Урок 3. Человек-творец и носитель культуры.
план-конспект урока (5 класс)

Материал для проведение урока по предмету основы духовно-нравственной культуры, 5 класс. Содержит технологическую карту урока и презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_tvorets_i_nositel_kultury.odt25.89 КБ
Файл chelovek_tvorets.pptx874.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 3

 Тема: Человек-творец и носитель культуры.

Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи:

Образовательные:

помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика

сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры в обществе.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно получать знания;

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

углубить раскрытие понятия добра и зла во внутреннем мире человека.

продолжить формирования умения давать нравственную оценку своим поступкам.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

уметь объяснять значение понятия «нравственность», «этика»;

расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.

Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология,  технология оценки образовательных достижений, проектная.

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация; видеофильм

План урока:

  1. Что значит «творец и носитель культуры».
  2. Законы нравственности – часть культуры общества.
  3. Живительные воды нравственности.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Виды работы, формы, приемы

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Займите свои места. Мы продолжаем путешествие в мир многонациональной российской культуры.

Приветствуют учителя, садятся

Актуализация опорных знаний

Загадывает загадки о разных составляющих понятия культура.

Что такое культура?

- К какой сфере общественной жизни относится понятие «культура?»

А кто является творцом культуры?


- Давайте рассмотрим иллюстрации на стр. 12. Объясните, есть ли связь между фотографиями, расположенными слева и справа? Свою позицию аргументируйте.

Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной?

А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.


Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки),

культура – составная часть духовной сферы.

Предполагают, что творец культуры – человек

Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, где изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а где – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты).

Предполагают, что они одинаково важны.

Формулируют и записывают тему в тетрадь

Игра «Загадки-отгадки»

Беседа с учащимися.

Работа с учебником.

Работа с презентацией

Изучение нового материала

Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека?

Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей.

Работа с учебником, ответ на вопрос к тексту.

Важной частью культуры человека -  является нравственность. Это правила жизни людей, которые передавались из поколения в поколения в обычаях, пословицах, сказках.

Демонстрирует отрывок из фильма--сказки «Морозко»

За что был наказан герой сказки?

Запишите, какие качества осуждаются в нем?

А рядом запишите качества противоположные качества человека. Например: хвастливый – скромный, добрый – жестокий и т.д.

Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности.

Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах, религиозный текстах.

Какие качества характеризуют нравственного человека в представленных пословицах на стр. 12- с.15?

Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут).

Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп?

Обратите внимание на то, что отмечено в скобках) Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали эти пояснения?

Записывают определение

Смотрят фрагмент

Выполняют задание . Проверяют в парах.

Записывают определение

Задания для 4 – х групп: Приложение 1.

Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены.

Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются)

Краткое обсуждение, самооценка.

Отвечают, что законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности.

Просмотр видео материала.

Выполнение задания к фильму.

Работа в парах.

Групповая работа.

Физкульминутка

Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление знаний.

На доске закрепляет проектные работы групп.

Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым?  Из ваших ответов сформулируйте нравственные законы для общества?

Можно ли нравственность считать частью культуры?


С.17 Задание «Обсудим вместе»

-Справедливы ли для нашего времени слова апостоле Павла? Как вы понимаете выражение «духом пламенеете»?

Приведите примеры нравственных поступков.

Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым.

-Взаимовыручка;-терпимость

-честность и т.д.

Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры.

Слова учат доброму, а значит нравственному отношению. Они важны и сегодня. Не успокаивайтесь на достигнутом.

Приводят примеры из истории, общественной жизни.

Работа с учеником.

Беседа.

Подведение итогов

Итак, ребята, наше путешествие в мир культуры сегодня завершается.

 Подведем итоги. Закончите предложения:

  1. Человек не только …, но и … культуры.
  2. Неотъемлемой частью культуры являются … правила, законы.
  3. Нравственные правила призывают человека быть …
  4. Разобраться, что такое нравственность помогает наука - …

Учащиеся делают вывод о том., что человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика.

Фронтальный опрос

Информация о домашнем задании

1 уровень: Используя книгу В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и материалы Интернет-ресурсов, подберите пословица и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость»

2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору)

3 уровень: Проект. Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Нравственные поступки»

Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем.

Рефлексия

Ребята, предлагаю вам выбрать листок соответствующего цвета:

"Зеленый» - Активно работал, усвоил материал. Доволен своей работой.

«желтый» - Был не достаточно активен, Понял не все.

«черный» -Было неинтересно. Большинство материала урока не понятно.

Закрепляют соответствующий листок на рисунке дерева.

Приложение 1.

1 группа:

Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)

Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)

Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)

2 группа:

Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)

Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)

В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка).

3 группа:

Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)

Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)

Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)

4 группа:

Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)

Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)

Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек – творец и носитель культуры ОДНКНР 5 класс

Слайд 2

Стихи-загадки Там можно посмотреть мультфильмы, Журналы, клипы, кинофильмы. Идём туда мы целым классом. Там – хорошо, там просто – классно! Там что-то не были давно, Пора бы посетить … Отгадка (ответ): Кино

Слайд 3

Здесь балерины, балероны Благодарили нас поклоном. На сцене танцевали чудно, И в зале было многолюдно. Спектакля лучше в мире нет, Чем этот сказочный ... (балет)

Слайд 4

Творчество народное Для детей – опора Нельзя народу нашему Прожить без … ( фольклора) Кто очень дружен будет с ней, Будет вчетверо умней ( литература)

Слайд 5

Нам экскурсовод сказал, Как пройти в такой-то зал. Мумию мы посмотрели, В чем ходили, разглядели. Даже мамонт здесь стоит, Глаз закрыл, как будто спит. Если ты не ротозей, То иди скорей в... ( музей)

Слайд 6

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Культура – высокий уровень чего– нибудь , высокое развитие, умение.

Слайд 7

Человек творец культуры носитель культуры Те, кто создает Те, кто её воспроизводит

Слайд 8

«Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они» Исаак Ньютон

Слайд 9

Нравственность Правила жизни людей, которые передавались из поколения в поколения в обычаях, пословицах, сказках.

Слайд 10

Фрагмент из фильма-сказки А. Роу «Морозко» За что был наказан герой сказки? Какие качества осуждаются в нем?

Слайд 11

Этика – с греч. «нрав», «обычай» Наука, которая изучает мораль, нравственность. Этика должна «научить» человека морали, дать ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог в дальнейшем «правильно» строить свою жизнь. Древнегреческий ученый Аристотель

Слайд 12

Работа в группах Какие качества характеризуют нравственного человека в пословицах?

Слайд 14

Подведение итогов: Вставьте пропущенные слова: Человек не только …, но и … Неотъемлемой частью культуры являются … . Нравственные правила учат человека быть … Разобраться, что такое нравственность помогает наука - …

Слайд 15

Домашнее задание6 1 уровень: Используя книгу В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и материалы Интернет-ресурсов, подберите пословица и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость» 2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору) 3 уровень: Проект. Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Нравственные поступки»

Слайд 16

Рефлексия "Зеленый» - Активно работал, усвоил материал. Доволен своей работой. «желтый» - Был не достаточно активен, Понял не все. «черный» -Было неинтересно. Большинство материала урока не понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка по теме "Человек - творец", 10 класс, углубленный курс.

Цель урока:   способствовать осознанию учащимися значимости искусства в нашей жизни в процессе формирования коммуникативных компетенций....

Сценарий мероприятия по английскому языку "Человек- творец своего счастья"

Мероприятие по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья", УМК М.З.Биболетовой  "Английский с удовольствием", 10 класс....

Человек - творец своего счастья

Не важно, ищете вы свое счастье или готовы создавать его собственными руками, в любом случае вначале нужно понять, ЧТО именно вы хотите получить. Нельзя пойти туда, не зная куда, и взять то, не зная ч...

Открытый урок по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья"

Сценарий открытого урока по английскому языку в 10 классе "Человек - творец своего счастья!" по УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английског...

Презентация к уроку ОДНКР 5 кл по теме "Человек - творец и носитель культуры"

Представленная презентация - сопровождение к уроку №3. Тема урока:  "Человек - творец и носитель культуры"...

Методическая разработка урока по ОДНКНР по теме "Человек - творец и носитель культуры" ФГОС

Материал можно использовать при изучении темы "Человек - творец и носитель культуры" в курсе ОДНКНР в 5 классе. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

Урок обществознания на тему «Человек-творец и носитель культуры»

Конспект урока по обществознанию на тему "Человек -творец и носитель культуры" можно использовать для урока ОДНКР в 5 классе....