Эссе "Я-учитель"
статья
«Учитель должен постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться, преодолевая все трудности и неудачи на своем пути, а их, поверьте, немало, чтобы соответствовать требованиям современной эпохи и идти в ногу со временем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_uchitel.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Я-учитель»
«Найди любимое дело и тебе не придется трудиться ни дня»
Конфуций
В жизни каждого человека наступает момент, когда он задается вопросами: «А тот ли жизненный путь я выбрала? Действительно ли дело, которым я занимаюсь, мое? Может попробовать что-то ещё?» Почему я выбрала профессию учитель? Интересный вопрос...Я сама его себе часто задаю. Когда училась в школе, все педагоги были настоящими профессионалами своего дела, добрыми, искренними, компетентными, по- своему оригинальными, но…. У меня не было какого-то конкретного образца, на который я бы хотела походить...Что же тогда? Размышляя время от времени над этим вопросом, я пришла к выводу, что учительство у меня в крови, такой меня создал Бог.
С детства я очень любила рисовать, это было моим любимым занятием. Рисование мне доставляло много радости. Когда стала учителем я смогла осуществить свою детскую мечту, воплощая ее в работе с детьми.
Свою педагогическую деятельность начала в начальной школе была уверена, что выбрала самую замечательную, благородную и благодарную профессию. За время работы я ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Ведь все начинается с учителя…. Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Я представляла себя стоящей у доски, вдохновенно и увлечено излагающей свой любимый предмет маленьким детям, жаждущих творить прекрасное своими руками.
В самом начале моей педагогической карьеры я в детских работах наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Она всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть, даже и на шаг впереди.
Каким же должен быть современный учитель? Нельзя не вспомнить строки из стихотворения А. А. Жигайлова «Современный учитель»:
Современный учитель – он как Прометей-
Зажигает в сердцах детских пламя знаний.
И старается не отставать от детей,
Совершенствуясь, не прекращая исканий.
Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А.С. Макаренко:
“Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь – всё это имеет для ребёнка большое значение”.
Главный принцип в работе учителя для себя я определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними всегда, но подавать положительный пример не так уж легко. Иногда ведь приходится в какой-то мере переделывать и себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. У каждого из нас есть недостатки, которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках.
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах» - (Ш. А. Амонашвили).
Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим педагогом. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Чтобы стать настоящим учителем, нужно пройти огромный, интересный путь. Этот путь труден, но преодолеваешь, его ты вместе с учениками, которых учишь, и которые учат тебя. Каждый учитель, на мой взгляд, должен оставаться в душе ребёнком, любопытным, открытым, радостно воспринимающим мир.
Размышляя о своём профессиональном предназначении, невольно задаёшься вопросами: «Могу ли я называться настоящим учителем? Как сделать свой предмет увлекательным и любимым? Могу ли я помочь ребятам раскрыть свои таланты? Все ли я правильно делаю?»
Принято считать, что талант есть у всех, только не всякому дано его вовремя, раскрыть и развить. Кто поможет в этом? Конечно, учитель. Учитель терпеливый, умный, вооруженный современными методиками и технологиями, а главное – неравнодушный. Школа, по моему мнению, идеальная среда для развития талантов. Здесь востребованы все: поэты и математики, художники и музыканты, спортсмены и организаторы. Создание такой развивающей среды на уроке – одна из моих задач.
Словарь объясняет понятие «талант» как «определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта». Значит, чтобы талант проявился, ребёнку необходимо пробовать себя в различных видах деятельности, иметь свободу выбора. Урок изобразительного искусства дает такую свободу. Для работы можно использовать различные художественные и графические материалы, выбрать формат или один из вариантов задания. Большие возможности открылись и с появлением информационных технологий, новой техники, видео, фото, компьютерной графики. Ученики могут работать в малых группах, в парах, индивидуально.
Создание ситуации успеха – неотъемлемая часть развивающей среды. При подготовке к уроку я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников каждого класса, их интересы и способности. В этом мне помогает использование проектных, исследовательских методов, приемы теории решения изобретательских задач, арт-терапии. Я стараюсь прививать любовь к творчеству, развивать проектную деятельность: «Новая жизнь старых вещей», «Я не художник, я только учусь», «Батик», «Блеск цветных стёкол. Витраж», «Секреты глины», и др., организовывать совместный досуг и массовые мероприятия.
Приходя на работу, я каждый день жду чего- то нового и интересного. Я знаю, что этот день не будет похож на предыдущий. Я с радостью встречаю своих любимых, таких не похожих друг на друга учеников, вместе с ними обсуждаю их проблемы и хлопоты, радуюсь их, пусть и маленьким, успехам и достижениям.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»
Лев Николаевич Толстой