходимое для земного существования, так что даже пищу привозили сестрам раз в сутки с саровской трапезы. Общинка матери Александры была плоть от плоти Саровской пустыни. Жизнь матушки и ее сестер вполне соответствовала идее нищенства и труда ради насущного пропитания.
В июне 1789 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра пожелала принять великий ангельский образ. Для этого она послала Евдокию Мартынову и еще одну сестру в Саров, и отец Исайя, прибыв в Дивеево, постриг матушку во время вечерни в схиму и нарек ей имя Александры. Пострижение произошло за неделю или две до ее кончины, в Петровский пост.
Перед смертью мать Александра отдала отцу Пахомию последнее, что имела: мешочек с золотом, мешочек с серебром и два мешка меди, суммою в сорок тысяч, прося выдавать ее сестрам все потребное для жизни, поскольку сами они не сумели бы распорядиться. Матушка Александра со слезами просила отца Серафима не оставлять ее обитель и заботиться о ней, как Царица Небесная Сама наставить его на то изволит.
Дивная старица схимонахиня Александра скончалась 13/26 июня (память святой мученицы Акилины), в возрасте не более 60-ти лет.
Преподобный Серафим Саровский свято чтил память первоначальницы Дивеевской обители матушки Александры и многим свидетельствовал о ее святости. Старица Прасковья Ивановна, впоследствии монахиня Серафима, рассказывала, что отец Серафим незадолго до своей кончины говорил ей: «У вас, матушка, первоначальница-то мать Александра больших и высоких лиц была! Я и поднесь ея стопы лобызаю! Вот она обитель заводила, а я возобновлю! Она почивать в мощах у вас будет, матушка!» Батюшка приказывал всем каждый день, утром и вечером, ходить и кланяться ее могиле, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
Сестра обители Дарья Зиновьевна свидетельствовала, что отец Серафим, передавая два больших пука белых и желтых свеч, говорил ей в присутствии старицы Анны Алексеевны и отца Павла, своего соседа по монастырской келии: «Вот, батюшка, смотри, я им даю свеч в воспоминание матушки Александры! Она святая была! Я и сам доныне ее стопы лобызаю! Теперь пока ничего у вас нет, а как Бог благословит, в мощах она у вас будет, тогда все у вас явится, как источник, потечет со всех сторон! Народ будет смотреть и удивляться, откуда что возьмется!»
- Чудеса Преподобной Александры Дивеевской
Спустя некоторое время после блаженной кончины первоначальницы матушки Александры по ее молитвам и заступничеству стали происходить случаи чудесных исцелений, не иссякающие до нашего времени.
Самый ранний из записанных случаев чудесной посмертной помощи матушки Александры относится к 1827 году, когда от тяжкой болезни исцелилась Александра, жена дворового человека Варфоломея Тимофеева Лебедева из села Елизарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Александре в то время было 22 года, она имела двоих детей. По рассказу ее мужа, 5 апреля 1826 года Александра «после обедни, пообедав и вышедши на улицу, вдруг захворала головокружением, дурнотою, судорогами и омертвела; пробыв так с полчаса, она стала скрежетать зубами, грызть все и потом заснула. На другой день пришла в себя; но через два дня повторился тот же припадок, который вновь отпустил ее немного, но через месяц повторился сильнее и уже в течение целого года не прекращался, так что ее все считали за бесноватую». Сначала больную лечил домашний сельский лекарь Афанасий Яковлев, но предпринимаемые им средства не имели никакого успеха. Потом Александру возили на Илевский и Вознесенский железные заводы: там был иностранный доктор; он взялся лечить ее, но, не видя улучшения, посоветовал съездить в Выксу на чугунные заводы. В Выксе, по описанию мужа больной, доктор был «иностранец с большою привилегиею». Доктор истощил все свои познания и искусство и наконец дал такой совет: «Теперь вы положитесь на волю Всевышнего и просите у Него помощи и защиты; из людей же никто вас вылечить не может». Больная была уже при смерти, как вдруг ночью, 2 мая 1827 года, видит она вошедшую в ее комнату незнакомую старушку среднего роста, сухую, светло-русую, круглолицую, с закрытыми глазами, босиком и всю запыленную, которая говорит ей: «Что ты лежишь и не ищешь себе врача?» Испугавшись, больная оградила себя крестным знамением и начала читать молитву: «Да воскреснет Бог». Тогда старушка кротко сказала ей: «Ты меня не бойся, я желаю тебе добра и здоровья, молитву эту я люблю и радуюсь, когда кто читает ее!.. Что ты не заботишься об исцелении?» — «Много было у меня лекарей, — отвечала больная, — да никто не помог!» — «Я тебе найду верного врача, — проговорила старушка, — он давно уже желает исцелить тебя и нарочно просил меня сходить к тебе. Спеши скорее в Саровскую пустынь к отцу Серафиму, он тебе может помочь», — и исчезла. Мать больной, слышавшая разговор, спросила у дочери, с кем она говорила, и, услыхав, что незнакомая женщина приходила сказать ей, чтобы она обратилась к отцу Серафиму, который поможет ей, приняла это равнодушно и, сказав: «Ну, когда тебе будет получше, то можешь съездить», заснула. Больная же вновь увидела перед собою ту же старушку, которая кротко, но с упреком повелела ей ехать скорее, потому что отец Серафим ждет ее. «Да кто же ты-то такая и откуда?» — обратилась к ней недугующая. «Я из Дивеевской общины, — ответила старушка, — первая тамошняя настоятельница Агафия! Спеши же скорее». Сказав это, она исчезла. На этот раз, разбудив мать, Александра убедила ее сходить к управляющему и попросить лошадь, чтобы съездить в Саров, на что тот согласился, рассказав между прочим, что сам видел во сне, как отец Серафим врачевал какую-то больную женщину, держа над ней свое медное распятие, после чего женщина выздоровела. Приехав в Саров, Александра действительно получила исцеление: святой старец, накрыв ее епитрахилью и прочитав над ней молитву, взял ее обеими руками за голову и несколько приподнял от полу, отчего она почувствовала, что как бы шуба свалилась с нее, и ей стало хорошо и легко. Дав ей святой воды и антидора, он велел приложиться к кресту, который был у него на груди, и к стоявшей на столе иконе «Умиление» Божией Матери и сказал: «Вот твоя Заступница. Она ходатайствовала о тебе пред Богом!..» С этого времени Александра была совершенно здорова и впоследствии родила еще четырех сыновей и пять дочерей.
Другой замечательный случай был записан со слов купца Костромской губернии Павла Михайловича Иконописцева, в продолжение долгого времени ежегодно в определенный день приезжавшего в Серафимо-Дивеевский монастырь. Впервые Павел Михайлович оказался в Дивееве проездом, возвращаясь со своим приказчиком из Сарова в Кострому. Отстояв вечерню, они собрались ехать дальше. Сестра обители, находившаяся в то время в гостинице, Агафия Иларионова, уговаривала их остаться ночевать, частью затем, чтобы утром осмотреть находящиеся в обители вещи преподобного Серафима, и также беспокоясь, чтобы ночь не застала их в дороге. Но уговоры сестры не подействовали, и, рассудив, что довольно поклониться могиле преподобного Серафима в Сарове и незачем уже останавливаться в Дивееве, они отправились в путь.
«Не отъехали мы и версты от Дивеева, — рассказывал Иконописцев, — как вдруг накрыла нас непроглядной темноты туча, так что даже от снега не светлело и не белело. Поднялся буран такой страшный, что хотя мы ехали и по большой дороге, но совершенно потеряли всякий след до того, что лошади наконец стали, а ямщик объявил прямо, что не знает, куда ехать, да и не может пособить ничем, так как чувствует, что совершенно коченеет. Холод был сильный и, пронизывая нас все сильнее и сильнее, довел наконец до того состояния, в котором, сознавая, что уже неоткуда получить помощь, и видя смерть перед глазами, чувствуешь, что цепенеешь, не имея ни возможности, ни сил противиться этому ужасному сковыванию. И каких Угодников мы ни призывали (я, приказчик мой и кучер) — нет помощи, нет ниоткуда, а мы все более цепенеем. „Эх, братцы, — сказал я, как бы очнувшись, — и мы-то хороши: были на поклонении отцу Серафиму, а его помощи и не просим. Давайте попросим его!” Они послушали меня, и мы все трое, собрав последний остаток сил, стали на колени и начали усердно молиться Богу и просить помощи отца Серафима, чтобы не умереть нам без покаяния. Не успели мы окончить своей молитвы, как вдруг слышим — возле нас шоркает кто-то по снегу и говорит: “Эй вы! Что это? Где засели! Ну-ка вот, ступайте за нами — мы вас выведем на дорогу!” Глядим, а мимо нас старенький старичок со старушкой салазки везут, и большой след от салазок. Поехали мы по следу: чудно да и только — след виден, голоса покрикивают: „Сюда, сюда, за нами!” — и видно-то нам их, а захотим догнать и лошадей пустим —никак не догоним. Диво да и только: целая тройка, а простых салазочек не догонит! Так вот мы по следу-то все ехали да ехали и вдруг как точно упали в какой-то овраг и застряли: ну, думаю, — беда! А голоса-то и кричат: „Не бойтесь, не бойтесь ничего, ступайте за нами!” Действительно, преблагополучно выехали мы из оврага и снова поехали по следу, как вдруг показались огни. След и салазки, и старичок со старушкой пропали, а мы, выехав на огонь, очутились в селе Елизарьеве, всю ночь проплутав. Трудно выразить, как все это чудно совершилось и как диковинно мы выбрались по салазочному следу. Так что этот старичок и старушка с салазочками, — добавил рассказчик, — были отец Серафим и матушка Александра. Вот почему я и дал обещание каждого дне в это время быть в Дивееве — и бываю!»
В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» приведены еще некоторые случаи чудесной помощи матушки Александры. Так, в 1861 году сельский священник Вятской губернии отец Гавриил Галицкий письменно засвидетельствовал, что в августе того же года он был поражен тифозной горячкой. Он лечился, но от лекарств нисколько не было легче. Час от часу болезнь становилась сильнее, так что он отчаялся в своем выздоровлении; вследствие рвоты нельзя было принимать никакого лекарства. В одну из бессонных ночей он стал прощаться со своей женой, поскольку чувствовал приближение смерти. «Мучимый унынием и тоской, я велел пока (было 12 часов ночи) дать мне какую-либо книгу, в надежде, что от чтения пройдет скука. Жена подала мне житие пустынника Саровского, иеромонаха Серафима. Почитав эту книгу, я тотчас решил исповедоваться и послал за местным протоиереем. Дня через четыре после причастия я отправился в Вятку для лечения. На другой день утром, в 7 часов, приходит на мою квартиру старушка и предлагает мне купить портрет отца Серафима Саровского. Я взял у нее два портрета. Уходя от меня, старушка сказала мне: «Батюшка, когда придет время, не забудь Агафии!» Считая оба эти случая за указание Божие, я обратился с молитвою к угоднику Божию Серафиму и дал обещание побывать в Саровской пустыни и отслужить панихиду на его могиле. С тех пор мне стало легче… Молитвами преподобного отца Серафима я исцелился от болезни и здоров до настоящего времени. Будучи в Саровской пустыни, я купил книгу жития старца Серафима и, читая оную, узнал, что первая настоятельница Дивеевской обители была Агафия. Тогда я вспомнил последние слова старушки, у которой купил портреты отца Серафима, и стал молиться за нее Господу, понимая, что она, матушка, близка к Нему».
После смерти матушка Александра не оставляла своей помощью и Дивеево. Когда после службы в Казанской церкви настоятель отец Василий Садовский обдумывал детали ремонта храма, в алтарь вошла матушка Александра. Несмотря на то, что после ее кончины прошло много времени, отец Василий ни на секунду не подумал, что ее нет в живых, и они три часа обсуждали, как и что делать. И только когда видение окончилось, отец Василий понял, что это было чудесное явление.
По свидетельству монахини Серафимы Булгаковой, первоначальница схимонахиня Александра являлась в царском дворце в Петербурге святым страстотерпцам Государю Императору Николаю II Александровичу и Императрице Александре Феодоровне и творила чудеса. Когда они проездом были в Дивееве в 1903 году в связи с торжествами прославления старца Серафима Саровского, Государь сказал, что хочет приехать еще раз: прославлять матушку Александру.
После закрытия монастыря в 1927 году, в Дивееве действовала только Казанская церковь. Последним диаконом храма был отец Михаил Лилов. У него была большая семья; жить и нести диаконское служение становилось в те годы все труднее, и он уже решил было снять с себя священный сан. Однажды, когда он находился в Казанской церкви, ему явилась первоначальница матушка Александра. После этого отец Михаил изменил решение и до самой смерти горько оплакивал свое малодушие. В Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров он не мог читать Евангелие о предательстве Иуды и захлебывался от слез. Диакон Михаил мученически погиб в Арзамасской тюрьме в 1938 году.
На могиле матушки Александры с давних времен находилась сложенная из кирпича гробница, наполовину обрушившаяся. В 1871 году стараниями монастыря был поставлен памятник в виде малой часовни, в которой находились три образа: Казанской Божией Матери, святого архидиакона Стефана и святителя Николая — в память о сооруженном матушкой трехпрестольном храме, а также иконы мученицы Агафии и царицы Александры (в честь двух ее святых покровительниц), перед которыми теплилась неугасимая лампада.
Деревянная келия матушки Александры, в которой она жила и скончалась, находилась слева от церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Чтобы сохранить келию, в 1873 году ее обшили тесом, а в 1886 году построили над ней деревянный, наподобие футляра, двухэтажный корпус. До учреждения в монастыре игуменства в келии матушки Александры жили начальницы (настоятельницы) общины. Здесь находились все сохранившиеся вещи первоначальницы: явленная ей икона первомученика архидиакона Стефана, живописная икона Похвалы Божией Матери, копия с Казанской иконы Богоматери, живописный портрет саровского старца игумена Назария, фарфоровая, белая с розами лампада, большие часы с действовавшим механизмом, чайничек, чашка, очки с уцелевшими стеклами, деревянный стол, а также самый первый живописный портрет матушки первоначальницы, сходство с которым удостоверяла ее послушница Евдокия Мартынова, и еще один портрет, скопированный дивеевскими сестрами, замечательный тем, что насельницы обители и посторонние лица видели, как он по временам словно оживал: лицо меняло цвет, матушка, казалось, улыбалась, глаза ее блестели или, наоборот, делались суровыми, грозными и тускнели — в зависимости от того, какой человек входил в келию. Этот портрет прославился исцелениями и почитался в обители чудотворным.
Протоиерей Стефан Ляшевский, посетивший келию первоначальницы Дивеевской обители в 1926 году и пораженный убогой обстановкой ее молельной комнатки с распятием, писал: «Молитвенное созерцание матушкино перед распятием положило отпечаток на весь дух жизни дивеевских сестер. Молитва на мысленной Голгофе, сострадание распятому Христу — самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры создавался благословенный Дивеев».
По свидетельству сестер первой общинки, переданному протоиерею отцу Василию Садовскому, а также согласно показаниям священника обители отца Александра Феликсова, все жившие при Казанской церкви священнослужители и многие другие видели по ночам на могиле матери Александры огонь и горящие свечи, по временам слышали необычный звон, а некоторые ощущали исходящее из ее могилы удивительное благоухание. Позднее из могилы слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки. Он получил название «Ближнего источника матери Александры». Находился он невдалеке от Казанской церкви. Раньше ежегодно, в день преполовения, при хорошей погоде из монастыря к источнику шел крестный ход, а во время засухи сюда приходили молиться о дожде. Когда в советское время в этом месте сделали дамбу и водохранилище, вода покрыла источник. Тогда на юго-западе, вниз по реке, был освящен другой источник, где доныне набирают целительную воду и купаются в устроенной здесь купальне, получая исцеления.
Дальний источник преподобной Александры вблизи деревни Осиновки был вырыт великой старицей для утоления жажды рабочих, добывавших известковый камень для созидаемой ею Казанской церкви. В старину, во время сильной эпидемии заболевания, поразившего детей, многие матери видели во сне старушку, посылавшую их купать детей в этом источнике. После купания дети выздоравливали. На Дальний источник при засухе также совершались крестные ходы с молебнами о даровании дождя. В XIX веке там построили часовенку. По названию находившейся в ней Иверской иконы Божией Матери источник получил название «Иверский».
После разгона в 1927 году Дивеевского монастыря, место над могилой матушки Александры было заасфальтировано. Келия первоначальницы была уничтожена. Площадь перед Казанским храмом была превращена в место проведения светских праздников и демонстраций. Только в 1991 году после произведенных археологических раскопок могила матушки Александры была восстановлена по уцелевшему под асфальтом фундаменту часовни. Были восстановлены также могилы преподобных схимонахини Марфы и монахини Елены, похороненных соответственно по левую и по правую стороны от могилы первоначальницы. На могилах были установлены деревянные кресты.
14/27 сентября 2000 года, на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, произошло обретение святых мощей первоначальницы матушки Александры. 9/22 декабря 2000 года, в день основания Мельничной общины, схимонахиня Александра была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Честные мощи первоначальницы Дивеевской обители, во исполнение слова преподобного Серафима, были перенесены в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где почивают доныне. В октябре 2004 года было благословлено общецерковное почитание преподобной Александры.
Практическая часть: анкетирование.
В анкетировании приняли участие учащиеся 10-11 классов, мужчины и женщины в возрасте от 20 до 60 лет.
Количество опрошенных: учащихся – 24 человека, взрослых – 24 человека.
Цель опроса: выявление осведомленности о жизни прп. Александры Дивеевской.
Участникам анкетирования предлагалось ответить на следующие вопросы:
1.Слышали ли вы о Свято-Троицком Серафимо - Дивеевском женском монастыре?
2. Знаете ли кто является первооснователем этой обители?
3. Знаете ли вы о жизни и делах преподобной Александры Дивееской?
Результаты анкетирования представлены в таблице.
Вопрос | Учащиеся | Взрослые | ||
Да | Нет | Да | Нет | |
1 | 18 | 6 | 23 | 1 |
2 | - | 24 | 5 | 19 |
3 | - | 24 | 1 | 23 |
Вывод:
Анализируя ответы мы видим, что 85% опрошенных слышали о существовании Серафимо-Дивеевской обители, некоторые посещали Дивеево с экскурсиями. Однако о том, кто является первооснователем женского монастыря, многие не знают. Только 10% смогли положительно ответить на этот вопрос, при этом указывая в своих ответах прп. Серафима Саровского. О роли преподобной Александры Дивеевской в создании обители знают лишь 2% опрошенных (1 человек).
Заключение
В результате изучения жития Александры Дивеевской я нашла ответы на свои вопросы. Я узнала, о том, что преподобная матушка Александра является первоначальницей Четвертого и последнего удела Царицы Небесной, основоположницией великой Серафимо-Дивеской обители. Для православных всего мира – это святое место, что ни на есть - центр христианства.
Тайными и сокровенными были подвиги матушки Александры многие годы. Созидание великой обители она начала в глубочайшей молитве, с терпением и необычайным самоотречением. Получив великое повеление Царицы Небесной, она принесла в жертву этому повелению свою жизнь и веровала до конца, хотя и не видела при жизни исполнения того, что было ей обещано. Она принадлежала к тем подвижникам, чью веру ублажил Христос: веру не видевших и веровавших.
Вся последующая история Дивеева подтверждает истинность её верования. За самоотверженную жизнь, отданную всецело Богу, служение ближним, за нравственную красоту и силу личности почитание матушки Александры началось еще при её жизни. После кончины Матушки записаны многие случаи явления подвижницы и помощи по её молитвам. На могилку её до настоящего времени притекают многочисленные почитатели и просят святых её молитв.
Я надеюсь побывать в этом удивительном святом месте. И, посещая эту дивную обитель, я уже буду знать, кем она основана, и какие святые стояли у истоков её создания.
Литература
- «Святыни Дивеевской округи». Справочник – путеводитель, Дивеево, 2008 г.
- Свидетельство благодатной помощи/Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь // Православные монастыри: Путешествие по святым местам. № 24. Еженедельное издание. – М., 2009. – С. 11/.
- http://canonization-nn.ru/
- http://www.nne.ru/
- http://www.diveevo.ru/
- http://www.pravmir.ru/
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь
Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...
Методическая копилка учителей русского языка и литературы МБОУ Дивеевской СОШ
Выступление на педагогическом совете "Методическая копилка учителей русского языка и литературы МБОУ Дивеевской СОШ"....
План работы ШМО учителей-словесников МБОУ Дивеевская СОШ
План работы ШМО учителей-словесников на год....
"Монастыри древнего Мурома.Свято-Воскресенский женский монастырь." Классный час.
Данная разработка содержит материал о менее известном и менее посещаемом женском монастыре города Мурома Свято-Воскресенском. Презентация показывает красоту храмов этого монастыря....
Доклад «Школа Преподобного Сергия Радонежского», представленный на городскую читательскую конференцию «Преподобный Сергий – личность, объединяющая нас»
Воспитателя, наставника добродетельной жизни издревле сравнивали с целителем, именуя “целомудрителем”, врачующим разум, формирующим “целоумие”, то есть совершенное состояние ум...
Презентация "Цивильский Тихвинский богородицкий православный монастырь." История монастыря.
Презентация знакомит учащихся историей монастыря, о строительстве храма и о его долгом возрождении. Цивильский монастырь имеет большую историческую значимость и является достоянием Чувашской Рес...
Дидактические материалы по эпохе Александра Невского и истории Соловецкого монастыря
В работе представлены задания, ориентированные на работу с текстом, задания на развитие логического мышления, задания на работу с иконографическими и иллюстративными источниками. Возраст 5-11 класс...