Рабочая программа кружка "ЮИД"
рабочая программа

Еремкина Анна Николаевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnoe_koleso.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности "Знай правила дорожного движения" построена на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности "Знай правила дорожного движения" предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данной программы в начальной школе.

Актуальность  программы.

         Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Цель:

1.Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда  ПДД среди детей и подростков.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- преемственность в обучении;

- личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении;

- принцип интеграции: связь с общеобразовательными предметами эстетического, математического, естественнонаучного, гуманитарного  цикла, историей, социологией, психологией, физической культурой, умственного, физического развития, транспортное воспитание в процессе сочетания различных дидактических, инновационных  игр, стимулирующих развитие психофизиологических качеств ребёнка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;

 - принцип политехнизма: знакомство обучающихся с новейшими информационными технологиями, профессиями, транспортными средствами;

 – взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход – дорожные знаки – среда;

 – система проблемно-развивающего обучения с применением творческой - поисковой деятельности воспитанников;

 – ситуационный метод, направленный на моделирование и анализ дорожных ситуаций;

– гражданское, правовое, нравственно-патриотическое воспитание с активной жизненной позицией.

Формы обучения:

  • Тематические занятия.
  • Игровые уроки.
  • Практические занятия в «городах безопасности».
  • Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
  • Настольные, дидактические и подвижные игры.
  • Оформление маршрутных листов «Школа – дом».
  • Конкурсы рисунков и стенгазет.
  •  Игра «Безопасное колесо».
  • Проведение уроков по ПДД.
  • Просмотр видеоматериалов по ПДД.

Место внеурочной деятельности (кружка)  в учебном плане.

Реализация  программы осуществляется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 5 классов в количестве 68 часов, из расчета:  1 раз в неделю ( по 2 часа)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

 В результате освоения программы факультатива «Безопасное колесо» формируются следующие предметные умения:

  • выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
  • объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

  • раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
  • разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
  • формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
  • формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
  • формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебно- тематический план

Содержание

Количество часов

Юные инспектора движения

6

Организация дорожного движения

44

Основы медицинских знаний

10

Фигурное вождение

8

ИТОГО

68

Содержание программы 5 класс

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знать особенности дорожных знаков. Знаки дорожного движения:  «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна Универсальные учебные действия:

1.        Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;
  • определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
  • соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
  • различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2.        Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

  • определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
  • ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
  • выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
  • различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
  • объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
  • различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
  • оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
  • группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Средства контроля

  • - организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
  • - проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
  • - организация игр-тренингов на базе «Городка безопасности».

Планируемые результаты изучения курса

«Знай правила Дорожного Движения»:

Учащиеся должны знать:

- Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.

- Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина. Назначение  пешеходных ограждений.

- Участников дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)

- Что такое остановочный путь и его составляющие.

- Что такое тормозной путь, как он определяется.

- Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный, подземный, надземный).Обозначения переходов. Правила пользования переходами.

- Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрёстка.

- Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками. Правила перехода проезжей части по перекрёсткам.

- Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода.

- Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.

- Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки.

- Правила поведения пешеходов на тротуаре.

- Правила поведения при движении в группе.

- Правила пользования  общественным транспортом и другими видами транспорта.

- Правила перехода через железнодорожные пути.

- Дорожные ситуации – ловушки.

Учащиеся должны уметь:

   - Определять места перехода через проезжую часть.

   - Переходить проезжую часть под наблюдением и в сопровождении взрослого. (это касается в основном дошкольников)!

   - Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей части.

   - Пользоваться общественным транспортом.

   -  Находить безопасный маршрут в школу, магазин и т. д.

   - Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.

   - Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).

   - Определять признаки движения автомобиля.

   - Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по возможности избегать их.

Список литературы:

1.        Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012.  

2.        Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2014.

3.        Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. –Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...