"Занимательная информатика и мир логики" Рабочая программа.
рабочая программа

Никитина Светлана Михайловна

"Занимательная информатика и мир логики" Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1-2_klass.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 « Занимательная информатика

и мир логики»

1-2 класс

Актуальность программы.

В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модернизации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393))

Пояснительная записка

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то” что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении

Психологи  утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.

Курс программы для дополнительного образования во внеурочной деятельности для обучающихся 1-2 класс рассчитан на 68 часов.

Цель - дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
           
Задачи:

 - развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка;

- расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой;

- развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач.

Тематический план

1-2 класс

Тема занятия

Количество

часов

Педагогические

средства

Вид деятельности  учащихся

Информационно-

методическое обеспечение

Планируемый результат и уровень освоения.

Дата

проведения

план

факт

Описание предметов

16

1-2

Признаки предметов

2

Беседа

групповая

Наглядные пособия.

3-4

Описание предметов

2

Беседа. Игра.

групповая

Наглядные пособия.

Уметь:

-описывать предмет

-группировать предметы по цвету

5-6

Состав предметов

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

-определять состав предметов

-группировать предметы по форме

7-8

Действие предметов

2

Беседа. Игра.

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать:

-понятие действие предметов

-группировать предметы по действиям

9-10

Симметрия

2

Беседа. Игра.

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

-называть группу предметов

-группировать предметы со сходным названием

11-12

Координатная сетка

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

-понимать признаки  предметов

-описывать предметы по их признакам

13-14

Игра «Кто быстрее»

2

Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

-описывать и определять состав действия предметов

15-16

Повторение пройденного

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

-описывать и определять предметы

Алгоритмы

14

17-18

Действия предметов

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

Сравнивать группы предметов по их количеству

19-20

Обратные действия

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь:

Сравнивать группы предметов по их количеству

21-22

Последовательность событий

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь ориентироваться на листе бумаги «вверх», «вниз»,

23-24

Алгоритм

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь ориентироваться на листе бумаги«вправо», «влево»

25-26

Ветвление

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать понятие алгоритм, составить и выполнить алгоритм

27-28

Игра « В сказке»

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь определять последовательность событий

29-30

Повторение пройденного

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь составлять порядок действий

Множества

22

31-32

Множества. Элементы множества

2

Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать понятие алгоритм, составить и выполнить алгоритм

33-34

Способы задания множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь дополнять последовательность цифр

35-36

Сравнение множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь упорядочивать цифры в ряду и продолжать ряд

37-38

Отображение множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать понятие множество, элемент множества

39-40

Кодирование

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать понятие множество, элемент множества

41-42

Вложенность множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь сравнивать множества по элементам

43-44

Пересечение множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь ставить в соответствие элементам одного множества другого множества

45-46

Объединение множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать понятие кодирование и декодирование.

47-48

Объединение множеств

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь находить ось симметрии некоторых фигур

49-50

Игра «Вокруг света»

2

Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь находить ось симметрии некоторых фигур

51-52

Повторение

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь подбирать противоположные по смыслу слова

Логика

16

53-54

Понятие «истина» и «ложь»

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь определять истинность простых высказываний

55-56

Отрицание

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь определять истинность простых высказываний

57-59

Логические операции «И», «ИЛИ»

3

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Знать понятие»дерево»,  определять изображения на листьях дерева

60-62

Графы

3

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь определять количество путей в графе

63-64

Комбинаторика

2

Беседа. Игра

Групповая, индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь называть все возможные варианты путем полного перебора

65-66

Повторение

 Игра

2

. Игра

Индивидуальная

Наглядные пособия

Уметь называть все возможные варианты путем полного перебора

67-68

Повторение

Игра

2

Игра

Групповая

Наглядные пособия

Умение работать  в группе

Основное содержание

1-2  класс

Описание предметов (16 часов)

Основные теоретические сведения

Определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера материала и т.д.)

Выделять составные части предмета.

Называть действия предметов, выделять характерные действия предметов

Описывать и определять предмет по признакам

Практическая работа

Описание и определение предметов по признакам, составу, действиям

Алгоритмы (14 час).

Основные теоретические сведения

Составление простых алгоритмов. Исправление ошибок в алгоритмах. Последовательность действий. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий

Практическая работа

Составление простых алгоритмов

Выстраивание последовательности событий, порядок действий

Множества (22 часов)

Основные теоретические сведения

Объединение предметов во множества. Определение и изображение взаимного расположения множеств. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Практическая работа

Объединение предметов во множество, сравнение множеств по количеству элементов и по составу

Логика (16 часов)

Основные теоретические сведения

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Практическая работа

Составление высказывания и определение истинности высказывания, отрицание высказывания

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Описание предметов

16

Алгоритмы

14

Множества

22

Логика

16

В результате обучения учащиеся должны  уметь:

  •  находить лишний предмет в группе однородных; 
  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; 
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам; 
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т. д.);
  •  разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  •  находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  •  называть последовательность простых знакомых действий;
  •  приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
  •  находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  •  точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  •  называть противоположные по смыслу слова;
  •  отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 1 кл, 2 кл. В 4 частях.
  2. Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2009. –№6.
  3. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2008  

Календарно -тематическое планирование

  1. 2  класс (68 часов)

Содержание

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Описание предметов (16 часов)

1-2

Признаки предметов

2

3-4

Описание предметов

2

5-6

Состав предметов

2

7-8

Действие предметов

2

9-10

Симметрия

2

11-12

Координатная сетка

2

13-14

Игра «Кто быстрее»

2

15-16

Повторение пройденного

2

Алгоритмы (14 часов)

17-18

Действия предметов

2

19-20

Обратные действия

21-22

Последовательность событий

2

23-24

Алгоритм

2

25-26

Ветвление

2

27-28

Игра « В сказке»

2

29-30

Повторение пройденного

2

Множества(22 часа)

31-32

Множества. Элементы множества

2

33-34

Способы задания множеств

2

35-36

Сравнение множеств

2

37-38

Отображение множеств

2

39-40

Кодирование

2

41-42

Вложенность множеств

2

43-44

Пересечение множеств

2

45-46

Объединение множеств

2

47-48

Объединение множеств

2

49-50

Игра «Вокруг света»

2

51-52

Повторение

2

Логика (18 часов)

53-54

Понятие «истина» и «ложь»

2

55-56

Отрицание

2

57-58

Логические операции «И», «ИЛИ»

2

59

Логические операции «И», «ИЛИ»

1

60

Графы

1

61-62

Графы

2

63-64

Комбинаторика

2

65-66

Повторение

2

67-68

Повторение

2

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Занимательная информатика"

Кружок по Информатике И ИКТ для учащихся 5-6 классов. На уроках Информатике (1 час в неделю) большую часть времени необходимо уделить теории и работе в рабочих тетрадях, на практику остается мало врем...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа курса ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Существует множество важных проблем, на которые никто не хочет обращать внимания, до тех пор, пока ситуация не становится катастрофической. Одной из таких проблем в России являются: её недостато...

Рабочая программа "Занимательная информатика"

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по дополнительному образованию по информатике и ИКТ «Занимательная информатика», разработанной Мясоедовой Т.И., для учащихся в возрасте...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Занимательная информатика»

Программа называется «Занимательная информатика», потому что это действительно мир огромных возможностей при использовании мультимедиа технологий создать настоящее художественное произведение.Программ...

Программа внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика"

Программа «Занимательная  информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, то есть для учащихся  1-4 классов.Содержание настоящей программы направлено на достижение следую...