programma_po_profilaktike_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_nesovershennoletnih
рабочая программа
Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_nesovershennoletnih.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СУХО-САРМАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Принято
Директор школы: на заседании
___________ педагогического совета
Неткачева Н.А. Протокол № 1 от 28.08.15
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 2016-2021 учебный год
Актуальность программы
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.
Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у детей появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведения обучающихся требует обучения их навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
♦ Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
● изменение условий семейного воспитания;
● успешность обучающихся в учебной деятельности;
● развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями;
● овладение педагогами и родителями знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;
● создание благоприятных условий для развития и самореализации школьников.
♦ Цель программы – воспитание у школьников устойчивых положительных нравственных качеств.
♦ Задачи программы:
● выявление детей и подростков, склонных к девиации;
● постоянный и всесторонний контроль за их поведением и образом жизни;
● глубокое изучение личности и индивидуальных особенностей учащихся и определение источников положительного и отрицательного влияния на них;
● выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;
● создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых;
● повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися;
● развитие творческих способностей и социальной активности школьников;
● определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений.
♦ Принципы профилактической работы:
● комплексность;
● дифференцированность;
● многоаспектность;
● последовательность;
● аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
Ресурсное обеспечение программы
- Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
● директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, организатор детского движения, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования;
● представители правоохранительных органов;
● представители общественных организаций.
- Финансовое обеспечение
Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.
Механизм реализации программы
● Управление и контроль хода реализации программы осуществляется Советом профилактики.
● Основные направления и положения программы уточняются ежегодно.
● Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Методы воспитания трудных детей
Метод – это способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности детей.
В интеллектуальной сфере (знания о нравственных ценностях, моральных идеалах, принципах, нормах поведения) используется метод убеждения (это разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего).
В мотивационной сфере (новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания) используется метод стимулирования (осознанные побуждения жизнедеятельности ребенка: поощрение и наказание).
В эмоциональной сфере (нравственные переживания: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, самолюбие, стыд) используется метод внушения (воздействие на чувства, а через них на ум и волю человека).
В волевой сфере (мужество, смелость, принципиальность) – метод требования и упражнения (многократное выполнение требуемых действий; результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки).
В сфере саморегуляции (самооценка, самокритичность, самоконтроль, рефлексия) – метод коррекции поведения. Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям (сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами).
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки. Для этого используется метод воспитывающих ситуаций (это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему).
Правила,
которые должен знать и использовать педагог
при работе с трудными детьми
- Правило позитивного настроя (переключение на позитивные стороны ребенка).
- Правило доверительного взаимодействия.
- Правило субъектности взаимодействия (помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни). Необходимо добиться при изменении девиантного поведения – сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.
- Правило причинности (разобраться надо с причинами отклоняющегося от нормы поведения).
Принципы воспитания трудных детей
- Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке лучшие качества. Это формирует веру в себя. Преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка, доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему, защита педагогом интересов ребенка и оказание ему помощи в решении актуальных проблем.
- Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого учащегося, выделение специальных задач, соответствующий его индивидуальным особенностям: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеклассной работе, предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
- Принцип социальной адекватности воспитания. Учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач, взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
- Принцип социального закаливания трудных детей. Включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума.
Перечень программных мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения |
1. Подготовительные мероприятия | |||
1 | Анализ состояния воспитательно-профилактической работы | Зам. директора по ВР | Май |
2 | Подготовка нормативно-правовой базы школы по организации профилактической работы | Зам. директора по ВР | В течение текущего года |
3 | Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей и неблагополучных семей | Классные руководители, социальный педагог | Ежегодно |
4 | Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | Социальный педагог, классные руководители | Ежегодно |
5 | Изучение проблем дошкольников и их семей через систему патронажа | Учителя начальной школы | Ежегодно |
6 | Посещение дошкольных учреждений с целью сбора информации о будущих первоклассниках. Выявление ослабленных, агрессивных, замкнутых, гиперактивных детей | Учителя начальной школы | Ежегодно |
7 | Формирование банка данных о дошкольниках, не охваченных системой дошкольного образования | Социальный педагог, учителя 1-х классов | Ежегодно |
8 | Организация работы Совета профилактики | Зам. директора по ВР | Ежегодно |
(работа с педагогическим коллективом) | |||
1 | Составление социального паспорта класса и школы | Классные руководители, социальный педагог | Ежегодно |
2 | Уточнение банка данных школьников «группы риска», неблагополучных семей | Классные руководители, социальный педагог | Ежегодно |
3 | Проведение семинаров на темы:
| Зам. директора по ВР, педагог –психолог, социальный педагог. | Ежегодно |
4 | Педагогическое консультирование | Зам. директора по ВР, социальный педагог | По мере необходимости |
5 | Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний | Зам. директора по ВР | Один раз в четверть |
6 | Разработка системы работы по выявлению учащихся, склонных к употреблению ПАВ | Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог | В течение текущего учебного года |
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних | |||
1 | Информирование школьников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния | Классные руководители, инспектор ПДН, социальный педагог | Ежегодно |
2 | Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка в школе | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | Постоянно |
3 | Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования | Классные руководители, социальный педагог, классные руководители | Постоянно |
4 | Контроль посещения учебных занятий | Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР | Постоянно |
5 | Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения: ■ недель профилактики; ■ правовых месячников; ■ индивидуальной работы | Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, социальный педагог, классные руководители | По отдельному плану |
6 | Участие обучающихся в акциях: ■ «Забота»; ■ «Здоровье»; ■ «Подросток»; ■ акции по благоустройству территории школы и поселка | Зам. директора по ВР, старшая вожатая, инспектор ПДН, социальный педагог | Ежегодно |
7 | Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни» | Учителя физкультуры, классные руководители | Ежегодно |
8 | Организация труда и отдыха, учащихся в каникулярное время | Администрация школы, классные руководители, социальный педагог | Ежегодно |
9 | Реализация программы деятельности с учащимися, имеющими отклонения в поведении | Все субъекты профилактики | Ежегодно |
10 | Контроль мест нахождения обучающихся в вечернее время | Классные руководители, родительский комитет, социальный педагог | По мере необходимости |
11 | Расширение представлений школьников о нормах культурной жизни и приобщение к ним через сеть культурно-просветительских учреждений | Зам. директора по ВР, классные руководители, библиотекарь | Ежегодно |
12 | Развитие способностей делать жизненный выбор (на уроках, в ходе внеклассных мероприятий) | Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники | Ежегодно |
13 | Выполнения плана работы по антинаркотическому воспитанию | Все субъекты профилактики | Согласно плану |
4. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи | |||
1 | Составление банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся | Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР | Ежегодно |
2 | Оформление опеки над детьми, проживающими без родителей | Классные руководители, инспектор по охране детства, социальный педагог | По мере необходимости |
3 | Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация работы с данной категории семей | Классные руководители, социальный педагог | Ежегодно |
4 | Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания | Классные руководители, социальный педагог, администрация школы | По мере необходимости |
5 | Проведение педагогического всеобуча для родителей | Зам. директора по ВР, классные руководители | Согласно плану |
6 | Привлечение к работе с учащимися «группы риска »и неблагополучными семьями общешкольного родительского комитета | Администрация школы, социальный педагог | По мере необходимости |
7 | Работа с опекаемыми семьями | Классные руководители, инспектор по охране детства, социальный педагог | Постоянно |
8 | Работа с неблагополучными семьями | Классные руководители, социальны педагог | Постоянно |
5. Совместная работа субъектов профилактики | |||
1 | Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами | Специалисты ПДН, ГИБДД, зам. директора по ВР | Ежегодно |
2 | Совместная работа школы и органов правопорядка по: ● выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними; ● формирование навыков законопослушного поведения | Специалисты органов профилактики, социальный педагог, зам. директора по ВР | Ежегодно |
3 | Родительские собрания с привлечением специалистов: ● инспектор ПДН; ● инспектор ГИБДД; ● юрист; ● врач-нарколог и др. | Специалисты органов профилактики, зам. директора по ВР, социальный педагог | Ежегодно |
4 | Организация и проведение: ● недели профилактики; ● месячников профилактики | Специалисты органов профилактики, зам. директора по ВР. Социальный педагог | Согласно плану |
5 | Организация круглых столов, бесед, лекций с обучающимися | Социальный педагог, зам. директора по ВР | Ежегодно |
6 | Проведение операций: ■ «Подросток»; ■ «Всеобуч» | Специалисты органов профилактики, зам. директора по ВР, социальный педагог | Ежегодно |
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних | |||
1 | Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи | Социальный педагог, администрация школы, специалисты ПДН | Согласно графику |
2 | Совместные рейды педагогов и родительской общественности в места организации досуга школьников | Администрация школы, специалисты ПДН | Согласно графику |
7. Контроль | |||
1 | Создание системы мониторинга хода реализации программы | Зам. директора по ВР | В течение текущего года |
2 | Сравнительный анализ правонарушений и преступлений несовершеннолетних | Зам. директора по ВР | 1 раз в год |
3 | Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения школьников | Классные руководители | Ежегодно |
Организация школьной оздоровительной кампании.
В целях создания благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время каникул, развития творческих способностей учащихся, формирования у школьников навыков общения и толерантности, привития навыков здорового образа жизни на базе школы работал лагерь с дневным пребыванием детей. Детский пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга» посещают учащиеся 1 - 7 классов преимущественно из малообеспеченных семей. Пришкольный лагерь работает в период осенних, весенних и летних каникул.
Для ребят ежедневно проводятся различные мероприятия: спортивные соревнования, викторины, конкурсы, прогулки, экскурсии, поездки в кинотеатр и мн.др. Ежедневно дети получают бесплатное питание из расчета 75 руб. на человека. Результатами качественной работы педагогов-воспитателей стало: укрепление здоровья детей, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом, развитие творческих способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.