Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры
материал

Богдашкина Софья Васильевна

Здоровье сберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_fizkultury.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры"

Выступление на заседании педсовета, протокол №8 от 20.09.16 г.

       Здоровье сберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.

      Еще нашими пращурами было замечено: какова у человека деятельность и привычки – таково будет его и здоровье. О том, что здоровье детей подрывает школа, было уже известно в прошлые века и медики с педагогами били в набат. Великий просветитель и педагог И.Т. Песталоцци в 1805 году поведал миру о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же «подрыв их здоровья». И эти слова были сказаны в эру, когда и сами родители были здоровые, и а дети у них рождались здоровые. Когда дети практически до 3-х лет еще пили молоко матери. Когда питались здоровой пищей, пили родниковую воду, а дышали девственно чистый воздух. Когда программы школ имели меньшую информационную нагрузку.

       В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 50-60% (и более) школьников; резкий скачок увеличения патологических изменений нервной системы, органов чувств, пищеварительной и сердечнососудистой систем, почек, мочевыводящих путей и опорно-двигательного аппарата. А также увеличение количества учащихся школ, имеющих одновременно несколько диагнозов (в анамнезе у 20% старшеклассников 5 и более).

         В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья.

          Не случайно, в связи с этим одно из направлений деятельности школы современности является сохранение здоровья учащихся школ. Для данной цели используют здоровьесберегающие технологии, которые предполагают компиляцию психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на обеспечение и защиту здоровья, а также формирование к нему ценного отношения.

               Цель образовательных здоровьесберегающих технологий

        Это, в первую очередь, обеспечение школьника возможностью за время обучения в школе сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности.

Успешность любых педагогических технологий зависит непосредственно от учителя и направленности его деятельности (педагогической психологической грамотности). Педагоги должны придерживаться следующих правил:

- эмоциональные разрядки на уроке;

- использовать физкультурные паузы на уроке;

- освобождать, а не сковывать;

- поддерживать, а не сдерживать;

- распрямлять, не сгибать.

Главной составной частью учебного процесса является урок.

Урок в здоровьесберегающей школе должен длиться 40 мин. И на каждом уроке может появиться как интерес к предмету, но и смерти подобная скука. Потому на занятиях необходимо проводить паузы-динамики: упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность. Также следует проводить производственную физзарядку, а на уроках физкультминутки. Таким образом, двигательная активность увеличивается. На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, небольшие стихотворения, музыкальные минутки – все это на уроке создает психологический благоприятный климат.

         Одна из остро стоящих проблем не только в школах, но и в целом в обществе, - это, разумеется, гиподинамия. Технический прогресс приводит к снижению двигательной функции человека. Снижается не только время, отведенное активным упражнениям, но и часы, проведенные на свежем воздухе. В нашей школе каждому классу отведено по три урока физической культуры в неделю, а во внеурочное время много спортивных состязаний. При этом ведется учет требований, предъявляемых к активным движениям ребенка и они должны быть разнообразными, их следует проводить на первоначальном этапе утомления, и отдавать предпочтение упражнениям для группы мышц находящихся в стадии утомления, подбор упражнений ведется в зависимости от урока и его особенностей.

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества

и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. 

  Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы,

практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наиболее

частые патологии у школьников  - нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного

аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания

сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. 

Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

    К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:       

- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;    

- недостаток физической  активности учащихся, приводящий к гиподинамии и

другим нарушениям здоровья школьников; 

-чрезмерная  интенсификация образовательного процесса; 

-невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;                                

       Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим

педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность - приоритет здоровья,

то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целе...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры"

Данная презентация знакомит учителя с здоровьесберегающей технологией при проведении уроков. ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры »

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры »

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать ...

Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры »

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе,совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогает ребятам стать ...