Полуоткрытые и закрытые дебюты.
материал (5 класс)
Полуоткрытые и закрытые дебюты
В полуоткрытых дебютах чёрные в ответ на ход белых 1.е2-е4 не играют 1…е7-е5, а выбирают любой другой ход. В этих дебютах чёрные позволяют белым занять центр, но затем его атакуют. Владея центром, белые на первых ходах обычно стоят свободнее и имеют небольшой перевес в развитии. Объясните детям, что в подобных позициях нужно стремиться к открытой игре. Чёрные должны закончить развитие, поддерживая закрытый характер игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluotkrytye_i_zakrytye_debyuty.docx | 78.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Полуоткрытые и закрытые дебюты
В полуоткрытых дебютах чёрные в ответ на ход белых 1.е2-е4 не играют 1…е7-е5, а выбирают любой другой ход. В этих дебютах чёрные позволяют белым занять центр, но затем его атакуют. Владея центром, белые на первых ходах обычно стоят свободнее и имеют небольшой перевес в развитии. Объясните детям, что в подобных позициях нужно стремиться к открытой игре. Чёрные должны закончить развитие, поддерживая закрытый характер игры.
На примере французской защиты посмотрим, как может развиваться игра в этом случае.
1.е2-е4 е7-е6
Этим ходом чёрные готовят ход центральной пешкой d.
2.d2-d4 d7-d5
Дайте возможность детям и здесь дать самостоятельную оценку получившейся позиции. Самые вдумчивые из них легко заметят, что пешка е6 ограничивает белопольного слона. Попросите учащихся поставить задачи, которые следует решать оппонентам в создавшейся ситуации. Очевидно, белые должны развить свою инициативу. Задача чёрных – решить проблему с развитием слона.
Основными вариантами в этом дебюте считаются ходы Кb1-c3, Кb1-d2, e4-e5, e4:d5. Рассмотрим вариант продвижения.
3.е4-е5
Этим ходом белые стремятся стеснить королевский фланг чёрных, планируя в будущем провести атаку. Чёрным придётся столкнуться с проблемой развития слона с8. Напомните детям об изученном ранее позиционном преимуществе – перевес в пространстве. Разбирая любую новую тему, стремитесь связать уже полученные детьми теоретические знания с практической игрой.
Попросите учащихся самостоятельно найти способ борьбы с сильным пешечным центром белых. Повторите уже известные способы борьбы с центром соперника. Скорее всего, дети быстро увидят возможность подрыва пешечного центра.
3…с7-с5
4.с2-с3
Обратите внимание учеников, как последовательно в дальнейшем чёрные проводят свой план, атакуя пешку d4.
4…Фd8-b6
5.Кg1-f3 Кb8-c6
Наиболее сильным в настоящее время считается вариант с движением пешки а2-а3. Дайте возможность самостоятельно найти детям, какие проблемы приходится решать белым. Ещё одно исключение из правил – положение чёрного ферзя на b6 является преимуществом, а не недостатком позиции чёрных. Дети должны творчески подходить к оценке позиции. В данном случае ферзь недоступен для белых фигур, а вот давление, которое он оказывает на пешки d4 и b2 довольно неприятно. Белым приходится вести дальнейшую игру с учётом этих обстоятельств. Проследим как белые решают проблему развития слона с1.
6.а2-а3 Сс8-d7
7.b2-b4 c5:d4
8.c3:d4 Ла8-с8
9.Сс1-b2. Интересная позиция со взаимными шансами.
Для первого знакомства с дебютом вполне достаточно дать эту информацию. Предоставьте возможность детям самим наметить планы дальнейшей игры за белых и за чёрных. Дайте им возможность сыграть несколько тренировочных партий. Обсудите вместе, насколько удачны были намеченные детьми планы игры, кому из игроков удалось осуществить эти планы; чего не учли те, кому это сделать не удалось. Гораздо важнее научить детей мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, чем пустое зазубривание непонятных вариантов. По крайней мере, на начальной стадии обучения.
Закрытые дебюты. Ферзевый гамбит
Задача педагога приучить детей к творческому осмыслению игры в дебюте. В начале каждой партии партнёры должны стремиться получить желаемое положение пешечной структуры и фигур. Рассмотрим, как можно попробовать решать эти задачи на примере изучения ферзевого гамбита.
Ферзевый гамбит один из самых известных и популярных закрытых начал.
1.d2-d4 d7-d5
2.c2-c4
Своим вторым ходом белые предлагают чёрным съесть пешку на с4. Дебюты, в которых одна из сторон в интересах быстрейшего развития, захвата центра или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда и лёгкую фигуру) носят название гамбит. Различают принятый гамбит (жертва принята), отказанный гамбит (жертва отклонена) и контргамбит (вместо принятия жертвы противник, в свою очередь, сам жертвует материал). Ферзевый гамбит носит такое название именно потому, что белые жертвуют пешку на ферзевом фланге.
Чёрные могут принять жертву пешки. Такое начало носит название принятый ферзевый гамбит. В этом случае белые стремятся создать прочный пешечный центр и пытаются вести игру на королевском фланге. Чёрные стремятся оказать фигурное давление на центр белых, пытаясь создать острые тактические осложнения. Но в этом варианте чёрным обычно трудно вести защиту при постоянном пешечном напряжении в центре.
2…d5:c4
3.е2-е3 Кg8-f6
4.Cf1:c4 e7-e6
5.Кg1-f3 c7-c5
6.0-0 a7-a6
Объясните детям примерные идеи и план игры в этой позиции. Последним ходом чёрные готовят захват пространства на ферзевом фланге посредством b7-b5. Белые могут продолжить d4:c5 или Cc4-b3. Основная проблема чёрных по-прежнему связана с развитием белопольного слона. Если чёрные выведут слона на b7, это не решит все их проблемы. Белые могут соорудить пешечный барьер, надвигая пешки е3-е4 и f2-f3. В этом случае у чёрных возникают проблемы с развитием фигур ферзевого фланга. У белых небольшой перевес.
Дайте возможность детям самостоятельно ответить на вопрос: что произойдёт, если чёрные попытаются сохранить съеденную на втором ходу пешку.
1.d2-d4 d7-d5
2.c2-c4 d5:c4
3.e2-e3 b7-b5?
4.а2-а4 с7-с6
5.а4:b5 c6:b5
6.Фd1-f3 и белые выигрывают.
Чаще на практике встречается отказанный ферзевый гамбит. Из названия понятно, что в данном случае чёрные не принимают жертву пешки, а принимают решение не уступать центр.
1.d2-d4 d7-d5
2.c2-c4 е7-е6
Ходом 2…с7-с6 (Славянская защита) чёрные также продолжают борьбу за центр. Ходы 1…Кb8-c6 и 1…Кg8-f6 чёрным делать не выгодно. В этом случае белые добиваются своей цели.
Рассмотрим один из вариантов отказанного ферзевого гамбита – разменный вариант.
3.Кb1-c3 Кg8-f6
4.c4:d5 e6:d5
5.Cc1-g5 Сf8-e7
6.e2-e3
Порекомендуйте детям поиграть эту позицию за оба цвета, чтобы научиться хорошо разыгрывать закрытые начала. Рассмотрим примерное продолжение.
6…0-0
7.Сf1-d3 Кb8-d7
8.Фd1-c2 Лf8-e8
9.Кg1-f3 Кd7-f8
10.0-0 c7-c6
На диаграмме основная позиция разменного варианта ферзевого гамбита. Расскажите детям об одном из возможных планов игры в подобных позициях – атаке пешечного меньшинства. Белые стремятся провести пешку b до поля b5. В случае размена c6:b5 чёрные остаются с изолированной пешкой d. Если же происходит размен b5:c6 b7:c6, чёрные остаются с отсталой пешкой с6.
Изолированной называется пешка, на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета. Часто эта пешка становится слабостью из-за невозможности быть защищённой пешками соседних линий. Такую пешку можно заблокировать, нападать на неё фигурами с целью выигрыша. Обычно защита такой пешки сковывает фигуры противника.
Пешка, которая не защищена и не может быть защищена собственными пешками и её нельзя безопасно двинуть, называется отсталой. Отсталая пешка является слабой пешкой. У стороны, играющей против такой пешки, всегда чёткий план – атаковать её с целью выигрыша.
После этих комментариев становится понятен план белых. Но у чёрных есть возможности противостоять этому плану. Чёрные могу сыграть а7-а5, а затем пытаться создать контригру на королевском фланге.
В свою очередь белые сами могут завязать игру на королевском фланге, укрепив своего коня на поле е5 с помощью хода f2-f4. Этот план известен по партиям американского шахматного теоретика Пильсбери ещё с конца ХIХ века.
Это уже довольно сложные планы. Но игра подобных позиций без сомнения повысит уровень игры юных шахматистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок конкурс -педагогический дебют
анг яз...
Урок-дебют «Быть парикмахером хочу – пусть меня научат»
Классный час знакомит учащихся с общими понятиями «профессия», «специальность». А также формирует ответственное отношение к выбору профессионального пути через получение информации о профессии п...
Мастер - класс "Шахматный дебют"
Триединство искусства, науки и спорта шахмат позволяет им быть широко использованными во внеклассной работе. Под флагом древней и мудрой игры проводятся самые различные, а главное –...
Моя самопрезентация к конкурсу "Учитель Несветая 2013" в номинации "Педагогический дебют"
Самопрезентация - это один из этапов конкурса "Учитель Несветая 2013" в номинации "Педагогический дебют" . Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги.Ва...
Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)
В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....
Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.
«Формирование исследовательских компетенций учащихся посредством проектной технологии». Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектир...
Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебюты.
Начальная стадия шахматной партии – дебют. Открытые дебютыТеория шахматной игры выделяет три этапа шахматной партии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.ДебютДебют — начальная фаза партии. Как ...