«Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»
статья

cnfnmz

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_1.docx49.23 КБ

Предварительный просмотр:

          МБОУ «Средняя школа №7»

им. Героя Советского Союза Б.С. Левина

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Методическая тема школы:

«Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»

ТЕМА РАБОТЫ: «Методика формирования цветовосприятия у учащихся 5-ых классов на уроках изобразительного искусства»

Разработала: учитель ИЗО _________________ Павлюченкова Е.И.


В перечне  образовательной программы школы  Изобразительное искусство классифицируется в категорию практико-ориентированных предметов, что само по себе определяет степень его трансформации в  системно-деятельностный  подход к обучению.

В основу своей работы по формированию метапредметных результатов школьников я ставлю разработку методики формирования универсальных учебных действий учащихся,опираясь на их личностно-ориентированные потребности.

Расшифровка проблемы такова:

Выявление особенностей мышления учащихся, как неотъемлемой части творческого процесса,на основе изобразительной деятельности. Такая постановка вопроса  включает исследовательскую деятельность преподавателя, как одну из форм решения проблемы на примере моделирования и организации творческой деятельности не только одаренных детей, но и детей не мотивированных к изобразительному творчеству. Наблюдение за обучением детей, которые сами себя определяют как «плохих рисовальщиков», дает  уникальную возможность  сравнить их метапредметный результат  с начальным содержанием их личной мотивации к творчеству.

Учитывая специфику предмета, где все виды практической деятельности сводятся к отображению видимой и воображаемой  формы предмета на двухмерной плоскости (то есть к технике рисунка и живописной его проработке),  либо в  3-х мерном, объемно-пространственном ее выражении (сукльптуре, керамике, декоративно-прикладном искусстве), необходимо постоянно изменять вербальную информацию, доносимую учителем на уроке рядом визуальных средств, начиная от простой демонстрации последовательности исполнения рисунка на доске, заканчивая электронным видеорядом с репродуцированным показом известных графических и живописных произведений.

Таким образом, теоретический аспект  освоения данного предмета сводится к самостоятельной визуальной проработке учащимися вспомагательного видеоряда , устному анализу композиционного и колористического построения произведения (репродукция) или наглядного образца (натурной постановки).

Работая в параллели 5-ых классов, я отметила особый интерес некоторых учащихся к плоскостной интерпретации формы предмета в графическом варианте изображения. Профессионально эта техника изображения называется «оверлепинг», когда контурные плоскости предметов как бы накладываются друг на друга, образуя при этом новые, совершенно независимые от общего содержания плоскости.

Так в своей практике я нашла способ мотивации к обучению учащихся со слабым объемно-пространственным представлением. По личным наблюдениям, увлеченность «оверлепингом», развивает у детей различные формы композиционного мышления:

  • сочетание цветовых и тональных соотношений;
  • зависимость содержания композиции от расстановки форм;
  • пластичность, статичность и динамику композиции.

Итогом исследования проблемы стала разработка модели организации метапредметной деятельности учащихся

Чтобы конкретнее подойти к пониманию  содержания каждого из блоков модели, рассмотрим  этимологию слова «изображение». Взятое из образа, репродуцированное или отраженное на плоской основе или в пространстве, через собственное зрительное и духовное восприятие.

 А теперь посмотрим на это понятие  с позиции системно-деятельностного подхода к обучению.

        Если за операцию (действие) практического задания взять изображение линии, то учащиеся, как правило, нарисуют небольшой отрезок горизонтальной линии вдоль верхней части листа. Попробуем озвучить задание следующим образом: «Выполните несколько вариантов линий». Можно предложить и варианты такой интерпретации, продемонстрировав их образцы на доске:

  • Изобразить ленточный орнамент с помощью линии и точки, с помощью нескольких линий, выстроенных друг над другом в форме квадрата;
  • Выполнить абстрактную композицию из волнообразных линий;
  • Попробовать заштриховать короткими дугообразными линиями контурную форму какого-либо предмета;
  • Выполнить композицию из пересекающихся под прямым углом линий

После наблюдения за самостоятельной работой учащихся, попробуем предложить им охарактеризовать полученные образы линии, сначала в индивидуальном порядке, затем, собрав все работы для общего просмотра.

Регулятивным звеном этого метода является зрительное сравнение личных результатов с результатами одноклассников.

Аналогичный метод можно применить к интерпретации любой другой формы, например, круга или квадрата.

В зависимости от сложности содержания изображаемого объекта, повышается потребность в стимулировании творческого воображения. Здесь уместно так называемое зрительное насыщение, которое на уроке ИЗО можно подать в форме просмотра учебных альбомов по живописи, репродукций картин, электронного видеоряда.

Приведем схему образца интерпретации на примере круга:

Если учащийся – любитель компьютерных технологий, ему можно поручить самостоятельную разработку таких изображений, с последующим нанесением цветовых и тональных градаций. Подобный пример интерпретации можно создать при помощи видеоряда с изображением конкретных объектов. Например интепретировать круг в форме блюда, тарелки, ожерелья, замкнутого орнамента и т.д.

        Опыт работы в школе четко разделил учащихся возрастной категории 5-ых классов на приверженцев графического и цветового изображения.

 Графики, как правило – это обладатели математического мышления. Их фантазия подчинена четкому алгоритму штриховых возможностей простого карандаша, в то время, как учащиеся, привыкшие мыслить образами (музыкальными, литературными) способны варьировать цветом и цветоматериалами в широчайшем диапазоне, вплоть до создания самых сложных композиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"

Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

материал для проведения педагогического совета по теме "Системно-деятельностный подход в образовании как основа реализации ФГОС"...

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. В образовательной деятельности нашли свое отражение вс...

Системно -деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО

Доклад "Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО"...

Системно -деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО

Доклад "Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО"...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...