Мое участие в проекте ЕАСИ "Трудовой подвиг народа: обратная сторона Победы"
проект
В Екатеринбургской академии современного искусства вот уже 4-ый год осуществляется проект «Трудовой подвиг народа: обратная сторона Победы». В рамках проекта прошёл IV Всероссийский открытый конкурс творческих и исследовательских работ «Культурно-историческое и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне». Участвуя в данном проекте мне хотелось подключиться к созданию книги Памяти, в которой несколько страниц будет посвящено и моей бабушке, труженице тыла.Данный материал я и представила на этот конкурс и хочу поделиться им с Вами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсный материал-эссе о труженике тыла. | 623.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Демидова Е.В.,
воспитатель МБДОУ детский сад N 258
г.ЕкатеринбурГ
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЧЁВОЙ ЗОИ ДМИТРИЕВНЫ
Рачёва (Чусовитина) Зоя Дмитриевна, ( см.приложение 1, фото N1 ) моя бабушка по маме, родилась 11 мая 1920 года в деревне Чусовитина Ирбитского района Свердловской области. Родилась она в тревожные годы Гражданской войны в России. Страшное то было время: голод, разруха в стране, интервенция иностранных армий. Пережила годы НЭПа, годы первых пятилеток, период повсеместной коллективизации крестьян в стране, застала стахановское движение и самое страшное, что было в её жизни - это годы Великой Отечественной войны, когда весь советский народ поднялся на борьбу с немецко - фашистскими захватчиками.
Вся её жизнь как Человека и её трудовая деятельность как Педагога, была неразрывно связана с развитием и становлением нашего молодого Советского государства. Иными словами, Зоя Дмитриевна шла в ногу со временем. На протяжении всей своей сознательной жизни, Зоя Дмитриевна (а это более тридцати лет), постоянно трудилась в качестве сельской учительницы в деревне Чусовитиной, ни разу не бросая свою работу.
Зоя Дмитриевна была награждена многими грамотами разного уровня, она “Отличник народного просвещения”, “Ветеран педагогического труда”, имела значок Ворошиловский стрелок, выбивала 89 очков из 100.
Родители Зои Дмитриевны были середняки, простые крестьяне. Отец - Чусовитин Дмитрий Андреевич, мать - Чусовитина ( Бахарева ) Александра Дмитриевна, уроженка села Рудное. В те годы семья имела в личной собственности 14,5 десятин земли и покосных угодий. Дмитрий Андреевич защищал интересы Советской власти, был на стороне красных. Совместно с супругами в доме проживали и родители Дмитрия. Не смотря на то, что семья Чусовитиных жила не бедно, наемным трудом не пользовалась. В семье Дмитрия Андреевича было семеро детей: Константин - 1918г.р., Зоя -1920г.р., Николай - 1924г.р., Юрий – 1926г.р., Анна - 1927г.р., Григорий - 1930г.р. и Евстолия - 1933г.р. (см.приложение 2. Фото N 2)
Старший брат Зои Дмитриевны, Константин Дмитриевич, был призван на действительную службу в Красную Армию в 1938 году и домой вернулся только в 1947 году. Прошёл всю войну от начала и до конца. Домой вернулся героем. За ратный труд был награждён двумя орденами Солдатской Славы, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны и медалью за Отвагу. После войны выучился в Свердловском Сельскохозяйственном институте, получил диплом агронома. За хорошую работу в мирное время на должности главного агронома колхоза им.Куйбышева был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В первые дни войны с фашистской Германией на западной границе погиб младший брат Зои Дмитриевны - Николай Дмитриевич.
Братья - Юрий и Григорий, и сестра Анна жили под Свердловском и всю жизнь работали на оборонном предприятии. Сестра Евстолия живёт с детьми в Ирбите.
До 14 лет Зоя Дмитриевна жила в родной деревне. 7 классов закончила в Ницинской семилетней школе, затем поступила в Ирбитское педучилище. Особенно хорошо давалась ей математика. После окончания педучилища Зою Дмитриевну направили работать в Краснотурьинск в райком комсомола инструктором. Чтобы семье было легче, Зоя взяла к себе жить младшую сестру Евстолию. Уже шла Великая Отечественная война. Мать, Александра Дмитриевна, получила похоронку на сына Николая. Муж и старший сын были на фронте. Она попросила Зою вернуть Евстолию.
После этого, Зоя Дмитриевна пишет заявление в военкомат, чтобы пойти добровольцем на войну. Мать и сестра Анна пешком идут до Егоршино, потом с попутчиком на лошади до Краснотурьинска, чтобы проводить Зою на фронт. Но так как в стране не хватало учителей, то Зою Дмитриевну направляют в д.Чувашево Ирбитского района заведующей и учительницей начальной школы.
Условия работы были, порой, суровые: на совещания и за зарплатой ходила в город Ирбит пешком 30 км. Однажды, когда молодая учительница возвращалась домой, её подвёз красавец Федор Рачёв, который был мобилизован с фронта в связи с ранением в правую руку (на войне был 1.5 года). Зое Дмитриевне тогда было 23 года, Федору Ивановичу 21 год. Приглянулась ему молодая учительница. Вместе с председателем сельского совета Фёдор Иванович сватает Зою Дмитриевну. Молодая семья обустраивается в д. Удинцевой в двухэтажном доме с матерью Фёдора - Дарьей Прокопьевной. 21 сентября 1945 года у них рождается единственная дочь Фаина.( см.приложение 3 , фото N2) Зоя Дмитриевна работает в начальной школе д.Удинцево.
В 1949 году семья переезжает в д.Чусовитино, где открылась начальная школа. И с тех пор работала Зоя Дмитриевна в Чусовитинской начальной школе, пока школу не закрыли. В 1953г. семья переезжает на жительство в с. Ницинское. Фёдор Иванович работает в колхозе имени Куйбышева секретарём сельского совета, а Зоя Дмитриевна продолжает работать в Чусовитинской начальной школе.
Расстояние от с.Ницинское до школы д.Чусовитино 3 км. Не жара, ни весенняя и осенняя распутица, ни холодные и дождливые дни, ни трескучие уральские морозы, ни метели не останавливали Зою Дмитриевну. Она мужественно и ответственно подходила к своему делу. Во время половодья река разливалась от села до села, но Зоя Дмитриевна, несмотря на то, что очень боялась воды, на маленькой лодчонке с перевозчиком, плыла в свою школу. Ребята, порой, думали, что не приедет Зоя Дмитриевна, но в 9 часов утра она всегда на посту. Вот насколько был дисциплинированным, пунктуальным и ответственным человек.
Школа была организована в большом деревянном доме - пятистенке, который ранее принадлежал богатым землякам, раскулаченным в период становления Советской власти. Это были годы активной коллективизации крестьян и широкой индустриализации народного хозяйства страны.
В школе было 4 класса. Учебный процесс шёл в 2 смены. В первую смену школу посещали 1 и 3 классы. Во вторую ходили дети 2 и 4 классов. Классы разделялись школьной доской, стоящей на ножках. Знания, которые давала Зоя Дмитриевна, были очень хорошие. Дети переходили в среднее звено хорошо подготовленные. Дисциплина на уроках была безукоризненной. Зоя Дмитриевна была очень строгой, но справедливой учительницей.
Из воспоминаний ученицы Удинцевой Любови Григорьевны, 1955г.р.: «Когда мы после школы провожали её за деревню, она шла с нами, шутила, спрашивала, чем мы занимаемся дома, в какие игры играем, и казалось, что она совсем не строгая. Зоя Дмитриевна старалась, чтобы каждый понял материал урока, а если кто-то что-то недопонимал, объясняла после уроков. Нам казалось, что она совсем не торопится домой, что ей с нами очень нравится. А ей просто хотелось, чтобы мы хорошо учились. Зоя Дмитриевна была очень внимательная и добрая. Когда мы ушли учиться в 5 класс Ницинской школы, при встрече она всегда спрашивала, как наши успехи. Ещё мы мечтали быть на неё похожими, так как она была красивая и модная.»
Из воспоминаний ученика Зои Дмитриевны, Вепрева Константина: « Я запомнил её молодой, красивой, невысокого роста женщиной, активной в своих делах, решительной и компетентной в своей работе. Для нас, учеников, да и жителей деревни она была образцом и примером в своём поведении, ношении одежды на работу. Всегда очень опрятная, одетая в тёмный костюм и белую рубашку. В помещении школы поддерживался порядок и, можно сказать , идеальная чистота. Техничкой в нашей деревенской школе работала Чусовитина Анисья Федоровна, которая приходилась Зое Дмитриевне тёткой. Вот эти женщины создавали в школе уют и домашнее тепло. Зоя Дмитриевна с материнской любовью относилась к своим ученикам, но не терпела разгильдяйство и демагогию. К успешным ученикам относилась более внимательно, с лентяев спрос был более строгим, требовательным. Зная психологию местного населения, родителей, быстро находила с ними общий язык.»
Деревня Чусовитина маленькая и Зоя Дмитриевна знала всех родителей, их склонности, способности, возможности. Была частым гостем в домах односельчан. Если ученик не пришёл в школу, шла сама выяснять, каковы причины. Все конфликтные ситуации по вопросам учёбы и поведения отдельных нерадивых учеников рассматривались на месте, без особых последствий.
Из воспоминаний ученика Зои Дмитриевны, Вепрева Константина: «Её учебная работа была направлена не только на то, как считать числа и правильно читать книги, а как нам, ученикам, дальше жить, работать и вести себя в повседневной непредсказуемой, порой, жизни. Простой пример: как назывались улицы нашей деревни? Никто не мог ответить, когда я об этом спрашивал у своих земляков. А Зоя Дмитриевна нам о них говорила. Центральная улица называлась Фрунзе, вторая была названа в честь легендарного героя Гражданской войны Василия Чапаева, проулок, где стояла школа, назывался именем Щорса, командира Красной армии, второй прогулок носил имя Красных партизан. Вот Вам и знание истории Красной армии и знание своей деревни. Я до сих пор это помню. Конечно, особое место в воспитании нас учеников отводилось патриотизму, любви к своим родителям, уважению старших, знанию героического прошлого своих земляков. В младших классах я узнал о людях, которые воевали, защищали нашу Родину от врагов. По инициативе Зои Дмитриевны мы, ученики, собирали материал о наших земляках, которые воевали на фронте. В школе висел стенд с фотографиями. Всех наших фронтовиков я знаю по имени и отчеству.»
После уроков, во времена ВОВ, вместе со своими учениками, Зоя Дмитриевна вязала варежки, носки, шила кисеты для махорки. Всё это посылками отправляли на фронт. Уже в мирное время, со своими учениками, устраивала замечательные праздники в деревенском клубе, готовила концерты. Очень любили слушать частушки, особенно на злободневные темы об учёбе, поведении учеников. Частушки сочинялись по дороге домой. Когда сочинялась рифма, Зоя Дмитриевна садилась на пенёк и записывала строчку.
Из воспоминаний ученика Зои Дмитриевны, Вепрева Константина:
«В школе нас принимали в октябрята и пионеры. По инициативе Зои Дмитриевны, проводились слеты пионеров, за деревней горел пионерский костёр. Мы - все школьники - громко пели, водили хороводы. Много, очень много хорошего делала Зоя Дмитриевна для нас, учеников, чтобы мы были честными, смелыми и дальше учились, и были достойными гражданами нашей Родины. Всем ученикам, школьникам нашей деревни Чусовитиной Зоя Дмитриевна Рачева дала путевку в большую жизнь.
Писать о своей первой учительнице можно много и только хорошее. Настоящий был человек, прекрасная женщина и профессионал - педагог. Я бы так назвал Зою Дмитриевну - уральский педагог- самородок.»
У простого человека может сложиться мнение, что учебный процесс для учителя заканчивался с окончанием уроков. Учебный день Зои Дмитриевны продолжался до позднего вечера. После уроков, а это уже находясь дома, Зоя Дмитриевна занималась составлением планов на следующий день, подготавливала наглядную агитацию для учеников, занималась проверкой тетрадей, подбирала нужную литературу. В своей педагогической деятельности внедряла все новинки педагогики. В летний период собиралась со своими коллегами: Балакиной Клавдией Фадеевной, Первухиной Елизаветой Яковлевной у кого-нибудь дома, писали планы, обсуждали педагогические новинки. В свободное время от уроков решала хозяйственные вопросы для школы. Работы всегда было много. Кроме того, каждый учитель на селе имел в собственности свой надел земли, где выращивал овощи. Некоторые учителя держали живность - это свиней, корову, кур, гусей. Все зависело от состава семей и их приближенности к школе. Без этого трудно было проживать учителю, хотя колхоз и помогал продуктами. Вот и представьте, сколько свободного времени оставалось сельскому учителю на личный отдых.
Раньше проверка работы учителя из района была неожиданной. Никто о ней никогда не предупреждал. Но Зою Дмитриевну никогда не заставали врасплох. Всегда у неё уроки и внеклассная работа шли на высоком уровне! Внеурочная деятельность всегда планировалась: в конце урока обсуждалось, чем дети будут заниматься на перемене. Ученики играли в ручеёк, шашки, водили хороводы, пели песни.
За несколько лет до пенсионного возраста Зои Дмитриевны Чусовитинскую начальную школу закрыли, тогда она перешла работать в Ницинскую 8-летнюю школу учителем домоводства и воспитателем в интернате.
Зоя Дмитриевна была большой рукодельницей. Всё, за что ни возьмётся, ладилось. Будучи самоучкой, обшивала женщин своего и соседних сёл, могла повторить самую невероятную модель.
В 1975 году после продолжительной болезни умер муж, Федор Иванович. Через год после этого Зоя Дмитриевна уехала жить к дочери в с.Ключи. Весь остаток жизни она посвятила семье дочери: вела хозяйство, воспитывала троих внуков. Следуя примеру своей матери, соблюдая семейную традицию, её дочь, Рачева (Демидова) Фаина Федоровна, также пошла работать в школу, успешно закончив математический факультет Свердловского пединститута. Муж Фаины Федоровны - тоже школьный учитель физики.
Прожила Зоя Дмитриевна 84 славных года. Мы, её семья, благодарны ей за доброту и преданность, требовательность к себе и близким, за активное участие в нашей жизни, за красивые наряды, что шила нам.
Приложение N 1
Фото N 1. Рачёва Зоя Дмитриевна (11.05.1920г. – 19.08.2004г.)
Приложение N 2
Фото N 2.Семья Чусовитиной Александры Дмитриевны.
Слева направо: верхний ряд Чусовитина Анна Дмитриевна,Чусовитин Константин Дмитриевич.
Нижний ряд Чусовитин Григорий Дмитриевич, Чусовитина Александра Дмитриевна(мать),Чусовитина Евстолия Дмитриевна.
Приложение N 3
Фото N 3. Слева направо: Рачёв Фёдор Иванович, дочь Рачёва Фаина Фёдоровна, Рачёва Зоя Дмитриевна. Дата фотографирования 21 сентября 1958 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Подвигу народа жить в веках», посвященный Дню Победы в 6 классе.
Внеклассное мероприятие можно приурочить к празднованию Дня Победы или к 23 февраля "Дню защитника Отечества"...
«Подвигу народа жить в веках» (к 70-летию Победы)
9 мая 2010 года в 70 раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. 2. Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, над...
урок истории в 9 класс "Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны"
Это двухчасовой урок - семинар. Используется опережающее задание для каждого ученика, подготовить сообщение на заданную тему. Используется индивидуальная работа и работа в группе....
Трудовые подвиги народа
материал к внеклассному мероприятию...
Война: Бурятия в 1941-1945 годы. Трудовой и ратный подвиг народов Бурятии.
Материал по краеведению, раскрывающий вклад тружеников тыла, народов, проживающих на территории Бурятии, а также ратный подвиг воинов из Бурятии....
«Подвиг народа». Посв. годовщине Победы в Великой Отечественной войне».
Классный час для школьников, в память о подвиге народа в Великой Отечественной войне....
Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань
Актуальность проекта рассматривается как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся школы ...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Екатерина Валентиновна
Екатерина Валентиновна!Поздравляю Вас с победой в конкурсе! У вас еще немало героических страниц в истории семьи, судя по вашему рассказу.Свой сайт вам можно сделать небольшим семейным музеем памяти, помещая материалы о своих родных,приближавших Победу.Спасибо за участие в проекте Вахта памяти!
Маргарита Сергеевна! Спасибо
Маргарита Сергеевна! Спасибо за поддержку! На сайте я новичок. Огромное спасибо за идею семейного музея.Действительно, еще много о ком из родственников есть и стоит рассказать, чтоб собрать материал и оставить потомкам.
И на Вашем сайте материал
И на Вашем сайте материал будет доступен всем вашим родным