Обобщение и распространение опыта
материал
Обобщение и распространение опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________
215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6
Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru
Проектная и исследовательская деятельность во внеурочной работе с обучающимися.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи проектной и исследовательской деятельности
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения способов их решений;
- создание мотивирующего фактора в обучении и самообразовании;
- развитие индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;
- развитие у ученика коммуникативных умений и навыков.
- приобщение подрастающего поколения к пониманию экологических проблем современности и участию в их решении на местном уровне;
Исследовательскую работы мы выполняем в определенной последовательности:
- формулирование темы
- формулирование цели и задач исследования
- проведение теоретического исследования;
- экспериментальная проверка;
- анализ и оформление результатов научных исследований;
- внедрение и эффективность результатов научных исследований;
- публичное представление работ на научно-практических конференциях
По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности, я скорректировала возрастные группы учащихся и уровни занятий-исследований.
Уровень исследования, возрастная группа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Начальный, 1 уровень, 5-7 класс Обучение исследованию. | Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследования. | Отвечают на поставленные мной вопросы. Следуют алгоритму работы, предложенному мной. |
Продвинутый, 2уровень, 8 – 9 кл.Обучающее исследование. | Формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляю деятельность учащихся в русло исследовательской работы. | Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются со мной. |
Высший, 3 уровень10 – 11классыТворческое исследование. | Формулирую проблему. Создаю условия для исследовательской работы:Обеспечиваю дидактическим материалом, организую групповую и индивидуальную работу. | Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без моей помощи и консультации. |
В нашей школе создано и действует творческое объединение учащихся «Юный эколог», члены которого проводят активную работу по охране и изучению природы родного края. Есть у ребят девиз: «Знать, беречь, множить! » Этому боевому призыву члены общества следуют неотступно . «Юные экологи» - разновозрастная группа школьников , где старшие воспитывают младших, где непременной является преемственность общественно-значимых дел и традиций . Членом его может стать любой учащийся начиная с 5 класса. В начале года мы с ребятами планируем работу, походы, экскурсии, экспедиции. В экспедициях ребята приобретают навыки метеорологических, картографических, фенологических наблюдений, занимаются пропагандой вопросов охраны природы среди местного населения. Ребята собирают сказки, легенды, народные приметы , связанные с белыми аистами . Так природоохранительная работа соединяется с патриотическим воспитанием подрастающего поколения , прививается любовь к природе , родному краю , своему народу , его культуре .
Каждому учащемуся в экспедиции находится дело. В экспедициях «трудные» оказываются самыми обычными ребятами - ответственными, надежными. Особое внимание здесь уделяется умению школьников трудиться, поскольку вся исследовательская работа ребят связана с трудом : надо уметь и палатку поставить, и костер развести и обед приготовить, и правильно провести и оформить исследования.
Обучающиеся нашей школы исследуют водоёмы нашей местности, почву пришкольного участка, жизнедеятельность земноводных, пауков, дождевых червей. В качестве примера приведу исследовательскую работу: «Изучение численности возрастного состава травяной лягушки окрестностей д. Рыбки».
Проектная деятельность.
В своей практике использую несколько видов проектов.
1. Информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
2. Исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
3. Практико - ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.
Примером служат проекты: «Дикие и домашние животные», «Чистое село», «Зимующие птицы». В качестве примера приведу работу обучающихся над проектом «Зимующие птицы». Проект включает вводную презентацию учителя, в которой отражены: основополагающий вопрос, проблемные вопросы,
учебные вопросы, кто поможет в подготовке проекта, участники проекта, этапы и сроки проведения проекта.
Планирование предполагает: исследовательский этап, практический этап, самоанализ и оценка планируемых результатов.
Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно - практической конференции, которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие научно - практических конференциях различного уровня.
В проектной деятельности учащиеся активно используют возможности информационных технологий: поиск и обработка информации, создание презентаций.
В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации. что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:
учебно - познавательная (знание и умение организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
информационная (умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять её при помощи технических средств); коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, презентовать себя);
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация внеурочной и проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.
У обучающихся формируется ответственность за свое поведение в природе, частью которой он является сам, растет интерес к экологическим проблемам и потребности личного участия в их решении.
Важно то, что исследуют окружающую среду сами дети. Ребенок, который прошел через исследовательскую деятельность, может передать свои знания и умения в будущем своим детям.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЫБКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
САФОНОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________
215525, Смоленская область, Сафоновский район, д. Рыбки, ул. Школьная, д.6
Тел. (48142) 6 01 13, e-mail: gurenkova1965@mail.ru
Организация природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания обучающихся.
Двинина Е.В., учитель биологии
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Работа природоохранного объединения …………………………....... 3 - 6
2. Практические природоохранные мероприятия ………………………… 7
3. Участие в природоохранных операциях ………………… …………... 8-9
4. Исследовательская деятельность обучающихся в природе………..... ..10
5. Пропаганда природоохранных знаний …….. 11
6. Участие в районных, областных, Всероссийских мероприятиях
по учебно-исследовательской деятельности..............................................12
7. Приложения……………………………………………………………….. 13
.
РАБОТА ПРИРОРОДООХРАННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.
В МКОУ «Рыбковская СОШ» обучается 64 учащихся, и все они занимаются природоохранной работой. Основная нагрузка лежит на членах творческого объединения «Юный эколог», который посещают учащиеся 5-10 классов.
С целью изучения природы родного края и бережного отношения к ней в школе проводится большое количество экскурсий. В каждом классе проходят обязательно осенние, зимние и весенние экскурсии. В истекшем учебном году их было проведено 30. Работа школьников вознаграждена: ребята на экскурсиях наблюдают за различными видами синиц, дятлами, др. животными. Во время зимних экскурсий учащиеся в процессе наблюдений выясняют экологическую роль снежного покрова, зарисовывают отпечатки лап и другие следы жизнедеятельности зверей. Ребята приобщаются к самостоятельной, увлекательной, но сложной деятельности. Они часто вынуждены принимать экологически правильные решения.
Кроме экскурсий в летнее время школьники младших классов принимают участие в однодневных походах. Старшеклассники и учащиеся среднего звена принимают участие в многодневных походах и экспедициях. По итогам походов оформляются красочные газеты. В октябре месяце проводится неделя экологии «Природа и человек», включающая в себя:
1-й день: Открытие недели экологии
В этот день проводится конкурс газет, плакатов, рисунков. На стенде прикрепляется конверт, в который школьники могут опустить листок с изложением своего мнения той или иной работы. По результатам, полученным при подсчете голосов, объявляют победителей. Их работы представляют на выставке заключительного дня, а ребят награждают призами.
Конкурсная выставка содержит разделы:
- «Экология глазами детей»- конкурс рисунков учащихся 1-4 кл.
- «Как прекрасен этот мир »- искусство составления букетов (икебана) и поделок из природного материала для учащихся 5-7 классов.
- Выставка книг «Что мы знаем о природе».
«В защиту природы»
- « Химия и окружающая среда»- газеты, плакаты, сделанные учащимися 8-9 классов.
- « Земля у нас одна » - стихи, рассказы, очерки учащихся 10-11 классов и всех учащихся.
2-ой день: « Умей видеть природу »
Экскурсии на природу, на выставки, в музеи, на производство. Учащиеся собирают материал, проводят наблюдения: результаты экскурсий обсуждаются в классах и объявляют на заключительном дне.
3-й день: « Природе – нашу защиту »
Классные часы, учебные беседы, дискуссии, на которые можно пригласить специалистов в области охраны природы. Участники обсуждают результаты экскурсий, походов, наблюдений за окружающей средой в своём населённом пункте, вырабатываются рекомендации по улучшению состояния окружающей среды.
4-й и 5-й дни: « Знать – значит, уметь, а уметь – значит – делать »
Практическая деятельность школьников: работа на пришкольном участке, сборка скворечников, кормушек для птиц и т. д.
6-й день « Земля - колыбель человечества »
Это заключительный экологический день, состоящий из нескольких сменяющих друг друга мероприятий, каждое из которых предназначено для разных параллелей, но с приглашением всех желающих.
1. Выставка. На выставке представлены работы победителей конкурсов.
2. Викторина «Природа родного края». Показ ЭкоМоды. (для учащихся 1-4 классов).
3. Экологический брей- ринг и конференция (для учащихся 5-11 классов).
I часть. На конференции, «Экологические проблемы родного края», демонстрируются результаты опытнической и исследовательской работы. Итогом обсуждения докладов является выработка конкретных рекомендаций, направленных на решение проблем или улучшение состояния природного объекта.
II часть – выступления учащихся. Они направлены на пропаганду экологических идей, отражают местные экологические проблемы.
Работы победителей представляют на выставке заключительного дня, а ребят награждают призами. Лучшие работы учащихся школы участвуют в районных и областных выставках.
Так же в школе ежегодно проходит «День птиц», где учащиеся участвуют в викторинах и выпускают газеты о пернатых друзьях.
Во всех классах на протяжении всего года проводятся беседы, классные часы, викторины, конкурсно-игровые программы о бережном и рациональном использовании природных ресурсов.
С 15 марта по 27 апреля 2018 г. учащиеся нашей школы приняли активное участие во Всероссийский экологической акции «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе!» федерального партийного проекта «Экология России»( http://doit-together.ru/). От нашей школы были выдвинут эколидер –Муц Карина (10 класс). Эколидер под руководством куратора Акции Двининой Е.В. проводила экоуроки.
Куратором Акции создано сообщество Акции для образовательного учреждения (https://vk.com/club14513088) для добавления наиболее интересных новостей, фотографий о ходе Акции.
16 марта в рамках акции «Вода и здоровье!» куратор акции Двинина Е.В. и эколидер Муц Карина провели экологический урок «Вода в природе и жизни человека» для обучающихся 5 – 11 классов. Цель урока: пробудить интерес обучающихся к оценке состояния водных ресурсов своего региона.
Задачи: сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам, как к источнику здоровья и жизни на Земле. Привлечь школьников и их родителей к решению проблем водных ресурсов в родном селе, мотивировать к социальной активности.
На уроке обучающиеся вспомнили об особенности воды как химической молекулы, её свойствах и значении, последствий её загрязнения, о шагах, которые следует предпринять при выявлении несоответствия качества воды гигиеническим нормам.
Все пришли к единому мнению, что значение воды переоценить невозможно.
6 апреля в МКОУ «Рыбковская СОШ» в рамках Акции «Вода и здоровье!» эколидер Муц Карина провела экологический урок «Вода в природе и жизни человека» для обучающихся 1 – 4 классов. В ходе мероприятия ребята рассуждали о воде как о наиболее значимом веществе на Земле, обсуждали влияние воды на здоровье человека. Учащиеся начальной школы приобрели новые знания в области биологии, познакомились со свойствами воды и узнали о последствиях загрязнения воды.
В заключении урока Муц Карина предложили нарисовать ребятам рисунки на тему «Вода – источник жизни на Земле».
В рамках Акции «Вода и здоровье!» проведен Конкурс экологических плакатов «Вода и её в природе и жизни человека».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Природоохранная практическая работа ведется по разным направлениям:
- защита природной среды (подкормка зверей, птиц, борьба с мусором, изготовление и развешивание кормушек и домиков для птиц, охрана муравейников;
- улучшение природной среды (посадка растений, озеленение улиц, расчистка леса от сушняка) Экологическая операция «Школа – наш дом» - уборка территории после зимнего сезона, посадка цветов на территории школы;
- сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок). Коллекции, гербарии, изготовленные учащимися, составлены с точки зрения экологической культуры, т. к. они не собирают бабочек, растений, занесенных в Красную книгу Смоленской области.
УЧАСТИЕ В ПРИРОДООХРАННЫХ ОПЕРАЦИЯХ.
В рамках операции «Вода на Земле» школьники принимают участие в очистке берегов реки Ведосы, которая протекает в нашем населенном пункте. Проводится очистка прибрежной зоны от мусора, исследуется степень загрязнения воды. Активными участниками этой операции явились учащиеся 9 - 11 классов ( Иванов Д., Некрасов И., Дударев С. и др.).
Проведена природоохранная операция «Наш дом – Земля». Она включает в себя три этапа:
Первый этап: с 16 по 30 апреля – экологические десанты под девизом «Очистим природу от мусора»:
- Уборка территории около школы.
- Ликвидация ТБО около школьной территории.
- Выпуск листовок, плакатов, призывающих население д. Рыбки к наведению чистоты.
- Уборка территория вокруг памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.
Второй период: с 10 мая по 20 мая – экологические десанты под девизом «Зеленый наряд селу»:
- Произведен уход за многолетними цветочными культурами около школы и памятника воинам, погибшим в Великой Отечественной войне.
- Высажены однолетние цветочные культуры на клумбы около школы.
- Учащиеся 11 класса заложили аллею из каштанов.
Третий период: с 21 мая по 5 июня – экологические праздники, массовые мероприятия в школе и классах:
- Просмотр фильмов о природе
- Беседа « Химическая безопасность»
- День здоровья «А я иду, шагаю по Земле»
- Викторина «Знатоки природы»
- Школьный конкурс «Юный эколог»
- Экологический КВН
- Экскурсия «Природа родного края»
- Подведение итогов, награждение самых активных участников операции.
Учащиеся нашей школы участвуют в операции «Белый аист». Гнёзда за которыми мы наблюдаем занесены в книгу учёта по Смоленской области (https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ya_8epXkhl0Wy..)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся нашей школы проводят большую исследовательскую работу:
- «Оценка состояния среды по величине флуктуирующей асимметрии листового аппарата берёзы повислой д. Рыбки Смоленской области»;
- выявление экологического состояния реки Ведоса;
- изучение видового состава земноводных д. Рыбки;
- наблюдение за семьями белых аистов (учащиеся 6 – 7 класса).
Выполнены проекты: «Оценка загрязнения снега в д. Рыбки», «Чистота природы начинается с меня», «Сменная обувь и её влияние на загрязнение школьных помещений», «Комнатные растения и их целебные свойства» «Лку от семи недуг».
По итогам этих исследований была проведена общешкольная научно- практическая конференция «Мы в ответе за нашу планету».
ПРОПАГАНДА ПРИРОДООХРАННЫХ ЗНАНИЙ.
Пропагандой природоохранных знаний в школе занимаются члены творческого объединения «Юный эколог»:
- наличие лекторских групп – 2;
- число учащихся в них – 10;
- прочитано лекций – 22;
- выпущено газет – 24;
- проведено бесед с младшими школьниками – 36.
Тематика бесед связана с сохранением окружающей природной среды, правилами поведения на природе, разъяснением взаимосвязей между всеми компонентами биогеоценозов. Изготовлено плакатов – 26, листовок – 60. Газеты, плакаты, листовки посвящены охране окружающей среды, экономии воды, охране диких животных, против пала травы.
Проведён социологический опрос жителей д. Рыбки и выпущены листовки по подкормке птиц зимой, о сортировке мусора, утилизации батареек.
УЧАСТИЕ В РАЙОННЫХ, ОБЛАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Результаты своих исследований ребята постоянно предоставляют на районный конкурс юных исследователей окружающей среды, где занимают призовые места.
- Ковалёва Е. с работой «Влияние синтетических моющих средств» заняла I место в районном конкурсе «Юных исследователей окружающей среды»., I место в областном конкурсе «Юных исследователей окружающей среды», финалист этапа Всероссийского конкурса Юные исследователи окружающей среды 2018 г.
Евдокимов Е. победитель областной интернет-викторины «От чистого истока», объявленной национальным парком «Смоленское Поозерье» к празднованию Всемирного дня Водно-болотных угодий. Ковалёва Е. – сертификат участника областной интернет-викторины.
Учащиеся нашей школы (команда из 6 человек) активно принимали участие в областном конкурсе – познавательной игре (веб-квесте) «Крутится вертится шар голубой..», посвящённой Году экологии в России. Все они имеют сертификаты участника.
Анискина Е. – третье место в районном конкурсе «Зеркало природы»,номинация «Природа и творчество».
Муц Карина (10 класс) участник конкурса «Эколидер» Всероссийский экологической акции «Вода и здоровье» в рамках движения «Сделаем вместе!» федерального партийного проекта «Экология России».
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в природоохранной акции «Марш парков», во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» В прошлом году в этом конкурсе участвовало 15 человек.
Показ ЭкоМоды (неделя экологии)
Экологический урок «Вода в природе и жизни человека»
Экологический урок в начальной школе «Вода – источник жизни»
Закладка аллеи из каштанов
Благоустройство детской площадки в жилом комплексе
Забор проб снега для исследования
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и распространение опыта (Материалы к портфолио)
Раздел №3 "Методическая деятельность"...
Обобщение и распространение опыта работы.
Работа психолога предполагает обзор работ коллег, отслеживание новых тенденций в отечественной психологии, внедрение инновационных подходов, а также участие самого психолога в различных конкурсах, пер...
Развитие творческой активности обучающихся через групповые работы-обобщение и распространение опыта.
Создание условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география; учить умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета; р...
Обобщение и распространение опыта по предмету "Устройство и техническое обслуживание автомобиля"
Данное методическое пособие преднозначено для учащихся, изучающих курс "Устройство и техническое обслуживание автомобиля по программе подготовки водителей транспортных средств категории " В"....
Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Обобщение и распространение опыта работы по теме:"Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями"...
5.4. Обобщение и распространение опыта работы. Приложение 17.
Публикация в эл. СМИ. "Гражданско- патриотическое воспитание личности на уроках истории и обществознания". Публикация в эл. СМИ. .Использование исторических документов как ср...