Трудности "трудного" ребенка.
материал
Семинар-практикум для педагогов.
Задачи:
Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины.
Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей, научить объективно описывать поведение учеников.
Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми.
Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_pedagogov_trudnosti_trudnogo_rebenka.docx | 24.61 КБ |
trudnosti_trudnogo_rebenka.ppt | 930 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов
по теме: Трудности «трудного ребенка»
Задачи:
Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины.
Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей, научить объективно описывать поведение учеников.
Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми.
Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам.
Ход семинара
1. «Трудности «трудных детей».
Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.
Продолжите предложение «Трудный учащийся – это…».
Мнение учащихся «Трудный учащийся – это…».
мнение учащихся |
Человек, которому сейчас тяжело |
Нет мотивации к изменению себя |
Недооценивают учителя |
Нехватка любви учителя |
Нервный |
Нет учебной мотивации |
Проблемы с учебой |
Хочет привлечь внимание |
Не умеет контролировать себя |
Проблемы внутри себя |
Озлобленный |
Тихий, необщительный |
Нарушитель дисциплины |
Курильщик |
Агрессивный |
Не ответственный |
Нехватка любви родителей |
Особые черты характера |
Самоуверенный, бездушный |
«Трудных» нет, есть трудные ситуации |
Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии с «трудными детьми».
К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:
Вызывающее поведение.
Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;
Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;
Лживость;
Обидчивость, агрессивность;
Тревожность;
Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;
Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;
Проблемные взаимоотношения со сверстниками;
Трудности в обучении;
Невыполнение домашних заданий
Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;
Отсутствие позитивных жизненных целей.
2. Четыре мотива плохого поведения.
Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.
Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Таблица «Четыре мотива плохого поведения».
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.
3. Алгоритм оказания помощи «трудным детям»
Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:
изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).
корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.
создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.
Давайте попробуем создать такую модель взаимодействия.
Работа по группам.
Педагоги делятся на группы. Каждой группе дается проблема (наиболее распространенные при взаимодействии и обучении «трудного ребенка»).
Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «трудному ребенку».
Проблема | Что нужно делать? | Как это делать? |
Вызывающее поведение. Ученик громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю». | ||
Отсутствие волевого контроля, импульсивность. Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке. | ||
Ложь. Учащийся лжет с целью оправдания своего поступка. | ||
Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая). Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения. | ||
Заниженная самооценка и тревожность. Отвечает неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам. | ||
Низкий уровень способностей. Учащийся не справляется со школьной программой. | ||
Представление результатов работы представителями от каждой группы.
Обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями и подведение итогов работы в группах.
4. Принципы конструктивного взаимодействия
Правило 1.
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы говорили о твоем поведении и всегда одно и тоже») и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.
Правило 2.
Займитесь своими негативными эмоциями.
Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.
Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Правило 3.
Обсудите проступок позже.
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.
Правило 4.
Позвольте ученику "сохранить лицо".
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".
Правило 5.
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Упражнение “Золотые правила”.
Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)
5. Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!
ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.
ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!
ИЛИ
ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.
ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.
6. Упражнение 10 хороших качеств.
Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное.
Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ученика.
7. Рефлексия, обратная связь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Трудный учащийся – это…» ( мнение учащихся) Человек, которому сейчас тяжело Нет мотивации к изменению себя Недооценивают учителя Нервный Нет учебной мотивации Проблемы с учебой Хочет привлечь внимание Не умеет контролировать себя Проблемы внутри себя Озлобленный Тихий, необщительный Нарушитель дисциплины Курильщик Агрессивный Не ответственный Нехватка любви родителей Особые черты характера Самоуверенный, бездушный «Трудных» нет, есть трудные ситуации
Трудности «трудного ребенка» Вызывающее поведение и вседозволенность, стремление избежать требований Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию Лживость Обидчивость, агрессивность Тревожность и низкая самооценка Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми Проблемные взаимоотношения со сверстниками Трудности в обучении, неуспеваемость Невыполнение домашних заданий Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов Отсутствие позитивных жизненных целей
Привлечение внимания Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Сущность поведения Получать особое внимание Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Реакция учителя: эмоции Раздражение, негодование Реакция учителя: импульс Сделать замечание Реакция ученика Временно прекращает Способы предотвращения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение
Власть Социальные причины Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Сущность поведения «Ты мне ничего не сделаешь» Сильные стороны поведения Смелость, сопротивление влияниям Реакция учителя: эмоции Гнев, негодование, может быть страх Реакция учителя: импульс Прекратить выходку с помощью физического действия Реакция ученика Прекращает выходку, когда сам решит Способы предотвращения Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций
Месть Социальные причины Рост насилия в обществе Сущность поведения Вредить в ответ на обиду Сильные стороны поведения Способность защищать себя от боли и обид Реакция учителя: эмоции Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Реакция учителя: импульс Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Реакция ученика Прекращает выходку, когда сам решит Способы предотвращения Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем
Избегание неудачи Социальные причины Слишком высокие требования родителей и учителей Сущность поведения «Не буду и пробовать, все равно не получится» Сильные стороны поведения Нет Реакция учителя: эмоции Профессиональная беспомощность Реакция учителя: импульс Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Реакция ученика Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать Способы предотвращения Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»
Помощь детям с отклоняющимся, трудным поведением изучение социального окружения ребенка и проведение социально-психологической работы с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями) корректировка тех ценностей, поведения, черт характера, эмоций, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка создание оптимальной модели взаимодействия с ребенком
принципы конструктивного взаимодействия Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Займитесь своими негативными эмоциями. Обсудите проступок позже. Позвольте ученику "сохранить лицо". Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Золотые правила если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться; если ребенок живет в атмосфере дружбы, он чувствует себя нужным.
ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК! они хотят чувствовать себя сильными, значимыми, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.
Спасибо за внимание!