Классный час на тему "Телефонный терроризм"
классный час (9 класс)

Трофименко Екатерина Анатольевна

Памятка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа на тему

«Маленький звонок – большая ответственность»

Беседа на тему « Телефонный терроризм»

Актуальность проблемы- вопросы о здоровье, о безопасности рассматриваются во всем мире.

Основной идеей классного часа является формирование и развитие чувства ценностного отношения к себе, как человека; личной причастности к сохранению мира на основе принятия ценностей безопасного здорового образа жизни, уважения других людей, развития здорового мировоззрения.

Телефонный терроризм — заведомо ложное сообщение о готовящемся террористическом акте, преступлении или наличии взрывного устройства в общественном месте.

Впервые термин телефонный терроризм стал применяться после терактов 11 сентября 2001 года, в США, когда в полицию многих стран мира стали массово поступать анонимные звонки о готовящихся преступлениях. Естественно, что в то время все силы быстрого реагирования были в состоянии повышенной готовности, они выезжали на вызов, но он часто оказывался ложным. В разных странах это наказывалось по-разному, где-то за это не было предусмотрено наказание вообще, где-то каралось наравне с реальными преступлениями.

 К телефонному терроризму относятся преступления, совершаемые с помощью звонков со стационарных и мобильных телефонов, а также с факсимильных аппаратов. Целью таких вызовов может стать банальное хулиганство, желание прославиться, срыв работы важного объекта или мероприятия, шантаж конкретного человека либо просто ложный вызов спецслужб.

Телефонными розыгрышами по заданному сценарию обычно занимаются дети в возрасте от 11 до 15 лет. Тексты «телефонных приколов» имеют очень четкую структуру.

•        Простейший диалог состоит из трех частей:

•        Обыкновенный вопрос «шутника».

•        Ожидаемый ответ жертвы розыгрыша.

•        Неожиданная реплика «шутника», которая ставит жертву в тупик.

 Иногда телефонный хулиган ждет ответ собеседника на свое эксцентричное высказывание. Если ответ на первый вопрос шутника известен заранее, то реакция жертвы розыгрыша на последнюю фразу диалога непредсказуема и поэтому представляет определенный интерес. Однако чаще всего в такой ситуации телефонный хулиган вешает трубку, не дожидаясь ответа. Для него важен сам факт розыгрыша, а не его результат.

Как правило, жертвами детских розыгрышей становятся взрослые. Телефонный номер, по которому звонит шутник, обычно выбирается наугад, и чаще всего к телефону подходит именно взрослый человек. Таким образом, во время розыгрыша происходит коммуникация «ребенок» – «взрослый». При этом в выигрышном положении оказывается ребенок. Он является инициатором диалога, он задает сценарий, по которому идет общение, он может в любой момент повесить трубку, оставив взрослого в недоумении. Взрослый – жертва розыгрыша, напротив, оказывается в очень неуютной ситуации. Его ответ на первый вопрос предопределен заранее, а последняя реплика шутника неизменно ставит его в тупик.

Количество телефонных звонков хулиганского и явно террористического характера остается весьма значительным. Вот несколько причин:

•        Первая — садистские наклонности в характере человека, страдания окружающих доставляют ему удовольствие. Создать панику, поднять на ноги милицию, а самому сидеть где-нибудь неподалеку, наблюдать за всем происходящим и посмеиваться.

•        Вторая — самоутверждение

•        Третья — подчас ребенку просто не хватает ума оценить возможные последствия.

•        Четвертая – причины подобного поведения бывают и чисто меркантильными: ребенок мог поспорить с кем-нибудь (на мороженое или новые роликовые коньки), что учинит в школе настоящий переполох. Ему это удалось, спор выигран.

 В чём опасность телефонного терроризма?

•        Спецслужбы отвлекаются от реальных заданий. Нередко это сопровождается большими тратами на поддержание работоспособности специальных устройств для разминирования, затратами на топливо для спецтранспорта.

•        Срываются работы важного предприятия, например, аэропорта, ж/д вокзала или электростанции, что приводит к значительным убыткам.

•        Спровоцированная паника в общественном месте с большим скоплением людей может привести к человеческим жертвам.

•        Бывает, что спецслужбы могут не отреагировать на очередной вызов, являющийся истинным, в результате возникает так называемый негативный эффект – «Сказки про лживого пастушка».

Какое наказание грозит за ложный звонок?

•        Телефон является основным каналом сообщений о заложенных взрывных устройствах. Как правило, телефонные звонки такого рода являются анонимными, то есть злоумышленник не называет своего имени и не сообщает, почему и с какой целью он задумал совершить этот звонок. Такие действия квалифицируются как уголовное преступление, предусмотренное статьей 207 Уголовного кодекса РФ – заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Напомним, что уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет. На учащихся, не достигших возраста 14 лет, данные виды ответственности не распространяются. Однако не зависимо от возраста учащегося, на его родителей (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов) возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз.

•        Ложное сообщение о террористическом акте также влечет за собой дезорганизацию образовательного процесса, поэтому, если в Уставе образовательного учреждения такие действия учащихся квалифицируются как грубые нарушения, то за это учащийся, достигший возраста 15 лет, может быть исключен из образовательного учреждения.

Профилактическая работ по предупреждению ложных звонков

•        Организация свободного времени, работа с родителями и детскими общественными объединениями с целью обеспечения внеурочной занятости учащихся;

•        Проведение в течение учебного года цикла классных часов информацион­но-просветительского характера, направленных на профилактику девиантного и делинквентного поведения, в т. ч. телефонного терроризма, с участием представителей органов внутренних дел, ФСБ.

•        Знакомство родителей обучающихся с процессуальной частью законодательства, касающегося делинквентного и иного противоправного поведения; с современными методами идентификации и привлечения к ответственности лица, совершившего ложное сообщение о готовящемся террористическом акте (особенно в пределах ОУ);

•        Обсуждение последствий телефонного терроризма в процессе проведения учебных занятий в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: – разъяснение возможности выявления нарушителя правопорядка; – формирование у подростков чувства неотвратимости наказания; – повышение чувства социальной ответственности (мероприятия по про­верке ложных звонков отнимают много времени и материальных средств: на место предполагаемого теракта выезжают милиция, спасатели, кино­логи, пожарные, следователи, специалисты других служб, чье присутствие, возможно, жизненно необходимо в других местах).

Памятка для руководителей классных руководителей и педагогов образовательных учреждений

•        Необходимо помнить, что классификация факта угрозы безопасности на предмет ложности или реальности находится в компетенции работников органов безопасности и внутренних дел.

•        Факты вероятных, планируемых угроз телефонного терроризма сотрудники ОУ должны выявлять в “реальном времени” и незамедлительно сообщать о них представителям органов безопасности и МВД.

•        Следует напомнить подросткам – «телефонным террористам»: «Прежде, чем так шутить – подумайте!». Ведь ответственность за подобные деяния предусмотрена жесткая, а судимость и прочие негативные биографические «отметки», репутацию не украшают, а жизнь портят основательно.

•        После сообщения сведений террористического характера администрация образовательного учреждения должна действовать в соответствии с указаниями сотрудников органов безопасности и правопорядка, а также в соответствии с инструкциями по обеспе­чению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Телефонный терроризм

Будем честными. Вы давно уже знаете, что поймать вас легко, — звоните ли вы с

мобильника отца или даже, возомнив себя гениями телефонных атак, используют для

своих целей телефонную будку. Звонок с телефонных операторов рассекретить — дело

нескольких минут. Как правило, записывается сам разговор, и после этого ребенку

бесполезно отрицать, что это был не он. В случаях звонков из телефонной будки

используется «взрослая система» сканирования голоса подобно той, которую

использовали при переговорах с Басаевым. А значит, наказание будет нешуточное.

Идентификация голоса — дело сложное, но система «Незабудка» продолжает

работать. Сначала вычислят будку, откуда звонил человек, потом определят номер

карточки, которой он пользовался при ложном звонке, а по номеру карты найдут и того,

кто ее покупал. Далее дело за малым — злоумышленнику предъявляется запись его

голоса. Даже если он говорил через тряпочку, его голос идентифицируют. Достаточно

лишь нескольких отрывков фраз.

Очень часто звонки «о заложенных бомбах» совершаются несовершеннолетними.

Кому-то интересно посмотреть, как быстро на звонок отреагируют специальные службы

на звонок, кто-то думает избежать неблагоприятной оценки, сорвав контрольную работу, а

кто-то просто хочет «пошутить»…

Телефонный терроризм — мина замедленного действия. Каждый раз саперам и

стражам правопорядка приходилось выезжать на место предполагаемого взрыва, везя с

собой специальную технику. Ни один звонок не подтвердился. А вот каждый такой выезд

обходится в немалые деньги, не говоря уж о сорванной работе того или иного

предприятия.

По ст.207 УК РФ «телефонному террористу» грозит лишение свободы сроком до

3-х лет. Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного

статьей 207 УК РФ, наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения

преступления 14 лет.

Кроме того, сообщения о террористических актах крайне негативно воздействуют

на психически неуравновешенных людей. После каждого теракта следует всплеск так

называемого «телефонного терроризма» — анонимных звонков о сообщении о

заложенных взрывных устройствах. Практически все эти сообщения — ложные. Но

соответствующие службы начинают работать с полной отдачей. Задействуются большие

силы: спасатели, кинологи, милиция, скорая помощь, пожарные, следователи,

специалисты спецслужб и др. Ведь до окончания проверки нельзя быть уверенным, что

это чья-то злая шутка. Хотя «шуткой» эти действия можно назвать весьма условно.

Хулиганством — тоже. Уголовный кодекс предусматривает за это гораздо более суровое

наказание. И если кто-то решит «пошутить», то должен помнить, что он совершает

уголовное преступление. А выявить «шутника» при современном уровне развития

электронной техники становится все проще. Уже существуют автоматические устройства

идентификации голоса, которые способны буквально по обрывкам фраз на основе

скрытых для обычного человеческого уха интонационных особенностей «вычислить»

владельца голоса. В МВД России ведутся работы по созданию банка данных на

владельцев «криминальных голосов». В Московском управлении внутренних дел на

транспорте уже внедрена и успешно работает фоноскопическая лаборатория, способная по

характеристике голоса анонима определить внешность звонившего человека, даже если он

умышленно исказил голос. Определить номер телефона как обычного, так и мобильного, с

которого был выполнен звонок, не представляет особого труда. Телефоны- автоматы

после введения телефонных карт также не обеспечивают анонимности.

В результате растет число наказаний за «телефонный терроризм». Большинство

«телефонных террористов» — дети и подростки. Их целью, как правило, является срыв

занятий в школе. Однако хочется напомнить, что неподготовленные уроки — крайне

сомнительный повод сообщать в полицию о «бомбе». Этот звонок может вылиться в

кругленькую сумму. Независимо от возраста учащегося, на его родителей (законных

представителей) (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов)

возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и

проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз (статья 1073,

1074 Гражданского кодекса РФ). Ложное сообщение о террористическом акте также

влечет за собой дезорганизацию образовательного процесса, и поэтому, если в Уставе

образовательного учреждения такие действия учащихся квалифицируются как его грубые

нарушения, то за это учащийся, достигший возраста 15 лет, может быть исключен из

образовательного учреждения (пункт 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании»).

«Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных

действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного

имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий,

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо

исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от

трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет» (в ред. Федерального

закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ).

Ещё раз об Ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (о

заложенной бомбе). Ответственность установлена статьей 207 Уголовного кодекса.

Данная статья предусматривает различные наказания в зависимости от уровня ущерба и

других обстоятельств - штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,

либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо арест на срок от

трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет. Ответственность по

статье. 207 УК РФ наступает с 14 лет, но если позвонившему еще нет 14, то его родители

(законные представители) за не исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию

несовершеннолетних привлекаются к административной ответственности.

Административная ответственность влечет за собой предупреждение, наложение штрафа.

А подростки ставятся на учет в подразделения по делам несовершеннолетних.

А сейчас ответственность за телефонный терроризм будет ужесточена Госдума

намерена принять законопроект, направленный на ужесточение уголовной

ответственности за заведомо ложные сообщения об актах терроризма. Согласно

документу, указанные действия наказываются штрафом в размере от пятидесяти до

трехсот тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на

срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок от одного года до

пяти лет. По мнению депутатов, данные изменения будут способствовать увеличению

правовой ответственности граждан перед лицом террористической угрозы и сокращению

числа антитеррористических мероприятий, не имеющих под собой реальной основы.

И еще. Незнание закона не освобождает от ответственности. Так что,

уважаемые родители, побеседуйте со своими детьми. Телефонный терроризм — не

шутка, а преступление.

Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

1. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях,

создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба

либо наступления иных общественно опасных последствий, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо

обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо

исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением

свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо

арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, повлекшее причинение крупного ущерба либо наступление иных

тяжких последствий, -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до

трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(часть 2 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 98-ФЗ)

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма

которого превышает один миллион рублей.

(примечание введено Федеральным законом от 05.05.2014 N 98-ФЗ)

Опасность этого преступления - в дезорганизации деятельности органов власти и

охраны правопорядка, отвлечении сил и средств на проверку ложных сообщений,

причинении материального ущерба, вызванного нарушением нормального ритма работы

организаций, учреждений и транспортных средств. Состав преступления образуют только

заведомо ложные сообщения о готовящемся акте терроризма. Поэтому не влекут

ответственности по комментируемой статье заведомо ложные сообщения о якобы

совершенных актах терроризма или о намерении определенных лиц совершить такой акт

(в последнем случае наступает ответственность за заведомо ложный донос - ст. 306 УК).

Поскольку способы совершения преступления при терроризме и диверсии в

основном совпадают, а данная статья указывает на наступление ответственности за

ложную информацию о готовящихся взрывах, поджогах или иных действиях, создающих

опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо

наступления иных общественно опасных последствий, не связывая их с информацией о

целях готовящихся актов, ответственность по комментируемой статье наступает и за

заведомо ложное сообщение о готовящемся диверсионном акте.

Не влияют на квалификацию преступления формы и способы сообщения

заведомо ложных сведений, достаточно, чтобы лицо было уверено, что его сообщение

достигнет цели. Преступление считается оконченным с момента сообщения адресату.

Заявление о готовящемся террористическом акте, сделанное публично с целью

опорочить гражданина без расчета на реагирование органов власти и управления по его

предотвращению, влечет ответственность за клевету (ст. 129 УК). Если же сообщающий о

готовящемся акте допускает действия органов власти и управления по его

предупреждению и одновременно ложно обвиняет конкретных лиц, его действия

подлежат квалификации по совокупности комментируемой статьи со ст. 129 УК (клевета),

или ст. 306 УК (заведомо ложный донос), или ст. 282 УК (возбуждение национальной,

расовой или религиозной вражды), в зависимости от обстоятельств дела.

Заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма, сделанное с целью

отвлечь внимание от действительно готовящегося акта терроризма, лицом, участвующим

в его подготовке, не требует дополнительной квалификации по комментируемой статье.

Эти действия охватываются диспозицией ст. 205 УК (терроризм) как часть подготовки

или совершения акта терроризма.

При поступлении угрозы по телефону Телефон стал основным каналом

сообщений, о заложенных взрывных устройствах, захвате людей в заложники,

вымогательстве и шантаже. Как правило, фактор внезапности, возникающее паническое, а

порой и шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что

человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить

реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.

Если на чей-то телефон уже ранее поступали звонки с угрозой террористической

акции или есть основания считать, что они могут поступить, в обязательном порядке

необходимо установить на телефон автоматический определитель номера (АОН) и

звукозаписывающее устройство. При наличии АОНа необходимо сразу записать

определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.

При наличии звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлечь кассету (минидиск) с

записью разговора и принять меры к ее сохранности. Обязательно установить на ее место

другую кассету. Необходимо помнить, что без номера звонившего и фонограммы

разговора у правоохранительных органов будет крайне мало материала для работы и

отсутствует доказательная база для использования в суде.

При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОНа значительную помощь

правоохранительным органам для предотвращения совершения преступлений и розыска

преступников окажут следующие действия:

 постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;

 по ходу разговора отметить пол и возраст звонившего, особенности речи (голос

— громкий или тихий, низкий или высокий; темп речи — быстрый или медленный;

произношение — отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или

диалектом; манера речи — развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);

 обязательно также отметить звуковой фон (шум автомашин или

железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса);

 постарайтесь определить характер звонка — городской или междугородный;

 обязательно зафиксировать точное время начала разговора и его

продолжительность. В ходе разговора необходимо получить ответы на следующие

вопросы:  куда, кому, по какому телефону звонит этот человек;

 какие конкретные требования он (она) выдвигает;

 лично сам или выступает в роли посредника или представляет какую-то группу

лиц;  на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного;

 как и когда с ним (с ней) можно связаться. Приходится констатировать, что

главным источником «телефонного терроризма» являются дети. Уважаемые родители,

постарайтесь объяснить им, что «шутки» по телефону влекут ответственность в рамках

уголовного и административного законодательства, отвлекают внимание сотрудников

милиции, поскольку много сил и средств уходит на выезды и проверку ложных

сообщений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Экстремизму и терроризму - нет!"

Классный час "Экстремизму и терроризму - нет!" 5 класс...

Классный час по теме «Терроризм: его истоки и последствия».

Цель классного часа: формироватние у учащихся представления о терроризме как историческом и политическом явлении; акцентироватние внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью про...

Классный час "Скажем Нет терроризму!"

Классный час "Скажем Нет терроризму!"...

классный час "Экстремизм и терроризм"

Данное мероприятие нацелено на формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Расширить кругозор учащихся об экстемизме и т...

классный час на тему "Терроризм: трагедия беслана"

в файле содержится презентация и план урока на тему терроризм...

классный час "Мы против терроризма!"

Сценарий  "Мы против терроризма!" создан для проведение классного часа в 5-7 классах....