programma_po_profilaktike_beznadzornosti_i_pravonarusheniy_nesovershennoletnih
рабочая программа

Агафонова Юлия Владимировна

Безнадзорность и беспризорность  несовершеннолетних

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

           СУХО-САРМАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                           

«Утверждаю»                                                                                                               Принято

Директор школы:                                                                                                     на заседании

           ___________                                                                                                           педагогического совета

                  Неткачева Н.А.                                                                                                     Протокол № 1    от 28.08.15

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних на 2016-2021 учебный год

Актуальность программы

Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.

Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у детей появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведения обучающихся требует обучения их навыкам поведения, умению делать правильный выбор.

♦ Условия, при выполнении которых эффективна работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

● изменение условий семейного воспитания;

● успешность обучающихся в учебной деятельности;

● развитие эмоционально-позитивной системы отношений со сверстниками, родителями, учителями;

● овладение педагогами и родителями знаниями о психологических особенностях несовершеннолетних, склонных к правонарушениям;

● создание благоприятных условий для развития и самореализации школьников.

♦ Цель программы – воспитание у школьников устойчивых положительных нравственных качеств.

♦ Задачи программы:

● выявление детей и подростков, склонных к девиации;

● постоянный и всесторонний контроль за их поведением и образом жизни;

● глубокое изучение личности и индивидуальных особенностей учащихся и определение источников положительного и отрицательного влияния на них;

● выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения;

● создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых;

● повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися;

● развитие творческих способностей и социальной активности школьников;

● определение путей и выработка мер по созданию обстановки, предотвращающей или исключающей возможность совершения правонарушений.

♦ Принципы профилактической работы:

● комплексность;

● дифференцированность;

● многоаспектность;

● последовательность;

● аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

● директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, организатор детского движения, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования;

● представители правоохранительных органов;

● представители общественных организаций.


  1. Финансовое обеспечение

Программа реализуется за счет средств школы и спонсорских вложений.

Механизм реализации программы

● Управление и контроль хода реализации программы осуществляется Советом профилактики.

● Основные направления и положения программы уточняются ежегодно.

● Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Методы воспитания трудных детей

Метод – это способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности детей.

В интеллектуальной сфере (знания о нравственных ценностях, моральных идеалах, принципах, нормах поведения) используется метод убеждения (это разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего).

В мотивационной сфере (новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания или проживания) используется метод стимулирования (осознанные побуждения жизнедеятельности ребенка: поощрение и наказание).

В эмоциональной сфере (нравственные переживания: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, самолюбие, стыд) используется метод внушения (воздействие на чувства, а через них на ум и волю человека).

В волевой сфере (мужество, смелость, принципиальность) – метод требования и упражнения (многократное выполнение требуемых действий; результат упражнений – устойчивые качества личности: навыки и привычки).

В сфере саморегуляции (самооценка, самокритичность, самоконтроль, рефлексия) – метод коррекции поведения. Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям (сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами).

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки. Для этого используется метод воспитывающих ситуаций (это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему).

Правила,

которые должен знать и использовать педагог

 при работе с трудными детьми

  1. Правило позитивного настроя (переключение на позитивные стороны ребенка).
  2. Правило доверительного взаимодействия.
  3. Правило субъектности взаимодействия (помочь ребенку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни). Необходимо добиться при изменении девиантного поведения – сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений.
  4. Правило причинности (разобраться надо с причинами отклоняющегося от нормы поведения).


Принципы воспитания трудных детей

  1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Педагог должен видеть в ребенке лучшие качества. Это формирует веру в себя. Преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка, доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему, защита педагогом интересов ребенка и оказание ему помощи в решении актуальных проблем.
  2. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого учащегося, выделение специальных задач, соответствующий его индивидуальным особенностям: выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеклассной работе, предоставление возможностей каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.  
  3. Принцип социальной адекватности воспитания. Учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач, взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
  4. Принцип социального закаливания трудных детей. Включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума.

Перечень программных мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

1. Подготовительные мероприятия

1

Анализ состояния воспитательно-профилактической работы

Зам. директора по ВР

Май

2

Подготовка нормативно-правовой базы школы по организации профилактической работы

Зам. директора по ВР

В течение текущего года

3

Диагностические мероприятия по выявлению проблемных детей и неблагополучных семей

Классные руководители, социальный педагог

Ежегодно

4

Разработка мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социальный педагог, классные руководители

Ежегодно

5

Изучение проблем дошкольников и их семей через систему патронажа

Учителя начальной школы

Ежегодно

6

Посещение дошкольных учреждений с целью сбора информации о будущих первоклассниках. Выявление ослабленных, агрессивных, замкнутых, гиперактивных детей

Учителя начальной школы

Ежегодно

7

Формирование банка данных о дошкольниках, не охваченных системой дошкольного образования

Социальный педагог, учителя

1-х классов

Ежегодно

8

Организация работы Совета профилактики

Зам. директора по ВР

Ежегодно

  1. Информационно-методическое обеспечение профилактики

(работа с педагогическим коллективом)

1

Составление социального паспорта класса и школы

Классные руководители, социальный педагог

Ежегодно

2

Уточнение банка данных школьников «группы риска», неблагополучных семей

Классные руководители, социальный педагог

Ежегодно

3

Проведение семинаров на темы:

  1. Индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в поведении.
  2. Возрастные особенности учащихся «группы риска».
  3. Адаптационный период в жизни первоклассников, пятиклассников.
  4. Конфликты и пути их разрешения

Зам. директора по ВР, педагог –психолог, социальный педагог.

Ежегодно

4

Педагогическое консультирование

Зам. директора по ВР, социальный педагог

По мере необходимости

5

Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний

Зам. директора по ВР

Один раз в четверть

6

Разработка системы работы по выявлению учащихся, склонных к употреблению ПАВ

Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

В течение текущего учебного года

3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

1

Информирование школьников об уголовной и административной ответственности за общественно опасные деяния

Классные руководители, инспектор ПДН, социальный педагог

Ежегодно

2

Привлечение обучающихся к укреплению правопорядка в школе

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Постоянно

3

Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования

Классные руководители, социальный педагог, классные руководители

Постоянно

4

Контроль посещения учебных занятий

Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР

Постоянно

5

Повышение правовой грамотности обучающихся путем проведения:

■ недель профилактики;

■ правовых месячников;

■ индивидуальной работы

Зам. директора по ВР,

инспектор ПДН, социальный педагог, классные руководители

По отдельному плану

6

Участие обучающихся в акциях:

■ «Забота»;

■ «Здоровье»;

■ «Подросток»;

■ акции по благоустройству территории школы и поселка

Зам. директора по ВР,

старшая вожатая, инспектор ПДН, социальный педагог

Ежегодно

7

Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни»

Учителя физкультуры, классные руководители

Ежегодно

8

Организация труда и отдыха, учащихся в каникулярное время

Администрация школы, классные руководители, социальный педагог

Ежегодно

9

Реализация программы деятельности с учащимися, имеющими отклонения в поведении

Все субъекты профилактики

Ежегодно

10

Контроль мест нахождения обучающихся в вечернее время

Классные руководители, родительский комитет, социальный педагог

По мере необходимости

11

Расширение представлений школьников о нормах культурной жизни и приобщение к ним через сеть культурно-просветительских учреждений

Зам. директора по ВР, классные руководители, библиотекарь

Ежегодно

12

Развитие способностей делать жизненный выбор (на уроках, в ходе внеклассных мероприятий)

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники

Ежегодно

13

Выполнения плана работы по антинаркотическому воспитанию

Все субъекты профилактики

Согласно плану

4. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи

1

Составление банка данных о семьях вновь поступивших обучающихся

Классные руководители, социальный педагог, зам.директора по УВР

Ежегодно

2

Оформление опеки над детьми, проживающими без родителей

Классные руководители, инспектор по охране детства, социальный педагог

По мере необходимости

3

Выявление малообеспеченных, многодетных, неполных семей. Организация работы с данной категории семей

Классные руководители, социальный педагог

Ежегодно

4

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания

Классные руководители, социальный педагог, администрация школы

По мере необходимости

5

Проведение педагогического всеобуча для родителей

Зам. директора по ВР, классные руководители

Согласно плану

6

Привлечение к работе с учащимися «группы риска »и неблагополучными семьями общешкольного родительского комитета

Администрация школы, социальный педагог

По мере необходимости

7

Работа с опекаемыми семьями

Классные руководители, инспектор по охране детства, социальный педагог

Постоянно

8

Работа с неблагополучными семьями

Классные руководители, социальны педагог

Постоянно

5. Совместная работа субъектов профилактики

1

Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами

Специалисты ПДН, ГИБДД, зам. директора по ВР

Ежегодно

2

Совместная работа школы и органов правопорядка по:

● выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними;

● формирование навыков законопослушного поведения

Специалисты органов профилактики, социальный педагог, зам. директора по ВР

Ежегодно

3

Родительские собрания с привлечением специалистов:

● инспектор ПДН;

● инспектор ГИБДД;

● юрист;

● врач-нарколог и др.

Специалисты органов профилактики, зам. директора по ВР, социальный педагог

Ежегодно

4

Организация и проведение:

● недели профилактики;

● месячников профилактики

Специалисты органов профилактики, зам. директора по ВР. Социальный педагог

Согласно плану

5

Организация круглых столов, бесед, лекций с обучающимися

Социальный педагог, зам. директора по ВР

Ежегодно

6

Проведение операций:

■ «Подросток»;

■ «Всеобуч»

Специалисты органов профилактики, зам. директора по ВР, социальный педагог

Ежегодно

6. Вовлечение общественности в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних

1

Совместные рейды педагогов и родительской общественности в неблагополучные семьи

Социальный педагог, администрация школы,  специалисты ПДН

Согласно графику

2

Совместные рейды педагогов и родительской общественности в места организации досуга школьников

Администрация школы, специалисты ПДН

Согласно графику

7. Контроль

1

Создание системы мониторинга хода реализации программы

Зам. директора по ВР

В течение текущего года

2

Сравнительный анализ правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Зам. директора по ВР

1 раз в год

3

Мониторинг реализации индивидуальных программ сопровождения школьников

Классные руководители

Ежегодно

                Организация школьной оздоровительной кампании.

В  целях создания благоприятных условий для укрепления  здоровья  и организации досуга  учащихся во время каникул, развития творческих способностей учащихся, формирования у школьников навыков общения и толерантности, привития навыков здорового образа жизни  на базе школы работал лагерь с дневным пребыванием детей. Детский пришкольный оздоровительный лагерь «Радуга» посещают учащиеся 1 - 7 классов преимущественно из малообеспеченных семей. Пришкольный лагерь работает в период осенних, весенних и летних каникул.

Для ребят  ежедневно проводятся различные мероприятия: спортивные соревнования,  викторины, конкурсы, прогулки, экскурсии, поездки в кинотеатр и мн.др. Ежедневно дети получают бесплатное питание из расчета 75 руб. на человека. Результатами качественной работы педагогов-воспитателей стало: укрепление здоровья детей, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом, развитие творческих способностей детей, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.