Эссе "Я-учитель"
статья

Назмиева Флуза Зиннуровна

«Учитель должен постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться, преодолевая все трудности и неудачи на своем пути, а их, поверьте, немало, чтобы соответствовать требованиям современной эпохи и идти в ногу со временем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchitel.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я-учитель»

«Найди любимое дело и тебе не придется трудиться ни дня»

Конфуций

        В жизни каждого человека наступает момент, когда он задается вопросами: «А тот ли жизненный путь я выбрала? Действительно ли дело, которым я занимаюсь, мое? Может попробовать что-то ещё?»  Почему я выбрала профессию учитель? Интересный вопрос...Я сама его себе часто задаю. Когда училась в школе, все педагоги были настоящими профессионалами своего дела, добрыми, искренними, компетентными, по- своему оригинальными, но…. У меня не было какого-то конкретного образца, на который я бы хотела походить...Что же тогда? Размышляя время от времени над этим вопросом, я пришла к выводу, что учительство у меня в крови, такой меня создал Бог.

      С детства я очень любила рисовать, это было моим любимым занятием. Рисование мне доставляло много радости. Когда стала учителем я смогла осуществить свою детскую мечту, воплощая ее в работе с детьми.

      Свою педагогическую деятельность начала в начальной школе была уверена, что выбрала самую замечательную, благородную и благодарную профессию. За время работы я ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Ведь все начинается с учителя…. Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Я представляла себя стоящей у доски, вдохновенно и увлечено излагающей свой любимый предмет маленьким детям, жаждущих творить прекрасное своими руками.

          В самом начале моей педагогической карьеры я в детских работах наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

            Школа – это вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно.  Она всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть, даже и на шаг впереди.

         Каким же должен быть современный учитель? Нельзя не вспомнить строки из стихотворения А. А. Жигайлова «Современный учитель»:

Современный учитель – он как Прометей-

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С. Макаренко:

“Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.

     Главный принцип в работе учителя для себя я определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда, но подавать положительный пример не так уж легко. Иногда ведь приходится в какой-то мере переделывать и себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. У каждого из нас есть недостатки, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках.

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах» -  (Ш. А. Амонашвили).

                Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.  Чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь, его ты вместе с учениками, которых учишь, и которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.

     Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься   вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем?  Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»

Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя, раскрыть и развить.  Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методиками и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке –  одна из моих задач.

Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Для работы можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или один из вариантов задания.  Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники, видео, фото, компьютерной графики.  Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.

        Создание ситуации успеха –  неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских задач, арт-терапии. Я стараюсь прививать любовь к творчеству, развивать проектную деятельность: «Новая жизнь старых вещей», «Я не художник, я только учусь», «Батик», «Блеск цветных стёкол. Витраж», «Секреты глины», и др., организовывать совместный досуг и массовые мероприятия.

      Приходя на работу, я каждый день жду чего- то нового и интересного. Я знаю, что этот день не будет похож на предыдущий. Я с радостью встречаю своих любимых, таких не похожих друг на друга учеников, вместе с ними обсуждаю их проблемы и хлопоты, радуюсь их, пусть и маленьким, успехам и достижениям.

     «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»

Лев Николаевич Толстой