Дидактический материал
тренажёр (8 класс)
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
стлалА бАнты каталОг скОльких
Ответ:
2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(С)НАЧАЛА он составил экстракт из всех дел и (ЗА)ТЕМ уже из этого экстракта сделал короткий, но очень обстоятельный реестр.
Его гарнизон достаточно силен и многочислен, ЧТО(БЫ) (В)ТЕЧЕНИЕ недели выдержать осаду неприятеля.
ЧТО(ЖЕ) вы без дела ходите, идите к Илье, он сейчас выезжает (НА)ВСТРЕЧУ батюшке.
Ответ:
3. Укажите номера предложений с однородными членами.
- Новгород был связан с Арабским Востоком, с Персией и Закавказьем.
- Традиция соединять учебные учреждения с садами сильна и до сих пор в Англии.
- О будущем наших городов должны думать не только архитекторы и градостроители, но и историки культуры всех ее областей.
Ответ:
4. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.
- Изразцовые композиции Степана Полубеса словно вышивки на тканях.
- Притеснять человека это прежде всего лишать его пространства.
- Творчество Н.Тихонова пример постоянного самообновления щедрого и отзывчивого таланта.
- Дерево не камень.
Ответ:
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Из высоких кольев ограды виднелись только крыши да золотые луковицы колоколен.
- Ему уже не хотелось ни бежать ни прятаться ни разговаривать со своими сообщниками.
- Он пробирался под заборами и с удовольствием прислушивался к сочному хрусту
снега.
4.Язык наш должен быть либо грубым и простым либо высоким.
5.Москва богата как театрами так и стадионами.
Ответ:
6.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Барокко (1) сияющее красотой (2) признано стилем эпохи (3) но с большими ограничениями.
Ответ:
7.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
- Изделия фарфорового завода, исполненного великолепными мастерами специально для императорских резиденций, занимают почетное место в крупнейших музеях мира и частных коллекциях.
- Более трех четвертей населения Японии проживают в городах.
- Пассажиры, пользующиеся транспортом и имеющие документы на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.
- Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями.
- Смотришь и невольно поражаешься стройности этого массивного здания.
А | Б | В |
Прочитайте текст и выполните задания 8-16.
(1)Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. (2)Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. (3) Иван Петрович Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 год.
(4)Это лучшее творение скульптура, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма.(5)Открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора, императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».(6)Памятник запечатлел момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. (7)Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. (8)Сам автор комментировал идею памятника так: «(9)Минин устремился на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского - в знак их единомыслия - и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
(10) Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. (11)Навсегда запоминается его призывный жест. (12) Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. (13)Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность.
(14)Скульптурное изображение князя Пожарского, еще не оправившегося от ран, красноречиво показывает стремление воеводы откликнуться на призыв Минина. (15)В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. (16)Меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.
(17)Согласно традициям классицизма*, сторонником которого является Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. (18)Например, античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху, а его волосы подстрижены в скобку.
(19)Барельеф на постаменте также служит выражением идеи сплочения русского народа в один из сложных периодов истории России. (20)На одной его стороне изображены группы мужчин и женщин, приносящих обильные пожертвования. (21)На другой стороне постамента барельеф посвящён победе русского народа над врагом. (22)Здесь изображены русские воины, возглавляемые князем Пожарским, конь которого топчет врагов, с ужасом бегущих от победителей. (23)Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818г.».
(24)Первоначально монумент предназначался для Нижнего Новгорода, но по настоянию Мартоса был поставлен в Москве, перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади. (25)Сегодня невозможно представить главную площадь страны без этого памятника. (26)Превосходное композиционное решение всей скульптурной группы делает её выразительной с любой точки зрения, а яркая экспрессивность - символ сплоченности русского народа, высоты его духа.
(Из интернета)
* Классицизм (классический стиль) - зародившееся во Франции направление в искусстве 17 - нач.19 вв., разработавшее строгие нормативы и иерархию «высоких» и «низких» жанров по античным образцам.
8.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему можно считать, что памятник Минину и Пожарскому объединил в себе классические каноны и национальное своеобразие?». Укажите номер этого предложения.
(19) Барельеф на постаменте также служит выражением идеи сплочения русского народа в один из сложных периодов истории России.
(17) Согласно традициям классицизма, сторонником которого является Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие.
(25) Сегодня невозможно представить главную площадь страны без этого памятника.
(26) Превосходное композиционное решение всей скульптурной группы делает ее выразительной с любой точки зрения, а яркая экспрессивность - символ сплоченности русского народа, высоты его духа.
Ответ:
9.Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 10-16?
10.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «композиция». Определите значение, в котором употреблено это слово в десятом (10) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
КОМПОЗИЦИЯ, -и, ж.
- Строение, соотношение и взаимное расположение частей. Композиция романа, композиция картины, симфонии, книги.
- Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное и неоднородное по своему составу. Скульптурная композиция. Хореографическая композиция. Литературно - музыкальная композиция. Архитектурная композиция.
- Теории сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.
- Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (например, железа и бетона, пластика и стекла, стекла и неметалла) (спец.). // прил. композиционный, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.).
Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.
11.| В каком предложении средством речевой выразительности является фразеологизм?
Ответ: Напишите номер этого предложения.
(13) Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность.
(14) Скульптурное изображение князя Пожарского, еще не оправившегося от ран, красноречиво показывает стремление воеводы откликнуться на призыв Минина.
(9) «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского - в знак их единомыслия - и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».
(24) Первоначально монумент предназначался для Нижнего Новгорода, но по настоянию Мартоса был поставлен в Москве, перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади.
Ответ:
12. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью
ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ:
13. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ:
14. Среди предложений 9-12 найдите предложение с причастным оборотом. Напишите
номер этого предложения. Ответ:
15. Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической
характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.
2. Открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора, императрицы, «при бесчисленном скоплении народа».
3.Скульптурное изображение князя Пожарского, еще не оправившегося от ран, красноречиво показывает стремление воеводы откликнуться на призыв Минина.
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
- Простое предложение, осложнённое
причастным оборотом.
2.Простое предложение, осложнённое
однородными членами и деепричастным оборотом.
3.Простое предложение, осложнённое
однородными членами
А | Б | В |
16. Среди предложений 19-23 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного наречия. Напишите номер этого предложения. Ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам
Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...
Дидактический материал по аудированию
Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...
Дидактический материал
Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...
дидактический материал по аудированию
Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...
Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)
Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....
Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.
Презентацию можно использовать для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...