Проблемы экологического образования и воспитания и пути их решения
материал
выступление на заседании педагогического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на заседании педагогического совета | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления на педагогическом совете
Проблемы экологического образования и воспитания и пути их решения
К концу второго тысячелетия человечество вступило в мир сложнейших взаимозависимостей и глобальных экологических проблем. Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные сообщества обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Сегодня в числе первых забот жителей Земли – проблемы экологии.
В средней общеобразовательной школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и входит в содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др.
Школьная география отличается большей экологизацией.
Во-первых, содержание ведущих идей предмета являются основополагающими в экологическом образовании. Так, обучение географии направлено на формирование у школьников понимание целостности природы Земли, единство её процессов, естественной связи с ней человека, а так же того, что любая деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с её законами.
Во- вторых, в школьном образовании курс географии – единственный предмет, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном на основании краеведческого подхода.
Содержание курса “Географии материков и океанов” даёт возможность конкретизировать общие вопросы взаимодействия природы и общества. В содержании курса развивается идея целостности, неделимости природы, и на этой основе рассматривается необходимость международного сотрудничества в деле охраны природы.
Вот несколько приёмов и методов, которые можно применять на уроках географии.
Тема: “Рельеф Земли”.
Ответы учащихся на вопрос: “В результате каких процессов происходит формирование рельефа?”, направляются таким образом, чтобы при перечислении внешних факторов была названа деятельность человека. Затем с помощью примеров расширяются знания учащихся о влиянии человека на рельеф (в городе Мехико откачка подземных вод привела к оседании поверхности на 8 м. со скоростью 150 см. в год; война во Вьетнаме – 21 мил. воронок от бомбежки).
Тема: “Атмосфера и климаты Земли”. Составляется система вопросов.
- Каково значение атмосферы для жизни на Земле?
- Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека?
- Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы?
- К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли?
Ответы учащихся по мере необходимости корректируются и подводятся к значимости озеленения промышленных центров. Здесь уместно показать общественную значимость работ, проводимых учащимися школ по озеленению школьных дворов.
При изучении природы материков земного шара наряду с вопросами об особенностях природы тех или иных территорий планеты, на уроках рассматриваются и такие вопросы, как:
- изменение природы Южной Америки в результате деятельности человека,
- загрязнение внутренних вод Северной Америки,
- изменение почв, растительного и животного мира в различных частях Евразии в результате хозяйственной деятельности человека.
Велика роль “Географии материков и океанов” в развитии у ребят ценностных ориентаций, эстетического восприятия природы, воображения, умения создавать образ территории, что имеет большое значение в общей системе экологического образования. При этом важно, чтобы эстетические чувства, вызванные картинами природы различных территорий Земли, были глубоко связаны с научно-познавательной и практической деятельностью, выражали определенные нравственные позиции.
Так, например, при знакомстве с особенностями природы Африки рассматривается вопрос об изменении природы материка человеком. При этом особое внимание обращается на причины изменения. Для раскрытия их в распоряжении имеются различные источники (литературное описание, слайды, видео фильмы). Использование наглядности на уроках дает возможность на конкретных примерах показать учащимся влияние человека на природу.
Одной из главных особенностей экологического образования в курсе “Глобальная география” является обобщение ранее усвоенных знаний о взаимодействии природы и общества на уровне глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы всех стран и народов, требующих совместных действий всех государств. Содержание курса направленно на раскрытие особенностей современного мира, характеризующегося сложными диспропорциями между разными странами, глубокими противоречиями взаимодействия природы и общества, что позволяет показать учащимся серьезные трудности и большие возможности позитивного решения общечеловеческих проблем. Основными формами для раскрытия содержания таких вопросов в старших классах являются лекции, семинары, творческие работы.
Вот некоторые темы семинаров, предлагаемые учащимся 11 классов.
- Сырьевая проблема и вторичные ресурсы.
- Проблема здоровья и долголетия человека.
Для экологического образования важное значение имеют работы по оценке характера воздействия на окружающую среду. Так, предлагается раскрыть вопросы, связанные с жизнедеятельностью человека и последствиями его хозяйственной деятельностью на конкретных примерах. Продолжением этой работы является составление тезисов, раскрывающие пути решения проблем загрязнения окружающей среды.
Таким образом, содержание школьного курса географии способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности.
В системе обучения экологическое образование должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого - сделать каждого человека экологически грамотным.
Используемая литература
- Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
- Глобальная экология: Учеб. Для 10 -11 кл. проф.шк. / Н.Ф.Винокурова., В.В. Трушина. - М.: Просвещение, 1998 .
29.12.2017 г. учитель географии и биологии Пуликова И.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"
Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....
ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
Неуспеваемость? НЕуспешность...Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит ...
Проект: "Проблема бездомных животных в городе и пути ее решения"
Предлагаем Вашему вниманию проект "Проблема бездомных животных в городе и пути ее решения". Он выполнен ученицей 9 класса МОУ Лицей №15 г. Саратова Черабаевой Тамарой. В первой части работы на основе ...
Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения"
В данном издании опубликована моя статья на тему: "РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЮНОШЕЙ 9–10 КЛАССОВ В ШКОЛЬНОЙ ЛЫЖНОЙ СЕКЦИИ" УДК 796.921Бабаева П. А. Ка...
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду
Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...
Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения
Многие современные дети не хотят ходить в школу. Часто это нежелание появляется из-за внушений самих взрослых, сделанных еще до того, как малыши становятся первоклассниками. Интерес к учебе пропадает ...
Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы
В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...